Поскольку основным профилем редакции Дрома остаются легковые автомобили и внедорожники, рассказ о выставке начнем с производителей и продавцов пикапов. В силу нескольких причин такие грузовички переживают сегодня на нашем рынке самый настоящий ренессанс. Как и несколько лет назад, массовый покупатель снова начал рассматривать пикапы как полноценную замену внедорожникам.
Лидеры рынка в этом сегменте — JAC, УАЗ, Great Wall и другие выставку пропустили. Свои машины выставила фирма «МБ Рус» — бывшее представительство «Мерседес-Бенц Рус», которое торгует в России на неэксклюзивной основе моделями Foton, и недавно образованный бренд Amber, который разделен на три подразделения — грузовое, легковое и подразделение вэнов (Ambervan). Собственно, на пресс-конференции марки Amber (входит в периметр «Автотора») и было объявлено о запуске фургона в 2025 году и его пассажирской версии. Между тем наш разговор с Игорем Давыдовым, отвечающим за дистрибуцию автомобилей марки Amber, мы начали с пикапа Ambertruck Works. Или все-таки правильно JMC Vigus?
Сергей Арбузов: Игорь, в двух словах объясните, почему в растущем сегменте пикапов у вас пока столь ограниченные продажи: в первые три квартала на учет в ГИБДД встали всего-то 56 машин. Вот, ваш дилер из Воронежа рассказал нам, что, по его мнению, пикапам Ambertruck Works просто-напросто не хватает рекламы.
Игорь Давыдов: У нас все упирается в отсутствие привычных покупателям каналов продаж. Те, кто торгуют пикапами успешно, продают их через салоны с легковыми машинами. Еще вариант: в салоне стоят цельнометаллические фургоны и рядом — пикап. В этом случае продажи тоже идут хорошо. Но у нас сеть дилеров в основном «грузовая», они торгуют техникой полной массой от 3,5 тонны. Не у всех из них есть шоурумы, и часто бывает, что покупателю просто некуда прийти. Сейчас мы сделали хорошее ценовое предложение и рассчитываем, что большая группа корпоративных клиентов оформит на пикапы заказы. К сожалению, у корпоративщиков процесс покупки длится долго, и мы понимаем, что некоторые сделки могут быть отнесены с декабря не только на январь, а даже не середину 2025 года.
С. А.: Если я правильно понимаю, в 2023 году в Калининграде была собрана партия пикапов, которая сейчас и распродается — именно на нее предоставляется скидка и именно на нее установлена цена в 2,1 млн рублей?
И. Д.: Машины 2024 года выпуска мы пока не пускаем в продажу, за исключением нескольких случаев, и только в Калининградской области.
С. А.: У меня такое ощущение, что с теми объемами продаж, которые вы показываете, «Автотор» не выполняет обязательства перед JMC по выкупу машинокомплектов для сборки. Скорее всего, китайцы рассчитывали на куда большие объемы закупок. Не уйдет JMC от вас?
И. Д.: Мы с ними сотрудничаем не только по линии пикапов, у нас широкая грузовая линейка, так что наша задача — стараться выдерживать объемы в совокупности. Других партнеров они не ищут.
С. А.: Еще дилеры сетуют на отсутствие выбора по цвету и комплектациям, что непривычно для массового покупателя.
И. Д.: Если смотреть на двухлетнюю перспективу, то обязательно нужна и коробка-«автомат», и разные цвета и комплектации. К середине следующего года мы планируем сертифицировать версию с «автоматом».
С. А.: Сейчас название Ambertruck Works используется только формально — по документам машина называется JMC Vigus и даже шильдик на руле — JMC. Когда перейдете на собственную марку Ambertruck?
И. Д.: Нужно менять сертификационные документы, и это будет уже для следующей производственной партии. Это тот же путь, который мы прошли по грузовикам. Вместо JMC будет AT.
С. А.: Что с перспективой локализации пикапов со сваркой и окраской кузова?
И. Д.: Для этого нам нужно перешагнуть порог ежегодных продаж в 5000 машин.
С. А.: Проводится ли сборка пикапов на «Автоторе» сейчас?
И. Д.: Пока нет, но скоро будем изготавливать новую партию.
По марке Amber добавим, что фургон Ambervan начнут собирать на заводе в самое ближайшее время, потому что в продажу его планируется пустить в марте 2025 года. Машину сертифицируют по категории N1, однако будут и версии по М1 — в пассажирском исполнении. Ее не станут завозить в виде комплектов, а отдадут на изготовление местным калининградским кузовостроителям. Сваривать и окрашивать кузов вэна пока не планируется, а вот сварка унифицированных кабин для грузовых моделей уже намечена.
Теперь переходим к пикапам Foton. Летом директор по продажам коммерческого транспорта «МБ Рус» Константин Молдавский говорил нам, что предпосылкой к началу сборки в России пикапов Foton станет преодоление порога продаж в 200 машин в месяц. Пока таким результатом Foton Tunland G7, несмотря на несомненные достоинства и умеренную цену, похвастать не может. Об этом говорим с коммерческим директором «МБ РУС» Александром Паршутиным.
Сергей Арбузов: По нашим данным, за три квартала 2024 года на учет встали только 457 Foton Tunland. Тот же Sollers ST6 разошелся за один третий квартал вдвое большим тиражом. При этом не видно динамики роста от месяца к месяцу: скажем, в апреле было реализовано 58 машин, а в сентябре — 53.
Александр Паршутин: Динамика наших продаж к концу года вырастет, потому что «МБ Рус», по сути, начал продавать пикапы Foton только в этом году. Рост сегмента есть, мы его видим, и он обусловлен наличием большого количества игроков: пикапы есть у каждого китайского бренда и китайцы будут их завозить в Россию через своих дистрибьюторов, даже если дистрибьюторам эти пикапы не нужны. А завезенный товар нужно продавать, поэтому мы видим рост. Мы долго изучали «экономику» Tunland в России, и когда убедились в его высоком потенциале, начали заказывать машину в Китае. У нас не было цели вести агрессивную ценовую политику, резко набирать объемы и расталкивать всех локтями.
С. А.: А цена на Foton Tunland G7 в 2,6 млн — это не элемент агрессивной политики?
А. П.: Нет. Поверьте, мы знаем, за сколько реально продают машины наши конкуренты.
С. А.: Как эта цена сочетается с утильсбором, который с января на Tunland составит 835 тысяч рублей? И сюда же вопрос: вы забивали склады до 1 октября с тем, чтобы сохранить цену в I квартале следующего года?
А. П.: Мы занимаемся ценообразованием планомерно и не реагируем сиюминутно на действия регулирующих органов. Что касается склада, мы держим ровно тот объем, который необходим нам для обеспечения работы дилеров даже в случае перебоя с поставками, но мы не замораживаем деньги в виде складских машин — для нас это невыгодно, да и завезти на полгода вперед невозможно. Не исключаю, что дистрибьюторы других китайских марок, стремясь выполнить свои целевые показатели, действительно забивают свои склады. Мы уверены, что наша политика верная, и результаты IV квартала это подтвердят. У нас нет цели «сидеть на складах». Другое дело, что если после 1 января все начнут менять цены, мы тоже сделаем это.
С. А.: Почему возникла задержка с выводом на рынок Mars 9 (он же Tunland V9), который сменит Tunland G7?
А. П.: Мы захотели лучше адаптировать автомобиль к российскому рынку, стало быть, удлинился процесс сертификации. К примеру, мы поставили требования о возможности буксировки прицепа в 2,5 тонны. Первая партия, которая поступит в Россию, то есть в российской спецификации, в настоящее время уже производится на заводе.
С. А.: Я проанализировал сетку индексации утильсбора до 2030 года в части категории N1 с полной массой от 2,5 до 3,5 тонны (именно в эту категорию попадает большинство официальных пикапов российского рынка) и пришел к выводу, что она не способствует локализации пикапов и не мотивирует инвесторов к этому, хотя «Соллерс» о такой локализации заявил. Каково ваше мнение на этот счет?
А. П.: Согласен, не способствует.
Новинкой «Комтранса-2024» от «МБ Рус» стал экзотический электрический фургон Foton Toano EV.
На вопрос о причинах вывода Toano EV Александр Паршутин ответил: «Мы видим, что предложение на этом рынке будет расти: у ГАЗа есть электрическая ГАЗель, “Соллерс” прорабатывает электрическую машину. Вывод Toano EV — это среднесрочная перспектива. Мы эту машину еще не показывали потенциальным покупателям, так что сегодня у нее самая настоящая премьера. Сертификация машины завершится в следующем году, и к этому сроку мы определимся с несколькими позициями, к примеру, с гарантией на высоковольтную АКБ и остаточную емкость на момент окончания гарантии. Конкретных сроков по началу продаж у нас нет — мы знаем много неудачных примеров со стартом электромобилей и не хотим их повторять».
Ключевым участником экспозиции легкого коммерческого транспорта стал ГАЗ, переименованный недавно в НАЗ, то есть «нижегородский». Правильно и полностью предприятие называется «Автомобильный завод “НАЗ”». В сегменте LCV НАЗ показал модификации полноприводной ГАЗели, школьного автобуса и Gazelle City в ВИП-исполнении. Пройдемся по всем трем машинам.
Школьный автобус спроектирован исходя из обсуждаемого ныне нового ГОСТа по этому типу машин. По действующему стандарту в школьных автобусах должны применяться четырехточечные ремни безопасности, с которыми дети не могут совладать, а поэтому просто не пристегиваются. Выставочная школьная ГАЗель оснащена обычными ремнями с натяжителями и регулировкой высоты. По каждому борту в каждом ряду есть кнопка зуммера, которой ребенок может привлечь внимание водителя.
Рабочее место водителя оснащено системой контроля усталости водителя (заявлено, что софт — российский), алкозамком и громкоговорителем, который работает как на улицу, так и на салон. Школьная ГАЗель разработана на основе самой длинной модификации и может взять на борт 18 детей. Интересно, что кресла могут адаптироваться под рост ребенка: у подушки имеется удлинитель.
Что касается полноприводной ГАЗели — такую версию завод показал впервые, она по максимуму унифицирована с Sobol NN 4х4: силовой агрегат, раздаточная коробка с планетарной «понижайкой», передний модуль с подрамником и т. д. Само собой, за счет увеличенной на 140 мм колесной базы относительно «Соболя» (до 3145 мм) карданные валы в трансмиссии — оригинальные. Интересно, что машина уже находится в производстве и выставочный образец — конвейерный, продажи начнутся в I квартале 2025 года. В снаряженном состоянии просвет под задним мостом составляет 22 см. Технические специалисты заверили нас, что под полной нагрузкой в 3,5 тонны под картером заднего моста все равно останется 20 см. Обратите внимание, что машина на стенде — с односкатным задним мостом: запланирована и двухскатная модификация полной массой в 5 тонн — таких увесистых ГАЗелей в Нижнем Новгороде еще не выпускали. Односкатная версия с пассажирским салоном будет сертифицирована по легковой категории М1, но к дилерам она поступит уже после односкатного фургона, который пойдет по грузовой категории N1.
Важной особенностью новинки стал примечательный и очень удобный салон: в одиночку взрослый мужчина может демонтировать оба ряда сидений или при необходимости развернуть их на 180 градусов. При этом все сиденья раскладываются в гигантское спальное место. В интерьере предусмотрен монитор и складной столик.
За счет увеличенной на полметра относительно «Соболя» длины задние распашные двери открываются на 270 градусов: предварительно нужно снять ограничитель и не забыть воспользоваться магнитным замком, одна часть которого размещена на внешней стороне створки, а ответная — на боковине кузова.
ГАЗель в ВИП-исполнении спроектирована уже не на рамной версии, а на исполнении City с низкопольным каркасным кузовом. В задней подвеске используются пневмоэлементы (так же как и в последней версии автомобиля скорой помощи), так что кузов можно еще и прижать к земле. У «Соболя» тоже есть ВИП-версия, но поскольку ГАЗель длиннее, в ней можно разместить не три, а пять капитанских кресел, а по салону можно ходить в полный рост. Здесь больше места и для чемоданов, которые устанавливают в специальный органайзер. Короче говоря, мы видим, что ГАЗ активно замещает ниши, освободившиеся после выхода с рынка зарубежных брендов.
Отметился на «Комтрансе-2024» своей машиной и АВТОВАЗ — речь об очередной (какой уже по счету) газовой модификации CNG, то есть работающей на метане.
Нашим собеседником на стенде стал Владимир Карманов, сотрудник «АТС Авто». Это дочерняя компания АВТОВАЗа, которая и занимается установкой газобаллонного оборудования. На Весте разместились обычные металлические баллоны 1-го типа, в которых метан хранится под давлением в 170 бар. За счет сжатия можно уместить 16 кубов газа, объем баллонов составляет 72 литра. Новизна модели в том, что впервые газобаллонное оборудование установлено на Весту с китайским вариатором WLY (они же идут на Chery). Заново скомпоновали и размещение баллонов: теперь они спрятаны под фальшпанелью багажника и не съедают полезный объем. Запуск двигателя всегда идет на бензине, а при прогреве охлаждающей жидкости до 47 градусов автоматически идет переключение на газ. По расчетам разработчиков, суммарный запас хода на бензине и метане составляет около 1000 км. Изначально форсунки были итальянские, сейчас АВТОВАЗ работает над их локализацией, равно как и над локализацией вентилей и блока управления. На 2025 год потенциал новой газовой Весты с вариатором оценивается в 1500 шт. Интересно, что в первые девять месяцев 2024 года, по данным редакции Дрома, на учет встали только 462 метановые Гранты от «АТС Авто». Вполне возможно, Веста перебьет в этом отношении Гранту.
Примечательной новинкой выставки стал автомобиль марки БАЗ с пластиковой кабиной, разработанной с нуля на основе каркасно-панельной технологии. Проект зародился на Обуховском заводе в Санкт-Петербурге, но затем в ноябре прошлого года для ускорения работ по гражданской тематике была образована компания «Романов». Про машину нам рассказал руководитель департамента инжиниринга, а фактически главный конструктор Дмитрий Лебедев.
Принципиально конструкция кабины проста — между внешними и внутренними панелями размещают слой шумо- и теплоизоляции. При этом металлические подштамповки в кабине все-таки используются — наряду со стальными трубками они образуют силовой каркас кабины. Сама кабина установлена на четырех амортизаторах и, по словам Дмитрия, проходит по всем требованиям пассивной безопасности. Тесты уже пройдены: при лобовом ударе двери открываются, что остается одним из ключевых требований. При этом в конструкцию заложены так называемые краш-боксы — деформируемые профили, которые наряду с пластиком рассеивают энергию удара на первоначальной стадии. В настоящее время кабины проходят сертификацию. Ключевым недостатком такого типа кабин остается уменьшенное внутреннее пространство — из-за большой толщины панелей, но при этом, как заверил нас Дмитрий, комфорт по шуму и вибрациям у каркасно-панельных пластиковых кабин выше. Кроме того, «пластиковые» БАЗы отличает независимая подвеска передних колес с оригинальным подрамником, куда спрятан передний мост. В настоящее время компания «Романов» подает документы на Специальный инвестиционный контракт. Вся деятельность ведется на производственной базе в Шушарах близ Санкт-Петербурга. Ключевые комплектующие приходят из Брянска и с Ярославского моторного завода (мотор, коробка, сцепление).
В настоящее время компания «Романов» проводит работу с поставщиками по подбору серийных элементов. По оценке Дмитрия Лебедева, это займет еще около полугода. Ключевой момент здесь — добиться удешевления кабины относительно опытных образцов. На наш вопрос, не возникнет ли претензий со стороны Брянского автозавода по использованию марки БАЗ, Дмитрий ответил: «Мы с ними договоримся».
Еще одним интересным проектом — с перспективой промышленной локализации в России — стал бренд Altai.
Эти два шасси — 12-тонное Argut 12LM52R (синяя кабина) и 20-тонное Multa 20NM52R уже были собраны по договору проведения опытно-конструкторских работ на «261 ремонтном заводе средств заправки и транспортирования горючего» в Великом Новгороде — предприятие входит в периметр Ростеха. Увы, спроектированы они полностью были в Китае — подразделением Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации (CASIC). Основа — агрегатная база местного автопрома. По сути оригинальной стала компоновка шасси и рама. Заказчиком проекта выступила организованная в мае 2023 года компания «Кистоун Авто» из Санкт-Петербурга. Техническое задание на автомобили она разработала совместно с автомобильным факультетом Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.
«Кистоун Авто» замахнулась практически на все сегменты коммерческой техники, начиная с малотоннажного и далее по списку. Всего в Китае собрано уже 71 шасси, причем на некоторые позиции получены одобрения типа. В планах на 2025 год найти стратегического партнера по крупноузловой сборке. В настоящее время проводятся переговоры сразу с несколькими предприятиями. Все надстройки к шасси будут изготавливаться в России. Возникает вопрос: а откуда же такие гигантские средства? Как нам сообщили сотрудники «Кистоун Авто», фактическим инвестором проекта стала одна из крупных российских транспортных компаний «Кистоун Лоджистикс».
Сразу две новинки представил на своем стенде производитель автобусов «Волгабас». Ключевой стал междугородный автобус «Марафон» 5285G2. При длине в 12,8 метра «Марафон» может принять на борт 49 пассажиров, для багажа которых есть отделение в 7 кубических метров. Предусмотрена как дизельная, так и газовая модификация, работающая на метане. Силовая установка — на основе 6-цилиндрового китайского мотора Yuchai. Фактически «Марафон» уже находится в серийном производстве.
Опытный городской автобус от «Волгабаса» оснастили гибридной установкой, в которой применяется и последовательная схема работы агрегатов — оно хорошо знакома нашим автолюбителям по Лисянам и Voyah. Силовая установка состоит из дизеля все той же марки Yuchai, двух электромоторов и согласующего их работу планетарного редуктора. Предусмотрено несколько режимов — только от ДВС, только от электромоторов и комбинированный. Электромоторы без ДВС работают при движении на низких скоростях — до 25 км/ч. Сначала включается один, по мере набора скорости — второй. При достижении 25 км/ч включается ДВС, который при необходимости может передавать тягу либо на колеса, либо для зарядки батареи с жидкостной системой терморегуляции. Высоковольтную АКБ целиком, а не по ячейкам с дальнейшим корпусированием, приобрели в Китае. Пока изготовлен только один образец гибридного автобуса, однако, как сообщили нам коллеги на стенде «Волгабаса», количество желающих взять его в тестовую эксплуатацию велико: ожидается, что расходы на обслуживание будут существенно ниже, чем у традиционных дизельных версий. Интересно, возьмет ли на заметку такие автобусы «Мосгортранс» вместо постоянно ломающихся электробусов?..
На этом с основными новинками и сведениями, полученными от участников выставки, мы заканчиваем и предлагаем галерею с грузовиками и автобусами, которые увидели посетители «Комтранса-2024».