Деревенька Гребенкино, что в Краснинском районе Липецкой области, на карте отечественной промышленности появилась довольно давно — в 2012 году в этих местах обосновались китайцы из Great Wall и начали собирать машины: Hover H3, H5 и H6, к которым после присоединился и Changan CS 35. В 2019-м все это благолепие накрылось «медным тазом», но по старой советской привычке завод почему-то не сдали на металл и не растащили на «личные нужды». Видать, и правда поменялись времена, или народ в этих краях другой. Впрочем, к этой идиоме вернемся чуть позже, а пока поворачиваем на самую настоящую «своротку», идеальный и пустынный кусок асфальта, уходящий в поля по направлению к непримечательным промышленным строениям.
На проходной
Evolute — любопытный завод в любом смысле слова. По российским меркам — так точно. Охранник, главный, как известно, человек на любом предприятии, оказался улыбчивым и вежливым мужиком, который вместо привычного потока бюрократического негатива выдал доселе непознанное: «О, а мы вас уже ждем, проезжайте, ребята». И открыл шлагбаум.
Подъезжаем к заводской парковке, паркуемся в середине и получаем еще один «удар под дых»: второй страж ворот пешком дошел из своей «башни» до нас и предложил заехать на территорию, чтобы, внимание, «нам было удобнее». Довелось, как говорится, повидал, но такое — впервые! Китайцы для своего завода место по социологическим опросам населения выбирали? Где самые культурные и вежливые — там и построим?
Подобрав с земли упавшую челюсть и осколки московского снобизма, заезжаем внутрь, мимо парковки готовой продукции, прямиком к административному зданию. Третий сотрудник Evolute подходит и предлагает встать ближе ко входу: «Вот здесь, ребят, вставайте, идти близко и никому мешать не будете». Да что здесь происходит с людьми? Сколько стоит недвижимость в этом раю?! Путь к точке сбора лежал мимо отдела кадров. Готовы? «Вы с дороги, кофе выпьете? Вот пароль от Wi-Fi, а то у нас тут связь плохо ловит».
Недра завода
Выехав из Москвы своим ходом, на завод прибыли на полтора часа раньше назначенного срока. Пунктуальность — вежливость королей. И она, пунктуальность, всегда дает результаты: пока коллеги доедали завтрак и ехали из Липецка, нам уже проводили индивидуальную экскурсию по всем цехам, а не только по избранным. Ныряем «под ленточку» и отправляемся туда, куда основная группа не пойдет.
Принципиальная разница была в самом начале обзорной прогулки: удалось осмотреть покрасочную линию, которая не только имеется по документам, но и обслужена, ежемесячно диагностируется, но сейчас законсервирована. Внутри чисто, сопла роботов залиты растворителем, так что слова руководства предприятия о готовности ввести еще одну процедуру — покраску — это не просто слова. Завод к этому действительно готов. Вопрос лишь в договоренностях с китайским партнером.
Да, Evolute — это китайская машина, которая методом отверточной сборки, он же SKD, собирается в Липецкой области, обретая российское гражданство. «Отверток» бывает несколько видов: от «нулевого» до «четвертого», в рамках которого сборка начинается с голого, но окрашенного кузова. В случае с липецким электромобилем все проще: машинокомплект поставляется из Китая практически собранным, а на предприятии производят считаное количество операций. Это SKD 0.
На некоторых машинокомплектах сохранились «идентификаторы» материнского бренда — это модели Forthing концерна Dongfeng. Ярлычок «Е» установят уже здесь, в Липецкой области.
Старую сборочную линию Great Wall — следующий после окраски цех — сейчас используют именно под склад тех самых машинокомплектов. На металлических рамах-поддонах стоят практически целые автомобили, причем на общем фоне выделяется существенное количество микроавтобусов i-VAN, именуемых в Поднебесной Forthing Lingzhi M5EV, которые в продажу в России пока не поступили.
Зато на парковке готовой продукции стоят два микроавтобуса, причем уже «на номерах». Спрашиваем — отвечают: действительно, для пробы собрали парочку, испытывают. Скоро начнут собирать товарные экземпляры, а в 2024 году машины поступят в продажу. Буквально через пару-тройку месяцев. Кстати, «автобусы» приходят уже с бамперами, на которых присутствует логотип Evolute. Но не везде.
Сборка Эволютов начиналась с седана i-PRO, но сейчас большинство машин «в работе» — кроссоверы: i-JOY и i-SKY, он же Forthing Thunder. Собственно говоря, запуск в производство последнего и стал официальной причиной для мероприятия: новый электровседорожник доведет гамму представленных машин до трех, став временным флагманом. Через несколько месяцев с трона его сместит микроавтобус i-VAN, который с высокой долей вероятности станет самым востребованным продуктом предприятия.
Фокус — в целевой аудитории. Большинство машин прямо сейчас уходят «во флит» — в корпоративные парки, в такси. Электромобили Evolute проезжают 400 км на полном заряде. Да и государственные дотации, как оказалось, свою роль играют. Большинство покупателей во время опроса отметили актуальность скидки в моменте принятия решения о покупке — государство компенсировало почти миллион рублей.
Нитка конвейера
Ниточка, я бы сказал. Третий цех, в котором и происходит превращение машинокомлекта в автомобиль, выглядит несколько театрально: коротенькая линия, на которой работают люди в белых робах. Это добавляет «киношного эффекта» процессу. Впрочем, на данном этапе развития завода — это позволительная роскошь: грязных операций мало. Да и машин собирается пока немного. План на 2024 год — около 15 000 штук.
Машинокомплект со склада доставляет моторизированная «рохля» — простой вилочный погрузчик. Далее на него устанавливают бамперы, подвеску, подкрылки и защитный пластик, детали интерьера — сам салон уже собран — электродвигатель и батарею. Последняя операция именуется «свадьбой». Нет даже шиномонтажа — колеса приходят уже в сборе.
На заводе «пять кругов» ОТТК. И претензий, мягко говоря, немало: машинокомплекты поступают с большим количеством мелких повреждений, которые необходимо устранить на стадии сборки. Царапины, сколы, потертости — логистика «дело» свое делает. Их локализуют и устраняют здесь, на месте, используя для работы карту, оставленную ревизором.
На предприятии пока задействовано всего около двухсот человек, но система мотивации уже работает, люди за свою работу держатся. За каждую собранную в рабочую смену машину идет добавка к зарплате. Поэтому возникший «затык» на одном из этапов сборки решается коллегиально: соседи приходят неуспевающему на помощь.
Батарея, естественно, приходит отдельно, в специальной деревянной обрешетке, и устанавливается практически последней — долго лежит под машиной. Вернее, машинокомплектом. Заряда в ней — 40%. Это к разговору о том, какой объем нужно держать для длительной и безболезненной эксплуатации.
Финальный эпизод: проверяют и выставляют развал-схождение.
Жить будем!
Любой завод начинается с условий труда на производстве. Обычный сотрудник на Evolute приходит на зарплату в 40 000 рублей — это стандартный оклад. Однако выполнение плана, регулярная и стабильная работа позволяет сотруднику добиться и 70 000 рублей в итоговой зарплатной ведомости. Инженер получает от 80 000 рублей и тоже имеет возможности для «зарплатного роста». Это уже совсем другой коленкор, и для его достижения необходимо приложить руки и желание.
Новичок, он в оранжевом жилете, должен пройти десятидневный испытательный срок, во время которого к нему приставлен куратор, после чего сдается экзамен. Сдал — welcome, не сдал — до свидания.
На выезде из завода встречаем череду фур с огромными морскими контейнерами на борту. В каждом — по три машинокомлекта. На следующий год таких грузовиков сюда, в Гребенкино, должно приехать не менее 5000 штук.
Сегодня на заводе идет исключительно отверточная сборка по самому «малому кругу» — мотор, подвеска, батарейка, бамперы, колеса. Значки клеят. Естественно, интересовал вопрос о перспективах локализации — это и загрузка зарплатной ведомости, и дополнительные закупки у отечественных предприятий, и, наконец, снижение цены выходящего с конвейера продукта. Спрашивали и о возможностях по сборке бензиновых автомобилей, читай, расширения модельной линейки. На все — один ответ: технические возможности есть, а вот всех остальных — нет. Переговоры ведутся, но их подробности не разглашаются.
Следовательно, переговоры — о дальней перспективе. Речи об углублении SKD, а также о запуске конвейера прямо сейчас, не идет и в ближайшей перспективе не зайдет. Причина висит в воздухе: партнерам такой маневр неинтересен, гораздо выгоднее поставлять с китайского конвейера машинокомплекты — готовые, считай, автомобили.
Так что витающий в кулуарах слух о возможном начале сборки автомобилей Dongfeng в России к заводу в Липецкой области отношения не имеет. Никакой подготовки не ведется, никаких даже минималистических намеков. Пока — только SKD0 и только четыре модели Evolute.



















































