В презентацию ГАЗели NN ожидаемо вмешался коронавирус. Старт начала продаж запланировали на 24 июня, но потом посмотрели на статистику заболеваний и спешно вводимые ограничения на массовые мероприятия… Короче, еще за неделю ничего не было ясно. Газовцы совещались, прикидывая, перенести это дело на сентябрь или, может, ограничиться онлайном? Но потом решились-таки на очное проведение. Так что завтра (24 июня) в крупных дилерских центрах ГАЗа ГАЗель NN можно будет увидеть, пощупать и поспрашивать о ней. Мы познакомились с автомобилем заранее и на некоторые вопросы попробуем ответить уже сегодня.
Черт, как же оно удобно, это новое кресло водителя! Подрессоренное, с немыслимым для рядового газелиста-терпилы количеством регулировок. Тут и жесткость можно задать, выбирая массу седока, и подушку отрегулировать по вылету, и наклонить ее.
Короче: одно такое сиденье дает поразительно большой объем положительных эмоций, идеально отвязывая водителя от трясучести рамно-рессорного газелевского шасси.
А что это значит? Это значит, что субъективно машина стала ехать лучше! На самом деле «тележка» ГАЗели осталась прежней, и едет машина ровно так же, как до получения многозначительной аббревиатуры NN. Но благодаря комфортной посадке водитель настраивается на прямо-таки религиозное всепрощение и походя отпускает ГАЗели NN грехи валкости, буханья неподрессоренных масс сзади и навязчивого до противности треска китайского «Камминса». Хотя NN в целом потише Некста. Но не радикально.
Жаль, руль не регулируется по вылету, да и вертикальный диапазон его настройки очень мал.
Динамика, управляемость, тормоза — без сюрпризов и изменений. С начала этого года на все ГАЗели ставится унифицированная балка заднего моста, спроектированная изначально под полную массу 4,6 тонны, но перешедшая и в более легкий 3,5-тонный сегмент.
Вместе с этим мостом ставятся и дисковые тормоза, расположенные на ступицах внутренних колес.
Конечно, для разной грузоподъемности используют разные элементы подвески, на 3,5-тоннике рессор, к примеру, по три, более скромный кардан и т. д. Унификацией балки моста ГАЗ не только сузил номенклатуру компонентов (а значит, и снизил себестоимость за счет большего объема выпуска унифицированных мостов), но и ушел от затрат, связанных с гарантийным ремонтом прежнего 3,5-тонного моста. Проблемы, говорят, были…
Моторная гамма формально тоже осталась без изменений, однако… Есть основания полагать, что двигатель VW EA189 2.0 доживает свой последний конвейерный сезон в Нижнем, бортовые грузовики с дорогим немецким дизелем покупают мало и неохотно, а на фургоны его почему-то не ставят.
Раньше наличие VW объясняли экспортным потенциалом, но с недавних пор и Cummins ISF получил версию Евро-6 (ГАЗели с таким мотором уже производятся в Турции), так что у VW оставался только один козырь — его агрегатировали с новой 6-ступенчатой коробкой передач. Теперь и это преимущество нивелировано: «шестиступку» стали совмещать с другими двигателями. Вот как эта тестовая ГАЗель ЦМФ: «Камминс» плюс шесть передач.
С 6-ступенчатой коробкой ГАЗель стала чуть удобнее и экономичнее. Там первая передача более силовая (5,1 против 3,8 в «пятиступке»), соответственно, легче трогаться в гору и полностью груженым. Вторая передача — 2,8, так что «разрыва» не чувствуется. При этом две последние передачи — повышающие, шестая аж 0,6, для экономичной езды по очень прямым дорогам.
Экономия действительно выходит неплохая, что для коммерческого автомобиля — важнейший параметр.
Но, конечно, новую ГАЗель встречать будут не по сухим цифрам стоимости владения, а по «одежке» — измененному дизайну. Вроде бы и небольшой объем изменений, но как резко поменялось восприятие! Раньше в ГАЗели было много женских черт, сейчас же машина брутализировалась, или, простите за такое слово, транссексуализировалась. Став просто красивым грузовиком, не особо современным, совсем не вычурным и без потуг на модность.
Фары теперь светодиодные, с линзованными элементами. Именно их пацанский «прищур» однозначно определяет гендерную принадлежность NN.
Еще более интересны и объемны изменения в кабине. Там вообще все новое.
Про сиденье водителя мы уже написали, но и пассажирское с приятным сюрпризом: подушку можно поднять, открыв доступ к весьма немаленькому «бардачку».
Вообще, считать всякие ниши, «бардачки» и прочие емкости в NN лучше с калькулятором, так их много. ГАЗель уже близка по этому параметру к идеалу — Citroen Berlingo предыдущего поколения 😊
А есть еще и потолочная консоль с очечником, нишей для тахографа и кнопками ЭРА-ГЛОНАСС.
ГАЗель NN получила изрядный «электронный заряд». По оснащению сервисной электроникой до мировых лидеров, конечно, далековато еще, но шаг сделан широкий. И правильный. Жаль, что газовцы остановились на полпути, заявив многие современные функции, но так и не внедрив их. Точнее, перенеся их появление на 2022 год. Прежде всего это касается систем ADAS. Прикольно, но АДАСом на ГАЗе называют вообще все, что помогает водителю, включая тривиальные датчики света и дождя. Хотя этой аббревиатурой принято именовать комплекс ассистентов, в той или иной мере автоматизирующих вождение. И такие ассистенты ГАЗом анонсированы: радар и камеры должны автоматически поддерживать расстояние до автомобиля впереди, удерживать машину в полосе и т. п. Но ничего этого пока нет и не очень понятно, когда будет. На машине, которую нам дали в качестве тестовой, не установили даже парктроников (и кондиционера!), хотя в презентационных материалах говорится о камерах кругового обзора, задней камере, контроле «слепых» зон и «предупреждалке» о помехе при выезде задним ходом. Видимо, все эти элементы станут внедрять постепенно и, конечно, как опции, сделав обязательными только автоматический ближний свет, датчик дождя и навигацию.
Подушка безопасности для водителя — штатное оборудование, но есть нюанс. У ГАЗа готов к производству новый руль, похожий по конфигурации спиц на вазовский. Там предусмотрены два блока кнопок и регуляторов для управления звуком, навигацией и круиз-контролем. Плюс к тому обод нового руля обогреваемый. Но там нет подушки безопасности! Отчасти поэтому первые NN пойдут в продажу со старым рулем и airbag, а новый бесподушечный предложат как допоборудование. И только со следующего года в новый руль полноценно имплантируют подушку безопасности. А вот планируется ли увеличивать количество подушек, вводя пассажирские, боковые или коленные, — история и руководство завода умалчивают. Возможно, завтра журналисты зададут этот вопрос Вадиму Сорокину, президенту ГАЗа.
Стояночный тормоз отныне с электроприводом. Но логика его работы архаична: «ручник» не разблокируется автоматически при включении первой передачи и начале движения, и в нем нет функции hold (удержание при «рваных» перемещениях).
Вот, кстати, и новая «приборка» с дисплеем маршрутного компьютера:
Головное устройство с сенсорным девятидюймовым экраном не назвать передним краем прогресса, но для ГАЗа это все-таки шаг вперед. Приятно удивила отзывчивость ГУ на команды: процессор там явно мощный и оперативной памяти хватает. А вот на какой операционной системе работает устройство — выяснить не удалось. По крайней мере, андроидовские приложения инсталлировать система не предлагает. Но «в штате» уже установлен «Навител», так что, вероятнее всего, это одна из версий Андроида. Или просто авторская сборка на Линуксе, что, в принципе, одно и то же.
По функциям — ничего особенного: MirrorLink, вышеупомянутый «Навител», в который производитель поленился загрузить карты, связь с интернетом только через смартфон владельца — встроенной сим-карты не предусмотрено.
Качество звучания оценить не удалось, не до того было.
И слегка выбесил дисплей климатической установки. Его не видно. И сам дисплей расположен низковато, и яркость свечения его символов такова, что солнечным днем разглядеть циферки — это надо очень отвлечься от дороги. Хотя блок управления температурой скомпонован отменно и, самое главное, с физическими крутилками: ГАЗ не поддался дебильной моде на сенсоры.
Теперь, для порядка, заглянем в кузов. Так никаких новшеств и откровений нет.
В общем, так. ГАЗель эволюционирует медленно, но правильно. Всякие АДАСы ей не очень и нужны на самом деле, а вот то, что все машины теперь оснащаются системой стабилизации — однозначное благо. Как работает ESP, как едет груженая ГАЗель NN — это можно проверить только на полигоне, надеемся, такая возможность у нас будет. Первые же ездовые впечатления весьма положительны. Хотя и с грустинкой: с каждым витком автомобильной эволюции рамное шасси в этом классе выглядит все бóльшим анахронизмом, съедая свыше сотни килограммов полезной нагрузки. Да, рамная машина выносливее, ей проще сделать полный привод, легче «играть» длиной базы в спецверсиях. Но мировая тенденция в LCV — безрамность или полурамность. А ведь ГАЗ обещает сделать и ГАЗель-лайт с грузоподъемностью в 2,5 тонны. И она тоже будет рамной. Там отношение полезной нагрузки к собственной массе станет еще более скромным.
Горьковский автозавод с прошлого года начал перестройку своих дилерских центров в соответствии с новой концепцией «мало автомобилей — много места для переговоров». Акцент сделан не на технику, а на общение с клиентами, даже продавцы переименовались в экспертов — для солидности. Это требует определенных вложений, но ГАЗ неумолим: кто не выполнит новые требования, дилером быть перестанет. Интересно, что при минимальном количестве машин в автосалонах дилеры выкручиваются, показывая клиентам… модельки! Это проще, чем идти на стоянку, да и быстрее. Так что этот беглый рассказ о ГАЗели NN мы закончим фотографиями масштабных моделей газовских машин, снятых в одном из нижегородских автосалонов.
P. S. Прайс-лист на момент этой публикации не обнародован, но, по словам дилеров, прибавка к стоимости у ГАЗели NN составит примерно 150 000 рублей.