Все, что касается банкротства в России, прописано в Федеральном законе от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Это достаточно объемный документ, регулирующий завершение деятельности как компаний, в том числе банков, застройщиков и других крупных организаций, так и физических лиц. За время его существования было внесено 115 изменений, только за прошедший год вступили в действие 12 поправок. Закон содержит 233 статьи с кучей подпунктов, написанных не самым простым юридическим языком. Одно определение понятия чего стоит:
«Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».
Мы не будем подробно разбирать закон в рамках автомобильной тематики, а лишь остановимся на некоторых важных моментах.
Чтобы стать банкротом, нужно подождать от нескольких месяцев до нескольких лет и пройти множество сложных процедур от реструктуризации долгов, введения внешнего управления до реализации имущества и конкурсного производства.
Количество сообщений о введении судами процедур в отношении юридических лиц и крестьянско-фермерских хозяйств (источник — Федресурс)
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
О признании должника банкротом и открытии конкурсного производства | 13 044 | 12 549 | 13 541 | 13 117 | 12 401 | 9931 |
О введении наблюдения | 10 198 | 10 487 | 11 495 | 10 547 | 10 134 | 7775 |
О введении внешнего управления | 434 | 372 | 363 | 278 | 209 | 150 |
О введении финансового оздоровления | 38 | 52 | 32 | 19 | 19 | 23 |
Поскольку юридическим лицам принадлежит около 10% всего автопарка страны, и его большая часть — грузовые автомобили и спецтехника, мы основное внимание уделим банкротству физических лиц. Тем более что их количество только растет: за период существования процедуры потребительского банкротства несостоятельными с октября 2015 года по конец 2020 года стали уже 282 284 гражданина. В ближайшее время можно ожидать увеличения количества банкротств, поскольку с 1 сентября 2020 года действует упрощенная внесудебная процедура через МФЦ.
Количество сообщений о введении судами процедур в отношении физических лиц и индивидуальных предпринимателей (источник — Федресурс)
2015* | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
О признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина | 870 | 19 574 | 29 827 | 43 984 | 68 980 | 119 049 |
О признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов | 338 | 7730 | 7998 | 9749 | 15 768 | 24 294 |
Об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина | 5 | 165 | 188 | 179 | 204 | 209 |
* октябрь – декабрь
Такая популярность объяснима тем, что процедура стала действительно проще, и тем, что банкротство стали приравнивать к списанию долгов. Именно поэтому большинство дел о несостоятельности инициируют сами граждане — в 2020 году это происходило в 94,5% случаев (90,7% в 2019 году). Доля конкурсных кредиторов в качестве заявителей о банкротстве упала с 7,5% до 4,6%, количество заявлений от налоговой снизилось с 1,7% до 1,0%. Хотя подача заявления о признании несостоятельности еще не означает отмену всех обязательств. Так, на 1849 сообщений о возбуждении процедур внесудебного банкротства в прошлом году пришлось 4564 возврата поданных заявлений.
Вне зависимости от того, по чьей инициативе начинается процедура банкротства, требования кредиторов будут удовлетворяться за счет имущества должника, к которому относятся и транспортные средства. Не посягнут лишь на единственное жилье, предметы и вещи обычной домашней обстановки и обихода, топливо, необходимое для приготовления пищи и обогрева, и другие жизненно необходимые вещи, не представляющие ценности.
Машину оставят инвалиду
По закону автомобиль гарантированно не заберут только в одном случае — если сам должник является инвалидом или у него на иждивении есть инвалиды и машина нужна ему или им для передвижения. В этой ситуации нужно подать ходатайство об исключении транспортного средства из списка имущества, подлежащего продаже.
Автомобиль — источник дохода
До 23 ноября 2020 года еще одним вариантом сохранения машины у владельца-должника было ее использование в качестве единственного источника дохода, то есть собственник официально работал таксистом, перевозчиком либо сдавал автомобиль в аренду (такие ситуации редко, но встречались). Но с этой даты в Гражданском процессуальном кодексе, описывающем имущество, на которое не может быть наложено взыскание, появилась оговорка: на реализацию не могут пойти предметы, необходимые для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением вещей, стоимость которых превышает 10 000 рублей. Подавляющее большинство автомобилей стоят больше, поэтому, возможно, их также будут включать в конкурсную массу. Тем не менее можно также подать ходатайство об исключении автомобиля из конкурсной массы.
Продажа машины
После регистрации заявления о банкротстве должник должен сообщать о всех доходах, которые у него появляются, и передавать полученные деньги кредиторам. Если он продал машину самостоятельно, то он должен доказать, что сделка была совершена по рыночной цене и он ничего не утаил. Если он не расскажет о продаже, не докажет рыночную цену продажи (для этого подойдет заключение независимого эксперта) или не сможет доказать «правильное» расходование полученных средств, то такие действия будут считаться нарушением и скорее всего приведут к прекращению процедуры банкротства — то есть долги не спишут. Поэтому лучше передать автомобиль на реализацию и надеяться, что его продадут подороже.
Скорее всего, не спасет машину ее продажа заранее. Финансовый управляющий проверяет все сделки с имуществом, произведенные за три (!!!) года до принятия заявления о признания должника банкротом. Это нужно быть ясновидящим, чтобы избавиться от имущества настолько заранее или совсем загодя планировать пути отступления.
Теоретически автомобиль не может быть изъят у добросовестного приобретателя, которым может стать «третий» собственник. То есть банкрот (1) продает машину первому покупателю (2), и тот перепродает машину второму покупателю (3). Но если суд признает сделки мнимыми, то есть совершенными с целью вывода имущества из конкурсной массы, то он аннулирует их. Такие случаи в судебной практике были. Чаще всего подозрения вызывают ситуации, когда банкрот продолжает пользоваться проданным автомобилем или когда в сделке принимают участие родственники должника.
Никому не нужен
На этот случай сильно рассчитывать не стоит, но в этой жизни бывает всякое. Все имущество должника, которое можно реализовать, продают на торгах. И если транспортное средство ни у кого не вызвало интереса, оно остается у владельца. Так бывает только с откровенным хламом или крайне проблемными автомобилями. Например, в рамках банкротства Черномырдина-младшего, задолжавшего «Северстали» 18,23 млрд рублей, владельцу был оставлен Bentley Continental Flying Spur, оценивавшийся в 1,03 млн. Выставленный на торги автомобиль с «красивым» номером с тремя буквами «А», но при этом без двигателя, коробки передач, переднего бампера, ключей и документов, никого не заинтересовал…
Но если автомобиль никому не нужен целиком, то его можно реализовать как годные остатки или сдать в металлолом. Так что разбор машины на запчасти не является гарантией того, что на нее никто на позарится.
Нет машины
Физическое отсутствие автомобиля может спасти его от попадания в конкурсную массу. Но для этого финансовый управляющий должен признать это отсутствие официально. Он может поверить на слово, а может предпринять весь комплекс мер по поиску автомобиля, включая объявление розыска. Если машину найдут — ее включат в конкурсную массу либо прекратят дело о банкротстве из-за сокрытия информации об имуществе.
А теперь посмотрим на банкротство с точки зрения покупателя автомобиля. Сделка должна проходить через финансового управляющего (желательно проверить документы, подтверждающие его статус). Но чаще всего имущество банкрота реализуется через торги по той же схеме, что и конфискат или машины под арестом, о которых мы рассказывали ранее. И в том, и в другом случае купля-продажа будет юридически чиста.
Но что может быть, если купить машину у банкрота? Ничего, если он не скрывает свой статус и для заключения сделки привлекает финансового управляющего. А вот если продавец скрыл свое положение или не предполагал, что он в нем окажется, то сделка может закончиться не очень хорошо — машину отберут.
Сделка, заключенная во время процедуры банкротства или за три года до подачи заявления о несостоятельности, может быть аннулирована, если назначенный финансовый управляющий сочтет ее подозрительной и наносящей вред кредиторам. В этом случае, несмотря на добросовестность покупателя, автомобиль у него изымут приставы. Чтобы вернуть деньги, ему придется встать в очередь к остальным кредиторам. Не поможет даже обращение в суд.
Для начала не нужно покупать автомобили, которые продаются по цене заметно ниже рынка. Ну а если соблазн велик, то помимо всех стандартных проверок на сайте ГИБДД, проверки на предмет залога у нотариусов, проверки владельца у судебных приставов, нужно будет поискать информацию о нем в Национальном бюро кредитных историй и, главное, в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ).
Причем последним трем проверкам нужно уделить особое внимание. Если у продавца несколько исполнительных производств и гигантские кредиты, то вероятность его банкротства становится гораздо выше. Следовательно, выше вероятность того, что совершенные им сделки будут оспорены.
Ну а для проверки по Единому федеральному реестру нужно знать не только ФИО продавца, но и его участие в той или иной форме юридических лиц. Он может быть в них руководителем или учредителем, который будет отвечать по долгам компании. Узнать эти пересечения можно, например, на сайте проверки и анализа юрлиц и предпринимателей. Если у интересующего человека есть связи с юрлицом, то нужно проверить его состояние — действующая организация или нет, если нет — когда была ликвидация (лучше, если более трех лет назад), ведутся ли судебные споры, где компания является ответчиком и на какие суммы. Если таких организаций несколько, то лучше проверить все. Также их нужно проверить отдельно в ЕФРСБ. Если в общей картине присутствует много судов, ликвидаций или прямое указание на банкротство компании, то с таким продавцом лучше не иметь дел.
Те же самые проверки нужно сделать в отношении всех предыдущих владельцев, указанных в ПТС за последние три года.
Ну а если все-таки мимо проходит машина мечты и есть желание рискнуть, то можно себя обезопасить продажей свежекупленного автомобиля «своему человеку» с оформлением договора купли-продажи и перерегистрацией. Он будет как раз тем «третьим» добросовестным собственником. Только это не должен быть родственник и сделку нужно проводить достаточно быстро. Ну и нужно понимать все последствия такой продажи — для третьих лиц именно «свой человек» будет являться полноправным собственником. Однако особо «везучим» может не повезти — суд может обязать их вернуть стоимость проданного автомобиля.
Экономическая ситуация у нас такова, что кандидатов в банкроты становится все больше. Значит, все больше шансов расстаться с автомобилем не по своей воле как бывшему собственнику, так и покупателю. Для того, чтобы сократить риски, нужно проводить сделки максимально прозрачно, не скрывая информацию и по рыночным ценам.