Итак, начнем с самого начала. Мне 30 лет. И я очень сильно люблю автомобили. И очень сильно не люблю, когда обманывают. У меня все начиналось как у всех — банальная мальчишеская страсть к машинкам и машинам. Если игрушки, то в основном автомобили. Но нравилось не только ими играть, а разбирать на детальки и смотреть, как они устроены. Ну а потом собирать обратно.
Естественно, это давало только схематичное представление, поэтому мне очень нравилось проводить время с отцом в гараже. Где он разбирал, ремонтировал и собирал, как сейчас помню, Toyota Chaser в 81-м кузове с мотором 4S. Да, не Марк-«черностой» с 1G-GTE, но для меня, мелкого, и это было на уровне космолета. Уже с более-менее осознанного возраста я под руководством отца ремонтировал и собирал наш семейный Nissan Serena 1991 года. Это был мой первый опыт в личном «рукоприкладстве» к настоящей машине.
В мои 15 лет в нашей семье появился Great Wall Safe. Один из тех самых «китайцев», что были копиями японских автомобилей — классических и надежных. В данном случае это был клон Toyota 4Runner с бензиновым двигателем 4Y. Конструкция старая, хорошая и надежная. Но исполнение и материалы приводили в ужас. Соответственно, после пары лет пользования этот автомобиль активно начал сыпаться. И так как у меня не было на тот момент личной машины, я интенсивно использовал нашу семейную. Поэтому уже мне лично приходилось заниматься ремонтом, обслуживанием и содержанием этого колесного кошмара. Конечно, был и положительный момент. Я укрепил свои технические знания путем изучения (не только теоретического, но и практического) всех механизмов, узлов и принципов работы автомобиля.
Сначала в моем личном распоряжении была старенькая Toyota Sprinter Marino. Но юношеские амбиции заставляли двигаться дальше. Без серьезных сумм это было невозможно, и, по сути, оставался единственный выход. Приобретать автомобиль в хорошем общем состоянии, но с нюансами, которые прилично снижали стоимость.
Ну и чтобы исправление этих недостатков было не столь критично для меня и не сильно било по финансам. После исправления недочетов, накатавшись на этой машине, я отправлял ее на Дром со своим интересом. Скорректировав состояние вложением сил и средств, считал возможным накинуть стоимость. Согласен, метод напоминает перекупский. Однако есть одна важная ремарка! Автомобили всегда брались изначально для личного пользования. То есть детально изучались. Что тогда, что сейчас, я не могу себе позволить ездить на откровенном хламе. Даже битые машины никогда не брал. Кто-то назовет это снобизмом, но это один из моих принципов, которые лежат в основе теперешней деятельности как автоподборщика. Тем более что в какой-то момент пришел к выводу, что можно отсмотреть, скажем, десяток экземпляров конкретной модели, но куда продуктивнее для выяснения всех ее качеств провести с ней недельку-другую. Или дольше. Так что стал приобретать себе автомобили в недолгое пользование. И клиентам уже рассказывал не только об их технических нюансах, но и ходовых и потребительских качествах.
Забегая вперед, скажу, что машин у меня было много. Разных — бюджетных, моделей бизнес-класса, лево- и праворульных. Ездил на разных «автобусах», гибридах и кроссоверах, привезенных из Японии, купленных в свое время у местного дилера или доставленных из Москвы либо Питера. Буквально по каждому автомобилю могу дать какое-то резюме. И рассказываю клиентам, пусть это и мое субъективное мнение.
Одно из последних приобретений — свежий «Мерс» с внутреннего рынка Японии, то есть с правым рулем. Купил у друга, только-только ввезшего его в РФ. Собирался год наслаждаться эксплуатацией (платить полный утильсбор никто не хочет). Хотя и знал о многих коварных нюансах «немцев». Однако после того как вложил 50 000 рублей в какую-то ерунду (поменял блок термостата и масло; потекла маслотрубка, входящая в блок двигателя), решил, что даже едва ли не новый «немец» довольно обременителен в обслуживании. Другого товарища это не смутило, и он забрал его у меня без регистрации на себя.
В общем, даже на тему просто качеств тех или иных моделей с некоторыми потенциальными заказчиками можем говорить часами. Хотя в общей массе клиентов, конечно, попадаются неадекваты, которые хотят за минимальную для рынка сумму идеальный экземпляр. К примеру, еще до всяких пандемий — Touareg за полмиллиона. Чтобы ездил и не ломался. Но, повторюсь — возможно, это требует отдельного разговора.
Возвращаюсь к началу пути. За год путем подобных манипуляций я дошел до своей пацанской мечты — Toyota Land Cruiser. Ждать еще один год до «Сотки» не хотелось, и я взял себе Prado в 95-м кузове. И тогда случился поворотный момент, который определил мою дальнейшую деятельность. Я просто сидел с документами от автомобиля и до меня начало доходить, что по большому счету мне просто повезло — я купил беспроблемный автомобиль. Ведь их угоняют и перебивают! Что помимо всех технических моментов (которые я на тот момент знал, как оказалось, достаточно поверхностно) существует еще и целый пласт юридических тонкостей.
Вот с тех пор я и начал детальное изучение не только всех технических моментов, но и юридических. Словом, почти в самом начале этой работы занялся самообразованием. Копал информацию обо всех вариантах мошенничества или спорных вопросах при продаже/регистрации. Изучал шрифты, которыми наносятся номера кузова и VIN. Анализировал правильное оформление сделки купли-продажи от физического и юридического лица со всеми тонкостями. Типы обременений, залоги, наследуемое имущество и т. д. Через общих знакомых вышел на людей, что перебивают/переваривают «планки». И воочию видел, как это делается и каким образом можно это определить на автомобиле, у которого уже собран салон или смонтированы пластиковые элементы в районе моторного щита.
В техническом плане я обучался у специалиста, который научил пользоваться диагностическим оборудованием и иными методами диагностики. Тогда я взял за правило, что пресловутое «чтение ошибок» — это совсем не диагностика. Тут нужен мониторинг всех рабочих параметров, сопоставление и анализ полученных данных для выдачи диагноза либо указание направления для дальнейшей диагностики. В конце «нулевых» и начале 2010-х не было хороших мультимарочных сканеров.
Приходилось приобретать достаточно простой для сегодняшнего времени «мультимарочник» и уже к нему докупать профильные сканеры почти для каждой популярной у нас марки. Это оборудование являлось самым дорогостоящим, его стоимость запросто тогда переваливала за 100 000 рублей. К тому же все это нужно было периодически дополнять и обновлять. В итоге я даже перестал считать, в какую сумму на текущий момент обходится мне мое оборудование.
Много проводил времени с мотористом. Изучал двигатели наших популярных автомобилей и их неисправности. Так в моем арсенале появился любимый технический стетоскоп, который никого не оставлял равнодушным, когда я его надевал и приступал к осмотру аки доктор-терапевт на приеме. Реакции были разные: от насмешек до уважительного кивка. Дополняли картину компрессометр и в дальнейшем профессиональный управляемый эндоскоп.
С малярами и мастерами кузовного дела также набирался опыта в поисках следов ремонтных работ. А по инструментарию тут все банально: есть любимый толщиномер для оценки масштабов и качества ремонта, а также различные фонари и зеркала для осмотра скрытых полостей.
И вот я стою на пороге начала своей профессиональной деятельности. На этот момент я еще учусь в институте на горного инженера, параллельно работаю управляющим в небольшом автоцентре. Выкладываю на Дроме и других площадках объявление об оказании услуг. Конкуренция на тот момент была практически никакая. Буквально два объявления со схожей тематикой на весь регион. Больше встречал только по Москве и Питеру. Знаю, что были некие помощники по покупке автомобиля в Приморье. Не то что сейчас, когда каждый хозяин толщиномера или банальный «перекуп» мнит себя профессионалом и предлагает автоподбор. Тогда просто никто, за исключением буквально единиц, не знал о таком виде деятельности и что существуют подобные люди.
Для меня это все начиналось как хобби, которое мне было дико интересно. Я буквально болел автомобилями и хотел хоть так быть к ним причастным. Только по мере получения знаний и опыта стал монетизировать буквально в минимальном объеме свои услуги. На первоначальных этапах, помогая родным и близким в поисках автомобилей, ценники не загадывал. Но они баловали меня в качестве благодарности всякими «плюшками» для машины. А мне и так было приятно просто копаться в автомобилях.
В какой-то момент мне стало сложно совмещать учебу, работу и хобби. В автоцентре появлялся утром и вечером, а весь день тратил на осмотры машин. И хотя в той организации зарабатывал неплохо, выбор в итоге сделал в пользу автоподбора. Посчитал, что такое совмещение некорректно — вредит той и другой деятельности — и уволился. С тех пор полностью погрузился в автоподбор. А так как я очень увлеченный человек, то вскоре не осталось времени и на учебу. Тогда я бросил институт на четвертом курсе из-за банального отсутствия интереса.
По мере работы и изучения рынка стали приходить предложения от продавцов о «договорной сделке». Грубо говоря, если я порекомендую клиенту именно тот автомобиль (который, очевидно, не самого лучшего состояния и о нем придется врать), то получу откат. Суммы были очень разные — от 10 000 рублей за недорогой автомобиль до 100 000 за крупный внедорожник. Короче говоря, деньгами заманивали, и не раз. К примеру, стоят две Toyota Corolla Fielder — одного года, оснащения и состояния (очень неплохого). По одинаковой стоимости. Но в один из универсалов необходимо немного вложить, буквально какую-то «копеечку». Я со своей стороны клиенту, естественно, рекомендую покупать тот «вагон», в который вкладываться не надо совсем. А продавец второго отводит меня в сторону и предлагает какую-то денежку за помощь в продаже своего. Немного — 10 000–15 000 рублей. Но в рамках одного осмотра это нормальная сумма.
Нередко в самом начале моей работы динозавры-«перекупы» и таращили глаза, и шарахались, и стебались над чудаковатым парнем, который сейчас будет мерить, слушать, «читать» автомобиль. Кто-то не давал смотреть из-за банальной боязни за машину — «спалишь, сожжешь мне проводку». Я, естественно, не настаивал, не переубеждал, поскольку изначально взял за правило — портить чужое имущество нельзя.
Другие знали, что в автомобиле есть серьезные «косяки», и остерегались того, что информация о них появится в каком-то более-менее открытом доступе. В общем, тоже категорически были против любого осмотра. Бывало, что сегодня смотришь автомобиль на рынке и в силу объективных причин не советуешь его приобретение. А назавтра у тех же «продаванов» нужно опять смотреть машину. Или где-то поблизости. А они бухают, агрессивны и предъявляют претензии. Впрочем, до реальной драки доходило лишь однажды. Не исключено, потому что сам я немалых габаритов. Либо по причине того, что все эти наезды не более чем понты в расчете на лоха.
Попадаются среди «перекупов» и люди вполне адекватные. Точнее даже, есть такая категория продавцов, которые приобретают для перепродажи автомобили в хорошем состоянии. Не скажу о их наваре. Но не раз встречал у «перекупов» достойные экземпляры. Так что надо бы развеять тот миф, что автоподборщики всегда против «перекупов». Просто надо подходить ко всему с трезвой головой. Хоть я и предпочитаю покупать автомобили от собственников, но безопасно и хороший вариант можно иногда взять у «перекупов».
На моем пути встречалось и немало мошеннических схем. Обычно я молча разворачиваюсь и ухожу от таких вариантов, оставляя информацию о подобных экземплярах в секрете. Все-таки мне не нужны проблемы, пусть это будет на совести злоумышленников. Главное, я уберег своего клиента. Но несколько запоминающихся случаев все же отмечу. Смотрел RAV4 в безупречном состоянии. У этого «перекупа» до этого только за прошлый месяц мои клиенты приобрели два хороших автомобиля. И на этот раз предложение выглядело заманчивым. «Паркетник» конца 2000-х в отличном состоянии, с небольшим пробегом (что-то около 60 000 км, которые выглядели реальными), приехавший из Москвы и за адекватную стоимость.
В итоге он оказался перебитым «двойником». Продавец даже попросил подразобрать салон и изучить детально номерную часть. Номер там выбит на усилителе под сиденьем.
Подозрительным показалось то, что из-под наклеек в дверных проемах немножко, но все же выглядывает клей, видимый в ультрафиолетовом свете. К тому же и сам материал наклеек, как выяснилось, не заводской.
На мой взгляд, это была одна из самых красивых и качественных подделок. А продавец, никак к этому не причастный (самого обманули), естественно, был в шоке. Объявление о продаже «Равика» пропало. Но, к сожалению, через несколько лет его купил знакомый, и при постановке на учет автомобиль забрали на экспертизу. И только спустя несколько лет отдали владельцу обратно в Москву. Попадался Peugeot 4007, у которого в блоке управления двигателем нашелся номер, отличавшийся от того, что под лобовым стеклом. Причем VIN, прописанный в ЭБУ, относился к автомобилю, числящемуся в угоне.
Еще один вопиющий случай был с бандой, которая делала «двойников» из «конструкторов» при помощи поддельных документов. Их особенностью было то, что с покупателем приезжали к отделению ГИБДД, где ряженый «сотрудник» на улице забирал документы «для быстрого оформления». По факту же в соседней машине просто печатались поддельные ПТС и СТС с данными нового владельца. Я с ними познакомился на осмотре Delica D:5 для моего постоянного клиента из Москвы.
Но после осмотра мне все стало ясно, с продавцом я распрощался. А через год позвонил следователь и попросил явиться для дачи показаний. Оказывается, банда обманула своих жертв на 25 000 000 рублей, и на тот момент еще вскрывались новые эпизоды. Позже мои клиенты рассказывали о том, что у них на посту ГИБДД проверили документы, сверили номера и забрали их Honda Stepwgn. Минивэн опять же оказался в угоне. А был продан и поставлен на учет той самой группой мошенников, один из которых обряжался гаишником и «помогал» с регистрацией.
Возникала у меня идея создать агентство по подбору автомобилей со штатом сотрудников. Даже взял несколько человек, которые в городе и по области осматривали автомобили. И все равно все эти машины я пропускал через себя. Попутно отказываясь от отдельных своих «работников». Остался один, как мне тогда казалось, толковый. Но в итоге и он «споткнулся» на Honda CR-V. Посмотрел и оценил как в принципе неплохую. Разве что слегка «поджатую» спереди. Когда же «паркетник» увидел я — буквально офигел. Вся передняя часть у той Хонды была собрана заново, «телевизор» помят, подушки отстрелянные. В «приборке» не горели лампочки на систему пассивной безопасности. Это ведь можно было заметить! В общем, расстался я и с этим человеком.
В итоге меня хватило на год такого сотрудничества. В том числе из-за возможности банального подкупа. Сотрудники работали от моего имени, и, соответственно, из-за договорных сделок могла пострадать моя репутация. Также были трудности с обучением. Парни видели во всем этом исключительно работу ради денег, неважно каким путем полученных. Свой вклад в принятие решения работать без помощников внес и один клиент, который так охарактеризовал мою деятельность — «у тебя не бизнес, а ремесло». Так что заниматься этим надо самому, беря всю ответственность на себя.
Но после десяти с лишним лет работы резюмирую, что российский вторичный рынок автомобилей до сих пор не окультурен. Пробеги сматывают, и за это никто не несет ответственности. Много хлама, который продают по верху рынка, обманывая неискушенного потребителя. Поэтому я, к примеру, не занимаюсь теперь подбором «под ключ». Соглашусь, что это наиболее востребованный и логичный вид услуги. Но реалии рынка и «хотелки» клиентов диктуют свои условия. Можно потратить много времени и сил и не найти ничего стоящего. Вместе с тем я считаю, что у любого автомобиля, если не говорить о тех экземплярах, где повреждена силовая структура кузова (к этому я отношусь крайне негативно), есть своя цена. Пусть машина будет гнилая и не сильно битая, однако стоить должна столько, чтобы можно было вложиться в ремонт и получить на выходе качественный результат по среднерыночной цене. Повторюсь, себе всегда беру автомобили в хорошем состоянии. Не могу ездить на плохом.
Ну а что касается нюансов моей работы, то пишите в комментариях, о чем хотели бы узнать.