А начнем мы с небольшого разоблачения…
Точнее — юридически не существует. Чтобы понять, о чем речь, нужно обратиться к статье 27.13 КоАП РФ «Задержание транспортного средства». Строго говоря, эта статья — основа, на которой и строится вся история с принудительным перемещением автомобиля в место хранения. Первый же пункт этой статьи гласит: «В целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью... применяются задержание ТС, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого ТС и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания…». Поэтому юридически правильно — специализированная стоянка или спецстоянка. А штрафстоянка — это просто разговорное название.
Впрочем, куда важнее причины, по которым автомобиль могут отправить на спецстоянку. Они также перечислены в статье 27.13 КоАП РФ. Все нарушения, приводящие к задержанию транспортного средства, можно разделить на следующие группы:
Эти пункты касаются абсолютно всех водителей. Также к ним нужно добавить два пункта, которые относятся в первую очередь к дальнобойщикам и водителям автобусов, маршрутных транспортных средств и т. д. А именно:
Как видите, перечень нарушений, при которых автомобиль могут отправить на спецстоянку, довольно конкретный. К нему нужно добавить случаи, когда у автомобиля имеются неисправности, при которых эксплуатация ТС запрещена (о них мы не так давно подробно рассказывали). Вот, собственно, и все причины.
А что если машина находится в розыске? Или водитель крупно задолжал государству по штрафам или давно не платит своим детям алименты? Как ни странно, здесь применяется уже несколько другая схема. «Сотрудники полиции не занимаются принудительным исполнением постановлений и решений о взыскании, поэтому что-либо предпринять они могут только в случае, если автомобиль объявлен именно в розыск судебными приставами, — пояснил Дрому юрист, адвокат Общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. — Тогда сотрудники полиции должны вызвать на место задержания автомобиля инициатора его розыска — судебного пристава. А уже тот может произвести арест и изъятие автомобиля в рамках именно исполнительного производства».
А что насчет незаконного тюнинга или, скажем, тонировки? Это — не основание для спецстоянки! В таких случаях инспектор ГИБДД может только составить протокол по ст. 12.5 КоАП и назначить штраф. «В некоторых случаях инспекторы выдают некое “предписание об устранении неисправностей” (в основном тонированным автомобилям), и в случае повторного задержания этого автомобиля оформляют протокол по ст. 19.3 за неисполнение законного распоряжения сотрудника полиции. Однако и в таких случаях задержание автомобиля не предусматривается», — пояснил юрист Сергей Радько.
И еще один любопытный момент. Все та же статья 27.13 КоАП РФ разрешает властям не только перемещать автомобиль на спецстоянку, но и задерживать автомобиль «путем прекращения движения при помощи блокирующих средств». То есть, проще говоря, машину могут не эвакуировать, а повесить на колесо «башмак-блокиратор». Хотя будем объективны: на практике такая мера применяется крайне редко.
Без них в нашей стране не обходится ни один закон. Начнем с нарушения правил остановки и стоянки — одной из самых популярных причин для помещения автомобиля на спецстоянку. Как вы уже поняли, статья напрямую связана с принудительной эвакуацией. Поэтому повторим самое важное.
Ваш автомобиль могут эвакуировать:
Как видите, в список попадают многие нарушения правил остановки/стоянки, но далеко не все. Также важно помнить, что согласно действующим трактовкам действие знаков «Остановка запрещена» распространяется в том числе и на близлежащий тротуар и проезды, если они не обозначены знаком 5.21 «Жилая зона». По крайней мере именно такая судебная практика сложилась в Москве.
Отсутствие документов — еще одна популярная причина, из-за которой автомобиль оказывается на спецстоянке. Думаем, не надо пояснять, что лишенным или не имеющим водительских прав вообще садиться за руль запрещено. Любой инспектор ГИБДД, остановивший нарушителя, сразу же задержит его, а автомобиль — отправит «отдыхать». Но вот если вы просто забыли документы дома, возможны варианты. Так, если у вас нет при себе водительского удостоверения или полиса ОСАГО, то в соответствии с ч. 2 ст. 12.3 вам грозит только предупреждение или штраф 500 рублей. И никаких спецстоянок! Но вот если при себе нет свидетельства о регистрации (СТС), вам уже грозит ч. 1 той же статьи, и это — не только предупреждение или штраф 500 рублей, но и задержание транспортного средства (т. е. помещение на спецстоянку). Казалось бы, в XXI веке разница между такими случаями не велика, да и все базы уже давно существуют в электронном виде, но закон непреклонен.
Самое важное, что нужно помнить: задержание транспортного средства — это такая же четкая процедура, как и, скажем, медосвидетельствование водителя. Здесь действует регламент.
Во-первых, инспектор ГИБДД обязан составить протокол об административном правонарушении и протокол о задержании транспортного средства. Причем последний протокол составляется только «в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством». Исключение — нарушение правил остановки и стоянки.
Во-вторых, протокол составляется только в присутствии двух понятых либо при наличии видеозаписи. В протоколе указываются дата, место, время и основание для задержания транспортного средства, а также ФИО и должность принявшего решение лица. И обязательно — название организации, которая исполняет это задержание.
В-третьих, в протоколе обязательно ставится подпись как должностного лица, так и человека, чей автомобиль перемещают на спецстоянку. Причем в случае отказа последнего от подписи обязательно делается соответствующая пометка. «При несогласии с основаниями задержания их обязательно надо указать в протоколе, — напоминает Сергей Радько. — Также необходимо знать, что задержание автомобиля считается совершенным с момента начала движения эвакуатора с погруженным на него автомобилем. Если до этого момента причина задержания устранена (появился владелец автомобиля, припаркованного в неположенном месте, пришел трезвый водитель или привезли документы на автомобиль) — задержание должно быть прекращено, а автомобиль подлежит возвращению законному владельцу», — добавляет адвокат Общественного движения автомобилистов «Свобода выбора».
Наконец, в-четвертых, в случае признания вины водителя автомобиля, помещенного на спецстоянку, оплата услуг по перемещению и хранению ТС ляжет на его плечи. А вот если водителя оправдают, платить будет государство из бюджета — как за эвакуацию, так и за хранение автомобиля на самой спецстоянке. Кстати, при возвращении машины со спецстоянки нужно со всей ответственностью отнестись к ее состоянию — обязательно осмотрите на предмет повреждений. И если обнаружатся какие-то царапины, вмятины, отсутствие деталей и т. д., в акте ни в коем случае нельзя ставить подпись об «отсутствии претензий» — нужно указать все повреждения!
Если штрафы за нарушения ПДД в России определены федеральным КоАП, то стоимость перемещения и хранения автомобиля на спецстоянке задаются на местном уровне — т. е. субъектами Российской Федерации. Причем ч. 11 ст. 27.13 прямо об этом говорит, ссылаясь на приказ ФАС от 15.08.2016 «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты».
Как нетрудно догадаться, самые высокие тарифы на перемещение и хранение автомобиля на спецстоянке действуют в Москве. Так, эвакуация в столице привязана не только к классу транспортного средства, но и к его мощности. Например, владельцы мотоциклов и автомобилей мощностью менее 80 л.с. заплатят 4050 рублей, владельцы легковых машин мощностью 80–250 л.с. отдадут 6450 рублей, а если двигатель автомобиля развивает свыше 250 л.с., выложить придется уже 9050 рублей. Разумеется, все это — без учета самого штрафа за нарушение ПДД (например, за неправильную парковку). К сумме придется добавить 1250 рублей (640 в случае мотоцикла) за каждые сутки хранения ТС, за исключением первых. Правда, с недавнего времени и на тарифы принудительной эвакуации, и на стоимость хранения действует скидка 25%, но только в том случае, если вы произведете оплату до того, как заберете автомобиль. То есть прямо на спецстоянке. (Настоятельно рекомендуется делать именно так).
Тарифы на эвакуацию автомобиля и хранение машины на спецстоянке в Санкт-Петербурге гораздо гуманнее московских. Так, здесь не делают разницы между мотоциклами, малолитражками и мощными автомобилями — владельцы одинаково заплатят 3004 рубля (ох уж эта питерская интеллигенция с ее педантичностью!) за перемещение машины. Хранение на спецстоянке оценивается по часовому тарифу, который для владельцев легковушек оценивается в 54 рубля. Таким образом, сутки хранения автомобиля обойдутся в 1296 рублей.
В Краснодарском крае схема тарифов на принудительную эвакуацию еще хитрее и зависит от населенного пункта. Например, в Сочи эвакуация обойдется в 3000 рублей, а час хранения машины на спецстоянке — в 83,3 рубля (сутки = 1999,2 руб.), в Геленджике — в 2392 и 50 рублей за час, в Краснодаре — в 2500 и 30 рублей, в Туапсинском районе — в 2444 и 30 рублей соответственно. Относительно хорошая новость для водителей заключается в том, что в Краснодарском крае с ноября 2020 года неправильно припаркованные автомобили не эвакуируют. Правда, власти уже пообещали пересмотреть эти правила в самое ближайшее время.
В Новосибирской области водители мотоциклов и легковых автомобилей заплатят за принудительную эвакуацию 1750 рублей. К этой сумме нужно будет прибавить стоимость хранения автомобиля на спецстоянке, которая составляет 22,4 рубля за час для мотоциклов и 44,8 рубля — для легковых автомобилей независимо от их класса.
В Приморском крае тарифы на перемещение автомобилей на спецстоянку и хранение тоже зависят от населенного пункта. Например, во Владивостоке они вполне сопоставимы с московскими. Скажем, владельцы мотоциклов и маломощных легковушек (до 80 л.с.) заплатят 3000 рублей за перемещение автомобиля, владельцы легковых автомобилей с двигателем мощностью 80–250 л.с. — 5000 рублей, а владельцы легковых ТС с мотором мощностью свыше 250 л.с. — 7000 рублей. К этой сумме прибавится стоимость хранения ТС на спецстоянке, составляющая 500 рублей для мотоциклов и 1000 рублей для владельцев легковых машин, независимо от типа двигателя. Точно так же, как и в Москве, первые сутки хранения ТС на спецстоянке бесплатные, а при быстрой оплате «услуг» на штрафстоянке водитель может получить скидку 25%.
В общем, как вы убедились, тарифы на принудительную эвакуацию и хранение автомобиля на спецстоянке напрямую зависят от региона, доходов жителей и, конечно же, чувства меры местных чиновников.
Как видите, в теории в перемещении автомобиля на спецстоянку нет ничего экстраординарного, и в последовательности действий вполне можно разобраться. Однако жизнь, как всегда, интереснее всех теорий. Вот одна из ситуаций: жарким летним днем житель Москвы припарковал свой автомобиль, оставив открытым люк. Пока он ходил по своим делам, машину успели забрать на спецстоянку из-за нарушений правил парковки. И все бы ничего, но пока водитель ездил забирать свою «ласточку» и оплачивал штраф, жара сменилась на не менее летнюю грозу… Разумеется, салон автомобиля через открытый люк залило водой.
Как пояснил Дрому руководитель юридического отдела Общества защиты прав автомобилистов Равиль Ахметжанов, такие случаи, к сожалению, не единичны. Хотя при перемещения автомобиля на спецстоянку машина «пломбируется», а иногда часть кузова обматывается специальной пленкой, сотрудники уполномоченных организаций не обращают внимания на открытые люки, опущенные стекла, спущенные шины и т. д. При этом ответственность за состояние машины, оставленной на спецстоянке без укрытия, данные организации фактически не несут. В связи с этим роль может сыграть и то, сколько времени автомобиль провел на спецстоянке без укрытия. «В 2019 году был помещен на спецстоянку Mercedes Sprinter. Это был дизельный автомобиль с кузовом, обклеенным рекламой. В общей сложности он простоял на спецстоянке около пяти месяцев. Поскольку хранение машины происходило без какого-то укрытия, в негодность пришли рекламные наклейки, к тому же был поврежден аккумулятор. Само собой, автомобиль потом потребовал определенного ухода», — поделился случаем из собственной практики Равиль Ахметжанов.
Небольшим утешением водителю служит то, что все автомобили, перемещаемые на штрафстоянку, застрахованы. То есть владелец может попытаться получить компенсацию повреждений салона через страховую компанию. И конечно, еще остается суд, в который можно обратиться при любом случае повреждения автомобиля. Хотя гарантий возмещения, понятное дело, никто не даст. К тому же залитый водой салон — это еще полбеды, иногда встречаются случаи и похлеще. Так, известно об одной истории, когда в 2014 году сотрудники ГИБДД за нарушение правил перевозок отправили на спецстоянку КАМАЗ. И все бы ничего, если бы кузов грузовика не был заполнен… горячим асфальтом! Нужно ли говорить, что с ним случилось за время нахождения на штрафстоянке?!
А вот другой интересный случай, связанный с перемещением автомобиля на спецстоянку, произошел зимой 2020 года. Тогда сотрудники ГИБДД в Москве задержали бэтмобиль. Конечно же, это была искусно изготовленная реплика по мотивам автомобиля из комиксов и художественных фильмов. Несмотря на то, что транспортное средство привлекало внимание окружающих, стражи порядка были непреклонны: водитель нарушил сразу несколько пунктов ПДД, а именно — управлял незарегистрированным транспортным средством, не получившим допуск на дороги общего пользования, к тому же — с превышением допустимых норм габаритов. А тут уже не важно, бэтмобиль у тебя или нет — он отправляется на спецстоянку.
А иногда бывает и так: гражданину приходится отвечать за автомобиль на спецстоянке, который… ему уже не принадлежит! Именно такой вопиющий случай рассматривается сейчас в Мосгорсуде. Ситуация очень простая: в 2016 году автовладелец продал старенькие «Жигули» и благополучно о них забыл. Однако спустя четыре года получил иск от АМПП (Администратор московского парковочного пространства) на сумму 1,5 млн рублей за хранение машины на спецстоянке. «Как оказалось, покупатель не перерегистрировал автомобиль и припарковал его в запрещенном месте, откуда машину и эвакуировали. Поскольку автомобиль был очень дешевый, новый собственник не пришел его получать — и он благополучно хранился на спецстоянке несколько лет, по истечении которых АМПП решили взыскать с его номинального собственника, на которого автомобиль зарегистрирован в ГИБДД, стоимость хранения за весь период», — пояснил Дрому юрист Сергей Радько. Интересно, что суд первой инстанции над пострадавшим автомобилистом «сжалился», хотя и обязал взыскать с него 50 000 рублей, решение устояло и в апелляции. А вот в кассационной инстанции с такими выводами не согласились и поддержали довод, что оплату за хранение автомобиля можно взыскивать только с фактического нарушителя. Сейчас дело вернули в Мосгорсуд на повторное рассмотрение. Тем не менее оно очень хорошо показывает, с чем может столкнуться автовладелец, если его машина (даже бывшая!) оказалась на спецстоянке. Поэтому в интересах автомобилиста сделать все от него зависящее, чтобы до этой ситуации не дошло.