Пескоструйная очистка — это холодная обработка поверхности обычным кварцевым песком (или иным абразивным материалом), распыляемым потоком воздуха. Частицы абразива за счет энергии сжатого воздуха разгоняются, набирают кинетическую энергию, а затем бьются о поверхность изделия и уже за счет своей энергии воздействуют на обрабатываемую площадь. Краска или ржавчина откалываются и улетают вместе с абразивом.
Тут надо понимать, что различные материалы переживают пескоструйную обработку по-разному. Фото, представленные ниже, наглядно показывают, как переносят воздействие песком автомобильный диск и дерево.


Альтернативными абразивными материалами могут быть ореховая скорлупа, стекло, металлическая дробь, купершлак (отходы при производстве меди), сода. Подбор абразива зависит от свойств поверхности и доступности самого абразива. Как действуют различные абразивные материалы, сам видел на практике. Так, при мне археологам чистили выкопанные из земли фляжки времен Второй мировой войны содой. На производственной площадке противовесы у портовых погрузчиков обрабатывали дробью. А купершлак использовали друзья-маляры, прогоняя его через установку несколько раз.
Вот примеры того, с чем ко мне обращались автомобилисты.


Время не пощадило кузов этого Volkswagen Golf 3: ржавчина и сквозные дыры под слоем антигравия и мастики. Чистить его специальной щеткой — работа долгая и неблагодарная.
В этом случае, чтобы удалить ржавчину, кузов локально обработали пескоструем. Желтое напыление (на фото) — кислотный грунт, который наносят на оголенный металл (чтобы он не заржавел, пока не попадет в малярную мастерскую).
С этим клиентом был связан и негативный опыт. В песок попал то ли камушек, то ли кусочек оторвавшегося металла — под воздействием мощной струи он вылетел и разбил стекло двери автомобиля. С тех пор мы всегда предупреждаем клиентов о возможных повреждениях. Кто-то после этого снимает стекла, кто-то прикрывает картоном. Некоторые клиенты меры предосторожности игнорируют — пару стекол в процессе мы побили.
Также надо понимать, что после очистки в салоне образуются «дюны», все полости и воздуховоды, сиденья и ковры — в песке.
Однажды пришлось обрабатывать платформу эвакуатора, которую разъела ржавчина. На тотальную обработку поверхности потребовалось шесть часов и 280 литров песка. Владельцу лишь оставалось привести в порядок платформу, поработав краскопультом.
Популярна процедура и у реставраторов. Как-то пескоструем обрабатывали ЛуАЗ-969 и ГАЗ-12 ЗИМ. ЛуАЗ был покрашен настолько неряшливо, что ЛКП с него просто сдувалось. ЗИМ удивил толщиной металла: как будто на кузов шли остатки проката после строительства бомбоубежищ и танков.
Наведывалась к нам в мастерскую и крупная техника. Как-то приезжал МАЗ на чистку рамы. Впервые увидел на практике, как у грузовика снимают и надевают колеса: за край колесо поднимают и ставят вертикально, затем с помощью рычага его немного приподнимают и накидывают на ось.
Конечно, готовили различные «мелкие» железки перед покраской.
Выезжали на очистку кузовов ретроавтобусов, корабельных пушек в музее, на производство грузовых прицепов, да много еще куда.
Много работы было проведено с кузовом этого VW Golf II. У машины и ее хозяина интересная история и сложный проект. Все днище кузова и подкапотное пространство мы очистили от краски и защитного покрытия. Затем из всех полостей кузова пылесосом удалили остатки песка. Если этого не сделать, то забившийся в щели песок наберет влагу, будут образовываться очаги ржавчины. После кузов подварили, нанесли грунт. Его жизнь продлена на ближайшие лет двадцать.
Наш участок по чистке работал только по выходным, красили порошком по вечерам в будни. Проблем с заказами не было. Два из трех клиентов шли по принципу «сарафанного радио», остальные приходили по размещенному в интернете объявлению. Периодически приходилось закрывать объявление — не справлялись с объемом. Услуга востребована — насколько знаю, и конкуренты завалены заказами.
Оборудование мастерской состоит из компрессора и пескоструйной установки. Но большинство начинают с того, что пытаются работать простейшим пескоструйным пистолетом за 1500 рублей из магазина запчастей и обычным поршневым компрессором.
В таком пистолете песок засыпается в бочонок, оттуда его и подхватывает поток проходящего воздуха. Собственно, это принцип работы краскопульта.
С позиции своего опыта скажу — это бесполезная игрушка, которой можно разве что сбить легкий налет ржавчины на небольшом участке. Некоторые автосервисы обрабатывают такой «техникой» кромки крыльев, когда те только начинают «цвести». Дешево и сердито! Серьезную ржавчину такой пистолет только пощекочет.
Существуют разные модификации таких пистолетов с различным расположением бачка, но суть их работы примерно одинакова.
Следующий уровень — уже полупрофессиональные изделия: напорные бачки. Многие делают их сами, что позволяет немного сэкономить. На фото представлен пример такой установки, взятый из интернета. Но есть и бачки заводского исполнения, которые продаются в крупных магазинах с инструментом. На DIY-маркетплейсах представлены продукты фирмы «Сорокин», Wiederkraft, «ОДА-Сервис» и других. Разброс цен от 10 000 до 25 000 рублей. Но к таким установкам нужен уже более производительный компрессор. Главной характеристикой будет расход воздуха, и чем он выше — тем дороже будет компрессор. Распространенные компрессоры с объемом ресивера порядка 100 литров и расходом воздуха в 400 литров в минуту стоят около 50 000 руб. Работать с ними можно, но это будет долго — придется все время ждать, когда компрессор накачает воздух в ресивер. Новые компрессоры для комфортной работы будут стоить уже от 200 000 рублей.
В целом комплекты из небольшого пескоструйного аппарата и компрессора со своими узкими задачами справляются. Обычно такими комплектами пользуются в автомастерских для чистки небольших деталей или локальных участков кузовов автомобилей. Плюс в том, что таким оборудованием можно работать в небольшом помещении или пескоструйной камере.
У самодельных, да и промышленных аппаратов главный минус — применение фактически сантехнических кранов. Все запорные части такой арматуры быстро изнашиваются потоком песка. Также не отличаются надежностью широко представленные поршневые компрессоры, которым приходится работать при высоком расходе воздуха нон-стоп.
Третий уровень — по-настоящему профессиональное оборудование, к которому я в итоге и пришел. Для работы на таком уровне понадобятся винтовой компрессор с дизельным приводом, пескоструйный аппарат, специальные шланги и пескоструйное сопло. Если не хотите убить работника, то нужен еще шлем с подачей воздуха и воздушный фильтр. А также то, что сможет все это возить на себе или таскать за собой, если есть планы работать на выезде. Все профессиональное оборудование продается в специализированных магазинах и стоит солидных денег.
Самая дорогая часть профессионального комплекта — винтовой компрессор, который должен поддерживать постоянное давление и расход воздуха. Работает он за счет дизельного двигателя. Вещь крайне надежная — говорю с позиции своей практики: работал почти без сбоев и зимой, и летом. У меня был Kaeser М70 без шасси. Индекс 70 говорит, что компрессор может обеспечить расход воздуха до 7 м³/мин. Цена такого компрессора в районе 1,5 миллиона рублей. Свой покупал у частника, который, в свою очередь, брал компрессор за границей в состоянии б/у за 300 000. Через три года я продал установку — за те же 300 000. По-настоящему качественное профессиональное оборудование в цене практически не теряет.
Но могу сказать, что данный компрессор был даже избыточен. Можно было купить меньший по габаритам и с меньшим расходом воздуха — до 5 м³/мин.
Лучшие производители компрессоров — Kaeser Kompressoren, Atlas Copco, Atmos, но многие мастерские работают и на ЗИФах. Я бы советовал покупать б/у компрессор именитого бренда из Европы.
Второй важный компонент мастерской — пескоструйный аппарат напорного типа — то есть та производственная часть, куда засыпается песок. На сленге мастеров — «бочка». Компрессор нагнетает давление в «бочку» и разгоняет песок, который вылетает через шланги и специальное сопло. Оператору остается лишь направить сопло на обрабатываемую поверхность.
В целом у пескоструйных аппаратов очень простая конструкция. Я пользовался продукцией компании «Пневмостройтехника», нареканий не было. Топовым брендом, производящим оборудование для пескоструя, считается Contracor. Цены разнятся от 40 000 до 130 000 рублей.
Работа с абразивами сильно, но не критично, изнашивает оборудование. Вот бочка после покупки и через год не самого активного использования.
Основные аксессуары: сопла, шланги, фитинги, шлем, очиститель воздуха для шлема, — обойдутся еще тысяч в 150.
Большая стоимость оборудования окупается его высокой надежностью.
Но минусом серьезной техники может стать место работы. Все оборудование надо где-то хранить, оно тяжелое и имеет большие габариты. Работать нужно либо на улице, либо иметь большой ангар, так как будут привозить крупные изделия — например, кузова грузовых машин.
Профессиональная дизельная установка будет слишком дорога при небольшом объеме работ. С другой стороны — если площадь очищаемой поверхности большая, то и бочка с компрессором нужны соответствующие.
Для тех, кто решит попробовать заработать на данной услуге, я бы посоветовал начать с полупрофессионального оборудования и заняться чисткой всякой мелочовки, на которую имеется устойчивый спрос. Оборудование стоит приемлемых денег и можно уложиться до 300 000 рублей за весь комплект. И уже в процессе работы станет ясно, имеет ли смысл расширять производство. Но надо понимать, что на уровне полупрофессионального оборудования невозможно заработать на хлеб с маслом и колбасой. Это может стать лишь дополнением к существующему делу, скажем, в малярном цехе.
Плюсом может служить вариант мобильного бизнеса — пескоструйщики со своим оборудованием сами могут выехать к клиенту.
Но по большому счету в пескоструйной обработке, по сравнению с другими видами очистки кузова и деталей, плюс только один: невысокая стоимость и быстрота выполнения услуги.
Ведь есть другие способы очистки металлических деталей — скажем, химическая. У конкурентов видел ванну с химией, куда деталь погружается полностью и отмачивается. Затем спецсредствами все смывается вместе с прежним лакокрасочным покрытием. Благодаря такой процедуре нет никаких проблем с изменениями привалочных плоскостей, нет и пыли. А вот ванны с химией для целого кузова автомобиля я встречал только в заграничных роликах на YouTube. В российских условиях в помощь — кисточка и мощь отечественных химических предприятий. Однако это долгое и утомительное занятие.
Хочу вспомнить шутку, которая ходила в компании владельцев старых VAG: востребованной будет услуга по погружению наших гнилых машин в ванну с WD-40 перед началом ремонта, требующего откручивания болтов и гаек.
Минусов «у пескоструя» хватает. И главный — вред для здоровья от работы с кварцевым песком. В первую очередь он вызывает болезнь (силикоз) легких. Совсем недавно были отменены санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.2.1327-03, которые запрещали проведение пескоструйных работ с применением сухого кварцевого песка. Так что мастерам надо серьезно думать о средствах защиты, лучше всего работать в шлеме с принудительной подачей воздуха.
Клиенту стоит уйти подальше и не дышать песочной пылью, которая распространяется на несколько метров вокруг. Также не стоит стоять близко к оператору пескоструя, так как он может случайно направить на клиента сопло аппарата. Такое часто бывает, когда оператор кладет или отводит в сторону шланг для того, чтобы поправить или поменять детали, посмотреть, что происходит с предметом его работы. Попасть под струю песка на расстоянии нескольких метров по ощущениям на коже сродни ожогу.
Еще один минус для клиента: деформация тонкого металла. При ошибках с подбором давления крылья и плоскости дверей автомобиля после обработки будут выглядеть, как мятая бумага. Вот, например, как наша мастерская напортачила с обработкой тонкой защиты цепи велосипеда: металл сильно деформировался.
Следующий аргумент со знаком минус — истончение металла. Частицы песка отбивают не только требуемые ржавчину и краску, но и частицы металла. Вполне может случиться, что после чистки уже нельзя будет привариться к остаткам, так как металл станет толщиной с фольгу.
Ну и последнее, что я вынес из практики: глубокую коррозию, которая ушла внутрь металла, песком не выбить. Честно — «зараженный металл» уже не вылечить, только ампутировать.
Слышал еще аргументы про забеливание и запыление металла. Но это (на моей практике) не было критично.
Стоимость услуг у всех на рынке плюс-минус одинаковая. Для собственных расчетов мы приводили все к условной цене за час, куда входили:
- Стоимость песка. Стандартный биг-бэг (тонна) с доставкой — 2500 рублей. За восемь часов работы можно потратить мешок. Затраты в час около 320 рублей.
- Расход солярки до 4 литров в час. Сейчас она стоит 52 рубля за литр. Итого 208 рублей в час.
- Работа оператора. 600–625 рублей за час.
Итого 1153 рубля чистых затрат за час. Цифры постарался привести к 2021 году. К удивлению, они не сильно поменялись с 2019 года.
Дальше идут мои субъективные расходы. Аренду я не считаю, у каждого она своя, мы периодически чистили что-то для владельцев территории и на этом расходились. Амортизацию считали примерно из расчета «месячный платеж по кредиту, разделенный на работы» — в районе 1000 рублей. И сверху накидывали прибыль 500 рублей в час. Получается, для нашей фирмы было выгодно работать в среднем за 2600 в час.
А дальше начинаются тонкости бизнеса. Держа в голове 2600 руб/ч, называешь клиентам цены, чтобы находиться в районе рентабельности. Играет роль множество факторов, главным из которых был размер изделий. За мелочовку можно называть цену выше и значительно превысить заработок 2600 рублей в час. С крупными изделиями (металлоконструкции, автомобильные кузова) надо быть аккуратными и понимать, что уйдет время на кантование и подготовку. Правильно скомпоновав работу, на мелочовке и крупных заказах можно выйти на требуемые 2600 рублей за час.
Как клиенты реагируют на эти цены? Нормально. «Пескоструек», работающих с физическими лицами, даже в большом городе мало. И клиенты выбирают сервис больше по месторасположению. Есть мифическая цена за квадратный метр чистки, к которой апеллируют клиенты, но она актуальна только для условной идеальной стены у юридического лица с заказом на несколько сот тысяч. После такого объяснения клиенты сдаются.
Ну а вообще после нескольких лет работы мы решили закрыться и распродать оборудование — в качестве дополнительного заработка это слишком малорентабельный и тяжелый бизнес.