Просто взять и рассказать о том, какая у меня зарплата, было бы скучно и неинформативно. Ведь представления о суммах разнятся от региона к региону. Кто-то скажет: «Да ты, друг, нищеброд», а кто-то прошепчет: «Мне бы так». Поэтому я решил устроить масштабное исследование рынка труда, погрузившись в бездну объявлений крупного российского сервиса по поиску работы.
Условия для изучения вакансий такие:
1) ищем работу водителем мусоровоза;
2) смотрим на график работы и предлагаемые условия;
3) сравниваем полученные данные с предложениями по другим вакансиям для водителей, чтобы понять, целесообразно ли вообще идти работать на «мусорку».
В качестве вводных для сравнения берем работу по найму, в штате, по категории С и без поездок на межгород. Замечу, что все выводы абсолютно субъективны. Это не официальная статистика от специалистов, а то, как увидел рынок труда лично я в феврале 2025 года.
Ну а позже я поделюсь своими суммами, а также методами их образования, которые на прошлой работе и нынешней совершенно разные. Поехали!
Изучать вакансии решил «сверху вниз» и сразу задал регион поиска «Москва». Глаза стали принимать круглую форму с первых кликов, ведь все оказалось не совсем так, как я всегда думал.
Оказалось, что на реальные мусоровозы вакансий неожиданно мало. Также мало и зарплаты, которую я увидел — от 90 000 до 130 000 рублей за работу на «мусорке» с вывозом отходов с обычных контейнерных площадок при графике 2/2 или 3/3. При этом, согласно разнообразной статистике с профильных сайтов, средняя стоимость съемной однокомнатной квартиры в Москве — 50 000–70 000 рублей. Что-то здесь не так…
Еще больше «не так» в большинстве других объявлений, где в заголовке есть слово «мусоровоз», а внутри — нечто иное… Наверняка искавшие работу водителем знают, как, открыв объявление о приеме водителя междугородного автобуса, с возмущением читаешь про новенькие Киа Рио, низкую комиссию и помощь при регистрации в агрегаторе. В московских объявлениях о водилах «мусорок», конечно, речь не про такси, но оказывается, что ездить будешь уже не на мусоровозе, а на бункеровозе или мультилифте (пухтовозе).
Внесу ясность для тех, кто не в теме. Бункеровоз — это автомобиль, перевозящий на своей платформе восьмикубовые контейнеры с мусором. Пустой привез и поставил, полный забрал и увез. Мультилифт — почти то же самое, только объем контейнеров гораздо больше и методы погрузки-выгрузки совершенно иные.
Казалось бы, что я выпендриваюсь? Ведь они же возят мусор! Но, во-первых, это все-таки не мусорные машины, а именно бункеровозы (или «рогатки», кому как нравится) с мультилифтами, а на них я работать не хочу. Во-вторых, по условиям, описанным во многих вакансиях, возить придется не твердые коммунальные отходы (вонючие и с опарышами, ага), а строительный мусор и снег!!! Последнее вообще не очень относится к водителям мусоровозов…
Представление о жизни меняется, когда смотришь на зарплату в подобных вакансиях, в среднем от 120 000 до 280 000 рублей. С такой «получкой» жить можно, и неплохо. Однако не дают покоя строительные отходы со снегом и несколько мутный график. Подозреваю, что данная деятельность не имеет вообще никакого отношения к традиционной работе водителя мусоровоза. Возможно, я сильно ошибаюсь, но кажется, что придется работать по каким-то коммерческим заявкам «когда понадобится», ездить по предприятиям, общаться с заказчиками… Этакий «купи-продай», а я хочу опарышей. Поэтому меняем регион поиска на Санкт-Петербург и смотрим, что делается во втором главном городе нашей страны.
В Питере все гораздо интереснее. Здесь содержание объявлений в 98 процентах случаев соответствует заголовкам, а в текстах появляются такие знакомые и милые сердцу понятия, как «ТКО» (твердые коммунальные отходы), «задняя загрузка» и «контейнерные площадки». Интереснее здесь даже зарплата: от 90 000 до 150 000 рублей. То есть в среднем получается около 120 000 рублей.
В питерских объявлениях есть предложения от крупных компаний, где встречаются крайне заманчивые условия, например, гибкое время начала рабочего дня. Я чуть было не собрал чемоданы, до того мне не хватает подобного подхода в моей нынешней организации! Но есть также и необычные требования, самое прикольное из которых — «отсутствие провалов памяти». Вероятно, кто-то кого-то достал…
В целом по Москве и Санкт-Петербургу можно сказать, что там ты будешь ездить на комфортных автомобилях, ведь большинство организаций предлагают работу на Scania, Volvo, MAN, Mercedes, FAW, JAC, хотя КАМАЗы и МАЗы тоже встречаются. В этих городах самые интересные предложения в части организации условий труда и дополнительных «плюшек». Некоторые компании заявляют бассейн прямо на территории предприятия, оплату спортзалов, фитнеса, доставку «на работу» и обратно, ремонт без участия водителя. Здесь в почете вахтовый метод. Вас готовы разместить где угодно: от бытовок на базе до квартиры, лишь бы вы работали, причем даже без выходных.
На фоне такого струей из перцового баллончика бьет в глаза интересная черта некоторых единичных перевозчиков ТКО. Сначала они рассказывают о славной истории предприятия, его поистине выдающихся масштабах деятельности и легендарности, а потом заявляют, что ты будешь принимать непосредственное участие в ремонте своего мусоровоза… После такого, да еще вспомнив про соотношение цен на съемное жилье и зарплаты, желание возить мусор в условиях адовых пробок и сложного дорожного движения тухнет…
Особенно сильно оно угаснет у подавляющего большинства водителей, когда они посмотрят на заработную плату в других предложениях по категории С. На самосвалах или продуктовых фургонах условной «Пятерочки» предложения начинаются там, где заканчивается средняя зарплата «мусорщика»— от 120 000, и простираются вплоть до 200 000 рублей…
А сколько же получают водители мусоровозов в регионах? Я начал выбирать в фильтрах разные города и области России, отмечая самые интересные предложения.
Ожидаемо, что диапазон заработной платы здесь куда шире в зависимости от конкретного региона. Если брать «вилку», то получится от 40 000 до 100 000 при нормальном графике 2/2. Но нередко встречается и «драконовский» 6/1. Работа вахтой возможна, но, в отличие от Москвы и Питера, не сильно приветствуется.
Автопарк в регионах проще. Если в областных центрах еще можно «залезть» на иномарку, то в небольших городах основу предприятий составляют КАМАЗ и МАЗ (хотя МАЗ по факту тоже иномарка). Вообще, если хочется возить мусор именно на «настоящем» иностранном автомобиле, бросайте все и едьте в Тюмень! В объявлениях оттуда фигурируют совершенно московские бренды: Mercedes, Scania, Volvo и т. д. А изюминкой является DAF. На базе этого грузовика я мусоровоз не видел никогда. В Тюмени помимо «столичных» автомобилей предлагают и начальную московскую зарплату — 90 000 рублей. Только в отличие от Москвы это не «от», а просто 90 000.
Разглядывая объявления из разных городов, я обнаружил, что можно работать на мусоровозе, но не лазить по дворам и вообще не возить мусор! Одно из предприятий по выпуску упаковки ищет водителя на КАМАЗ-мусоровоз для перевозки отходов производства: бумаги и картона… Вероятно, такая спецтехника используется из-за наличия пресса и возможности набить кузов по максимуму. Эта вакансия идеально подходит тем, кто хочет управлять мусоровозом, но падает в обморок от вони мусора и узких дворов. Большой минус (или плюс…) зарплата: от 65 000 до 70 000 рублей.
А в Перми ищут водителя на мусоровоз за 85 000 рублей для… «проведения работ по содержанию дорог»! Вероятно, дорожники купили данную спецтехнику для вывоза листьев и мусора с обочин опять же из-за наличия пресса и удобства погрузки. Не нравятся опарыши — добро пожаловать!
Сюда же хочется пожаловать, если поездка на КАМАЗе по скользкому двору между многомиллионными иномарками не приводит к моментальному ДТП. Ведь обещаемая зарплата водителя «настоящей» «мусорки» здесь является рекордной из найденных мной предложений в «обычных» городах — от 100 000 рублей на руки. Возможно, я плохо искал, но при сравнимых условиях выше не нашел.
Но что значит «обычные города»? А вот что. Среди разнообразных зарплат водителей мусоровозов, все-таки вращающихся вокруг суммы 60 000–70 000 рублей, нескромно и совершенно неожиданно для меня «выстрелила» зарплата аж в 150 000 рублей!
Такое ежемесячное вознаграждение обещает водиле «мусорки» компания из Сургута. И это при вполне обычных условиях…
Сравнив данную сумму со своей зарплатой, я почувствовал себя нищебродом и уже через несколько секунд разговаривал с Сургутом.
— Да, 150 000 рублей при графике 2/2, на машине с задней загрузкой, — подтвердил мужской голос на том конце «провода».
«Где подвох?!» — кипел мой мозг, и, наверное, я его нашел.
— А работать в одиночку или с грузчиком? — уточнил я.
— С грузчиком, — окончательно огорошил меня представитель компании, — приходите завтра на собеседование!
— Я из другого города, издалека…, — начал было я и получил еще более интересные цифры.
— У нас есть вакансия на месторождениях на севере вахтой, там зарплата 180 000 рублей…
Тут у меня окончательно «шарики заехали за ролики», я поблагодарил за предложение и обещал перезвонить. Мое представление о мире поменялось. Оказывается, можно уехать на север вахтовиком и не заниматься отсыпкой дорог на самосвале (именно это делали в свое время на «северах» многие знакомые водители), а возить ТАМ все тот же мусор. Правда, работать придется без выходных и в суровых условиях, но ведь тема интересная? Конечно! И я изучил ее глубже.
В результате своих «северных» исследований нашел зарплату, которая больше похожа на расстояния из астрономии. В Якутии предлагают поработать водителем мусоровоза с доходом от 323 000 до 390 000 рублей!!! Естественно, вахтой.
Но это все — на севере, где исторически очень высокие зарплаты, которые, по официальной статистике, превышают даже московские. К северным же городам относится и Сургут! Хорошенько «загуглив», я узнал, что этот город находится гораздо севернее, чем я представлял, и там так же повышенные доходы у населения.
Таким образом, вакансии водителей мусоровозов в городах северных регионов России нехило выделяются среди других, «обычных» городов.
Даже без всякой вахты в Норильске на мусорной машине можно зарабатывать от 195 000 рублей на руки! Но вылезать из-за руля получится только на один день в неделю: график 6/1. И вот такая температура воздуха!
Если не хочется ездить на «мусорке» в морозном тумане северных городов, то о всяких там сотнях тысяч рублей надо забыть.
В Иркутской области водителю мусоровоза предлагают поработать за 45 000 рублей и требуют от него опыт проведения сварочных работ. Ой, не к добру… Наверняка желательно еще быть автоэлектриком, слесарем, мотористом, гидравлистом и чуть-чуть диагностом (прямо как на моей прошлой работе).
В Таганроге я нашел вакансию с зарплатой от 55 000 до 110 000 рублей. Если вдуматься, то верхний предел — это нижний, умноженный на два. Скорее всего, 110 000 получает тот, кто работает без выходных или круглыми сутками. Очень хочется верить, что я ошибаюсь.
Кстати, про работу без выходных. Года три назад в мою прошлую организацию разом устроились три молодых друга. Парни лет по двадцать, только что вернулись из армии, решив стать водителями мусоровозов. Это был нонсенс, так как сотрудников такого возраста не было ни до, ни после.
Однако что-то пошло не так. Один после первой зарплаты уволился и ушел к частнику на самосвал, второй тоже куда то подевался, а третий решил попробовать заработать, не вылезая из-за руля. И да, выезжая каждый день почти на всех мусоровозах и ломовозах в парке, он заработал за месяц 90 000 рублей.
Замечу, что это было три года назад, когда цены и зарплаты были сильно ниже. Например, за обычный график на «мусорке» мы получали 32 000–35 000 рублей. Разгон до 90 000 у него произошел слиянием данных сумм, наложением выработки часов и премии за тоннаж. Казалось бы, паши в таком стиле и получай денежки, но парень больше так не делал. А вскоре и вообще уволился, аргументировав это тем, что болят все суставы. И это не шутки. У меня все болит после двух обычных смен. Какие ощущения испытываешь после 25–30 смен, даже знать не желаю. Кто там хочет на «мусорную» вахту?
Лично мой рекорд работы без выходных — девять дней. В конце последней смены я понял, что если соглашусь на десятый подряд выход, то у меня действительно будет девять дней. А потом сорок, ну и годовщина. Как говорится, лучше меньше, да лучше…
Как и обещал, рассказываю, сколько получает неугомонный фанат мусорки — 65 000 рублей в месяц. Но это сейчас, а в моей первой организации все началось пять лет назад с 27 000 рублей и закончилось в январе-2024 суммой 50 000 рублей за месяц работы в графике 2/2 БЕЗ грузчика.
Но разнообразные суммы сами по себе мало что значат. Ведь, чтобы оценить «качество» зарплаты, надо смотреть на цифры в привязке к условиям работы и методам начисления. В моем городе средняя зарплата водителя колеблется в районе тех же 60 000 рублей, и это за пятидневку. А мне очень нравится мой график 2/2. Может, все не так уж плохо? Как знать…
В организации, где я стал впервые в жизни водить мусоровоз, схема образования зарплаты была весьма таинственной и сложной. Сей факт немало злил некоторых работников, а для желающих попасть за руль мусорной машины иной раз становился поводом отказаться от этой затеи.
Во главе ежемесячной суммы, как водится, стоял оклад. Каков он в цифрах, я не скажу. И не потому, что не хочу, а потому, что ни разу не интересовался, что это за сумма…
«Ты что, дурачок?», читалось в глазах стажеров, когда они получали такой ответ. Возможно, немножко есть, особенно если учесть, что стоимость часа я тоже не знал, ведь меня «перло» не от денег, а от самого процесса. Тем временем именно из отработанных часов волшебным образом складывался оклад. Нужно было выработать определенную норму за месяц (при графике 2/2 — 15 смен по 12 часов = 180 часов) и выполнить план по тоннажу привезенных отходов.
План по мусору — это количество тонн для каждого мусоровоза, которое надо было привезти на весовую за месяц. И надо сказать, планы эти были лояльными! Во-первых, учитывались нюансы маршрутов, а также технические особенности каждого мусоровоза, и машинам со слабым прессом план делался поменьше. Во-вторых, руководство всячески способствовало тому, чтобы машина не пошла на выгрузку полупустой. Лично мне нужно было возить семь тонн в смену.
Если план по тоннажу выполнен, то к окладу начислялась премия в размере 80 процентов от окладной суммы. Соответственно, если серьезно не довез, то премия могла стать и 40 процентов. Но меня это, конечно, не касается. Я всегда перевыполнял план на две–три тонны, а в один из весенних месяцев, когда мусора было «выше крыши», привез тоннажа на премию в 100 процентов. Начальник тогда показывал мне ведомость. Я был единственным среди 114 водителей в двух городах с таким показателем.
Настоящей бедой были поломки мусоровоза, которые случались с незыблемой регулярностью. Ремонтная служба в нашем филиале отсутствовала как класс. Один апатичный слесарь физически не мог одновременно чинить две–три машины, поэтому ремонт был обязанностью водителей. Причем ремонтные часы оплачивались крайне низко. Насколько? Думаете, я знаю?
Кроме оклада и премии оплачивались переработки… Но это было самое мутное в процессах зарождения зарплаты. Впахивая с радостной улыбкой с 7.30 до 23.00, а то и более, я брал любые дополнительные задания, а иногда просто воровал мусор с чужих площадок без ведома диспетчера (уж больно хотелось план перевыполнить). Однако сумма за часы увеличивалась столь незначительно, что можно сказать об отсутствии оплаты переработок. Осознавая сей факт, другие водители принципиально ставили машины на базу четко по графику и шли домой, а я оставался на маршрутах. Порой в поздний час нехило выручал начальство, вывозя какую-нибудь заваленную площадку или подчищая то, что оставили принципиальные, и после получал некоторые преференции от офиса… Мои же непосредственные коллеги, видя большую любовь к бесплатной дополнительной работе в неограниченных объемах, все больше сходились во мнении, что я — идиот… При этом особо принципиальные водители частенько жаловались на необоснованно низкую зарплату.
На втором предприятии, где в настоящее время работает автор этих строк, все абсолютно не так. Честно, сказать, здесь даже рассказывать не о чем. Принцип такой: пришел на смену — положенные 4300 рублей уже заработал. Как объяснил руководитель в момент трудоустройства, даже если автомобиль сломался и ты никуда не поехал, сумма не изменится, ведь твоей вины в этом нет. А неисправная техника — проблема компании.
В такой подход можно не верить, но он реально есть и работает — в России, в провинциальном городе средних размеров. В случае чего мусоровоз чинят сотрудники ремонтной службы, а я гуляю и пью чай из термоса. Буквально на днях механик с утра пораньше чуть не заставил меня прослезиться от умиления. Он дал другой мусоровоз, так как с моего МАЗа по производственной необходимости сняли устройство, повышающее обороты двигателя при включении пресса (почитайте про устройство мусоровозов).
Для понимания: машину не выпустили на маршрут только потому, что без регулятора пресс будет работать слишком медленно… В первой организации на маршрут, не задумываясь, отправляли практически без тормозов и со стонущим от нехватки масла гидронасосом.
Поэтому я очень сильно люблю свое нынешнее предприятие, да и другие водители тоже. Ведь около 90 процентов водительского состава работают с момента открытия базы в нашем городе.
Немало интересуют читателей штрафы от руководства… Я бы мог подробно рассказать о них, если бы хоть что-то знал. Какой либо специальной системы наказаний не было ни в предыдущей компании, ни в нынешней, кроме единичных случаев. Я под «санкции», слава богу, никогда не попадал, но слышал, что одного из водителей заставили выплатить 20 000 рублей за сломанный им евроконтейнер. Еще кого-то оштрафовали за «левак», то есть неофициальное взятие отходов с оплатой непосредственно водителю. Сумма данного «штрафа» мне, как водится, неизвестна.
Но что же получится, если сравнить зарплату водителя мусоровоза с зарплатой других «водил»?
«Перебираясь» из города в город в приложении по поиску работы, я, как и обещал, смотрел самые разные вакансии. И вот что выяснил.
Зарплата водителя с категорией С — вещь страшно растяжимая. В зависимости от региона и конкретного автомобиля она раскинулась в диапазоне от 40 000 до 170 000 рублей. Здесь можно работать на каком-либо предприятии по стандартной пятидневке или по замысловатому графику у частника.
При этом наиболее низкие зарплаты (от 40 000 до 55 000 рублей) я нашел у водителей ассенизаторской машины в разнообразных «Водоканалах». Работать на аналогичной технике у частника выгоднее — зарплата от 60 000 до 90 000 рублей.
Неплохо зарабатывают водители бетономешалок и товарных фургонов. Причем продуктовые фуры (а мы говорим об «одиночках») лучше водить в крупной торговой компании, тогда зарплата будет от 100 000 до 140 000 рублей даже в регионах…
Ну и совсем хорошо, судя по объявлениям, живется водителям самосвалов. Им готовы платить в среднем от 100 000 до 170 000 рублей при работе внутри города.
И вся эта хоть и доморощенная, но «статистика» упрямо подтверждает народную молву: «на мусорке мало платят». Зарплаты водителей мусоровозов в среднем действительно отстают от большинства других сфер. И что-то мне подсказывает, что на самом деле все еще хуже: разница в зарплатах больше. Как показывает жизненная практика, в сервисы объявлений попадают не самые лучшие вакансии: работников на по-настоящему «жирные» места ищут среди «своих», и если ты не «свой», то о вакансии никогда не узнаешь. Но это я не о «мусорках»! На них-то как раз готовы принять практически кого угодно и в любой момент…
Правда, если ориентироваться чисто по объявлениям, то есть некоторые нюансы.
Во-первых, кто гарантирует, что все эти 150 000 рублей за перевозку песка и щебня на самосвале действительно заплатят без обмана и вовремя?
Во-вторых, в подавляющем большинстве случаев на водителе лежит забота об оформлении документов и материальная ответственность за груз. Один знакомый, работая в свое время на фургоне, «попал» на 80 000 рублей из-за мастерски украденного кем-то в процессе погрузки мешка с новой одеждой.
В третьих, оформление трудовых отношений с теми же частниками — боль. Зачастую они просто дают тебе самосвал в аренду, поэтому ДТП и прочие неприятности ты будешь решать сам. Я видел бетономешалку, провалившуюся в канаву перед частным домом, потому что доски перед въездом в ворота тупо не выдержали. Сомневаюсь, что водитель мог просто позвонить диспетчеру и не напрягаясь ждать адекватной помощи…
А еще подавляющее большинство вакансий на грузовики не содержит такой положительной информации, как «ремонт без участия водителя», «спецодежда», «соцпакет» и прочее. То есть пришел — паши. Валяйся под грузовиком на обочине, откручивай кардан, покупай сам перчатки…
Вероятно, целесообразность трудоустройства на мусоровоз или «не на мусоровоз» определяется не только размером зарплаты, но и наличием определенных личных качеств будущего водителя, его запросами, возможностью и желанием что-то разруливать и решать. Возможно, для кого-то возить отходы в структуре большой компании с официальным трудоустройством, классной «спецовкой», оплачиваемым отпуском и прочими «плюшками» будет выгодно даже при сравнительно невысоком финансовом доходе. А что думаете по этому поводу вы?
Почитайте также статью про рабочий день водителя мусоровоза, в которой я подробно описал свою работу, составив «день» из реальных случаев, произошедших в разное время.