Вспомнили? Нам в России может показаться, что ситуация с мировыми автомобильными конкурсами выглядит примерно так же. Если раньше новостная лента буквально пестрела сообщениями о том, как тот или иной бренд стал первым в рамках престижной премии, то сейчас такие заметки встречаются не столь часто. Думаете, здесь тоже дело в последствиях пандемии, мировом спаде экономики, росте цен на энергоносители и кромешной тьме из-за событий на территории соседнего государства, как нам 24/7 рассказывают по телевизору? Да ничего подобного! Премии никуда не делись, награды — тоже, победители — имеются! Просто для России все эти новости, к сожалению, потеряли актуальность. Хотя интересного там немало. Давайте же посмотрим, что происходит в мире автомобильных премий и наград.
World Car Awards (WCA) — премия, которая по праву считается одной из наиболее престижных в мире. Раньше она называлась World Car of the Year (WCOTY) и поэтому на русском языке сохранила название «Всемирный автомобиль года». Главная особенность этой премии состоит в том, что награда присуждается по результатам голосования международного жюри из разных стран мира, а сами автомобили для участия в конкурсе должны продаваться не меньше чем в пяти странах минимум на двух континентах. Причем голосование не нужно воспринимать как простое присвоение баллов в виртуальной среде. Оно проходит в несколько этапов: сначала журналисты действительно выставляют баллы, но на втором и третьем этапе обязательно проведение тест-драйвов. Причем сами организаторы премии WCA регулярно приглашают журналистов в Лос-Анджелес на тесты тех или иных моделей, если по какой-то причине испытать машину в «домашних» условиях не удалось.
Сами журналисты тоже проходят достаточно тщательный отбор. Нужно показать свой «вес» и доказать, что твои публикации действительно имеют значение. А те, кто прошел отбор, не просто голосуют за лучшие автомобили в мире, но и эпизодически обязаны выполнять определенные задания — например, заполнять длинные опросники по поводу трендов развития автомобилестроения, рассказывать о ситуации в стране и т. д. В общем, сотрудничество с WCA — это не только престижно, но и очень ответственно, ведь в каком-то смысле от голоса и мнения журналиста будет зависеть дальнейшее развитие всей автоиндустрии.
Для чего такое длинное вступление? Дело в том, что до недавнего времени Россия была представлена на премии WCA достаточно широко. От нашей страны стабильно присутствовало, как правило, четверо журналистов, чей голос всегда играл весомую роль — все-таки РФ была не последним авторынком в мире.
Но эти времена прошли. Сейчас Россию на премии WCA представляет только один журналист — наш коллега Дмитрий Баринов. Вот как он сам описывает происходящее: «Исчезновение российских журналистов из жюри WCA не связано с дискриминацией. Более того, организаторы премии отнеслись к российским журналистам достаточно лояльно. Но если закрываются издания, тебя увольняют, ты не участвуешь в автомобильной жизни, из списка жюри ты выбываешь. Что же касается меня и других коллег, кто мог бы активно принять участие в голосовании, то на этом фактически поставлен крест. Ведь сейчас зарубежные тест-драйвы не проводятся, а куда-то полететь из-за стоимости билета и проблем с получением визы практически невозможно. К примеру, я лично из 50 представленных новинок протестировал лишь около пяти. В таких условиях очень сложно представлять Россию в мировой «автотусовке», хотя я и планирую решить вопрос с тестами на «личном уровне».
Если же говорить о самых последних результатах премии WCA, то они таковы. В ушедшем 2022 году звание «Всемирного автомобиля года» получил электрический кроссовер Hyundai IONIQ 5, который также завоевал титул «Электромобиля года» и премию за «Дизайн года». Кроме того, в список победителей вошли Mercedes-Benz EQS («Люксовый автомобиль года»), Audi e-Tron GT («Спортивный автомобиль года») и Toyota Yaris Cross («Городской автомобиль года»). За исключением последней, все представленные в списке модели — электромобили.
Что будет в 2023 году? Вот это, действительно, интрига, которая раскроется уже скоро. 7 февраля 2023 года аналитическое агентство KPMG должно огласить список из десяти финалистов премии WCA в категории «Всемирный автомобиль года», пять финалистов в категориях «Люксовый автомобиль года», «Спортивный автомобиль года», «Городской автомобиль года» и «Электроавтомобиль года», а также победителя в категории «Дизайн года». Затем начнется период финальных тестов и голосований, а абсолютного победителя по традиции объявят в апреле — на автосалоне в Нью-Йорке. На победу, как обычно, претендуют практически все крупные автопроизводители, причем в этом году к ним добавились еще несколько китайских марок. Так что борьба обещает быть жаркой!
Конкурс «Европейский автомобиль года», или European Car of the Year (ECOTY), нередко путают с премией WCA, хотя в действительности это другая награда, которая проводится ежегодно с 1963 года. В ECOTY вердикт о лучшем автомобиле также выносят журналисты из разных стран — в данном случае европейских. Но в отличие от многих аналогичных инициатив автомобили не делятся на классы: жюри просто определяет абсолютного победителя, лучшего из лучших, который будет носить титул самого престижного автомобиля года. Есть и свои нюансы. Чтобы попасть в жюри премии ECOTY, нужно не просто трудиться в национальном автомобильном издании — журналиста еще должен порекомендовать кто-то из автопроизводителей. Из-за этого конкурс ECOTY нередко обвиняли в лоббизме, хотя нельзя не отметить, что результаты премии все же были более-менее объективными.
До недавнего времени Россию в конкурсе «Европейский автомобиль года» представляли наши коллеги Вадим Овсянкин и Сергей Знаемский. Но в 2022 году все поменялось: уже 28 февраля организаторы премии выпустили заявление, в котором было официально сказано о приостановке членства россиян в организации. Хотя представители ECOTY подчеркнули, что решение не направлено на кого-то из них лично, право голоса было приостановлено до момента разрешения конфликта на Украине. Так что в этой премии без санкций не обошлось!
Что же касается премии ECOTY 2023 года, то победитель в ней был объявлен 13 января. Им стал электрический кроссовер Jeep Avenger, собравший в общей сложности 328 баллов от 57 членов жюри из 22 европейских стран. Интересно, что это первый случай, когда автомобиль американского бренда стал победителем данного конкурса, пусть концерн Stellantis, создавший эту модель, и ориентировал ее специально на европейский рынок. Помимо Jeep Avenger в шорт-лист премии также вошли Volkswagen ID. Buzz, Nissan Ariya, Kia Niro, Renault Austral, Peugeot 408 и Subaru Solterra/Toyota bZ4X. В общем, одного взгляда на такой список моделей достаточно, чтобы понять, что и здесь россияне, что называется, пролетели. Ведь среди этого перечня нет ни одного автомобиля, официально представленного в нашей стране: даже в случае Peugeot 408 речь идет о совсем другом седане, чем тот, что до недавнего времени продавался у нас. Одним словом, остается только смотреть и завидовать.
Говоря о престижных автомобильных наградах, нельзя не упомянуть о премиях, вручаемых в разных странах на национальном уровне. Нередко победа здесь может означать для компании ничуть не меньше, ведь не секрет, что определенное продвижение своего «домашнего» автопрома имеет место практически на всех рынках. Как же обстоит дело тут?
Премия «Автомобиль года в Германии» (GCOTY) вручается осенью по результатам голосования жюри из примерно 30 журналистов. Они отбирают лучшие автомобили в зависимости от класса, после чего организуют финальные тест-драйвы «лучших из лучших» для определения победителя. В 2022 году «Автомобилем года в Германии» был признан электрический микроавтобус Volkswagen ID Buzz, который также победил в категории «Новая энергия». В категории компактных автомобилей победителем стал Opel Astra, в категории «Премиум» — кроссовер Genesis GV60, в категории «Люкс» — Land Rover Range Rover, а в категории «Спорт» — Ferrari 296. Как видите, победители оказались довольно интересными. И вновь практически недоступными в нашей стране.
Как известно, за океаном своя специфика, которая отличается как от российских, так и от европейских реалий. Поэтому премия «Североамериканский автомобиль года» (NACTOY) вручается в трех категориях — «легковой автомобиль» (Car), «пикап» (Truck) и «кроссовер» (SUV), которые по местным правилам выделяются в отдельные секции. Награда NACTOY присуждается по результатам голосования 50 профессиональных автожурналистов из США и Канады. То есть эта премия не совсем национальная, а скорее континентальная, хотя и объединяет два близких, но все же разных государства. Однако она очень хорошо отражает характер происходящего на рынке Северной Америки. На премию 2023 года претендовали 47 автомобилей. Голосование проходило в три этапа и включало в себя оценку моделей по различным критериям — от дизайна и динамики до технологичности, безопасности и даже такого параметра, как «удовлетворенность водителя». Разумеется, обязательным этапом были и тест-драйвы указанных автомобилей. Подсчет итоговых результатов тайного голосования был доверен агентству Deloitte LLP, следящему за честностью процедуры. В итоге победители премии NACTOY были объявлены 11 января 2023 года. Ими стали Acura Integra («Легковой автомобиль года в Северной Америке»), Ford F-150 Lightning («Пикап года в Северной Америке») и Kia EV6 («Кроссовер года в Северной Америке»). Как видите, даже в США среди «лучших из лучших» два победителя из трех оказались «электричками», причем один — Ford F-150 Lightning — еще и электроверсией культовой и очень «местной» модели. Что это — настоящий тренд для США или просто очередной пиар, решать вам, хотя не исключено, что здесь и то, и другое.
Разумеется, Дром как издание не мог пройти мимо другой важной национальной премии — «Автомобиль года в Японии» (JCOTY). Эта награда вручается с 1980 года с целью отбора десяти лучших автомобилей в целом и победителей в отдельных категориях. Лучшие из лучших определяются путем тест-драйвов и голосования журналистов, входящих в так называемый «Исполнительный комитет» премии. Как и многое другое в Японии, премия JCOTY имеет свою специфику, поэтому к участию в конкурсе допускаются модели, продажа которых началась в период с 1 ноября предыдущего года по 31 октября текущего года. Но победители при этом именуются лучшими автомобилями текущего и следующего года. То есть, к примеру, в декабре 2022 года на конкурсе JCOTY были объявлены лучшие автомобили 2022–2023 годов. Как всегда, в Японии все несколько сложновато, хотя при желании, конечно, разобраться можно.
Так что там с победителями JCOTY? На последнем конкурсе звания «Автомобиля 2022–2023 годов в Японии» удостоились Nissan Sakura/Mitsubishi Ek X Ev, по сути представляющие собой одну и ту же модель. Они были выбраны из 48 претендентов и также были признаны лучшими кей-карами. Звания лучшего спортивного автомобиля удостоилась Honda Civic e:HEV/Civic Type R, премию за лучшие автомобильные технологии получил Nissan X-Trail, а за лучший автомобильный дизайн — BMW iX. Впрочем, настоящей сенсацией последнего «Автомобиля года в Японии» стал Hyundai IONIQ 5, который был признан лучшим импортным автомобилем. И это притом что марка Hyundai только делает первые шаги в завоевании рынка Страны восходящего солнца. Так что такой результат действительно можно считать успехом корейцев.
Наконец, еще одну важную группу автомобильных премий представляют собой награды, вручаемые престижными автомобильными изданиями разных стран. Вы заметили, что когда мы говорили о национальных премиях, мы никак не упомянули Великобританию? И дело тут не в том, что такой премии у британцев нет, она есть — UKCOTY. Просто будем объективны, такого веса, как «Европейский автомобиль года» или «Автомобиль года в Германии», эта премия не имеет.
Зато с автомобильными журналами и порталами ситуация полностью противоположная. В Великобритании очень много уважаемых во всем мире изданий, которые регулярно вручают свои премии за лучшие автомобили. У каждого издания обычно существуют свои номинации и критерии отбора: например, где-то голосуют читатели, а где-то только журналисты. Тем не менее смысл один — издание называет лучшую новинку года. Взглянем на некоторые результаты подобных премий. Так, издание Auto Express прошлым летом объявило абсолютного победителя в собственном конкурсе «Автомобиль года», им стал электрокроссовер Nissan Ariya.
Другое престижное издание — What Car? — результаты выбора лучшего автомобиля года объявляет не летом, а в январе. В 2023 году по версии журналистов What Car? таким стал электрический VW ID.Buzz, который получил высокие оценки за сочетание практичности, комфорта и роскоши. Кстати, этот микроавтобус получил награду и в еще одной уважаемой британской премии — TopGear.com Awards. Правда, в отличие от своих коллег из Туманного Альбиона, редакторы интернет-портала Top Gear включают в список претендентов только те модели, что побывали у них на тестах, и, как правило, спортивные модели. Также у «топгировцев» нет звания лучшего из лучших, все зависит от категории. Тем не менее в 2022 году в список победителей по версии этого издания вошли Koenigsegg Jesko, Toyota GR86, Hyundai N Vision 74, MG4, Pagani Huayra R, Ford F-150 Lightning, McMurtry Speirling, Opel (Vauxhall) Astra, Porsche Cayman GT4 RS, Land Rover Range Rover, Lamborghini Huracan Sterrato, Ferrari 296 GTB, Dacia Jogger и Honda Civic Type R. Одним словом, вновь автомобили, недоступные в нашей стране.
Разумеется, Великобритания — не единственная страна, где экспертное мнение автомобильных журналистов много значит и существуют премии отдельных изданий. Было бы странно, если бы аналогичной ситуации не было в США — стране, которая долгие годы удерживала первенство по количеству проданных автомобилей. Одной из самых престижных «журналистских» наград США считается титул «Автомобиль года», вручаемый изданием Motor Trend аж с 1949 года. По традиции победителя конкурса объявляют в ноябре на Международном автосалоне в Лос-Анджелесе. На последней премии лучшим был признан седан Genesis G90, который из-за особенностей принятой в США классификации будет считаться «Лучшим автомобилем 2023 года».
Издание Car and Driver также регулярно вручает премию за лучшие автомобили. Причем, в отличие от многих других, приз редакции этого журнала под названием 10Best присуждается сразу десяти моделям. По итогам последнего голосования лучшими были признаны Cadillac CT4-V Blackwing, Cadillac CT5-V Blackwing, Chevrolet Corvette, Ford Bronco, Honda Accord, Kia Telluride, Porsche 718 Boxster/Cayman, Ram 1500, Subaru BRZ/Toyota GR86 и Volkswagen Golf GTI. Также свой конкурс проводит и американская телепередача MotorWeek. Традиционно премия «Выбор водителя» (Driver’s choice) за лучшие модели вручается в феврале на автосалоне в Чикаго. В 2022 году такой моделью стал Ford Maverick, хотя в разных категориях победителями также были признаны VW Taos, Nissan Pathfinder, Jeep Grand Cherokee L, Genesis GV80, Nissan Frontier, Ford F-Series, Honda Civic, Mercedes-Benz S-класса, Cadillac V-Series Blackwing, Lucid Air, Porsche 718, Rivian R1T, Subaru BRZ/Toyota GR86 и Volkswagen ID.4. Одним словом, список моделей — довольно интересный, а в этом году он наверняка будет еще интереснее. И почему-то мы опять думаем, что он будет состоять из моделей, которые наш покупатель не увидит ни в какой форме. Есть такое предчувствие!
Наконец, еще одна группа наград, заслуживающих внимания — это премии, вручаемые немецкими СМИ. Здесь в первую очередь выделяется награда «Золотой руль» (Das goldene Lenkrad), присуждаемая изданием Auto Bild. По традиции голосование идет в несколько этапов: сначала голос отдают читатели издания, а потом проходят внутриредакционные выборы. К конкурсу допускаются лишь новые модели, однако немцы делят их только по типу кузова, без учета вида топлива, потребляемого автомобилем. В 2022 году таких набралось 47. Победителей объявили в ноябре прошлого года. Лучшими в соответствующих категориях были признаны BMW 2 Coupe, Nio ET7, Kia Niro, Skoda Enyaq Coupe RS iV, Porsche Cayenne Turbo GT, Porsche 718 Cayman GT4 RS, VW ID. Buzz, Mercedes-AMG SL, Dacia Jogger и Opel Astra.
Если одной автомобильной премией награждают осенью, то другая должна вручаться зимой или весной. В Германии это правило тоже работает, поэтому другая престижная премия — Best Cars — присуждается изданием auto motor und sport в феврале. Правда, в отличие от других изданий, редакция этого немецкого журнала ориентируется на выбор читателей, которые голосуют за понравившиеся автомобили. В 2022 году в конкурсе приняло участие 386 моделей в 12 категориях, за которые проголосовало 100 682 человека. В итоге лучшими были признаны BMW 2-й и BMW 5-й серии, Alfa Romeo Giulia, Suzuki Jimny, Alpine A110, Hyundai Staria, Mazda MX-5/RF, Audi Q4 e-tron и Audi Q2, Porsche 911 и 911 Cabrio/Targa, Volkswagen Up! и Volkswagen Polo, Abarth 595, Skoda Octavia, Cupra Born и Cupra Formentor, Tesla Model S, Bentley Continental, Lamborghini Urus и MINI Cooper. В 2023 году борьба обещает быть не менее горячей: на этот раз в конкурсе участвуют 422 модели в 13 различных категориях — рекордное число в истории журнала.
Как видите, в мировом автопроме все в порядке. И если организаторы международных автосалонов по разным причинам ищут новые форматы, то с мировыми премиями все хорошо: эксперты оценивают, читатели голосуют, жюри выбирает, а призы — вручаются. Жаль только, что за последний год мы на этом празднике жизни стали действительно чужими. Посудите сами — российский авторынок упал почти на 60%, а большая часть новинок к нам просто не поставляется. И никакой параллельный импорт нас тут не спасет! Как следствие, у нас уже возникла премия «Китайский автомобиль года в России 2022/2023», проводимая по опросу журналистов и блогеров Телеграм-каналом «Китайские автомобили». Второй год подряд победил в конкурсе (редкая стабильность для других наград) Geely Tugella. На втором месте — Chery Tiggo 8 Pro Max, на третьем — Haval Dargo. Наше все!