По данным Русско-Азиатского делового совета, который ссылается на Государственное таможенное управление Китая, в январе и феврале 2025 года импорт легковых машин в Россию из КНР сократился почти вполовину относительно первых двух месяцев 2024 года. Массовые поставки пошли на убыль именно из-за огромной стоимости таможенного оформления автомобиля, львиную долю которого и составляет «утиль».
Напомним, что утилизационным сбором в России обложены все без исключения машины — и завозимые из-за границы, и выпущенные на российских заводах: «утиль» не взимается государством только в одном случае — при продаже машины второму и последующим покупателям внутри страны, то есть при совершении сделок на «вторичке». Единственный вариант, когда на «утиле» можно сэкономить — ввоз машины для личного пользования, однако многим покупателям это не подходит, потому что о заводской гарантии и профессиональной сервисной поддержке в этом случае речи уже не идет.
Вспоминаем теорию
Одно время китайские импортеры компенсировали влияние утильсбора на конечную цену машины, предлагая прямые скидки — как за счет собственных резервов, так и за счет дотаций китайского правительства. В этом случае Китай фактически напрямую дотировал бюджет Российской Федерации. Долго такая история продолжаться не могла, ведь еще полтора года назад размер утильсбора на новые машины от литра до двух составлял 178 400 рублей, а сейчас — уже 667 400 рублей. Ровно такой же утильсбор уплачивает в 2025 году на таможне импортер нового электромобиля, хотя до 31 декабря 2024 года за «электрички» платили всего-то 32 600 рублей.
Наверное, при желании китайское правительство могло бы залить деньгами российский рынок, но пока мы видим, что по мере увеличения утильсбора импорт из Китая падает, но при этом растет желание китайских фирм налаживать производство в России. К примеру, в IV квартале прошлого года дилеры Chery продали более 5,7 тысячи машин, выпущенных на бывшем заводе Volkswagen в Калуге — Tiggo 7 Pro Max, Tiggo 4 Pro, Tiggo 8 Pro Max. В I квартале сбыт таких машин резко возрос. Несмотря на отверточный характер сборки, этим машинам начислены баллы локализации. Это значит, что наше правительство частично компенсирует заводу-изготовителю утильсбор за эти машины. В свою очередь завод уплачивает «утиль» еще при оформлении ПТС. Как мы сказали, с 1 января 2025 года при выборе и таких машин нагрузка на покупателя возросла, и не только из-за роста самого «утиля».
Дело в том, что попутно с увеличением утилизационного сбора правительство РФ повышает и целевой уровень локализации автомобилей российской сборки. При достижении целевого уровня завод получает полную компенсацию утильсбора на выпущенный автомобиль, а если баллов не хватает, значит, «утиль» компенсируется лишь частично. В 2023 и 2024 году для «обнуления» «утиля» требовалось получить на отдельно взятую машину 2567 баллов локализации. В 2025 и 2026 году целевой уровень повышен до 3700 баллов. Именно это и обуславливает огромные переплаты за машины российской сборки. Как это работает?
Допустим, в 2024 году модель Х получила 1500 локализационных баллов, что составляло 58% от целевого уровня в 2567 баллов. Поскольку до 30 сентября 2024 года размер утильсбора был 300 600 рублей, это значит, что за экземпляр модели Х, произведенный с 1 января по 30 сентября 2024 года, правительство компенсировало изготовителю 58% утиля, то есть 175 652 рубля. Остальные 124 948 рублей оплачивал покупатель из своего кармана, но опосредованно — эту сумму продавец включал в конечную цену машины. С 1 октября 2024 года утильсбор подняли до 556 200 рублей. Локализация модели Х осталась прежней — 1500 баллов, или 58% от целевого уровня. При этом из-за повышения размера «утиля» сумма компенсации стала больше — 325 009 рублей, но и покупатель начал доплачивать за эту машину уже не 124 948 рублей, а 231 191 рубль, то есть почти в два раза больше! Однако это еще цветочки: ровно за ту же машину, но выпущенную в 2025 году, покупатель доплачивает уже 396 832 рубля!
Перед тем как перейти к живым примерам, отметим, что баллы локализации на каждую модель (точнее — на каждую модификацию модели) начисляются в рамках действующей редакции Постановления Правительства РФ № 719 от 17 июля 2015 года. Мы много раз рассказывали, каким образом и за что идет начисление баллов, поэтому повторяться не будем.
За что платим, за что — нет?
С теоретической частью мы закончили, переходим к конкретным примерам. И начнем с упомянутых моделей Chery, которые выпускают на бывшем заводе VW в Калуге. По состоянию на начало апреля местным отделением Торгово-промышленной палаты каждой из трех моделей — Tiggo 8 Pro Max, Tiggo 4 Pro и Tiggo 7 Pro Max было начислено 1194 локализационных балла. Интересно, что реальная локализация этих моделей — нулевая, а все эти баллы начислены исключительно за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Неужто так много можно получить за разработку нехитрого технологического процесса постовой сборки с прикручиванием колес и установкой силового агрегата и подвески? Впрочем, это могут быть баллы за будущее освоение других моделей Chery — тех, что будут предлагать в России под брендом Tenet. Короче говоря, при покупке Tiggo 8 Pro Max, Tiggo 4 Pro и Tiggo 7 Pro Max, собранных в Калуге, мы доплачиваем государству в 2025 году 452 000 рублей.
Переместимся на бывший завод Hyundai, который ныне называется «Автомобильный завод АГР» и продолжает выпускать из оставшихся комплектов Солярисы, Креты и прочие Киа. Здесь уже доплаты существенно ниже. К примеру, на сегодняшний день Solaris HS (бывший Hyundai Solaris) с мотором 1,4 л и коробкой любого типа — как ручной, так и автоматической, набирает 2818 баллов. Это значит, что правительство компенсирует 508 000 рублей «утиля», а покупатель доплачивает «всего-то» 159 000. Cедан Solaris HS с мотором в 1,6 л и обоими типами коробок локализован глубже — 3078 баллов, стало быть, за него доплачиваемая покупателем часть «утиля» меньше — только 112 тысяч с копейками.
Смотрим свежие акты экспертизы, выданные Торгово-промышленной палатой «Автомобильному заводу АГР» на седан KRS и хэтчбек KRX (это бывшие модели Kia). Версии с мотором 1,6 л и любым типом коробки, укомплектованные обогревом лобового стекла и российской АКБ, получили 3621 балл, а это значит, что «утиль» на эти машины компенсируется практически полностью и покупатель доплачивает только 14 250 рублей. Ну что ж, такой «утиль» психологически еще можно принять. Собственно, если бы я был маркетологом марки Solaris, я бы вставлял эту информацию в каждую рекламу: «Покупайте машины Solaris без доплаты “утиля”…». Интересно, что в чистом виде локализационных баллов за освоение операций и применение российских материалов здесь только 1766, а все остальное начислено за НИОКР. Возникает вопрос: за подготовку производства каких моделей? Судя по всему — за Jaecoo J7 и J8…
В декабре 2024 года повысил уровень локализации «Москвич-3», правда, только с вариатором — ему выдали 2650 баллов, а вот у ручной версии — только 2258, причем еще по акту экспертизы от июля прошлого года. Стало быть, за вариаторный «Москвич-3», выпущенный в этом году, доплачиваем только 190 000 рублей, за «ручной» — 260 105 рублей. Из 2650 баллов на НИОКР приходятся весомые 1683 балла, так что в целом локализация «Москвича-3» не углубилась: сварка, окраска, модуль ЭРА-ГЛОНАСС. «Москвич-6», который пока не освоили со сваркой кузова (и, судя по всему, не освоят), начислено 1750 баллов, так что здесь доплата уже побольше — 351 000 рублей.
На заводе Stellantis в Калуге производство ведет компания «Автомобильные технологии». С некоторых пор с конвейера здесь сходит Haval M6, но пока только в «отверточном» виде: все имеющиеся на сегодня 1850 баллов начислены за НИОКР. Стало быть, при покупке этой машины доплачиваем нашему государству ровно половину от нынешнего размера утилизационного сбора, то есть 333 700 рублей. С середины 2025 года «Автомобильные технологии» обещали запустить полный цикл для Haval M6. Не исключено, что к этим 1850 баллам по M6 будут добавляться еще 200, которые получает «Итэлма» за блок ЭРА-ГЛОНАСС и интерфейс пользователя к нему. В этом случае доплата составит только 297 тысяч с копейками.
А что же с моделями, которые Haval выпускает на собственном заводе в Тульской области? Как ни странно, здесь с локализацией пока не «как у АВТОВАЗа», хотя, казалось бы, тот же Jolion можно было бы подтянуть к Весте. Увы: по февральскому акту экспертизы Тульского отделения Торгово-промышленной палаты самый популярный Haval в России (он же — самая популярная иномарка 2024 года) набирает только 1805 баллов, стало быть, за него доплачиваем нашему государству 342 000 рублей. Правда, в случае с Jolion нужно отметить, что его баллы — честные, ибо за текущий отчетный период завод «Хавейл мотор мануфэкчуринг рус» не получил баллов за НИОКР.
Еще две перелицованных Chery, выпускаемые на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге под крылом АВТОВАЗа и маркой Xcite, фактически имеют нулевую локализацию. Однако им перешли баллы локализации от того же АВТОВАЗа за НИОКР, поэтому полностью «утиль» за них покупатель не платит, а лишь частично: за X-Cross 7 — 450 000, за X-Cross 8 чуть меньше — 436 000, однако все равно многовато. Не поэтому ли «экономика» производства этих машин у АВТОВАЗа не сходится?
Самая большая доплата (фактически как за прямой импорт) идет за две модели Jetour — Dashing и X70, локализованные на калининградском «Автоторе». Обеим моделям начислено всего 67 баллов. Стало быть, если опираться только на программу дифференцированной компенсации утилизационного сбора, разработанную Минпромторгом еще в 2019 году, получится, что покупатели этих моделей платят в казну утильсбор практически в полном объеме — 665 314 рублей. Однако «Автотор» — случай особый. Предприятие получает дотации и в рамках Федерального закона об особой экономической зоне в Калининградской области, что опосредованно тоже снижает «утиль», поэтому реальную доплату мы не знаем. Между тем и по остальным перечисленным моделям мы предложили лишь объективные раскладки, в то время как дистрибьюторы формируют конечную цену не только из текущего уровня утильсбора, но и с оглядкой на конкурентов, при этом конечная цена уже может включать скидку, невидимую покупателю.
Для полноты картины по «Автотору» добавим, что у Baic U5 Plus баллов немногим больше — только 70.
АВТОВАЗ и УАЗ — и за них платим?
Формально при покупке моделей Lada доплаты за «утиль» нет, ибо все модели АВТОВАЗа на сегодня имеют локализацию выше целевого уровня для обнуления «утиля»: Largus набирает минимум 4369 баллов, Vesta — 4360 баллов.
С УАЗом ситуация несколько другая: внедорожник УАЗ-2924 (он же Hunter) и все его модификации с учетом 504 баллов за НИОКР имеют только 3126 баллов. Однако Hunter сертифицирован как коммерческий автомобиль, а у этого вида ТС планка для «обнуления» «утиля» ниже. А вот легковой Patriot баллов недобирает, пускай и немного — всего 3456, так что при покупке придется доплатить 44 000 рублей.
Резюме
С 2027 года и далее будет действовать куда как более высокая планка для полной компенсации утильсбора по легковым машинам — 4800 баллов. Это значит, что покупатель будет доплачивать даже за некоторые модификации Лады Весты и Ларгуса. Впрочем, это не означает, что мы не доплачиваем за Лады сейчас: АВТОВАЗ идет за рынком и вряд ли будет упускать прибыль, тем более что ситуация на заводе непростая, о чем в этом году неоднократно говорил президент Максим Соколов.
Итак, каковы перспективы в вопросе доплат за машины российской сборки? С одной стороны, при неизменном уровне локализации всех перечисленных моделей уже с 1 января 2026 года эти доплаты возрастут, потому что «утиль» для автомобилей с мотором от литра до двух увеличится с нынешних 667 400 рублей до 800 800 рублей. Очевидно, что многие «отверточные» проекты не переживут следующий, а может быть, и 2025 год: первый кандидат на вылет — проект АВТОВАЗа с маркой Xcite.
С другой стороны, вроде бы есть положительные примеры по усилению локализации: недавно «Автотор» начал сварку кузовов Jetour Х70, однако напомним, что сварка и окраска — это всего лишь 900 дополнительных баллов. Даже если накинуть вероятные баллы за НИОКР, которых пока у «Автотора» нет, и учесть льготы, которые имеет завод как резидент особой экономической зоны, все равно полностью компенсировать «утиль» не получится. А это значит, что ценообразование для представительства Jetour станет, прямо скажем, некомфортным и продажи будут падать.
А каковы перспективы предприятий, у которых уже есть сварка и окраска кузовов? Увы, их шансы на сокращение «утиля» невелики: несколько сотен баллов можно добрать штамповкой кузовщины из российской стали, мелочовкой вроде шин и аккумуляторов, модулями ЭРА-ГЛОНАСС. Вот, пожалуй, и все. А это значит, что за большинство иномарок, собранных в России, придется доплачивать уже в следующем году 300 000–400 000 рублей.