Какая техника увезет мусор, который мы выкидываем на контейнерную площадку? «Конечно, мусоровоз!» — ответите вы и будете правы лишь отчасти. Дело в том, что кроме привычных мусорных машин в сфере вывоза твердых коммунальных отходов задействована и другая техника. Некоторые автомобили приезжают к вам во двор, только не каждый день. Другие увидеть сложнее, но они тоже перевозят наш мусор.
Мусор бывает разный…
Когда речь заходит о твердых коммунальных отходах, то сразу приходят в голову кипы разнообразной упаковки: коробки, обертки, пакеты, фантики. А еще — остатки пищи, отходы от ее приготовления, бутылки, одежда и ненужные вещи…
Будучи с детства заинтересованным во всем этом деле, я еще лет в семь–восемь брал бумагу, ручку и с серьезным видом писал заголовок: «Что может быть в мусоре?». А дальше начинал записывать все, что может лежать в мусорных баках. Минут через десять, исписав весь лист, я начинал понимать, что там может быть все что угодно. И в целом это так и есть. Кстати, сейчас существует целое отраслевое понятие «Морфология отходов», то есть их состав изучается на полигонах и сортировочных заводах для сбора профессиональной статистики.
Но ведь мусор не всегда ограничивается рыбными очистками да старым чемоданом. Мы тащим на контейнерную площадку старый диван, шкаф, ненужные деревянные оконные рамы. Туда же отправляются бетонный подоконник, здоровенный пень из огорода и даже почивший пес… Ни пень, ни трупы животных не относятся к коммунальным отходам, но разве простому жителю это интересно? Нисколько.

Зато тем, кто отвечает за вывоз отходов, очень интересно, как все это убрать с контейнерной площадки. Дело в том, что в подавляющее большинство мусоровозов совать шкафы и прочую мебель нельзя. Могут погнуться штоки гидроцилиндров, а от бетона, попавшего под пресс, даже деформироваться металл прессующих плит. Вообще, существуют мусоровозы с задней загрузкой, специально предназначенные для «крупногабарита». Но это — страшная редкость из-за не менее страшной стоимости. Более того, пень весом килограммов шестьдесят или шкаф, лежащий на земле, в мусоровоз еще нужно поднять и затолкать… Между тем в жизни применяются куда более интересные и сравнительно недорогие решения!
Взял — и увез!
Раз прессовать крупногабаритный мусор (а именно так именуются в профессиональной среде всякие шкафы-диваны) нельзя, значит, его нужно увезти «как есть». Самый простой способ — складирование в открытый восьмикубовый контейнер и перевозка этого контейнера целиком на специальном автомобиле.

Машина для транспортировки «восьмикубовиков» называется бункеровоз. Это грузовик с платформой для одного или двух контейнеров и рамной стрелой для погрузки-разгрузки. Смысл работы простейший. Автомобиль приезжает на площадку с пустым контейнером, ставит его рядом с полным. Далее поднимает на платформу заполненный «восьмикубовик» и увозит его на свалку или сортировку, где разгружает.
Подвешивание контейнера на стрелу происходит цепями, зацепленными за цапфы подъема. Разгрузка — наклоном, который создается путем закрепления цепей на нижних цапфах и подъемом стрелы.
Изначально мусорные контейнеры объемом восемь «кубов» были придуманы именно для «крупногабарита» (кстати, мы, мусорщики, пользуемся еще сокращением «КГМ»). Они должны стоять в паре с обычными, маленькими контейнерами, куда люди будут кидать простой мусор. В принципе, чаще всего они так и стоят, вот только мысль о помещении пакета с мусором в какой-то там маленький контейнер в головах граждан не приживается. Особенно если контейнер пластиковый и закрыт крышкой. Кто же будет ее открывать или целиться в уже открытый контейнер, когда рядом стоит такая махина? Естественно, половина жителей валит обычный, мягкий мусор в «восьмикубовик». Еще часть «людей» величественным движением швыряет пакет в направлении контейнеров, который приземляется где-то на площадке, иногда даже в кустах за ее ограждением. Но это их не волнует, «они же платят».
В результате, чтобы пакеты и скорлупа от яиц не разлетелись во время перевозки «восьмикубовика», водитель накрывает контейнер специальным пологом. При этом иной раз сделать это нелегко, так как из контейнера в сторону может торчать ветка или элемент мебели.
Бункеровоз — весьма недорогая спецтехника, потому что устройство ее нехитрое. Однако они используются далеко не во всех городах. Почему?
Потому что возить контейнеры туда-сюда — занятие крайне затратное и невыгодное. Давайте посчитаем!
Машина приезжает на площадку и водитель минут 10–15 занимается выгрузкой пустого контейнера, а также накрыванием пологом и погрузкой заполненного. Далее предстоит дорога, например, на свалку. Полигон для отходов находится в среднем километрах в 20–50. Станция перегрузки может быть поближе, но тоже не в соседнем дворе. Чтобы добраться до всех этих мест, потребуется до часа времени. Таким образом, бункеровоз потратит минимум часа полтора на один контейнер. А если на площадке два восьмикубовых контейнера или три?
В любом случае за смену одна машина обслужит максимум десять контейнерных площадок. Вообще-то КГМ вывозить нужно раз в неделю, то есть «тягать» восьмикубовые контейнеры на всех площадках каждый день не обязательно. Но это «на бумаге». А в жизни их заполняют обычными отходами чуть ли не за половину дня. Страшно представить, сколько бункеровозов необходимо, чтобы своевременно возить на выгрузку все «восьмикубовики» в городе хотя бы средних размеров. И какой при этом должен быть тариф на вывоз ТКО…
Именно поэтому бункеровозы, сильно распространенные в 2000-е и 2010-е, все чаще уступают место куда более универсальной и эффективной технике…
Автомобиль специальный
Именно так называется в разных документах техника, о которой пойдет речь далее. Между собой его зовут ломовозом или грейфером, ну а «в миру» это — металловоз. Названий много, впрочем, как и возможностей данной машины.
Вообще, как понятно из названия, данный автомобиль предназначен для погрузки и транспортировки металлолома. Однако организации, занимающиеся вывозом твердых коммунальных отходов, давно поняли, что в их работе лучшего помощника найти трудно. Шутка ли! Сам грузит, сам возит, сам выгружает. Может разобрать любой завал, свалку и прочее. Но о работе ломовоза в сфере ЖКХ чуть позже. Для начала — краткий обзор.
Металловоз представляет собой самосвал с прямоугольным коробкообразным кузовом. У него очень высокие борта и распашные ворота в задней части, через которые происходит выгрузка. Но самое главное — манипуляторная установка с грейферным захватом. Она установлена между кабиной и кузовом и представляет собой главную фишку ломовозов.
Грейферный захват — этакая «рука», состоящая из шести «лепестков», умеющих двигаться навстречу друг другу. Движение осуществляется при помощи индивидуальных гидроцилиндров и напоминает движение пальцев руки, когда мы хотим что-нибудь взять.
Стрела с грейферным захватом может сгибаться в средней части, раздвигаться и работать в радиусе до 20 метров вокруг автомобиля. Поворот стрелы происходит вместе с ее центральной частью, где, кстати, сидит оператор.
Рабочее место расположено прямо на центральной колонне установки. Кабины, как правило, нет. Вместо нее — откидная крыша (нередко называемая «скворечником»), которая вряд ли поможет, если снег или дождь будут с ветром… В распоряжении оператора (а это в 100 процентах случаев — сам водитель ломовоза) есть рычаги, педали, кнопки и даже небольшая приборная панель! Все это используется для управления стрелой, захватом, оборотами двигателя, освещением рабочей зоны. Более того! На стреле есть свой собственный звуковой сигнал, то есть в случае чего можно не орать матом из «скворечника», а как следует «бибикнуть».

Так что же делают ломовозы в ЖКХ? Их основная ежедневная работа — как раз сбор того мусора, который невозможно увезти мусоровозом. Классический «крупногабарит» (шкафы, диваны, двери, рамы), строительный мусор, ветки, тяжелые мешки… Но это еще не все!
Посередине грейферного захвата можно установить цепь с крючком, и тогда металловоз может смело забирать отходы из контейнеров заглубленного типа. С таким же приспособлением он легко собирает пластик из сетчатых контейнеров для раздельного сбора мусора!
Дальнейшее развитие работы с отходами — опустошение тех самых «восьмикубовиков» и ликвидация несанкционированных свалок. Как известно, люди обожают свалить свой мусор в траву или ближайший лесок и сказать, что так и было. Поэтому во многих деревнях обязательно и очень упорно появляются свои небольшие свалки. Их периодическая ликвидация является задачей местных администраций, а подрядчиками, как правило, выступают организации, вывозящие твердые коммунальные отходы. Они охотно берутся за дело. Почему? Потому что у них есть ломовозы. Одна машина с водителем и грузчиком способна ликвидировать приличную свалку в лесу за несколько часов.

Вспомним, что ломовоз — «автомобиль специальный». Поэтому разнообразная борьба с отходами — не единственный профиль его деятельности. Эта техника способна легко грузить и перевозить восьмикубовые контейнеры (например, с площадки на базу для ремонта), выполнять хозяйственные операции (использование в качестве манипулятора), буксировать мусоровозы в случае серьезной поломки, а также вытаскивать их из грязи или снега.
Последнее очень актуально в условиях бездорожья или снежной зимы. Дело в том, что у мусоровозов с задней загрузкой нет приспособления для закрепления буксировочного троса в задней части кузова. Стандартное «ухо» на раме также недоступно, ведь оно скрыто низким свесом кузова, где находится приемный лоток для отходов.
Поэтому вытащить застрявший «задник» другой аналогичной машиной можно, только подъехав передом. Но это не всегда возможно. А вот буксировать мусоровозом с задней загрузкой какое-то другое транспортное средство «официально» вообще не получится. Поэтому в таких случаях диспетчер отправляет на помощь металловоз.
Чтобы работать на ломовозе, нужно иметь удостоверение оператора краноманипуляторной установки (КМУ). Как правило, водители стоят в очередь на данную технику. Во-первых, практически нет контакта с мусором, во-вторых, зарплата значительно выше, чем у водителей мусоровозов. А еще, говорят, там — клевые подработки…
Лично у меня удостоверение для работы на КМУ есть, однако на ломовозах я не работал. Почему? А не хочу. Я же «повернутый» на настоящем мусоре, а не на диванах с рамами. Да и лазить на установку — та еще физкультура… Мне вполне хватает прыжков из кабины.
Мусоровозы дальнего следования
Если бункеровоз или металловоз можно увидеть практически в любом городе, то следующий представитель мусоровозной техники куда более скрытый. В абсолютном большинстве населенных пунктов России он никогда не приедет за мусором к вам во двор. Однако без него в вывозе отходов зачастую обойтись очень сложно. Особенно после 1 января 2019 года. Знакомьтесь: это мультилифт.
Да-да, ваш мешок с мусором, выброшенный в контейнер, скорее всего, поедет на этом исполине. Но чтобы понять назначение данной техники, стоит несколько углубиться в современную систему вывоза мусора в России.
Если кратко, то до начала 2019 года в каждом городе существовала своя собственная свалка, на которую мусоровозы десятилетиями привозили собранные в этом же городе отходы. С обозначенной даты в стране стартовала реформа обращения с твердыми коммунальными отходами, которая сильно изменила привычную схему. В подавляющем большинстве городов свалки были закрыты, а в каждой области осталось всего несколько огромных полигонов для захоронения бытового мусора.
Таким образом, отправлять мусоровоз прямиком на свалку стало невыгодно. Например, в моей области есть города, где до ближайшего полигона 180 километров, и это по трассе М5 через Уральские горы… Выход напрашивается один: надо разгружать мусоровозы внутри города, а потом отправлять отходы на свалку «оптом» на каком-то мощном и вместительном транспорте. Таким транспортом и стали мультилифты.

Конечно же, автомобили с системой «мультилифт» не разрабатывались специально для транспортировки твердых коммунальных отходов. Они — для перевозки практически любого груза. А фишка мультилифта — в его возможности быстро снять с себя кузов. Собственно, это даже и не кузов вовсе, а сменная платформа, которая «затаскивается» на грузовик. В качестве платформы может быть не только контейнер, но даже цистерна или несколько емкостей. Главное — подходящие размеры и адаптация для такой техники.
В современных реалиях мусоровоз зачастую везет отходы не на свалку, а на станцию перегрузки, которая находится в черте города. Там автомобиль разгружается и едет работать дальше, а гору привезенного мусора помещают в огромный открытый контейнер. Делается это либо экскаватором, либо фронтальным погрузчиком.
Через некоторое время приезжает мультилифт и делает вот так.
Зачем? А затем, что в такой контейнер помещается до 15 тонн мусора, в то время как в среднестатистический мусоровоз — тонн восемь. Таким образом, в одном контейнере мультилифта находится объем отходов, привезенный сразу тремя мусоровозами. И он на мультилифте не один! Для большей эффективности такая техника работает с прицепом.
Учитывая очень неслабые нагрузки, в качестве шасси для мультилифтов почти всегда используют грузовики на четырех осях. Я лично вижу работу четырехосников MAN, Scania, Mercedes, Shacman, и во всех случаях это мощно и красиво.
Но я также видел работу мультилифтов на базе трехосных КАМАЗов, и это выглядело впечатляюще… Во время затаскивания тяжелого контейнера наступает момент, когда КАМАЗ банально перевешивает и он встает на дыбы. Первый раз я увидел это издалека и принял за недостаток своего далеко не орлиного зрения. Но в последующем наблюдал такую же картину с другим аналогичным КАМАЗом и вытаращенными глазами пялился на передние колеса, оторвавшиеся от пола цеха мусоросортировочного комплекса минимум на полметра… Мне кажется, данное шасси не сильно подходит для подобной работы. Или это водители что-то делали не так?
Ну и напоследок расскажу про то, как можно регулярно «встревать» на мультилифте, если система погрузки-разгрузки отходов в контейнеры слишком мудреная и непродуманная.
Дело в том, что на одной из моих работ, где я трудился водителем категории «В», приобрели КАМАЗ-мультилифт на трех осях. А чтобы «впендюрить» в контейнеры побольше мусора, решили не просто наваливать его каким-нибудь там погрузчиком (что делается весьма быстро и эффективно), а запрессовывать спецоборудованием. Такая штука называется пресс-компактор и задавливает отходы в закрытый со всех сторон бункер через небольшое отверстие, прямо как в некоторых версиях мусоровозов с боковой загрузкой.
Для попадания отходов в пресс-компактор была адаптирована старинная гидравлическая эстакада, на которую забирался мусоровоз. Отходы из кузова валили в огромную воронку, а оттуда в пресс. Оборудование работало очень хорошо, правда, долго и с большим потреблением электричества. А настоящие проблемы начинались на свалке, куда, кстати, было около сотни километров ходу.
В задней стенке контейнера имелись ворота, открыв которые и наклонив емкость, можно было вывалить привезенные отходы. Но если в самосвальных мусоровозах при разгрузке помогает пресс, то в данном случае могучее оборудование, конечно же, осталось на базе, а мусор в бункере примерз…
Спустя час попыток отковырять хоть что-то из бункеров водитель перематерился и вернулся груженый на базу. То есть около 30 тонн отходов покатали 200 километров в обе стороны, сожгли под сотню литров солярки, а мусор на удаленный полигон так и не переместился!
Далее были различные варианты решения проблемы. С водителем посылали грузчика, который лопатой выковыривал мусор из двух бункеров размером с небольшую комнату каждый. Этот вариант долго не проработал, так как желающие заниматься подобным быстро иссякли. Тогда перед включением пресс-компактора в бункер стали запускать специально обученного человека, который мазал стенки отработкой. Стало чуть лучше, но мусор все равно примерзал и вываливался не полностью…
А далее вообще все пошло не так, как планировалось. Сначала наглухо сломался КАМАЗ, а потом и предприятие закрылось. Ему на смену пришла организация, в которой я стал водителем мусоровоза.

Но при использовании открытых контейнеров, так сказать, насыпного типа работа на мультилифте является очень даже желанной у водителей. Здесь нет постоянного контакта с мусором, в кабине отсутствует грузчик, не нужно лазить на грузовике по дворам. А еще на мультилифте самая высокая зарплата среди всей мусоровозной техники. Правда, требуется категория «Е».
Теперь я познакомил вас со всеми образцами техники, перевозящей твердые коммунальные отходы. Однако если уж быть до конца точным, существует еще один весьма неожиданный экземпляр — ГАЗель. Да-да, обычная ГАЗелька может вовсю использоваться для перевозки «крупногабарита» и даже обычного, вонючего и влажного мусора! Причем официально, в «штате» профильной организации. Я мог бы рассказать о личном, в прямом смысле слова тяжелом опыте ее загрузки, но… Сделаю это чуть позже 😊