Определенные возможности по оформлению аварии с помощью приложений были у водителей и раньше — их предоставляли отдельные страховые компании в частном порядке, а также другие государственные приложения, например, «Помощник ОСАГО». Однако никогда до этого водители не могли воспользоваться единым государственным сервисом, с которым обязаны работать все страховые компании, и пройти все этапы оформления онлайн, без необходимости посещать страховую.
Чтобы воспользоваться услугой «Европротокол онлайн», в первую очередь вы должны иметь смартфон с доступом в интернет и установленным приложением «Госуслуги Авто». Если какой-то из этих пунктов не выполнен (например, вы находитесь на трассе где-нибудь в глухом лесу), то данный вид оформления сразу же можно вычеркнуть. К сожалению, мест, где отсутствует стабильная мобильная связь, в России еще очень много. С другой стороны, и мелкие аварии, где электронный европротокол становится актуальным, на таких отрезках дорог случаются тоже нечасто.
Во-вторых, для услуги «Европротокол онлайн» должны быть соблюдены точно такие же условия, что и при оформлении обычного европротокола. А именно:
При этом есть один специфический пункт — как минимум один участник аварии должен иметь установленное приложение «Госуслуги Авто», а второй — подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг. Также, в отличие от обычного европротокола, при оформлении аварии с помощью приложения водителям не обязательно быть согласными друг с другом относительно обстоятельств аварии. Правда, есть нюанс. Если у участников ДТП нет разногласий и есть фотографии места аварии, сделанные с помощью приложения, они могут рассчитывать на компенсацию до 400 000 рублей, а вот если разногласия есть, но есть фото или если участники не спорят, но снимков места аварии у них нет, то максимум, на что можно рассчитывать — лишь 100 000 рублей.
Еще одна важная опция, которая имеется в оформлении ДТП через «Госуслуги Авто» — возможность указывать свидетелей ДТП, которыми могут быть, к примеру, пассажир или водитель другого автомобиля. Эта функция может быть полезной как раз в случае наличия разногласий: к свидетелю может обратиться страховая компания с целью выяснения обстоятельств аварии. Однако этот пункт лишь рекомендательный, а не обязательный.
Как и при любой аварии, начать нужно с выполнения прямых обязанностей, а именно — водитель должен заглушить мотор, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки на расстоянии не менее 15 метров в населенном пункте и не менее 30 метров — за его пределами.
После этого, если вы хотите оформить «Европротокол онлайн», нужно зайти в приложение «Госуслуги Авто» и выбрать соответствующий пункт. Появится две возможности: электронный европротокол и классический, но с фотографиями с места аварии. На первый взгляд, это — почти одно и то же, хотя в действительности речь идет о двух разных способах. В случае электронного европротокола все оформляется напрямую в приложении и занимает, как утверждают его создатели, около 30 минут. В этом случае водителям даже не придется ехать в страховую, однако второму участнику аварии нужно будет обязательно подписать протокол через Госуслуги. Помните, мы говорили, что у другого водителя должен быть подтвержденный профиль на сайте? Так вот, он требуется именно для этого.
Во втором случае европротокол оформляется классическим образом — на бумаге — а через приложение водитель только загружает фото с места аварии и данные полиса ОСАГО. В этом варианте водителю не только придется самостоятельно заполнять бумажки, но и в обязательном порядке предоставлять их в страховую компанию в течение пяти рабочих дней. Создатели приложения оценивают время, необходимое для оформления аварии таким образом, почти в два раза дольше — в 50 минут. Таким образом, теоретически оформление полностью через приложение вроде бы предпочтительнее, ведь водителю не нужно дополнительно предоставлять бумажные документы в свою страховую компанию, что происходит в других приложениях — например, «ДТП. Европротокол» и «Помощник ОСАГО». Но как вы поймете дальше, только теоретически.
Итак, предположим, разногласий с другим водителем нет, у него есть подтвержденный профиль на Госуслугах и он не против оформить «Европротокол онлайн». Тогда вам нужно будет следовать порядку, описанному в самом приложении. Если кратко, то водителю нужно будет составить схему ДТП, отметить поврежденные детали, сделать их съемку, сделать снимок госномера (или VIN) и автомобиля с разных ракурсов, а потом — отметить поврежденные детали другого участника аварии. После этого нужно отправить снимки на портал с помощью специальной кнопки. При этом важно помнить, что сама фотофиксация происходит в приложении. То есть загрузить снимки со своего устройства или какие-то измененные кадры в принципе не получится. Если же вы все сделали правильно, то в конце приложение должно прислать номер фотофиксации. Во втором способе схема похожа, только европротокол вы оформляете в бумажной форме, а в приложении делаете лишь фото места ДТП и получаете номер фотофиксации, который нужно будет приложить к бланку извещения о ДТП и передать его в страховую в течение пяти дней после аварии.
Важный нюанс. Если вы выбрали какой-то один способ оформления ДТП, то продублировать его другим «на всякий случай» не получится. Те, кто пользуется «Европротоколом онлайн», уже не смогут, скажем, предъявить обычный европротокол в страховую. То есть риски, связанные с непередачей данных страховщику из-за, например, плохого интернета, ложатся на плечи водителя. «Перестраховаться здесь вряд ли возможно — ДТП оформляется только один раз, и если уже использован какой-то вариант — повторно оформить то же происшествие не получится, — пояснил Дрому адвокат Общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. — Правда, можно попробовать подписать на месте обычный, бумажный бланк извещения и отправить его страховщику привычным способом — почтой либо передать в офис. Однако в этом случае незачем использовать электронное оформление», — добавил эксперт.
В теории все выглядит действительно довольно просто. Произошло ДТП? Водителям нужно всего лишь выйти из машины, сделать пару кликов в приложении и фотографии с места аварии, отправить уведомление в страховую и разъехаться по своим делам. А как на деле? Чтобы выяснить это, мы отправились в небольшой рейд по московским дорогам вместе с представителями ЦОДД (Центра организации дорожного движения). Вот уже несколько лет в столице работает специальная служба «Дорожный патруль», чьи сотрудники активно помогают водителям в случае ДТП и при возникновении нештатных ситуаций. Кому, как не им, знать все тонкости и нюансы оформления «Европротокола онлайн»?
Отправляемся в путь на автомобиле «Дорожного патруля», и первым же делом я интересуюсь у сотрудников, сколько электронных европротоколов через приложение они помогли оформить за последнее время. Оказывается… ни одного! И дело здесь вовсе не в какой-то технической отсталости наших людей. Просто, как это часто бывает, система не отлажена до конца и содержит определенные огрехи. «Постоянно возникают какие-то ограничения в момент оформления аварии. Например, у одного из водителей нет подтвержденной записи на Госуслугах — все, электронный европротокол составлять нельзя, — рассказывает патрульный Дмитрий. — Часто бывает, что люди пытаются составить электронный европротокол, заполняют все пункты, доходят до последнего, а система выдает, что оформление в данный момент невозможно, и предлагает… оформить обычный бумажный европротокол!», — отмечает он, добавляя, что, по его практике, на заполнение последнего уходит около 15 минут, в то время как электронный требует примерно в два раза больше времени, особенно если водитель им до этого никогда не пользовался.
Есть и другой нюанс. Поскольку электронный европротокол — вещь новая, часто правильный порядок действий не знают ни водители, ни представители страховых компаний. «Людям еще нужно объяснить, как им пользоваться, чтобы они знали, что делать. И никто не объясняет, в чем преимущество такой схемы, хотя неизвестно, как на электронный европротокол отреагирует страховая компания. Иногда водители сомневаются, как правильно поступить, и мы советуем им при нас звонить в страховую компанию. Но еще ни разу не было, чтобы им посоветовали оформить электронный европротокол, только бумажный!» — соглашается Владимир, напарник Дмитрия по «Дорожному патрулю».
Нашу беседу прерывает аварийный автомобиль, попавшийся на дороге. Оказывается, это не ДТП — у водителя просто кончилось топливо. Пока сотрудники ЦОДД ограждают проезжую часть, чтобы помочь автомобилисту, спрашиваю у него, знает ли он что-то о «Европротоколе онлайн». Оказывается, водитель в курсе новой схемы, но опробовать ее ему, к счастью, пока не привелось. Зато обычным европротоколом он пользовался не так давно, заполнил бумажную форму довольно быстро и никаких проблем с возмещением тоже не было.
Мы продолжаем нашу поездку, а патрульные ЦОДД рассказывают еще об одном минусе новой функции электронного европротокола. По их словам, оформление аварии требует фотографий, сделанных именно в приложении. Загружать снимки с собственного устройства или как-то их редактировать нельзя. В целом логично и понятно, ведь это помогает бороться с мошенничеством. Однако чтобы сделать фото, водителю сначала нужно заполнить практически все пункты электронного протокола, причем прямо на месте ДТП, ведь двигать машины нельзя. А что если авария произошла на оживленной улице или даже загородном шоссе с разрешенной скоростью движения 90 км/ч и выше? Ведь водители подвергают себя опасности, пока, стоя со смартфоном в руках, будут разбираться в нюансах нового для себя приложения? Логичнее было бы, если бы все было организовано наоборот: сначала водитель делает фотографии ДТП, а потом уже самостоятельно вводит данные, рисует схему аварии, стоя на обочине… Более того, именно так себя вести водителям предписывает п. 2.6.1 ПДД РФ! Но, увы, электронный европротокол фактически вынуждает поступать с точностью до наоборот.
Еще один минус состоит в том, что к оформлению приложение допускает только людей, зарегистрированных на портале Госуслуг. Как ни странно, в России по дорогам ездят не только граждане РФ, но и водители из других стран. У большинства из них есть ОСАГО (или так называемая «Зеленая карта»), но возможность воспользоваться «Европротоколом онлайн» для них фактически закрыта. А вот классический европротокол они оформить могут! Нелогично?! Пожалуй. Но, к сожалению, таковы реалии в настоящий момент.
А еще, по словам патрульных ЦОДД, многих от оформления «Европротокола онлайн» отталкивает не интерфейс приложения, а подорожавшие запчасти. Ведь водители боятся, что не уложатся в установленный лимит компенсации в 400 000 рублей, особенно с учетом поведения сервисных станций. Словно в подтверждение этих слов наш экипаж натыкается на новое ДТП: столкнулись Porsche Panamera, Toyota RAV4 и Hyundai Starex. Здесь нет повода для оформления европротокола из-за трех автомобилей, попавших в ДТП. Но даже если бы он и был, вряд ли бы участники на него согласились: во-первых, им так и не удалось договориться о том, кто виноват в данной аварии, а во-вторых, даже максимально возможная сумма компенсации в 400 000 рублей вряд ли бы всех устроила. Поэтому эту аварию пришлось оформлять по старинке — вызвав на место сотрудников ГИБДД.
А вот и другая авария. Но на этот раз все нормально, идеальные условия для упрощенного оформления: два водителя, нет пострадавших, и вроде бы никто даже не спорит об обстоятельствах. Немного подумав, участники ДТП принимают решение: оформляют европротокол. Обычный, бумажный. Почему не электронный? Да все просто — они не знали, что такая возможность есть. И даже когда им рассказали о новой функции, от способа отказались. Во-первых, не хотели терять время на скачивание мобильного приложения, а во-вторых — побоялись. Ведь в России часто бывает так, что «без бумажки ты — букашка». Так что лучше как-нибудь традиционно. И это притом что «Европротокол онлайн» — это официальная функция в государственном приложении. В общем, инерция у самих граждан все еще очень велика. И дополнительные опросы наших водителей в профильных группах в интернете это подтверждают: большинство ни о каком «Европротоколе онлайн» даже не слышали.
А что страховые? Как мы уже сказали, они не спешат продвигать новый способ оформления ДТП.
«Страховые компании всегда крайне формально подходят к урегулированию убытка», — соглашается генеральный директор страхового агрегатора Prosto.Insure Артем Климов, добавляя, что по закону компании не могут отказать в урегулировании убытков в ДТП, оформленном с помощью «Европротокола онлайн». Тем не менее пока страховщики советуют оформлять аварии по-старому.
«Лишь единицы из страховых компаний на рынке способны быстро перестроиться под новые бизнес-процессы. Поэтому в контакт-центрах есть гласные и негласные рекомендации направлять клиентов на традиционный формат урегулирования страхового случая. Со временем все изменится: страховые компании донастроят все системы, проведут интеграции и перейдут на электронный европротокол», — рассказал Артем Климов Дрому. При этом эксперт выразил уверенность, что будущее — за оформлением ДТП с помощью приложения. «В электронном европротоколе нет палочной системы, он объективно удобен, поэтому уже скоро станет нормой. Но некоторые страховые не захотят это принять до последнего», — добавил генеральный директор Prosto.Insure.
Их можно считать неоднозначными и даже «разнонаправленными». С одной стороны, появился новый официальный способ оформления ДТП — цифровой. Это объективно плюс. Но предназначен он, по сути, только для граждан России и распространяется на мелкие аварии. Это вроде бы нормально, но можно было бы и расширить это положение. А вот то, что приложение работает нестабильно, дает сделать фотографии только в самом конце, в нем нужно разбираться, а четких инструкций нет, да еще и страховые не особо продвигают такой способ оформления — безусловно минус. Скорее всего, в ближайшем будущем эти недостатки будут потихоньку исправлять и рано или поздно «Европротокол онлайн» станет таким же простым делом, как и обычный европротокол. Есть и еще один важный нюанс — об электронном европротоколе пока что знают еще слишком мало водителей. Но работу по исправлению этого недостатка Дром со своей стороны выполнил.