Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Герои Великой Отечественной войны. Автогонщики
08.05.2020 | 3658 просмотров

Герои Великой Отечественной войны. Автогонщики

Автор: Мария Мельникова
Фото из открытых источников и архивов
Источник: Дром

Дорогие читатели!

К знаменательной дате — 75-летию победы в Великой Отечественной войне — мы решили собрать информацию о тех героях, которые в мирной жизни посвятили себя автомотоспорту. Таких было немало. К сожалению, не про всех сохранилась подробная информация или фотографии, что-то приходилось восстанавливать по архивам и старым газетам, что-то по рассказам тех, кто о них помнит. Но есть и такие, чьи имена знают и за рубежом, те, кому посвящено огромное количество статей и даже книги, а кто-то и сам писал эти книги.

Все эти люди были готовы отдать жизнь за свою Родину — и не только в военное время, но и в мирное: на гоночных трассах, завоевывая титулы, медали, устанавливая рекорды, другие же создавали для этого условия, будучи организаторами, судьями или функционерами.

Их имен много, поэтому мы разделили материал на несколько публикаций, чтобы вы могли внимательно прочитать про каждого из этих людей.


 

Астафьев Иван Иванович (1925 —?), Ленинград

Участник Великой Отечественной войны, мастер спорта СССР, чемпион СССР 1968 года по авторалли, чемпион страны 1969 года по шоссейно-кольцевым и зимним ипподромным гонкам, чемпион СССР 1970 года по автогонкам на ипподроме.

Иван Астафьев — один из самых титулованных и известных советских автогонщиков, ветеран советского спорта. С первых дней войны служил водителем на передовой, доставлял боеприпасы в блокадный Ленинград по «Дороге жизни». Среди его наград — медаль «За оборону Ленинграда» и орден Славы — за Японскую войну. Эти «гонки» под обстрелом он вспоминал как самые отчаянные в своей жизни.

После войны Иван Иванович работал в новосибирской Госавтоинспекции и выступал во всесоюзных соревнованиях по мотокроссу, где одержал немало побед, а расстаться с мотоциклом был вынужден из-за травмы, которую получил во время задержания преступника. После этого он переехал в Москву и стал работать водителем скорой помощи. В Москве ему прооперировали ногу, после чего он смог вернуться в спорт.

Астафьев работал на АЗЛК, был инженером-механиком, принимал участие в автоспортивных состязаниях за свой завод. В 1970 году стартовал в ралли «Лондон — Мехико» на «Москвиче»-412 с бортовым номером 21. Для его экипажа ралли закончилось неудачно: в условиях плохой видимости автомобиль сорвался со скалы. К счастью, люди остались живы.

В феврале 1983 года Иван Астафьев получил серьезные травмы в автомобильной аварии, когда РАФ, где он ехал пассажиром, столкнулся с другим транспортным средством. Полученные травмы обернулись для Ивана Ивановича пожизненной хромотой.

Борц Валерия Давыдовна (21.03.1927 — 14.01.1996), село Новобешево Донецкой области

Участница Великой Отечественной войны, награждена орденом Красной Звезды и медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. Мастер спорта СССР.

Во время оккупации в октябре 1942 года Валерия Борц принимала активное участие в подпольной организации «Молодая гвардия», участвуя в различных операциях. Вступила в ряды Ленинского комсомола, осуществляла связь подпольных групп со штабом «Молодой гвардии».

С началом арестов молодогвардейцев скрывалась у родственников в Ворошиловграде. После освобождения Краснодона продолжила учебу, работала в издательстве.

Валерия Борц на 1-м зимнем командном ралли (1959, Таллинн)

В 1957 году Валерия Борц и ее муж впервые стали участниками официальных соревнований по авторалли. В 1960-м получила звание мастера спорта СССР по автомобильному спорту.

Бренцис Артур Павлович (01.08.1924 — 04.11.1969), Москва

Участник Великой Отечественной войны, награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалью «За отвагу». Мастер спорта, чемпион СССР по ралли (штурман) вместе с А. Жилиным.

Артур Бренцис (второй справа) на 1-м зимнем командном ралли (1959, Таллинн) в составе экипажа Валерии Борц (вторая слева)

Артур Павлович родился в Москве, в начале Великой Отечественной войны был мобилизован в Красную армию, служил радистом в разведке.

После войны выступал за АМК ДОСААФ, работал тренером в московском автомотоклубе, был председателем секции автомобильного спорта АМК, преподавал машиноведение.

Артур Бренцис на ралли «1000 озер» (1959 г.)

Участвовал в ралли в одном экипаже с Валерией Борц.

Динерштейн Борис Моисеевич (12.04.1921 — 20.01.2012), Минск

Участник Великой Отечественной войны, награжден орденами Отечественной войны и Красной Звезды, 19-ю медалями. Мастер спорта СССР, чемпион СССР по кольцевым гонкам 1959 года, вице-чемпион СССР по ралли 1961 года.

Борис Моисеевич был мобилизован в 1941 году, стал участником обороны Москвы и Курской битвы, дошел до Германии.

После демобилизации начал работать водителем, затем поступил на работу в московский таксопарк № 7, как и многие другие водители, решил попробовать себя в автогонках. Принимал участие в соревнованиях на экономичность, а также в кроссе первенства ДСО «Труд».

В 1957–1958 годах принимал участие в многодневных соревнованиях по маршруту Москва — Рига — Москва, чемпионате СССР по кольцевым гонкам, ралли. На базе серийной «Победы» своими руками построил спортивный автомобиль собственной конструкции, который принес ему сразу несколько побед, в том числе в чемпионате СССР по кольцевым гонкам (в классе спортивных автомобилей свыше 2500 см³) и гонках на призы ДСО «Калев».

С 1960 года увлекается ралли и более десяти лет выступает в различных чемпионатах, завоевывая призы и награды.

Ильин Виктор Васильевич (1922 — ?), Москва

Участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красной Звезды и других государственных наград. Мастер спорта международного класса, трехкратный чемпион СССР по ралли.

Виктор Ильин и Стасис Брундза на ралли «1000 озер», 1973 г.

Отец Ильина работал механиком в Москве на базе Минобороны, куда с детства вместе с папой заходил и маленький Виктор. Первый раз за руль машины он сел в 10 лет, а в 18 уже получил права, начал работать в
Военной академии механизации и моторизации.

В начале войны закончил 1-е Харьковское танковое училище и в начале 1942 года отбыл на фронт. После обороны Киева был тяжело ранен, один из осколков на всю жизнь остался в легком. После выписки из госпиталя вернулся на фронт в должности командира танкового взвода. Получил второе, очень серьезное ранение; дослуживал помощником военного коменданта в Берлине — и еще одно ранение.

После демобилизации вернулся в Москву и стал работать у отца на базе шофером, обкатывал много новых машин, в том числе и Паккарды, Кадиллаки, ЗИС-110.

В 1950-м Ильин устроился водителем в военную поликлинику и стал студентом Автомобильно-дорожного института. Позже ему поручили подготовку машин для соревнований, и Виктор Васильевич мечтал оказаться
сам за рулем в гонке и свою мечту исполнил. В 1964 году в возрасте 42 лет стал чемпионом СССР по ралли за рулем «Волги»-ГАЗ-21. Затем пересел на «Москвич» — и вновь завоевал титул в 1966 и 1967 годах. Затем сменил «Москвич» на «Жигули», выступал со своим неизменным напарником Юрием Козловым.

Ралли «Тур Европы» (1973 г.), экипаж Юрия Козлова и Виктора Ильина

Вместе с Козловым он принял участие и в марафоне «Тур Европы» в 1973 году. Для гонщика, серьезно искалеченного на войне, это был еще один подвиг. После этой гонки он получил звание мастера спорта международного класса.

Ипатенко Александр Васильевич (17.02.1925 — 29.10.2010), село Новопетровка Оренбургской области

Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу». Заслуженный мастер спорта СССР. Заслуженный тренер СССР.

После войны Александр Васильевич стал заниматься ралли, выступал на автомобилях «Москвич», в 1951 году за рулем экспериментального «Москвича» 403Э-424Э-купе занял второе место в чемпионате СССР по ралли. В дальнейшем Александр Ипатенко выступал за команду «Автоэкспорт» в крупных международных марафонах «Тур Европы», «Ралли Эфиопия», «Лондон – Сидней», руководил участием автомобиля «Москвич»-403 в XXXIII ралли «Монте-Карло» 1964 и ралли «Акрополис».

В марафоне «Лондон — Сидней» выступал в экипаже под № 7, который благополучно финишировал на 33 месте после всех выпавших на его долю сложностей. Ипатенко участвовал также в юбилейном ралли «Лондон — Сидней», посвященном 25-летию марафона.

Команда советских спортсменов на чемпионате мира по спидвею в Лондоне, 60-е годы. Александр Ипатенко в центре

Александр Ипатенко по всем свидетельствам являлся ведущей фигурой команды «Автоэкспорт», в 1960-е годы был начальником Центрального автомотоклуба ДОСААФ СССР, в начале 70-х возглавлял бюро спортивно-гоночных автомобилей АЗЛК. После завершения спортивной карьеры работал начальником Центрального автомотоклуба ДОСААФ СССР.

Александр Васильевич принял участие и в съемках фильма «Гонщики», стал соавтором книги «Тренер и автомобильный спорт».

Косенков Вячеслав Николаевич (1918 — 2001), Ижевск

Участник Великой Отечественной войны, Кавалер орденов Отечественной войны I степени, Красной Звезды. Спортсмен, автоконструктор, мастер спорта. Двукратный чемпион страны, в общей сложности завоевал 48 призов в соревнованиях по кольцевым автогонкам.

Вячеслав Николаевич был призван в армию в 1938 году, всю войну служил шофером, в 1943-м был тяжело ранен. Военную службу закончил в 1946 году в Китае. После демобилизации стал работать шофером в таксопарке Ленинграда.

Автомобильным спортом начал заниматься в 1950 году в секции таксопарка ДСО «Труд». Выступал на автомобиле «Победа», в том числе в соревнованиях по зимнему кроссу, где становится трехкратным чемпионом Ленинграда. В 1956 году во время участия в линейных гонках «Москва — Минск — Москва» увидел самодельные автомобили, стал изучать конструкторское искусство, c 1957 года сконструировал и построил более 10 спортивных и гоночных автомобилей разных классов. За рулем некоторых их них сам участвовал в кольцевых гонках и завоевал много трофеев и наград.

Вячеслав Косенков завоевал титул чемпиона СССР в 1958 году, занимал также вторые и третьи места в чемпионатах, оказывал помощь и содействие ленинградским спортсменам в создании и строительстве гоночных автомобилей. Неоднократно получал призы «За лучшую конструкцию автомобиля».

Курбатов Борис Николаевич (1914 — 1979)

Участник Великой Отечественной войны, автоспортсмен, чемпион СССР 1960 года.

Еще до войны Борис Николаевич Курбатов работал на заводе ЗИС, директором которого был И. Лихачев. Принимал участие в линейных автогонках в 1930-е годы в составе заводской команды.

После войны продолжал работу на заводе, вместе с механиком участвовал в гонке «Москва — Минск — Москва» на кабриолете ЗИС-110В, а также в чемпионатах СССР на кольцевой трассе в Минске. В 1956 году стал бронзовым призером чемпионата СССР на специально построенном ЗИС-112/1.

В 1960 году Борис Курбатов, которому было уже 46 лет, выиграл первенство страны, а в 1961-м завоевал серебро. В 1950-х — 1960-х годах являлся лидером спортивной команды ЗИС.

Кушнарев Борис Владимирович (1918 — 1980)

Участник Великой Отечественной войны, автоспортсмен, мастер спорта, заслуженный тренер РСФСР. Выступал за ДСО «Спартак». Призер чемпионата Литовской ССР по шоссейно-кольцевым гонкам.

Во время Великой Отечественной войны Борис Кушнарев был летчиком, но его летная карьера сложилась драматично. В 1943 году он был тяжело ранен в ногу во время полета, выбросился с парашютом, долго добирался до своих. В госпитале началась гангрена, и ему были вынуждены ампутировать ногу. Он был демобилизован и уехал в город Чкалов, где стал работать на заводе, а потом переехал в Москву и стал автомехаником.

«Очень хотелось сесть за руль, но протез не слушался, я плохо чувствовал отдачу педалей».

Но Кушнарев тренировался, и в 1947 году сел за руль грузовика, а в 1950-м сдал экзамены на водителя первого класса. Никто и не знал, что у него протез.

Борис Владимирович являлся сотрудником 4-й автобазы легковых автомобилей Управления таксомоторного парка Москвы.

В спортивном диспансере на осмотре Кушнарева отказались допустить к соревнованиям, но он потребовал созвать консилиум и доказал всем врачам, что протез никак не ограничивает его возможности. В итоге его все же допустили, и Борис начал выступать на скоростных соревнованиях. У него за плечами были и открытое первенство Белоруссии, и чемпионат страны, и первенство Литвы, где Кушнарев занял, наконец, призовое место. Он выступал и на «Невском кольце», и в Москве, и в итоге набрал достаточно очков, чтобы стать мастером спорта!

Мотин Михаил Владимирович (21.11.1922 — 31.10.2001)

Участник Великой Отечественной войны, чемпион СССР по кольцевым гонкам.

Михаил Мотин в составе экипажа Бориса Динерштейна (1959 г.)

В послевоенное время Михаил Владимирович работал в таксопарке № 7 Москвы. В 1959 году вместе с Борисом Динерштейном победил в чемпионате по кольцевым автогонкам (в те времена в экипаже ехали по два спортсмена — водитель и механик), завоевав титул чемпиона. В дальнейшем Михаил Мотин продолжал участвовать в соревнованиях самостоятельно, однако побед за ним не числится.

Сорочинский Николай Лукьянович (1917 — 12.05.1961), Ленинград

Участник Великой Отечественной войны, награжден медалью Ушакова, медалью «За победу над Германией». Автоспортсмен.

Во время войны служил во взводе разведчиков бригады морской пехоты Северного оборонительного района Северного флота. После демобилизации активно участвовал в автогонках.

В мае 1961 года во время тренировок перед соревнованиями на Невском кольце попал в тяжелую аварию, в результате которой скончался. Первый поворот круга, носивший название «Стартовый», был впоследствии назван его именем.

Шаронов Георгий Павлович (24.03.1926 — 11.02.1972), Ленинград

Участник Великой Отечественной войны, мастер спорта, чемпион СССР 1960 года.

В 1943–1944 гг. Георгий Шаронов проходит срочную военную службу на Забайкальском фронте. После войны работает водителем, в 1952 году поступает на работу в ленинградский таксопарк № 1 и параллельно начинает заниматься автоспортом, в том числе и кроссом. Принимает участие в кольцевых гонках в классе ГАЗ-20, а затем занимает второе место в чемпионате Ленинграда по кроссу в классе ЗИС-150.

В 1958 году, выступая за команду Ленинградского военного округа, завоевывает серебро в чемпионате СССР по кольцевым гонкам (группа Г, гоночный автомобиль ГМ-20). А еще через год переходит в класс спортивных автомобилей. Своими руками Георгий Павлович конструирует машину для выступлений на базе «Москвича»-407, которая получает имя «Ленинградка». На этом автомобиле в 1960 году Георгий Шаронов становится чемпионом страны, заняв призовые места на двух этапах чемпионата — благодаря легкости, надежности и хорошей управляемости «Ленинградки».

С 1962 года Георгий Шаронов сосредотачивает свое внимание на ралли, принимает участие в различных соревнованиях и первенствах, в том числе и на грузовых автомобилях. А в 1965 году становится чемпионом Ленинграда по ралли в классе грузовых автомобилей (вместе с Е. Цигильницким).

Шахвердов Валерий Георгиевич (1914 — май 1993), Ленинград

Мастер спорта СССР, чемпион СССР по мотокроссу, двукратный чемпион СССР по автомобильным кольцевым гонкам, конструктор, кандидат технических наук.

Валерий Шахвердов со своим гоночным автомобилем ГМ-20 (1957 г.)

Еще до войны Валерий Георгиевич получил диплом авиационного инженера, но крохотное изобретение в виде переключателя скоростей на велосипеде изменило его жизнь. Он занялся конструкторской работой по мотоциклам, узлы которых переделывал на авиационный манер, на своей машине выигрывал гонку за гонкой, получил звание мастера спорта.

Валерий Георгиевич выступал на машинах классов 500 и 750 см3. В чемпионате СССР 1946 года по мотокроссу занял третье место в классе 500 см3. Затем выиграл матчевую встречу Москва — Ленинград по зимнему кроссу.

В 1950 году Шахвердов дебютировал в автомобильном спорте — в 300-километровой гонке первого чемпионата СССР. Валерий Георгиевич работал над гоночным автомобилем собственной конструкции, который получил название ГА-20. Это была первая в нашей стране одноместная гоночная машина, построенная специально для «кольца».

1958 г. Открытие Невского кольца. №14 — ГА-22 Валерия Шахвердова

В 1958 году в возрасте 44 лет Валерий Шахвердов стал чемпионом СССР на ГА-22. Долгие годы он выступал в автоспорте, занимая высокие места.

Штейнгруд Захар Яковлевич (22.02.1925 — 13.11.1998), Екатеринослав (Днепропетровск), Украинская ССР

Участник Великой Отечественной войны, офицер разведывательной роты артиллерийского полка, кавалер ордена Красной Звезды. Мастер спорта.

Чтобы уйти добровольцем на фронт, Захар Яковлевич прибавил себе два года к возрасту. Попал в разведроту артиллерийского полка. Прошел всю войну и закончил ее в Кенигсберге. После демобилизации поступает на работу в таксомоторный парк № 7, где начинает заниматься автоспортом. В следующие годы выступает в первенствах и чемпионатах Москвы и СССР по кроссу в классе ГАЗ-20, а также в линейной гонке «Москва — Минск — Москва» в классе серийных автомобилей.

В 1958 году, построив спортивный автомобиль собственной конструкции на базе ГАЗ-20, выигрывает первенство Центрального совета ДСО «Буревестник».

С 1961 года участвует в кольцевых и ипподромных гонках на ГАЗ-21 и завоевывает титул чемпиона Москвы.

Тяжелая авария, в которую он попадает на Неманском кольце, на полгода «выбивает» его из автоспорта, но затем он возвращается, чтобы продолжить выступления в современных кольцевых гонках.

 

В этом материале мы не рассказали еще о многих автоспортсменах — героях войны. Иногда информации настолько мало, что ее не наберется и на пару строк.

Вот, например, Шатеркин Александр Максимович, 1916 г. р., воевал в Белоруссии. Победитель линейной гонки «Москва — Минск — Москва» 1957 года, тренировал Захара Штейнгруда. Или Борис Федорович Конев, один из «отцов» первых советских ралли и их участник.

Таким имен еще много. Наша задача — собрать как можно больше информации. Возможно, у нас получится в дальнейшем создать хотя бы электронную энциклопедию наших ветеранов, чтобы сохранить память о них для потомков.

Если у вас есть какая-то информация, присылайте ее, пожалуйста, на нашу почту motorsport@drom.ru. Будем признательны!

Благодарим за помощь в подготовке материала Комитет по истории автоспорта Российской Автомобильной Федерации и лично Дмитрия Бровкина и Александра Матвеева, а также всех участников интернет-сообщества «Авто Мото Спорт в СССР».


 

В следующем выпуске вы прочитаете о Героях Великой Отечественной войны – автоспортивных рекордсменах.

Комментарии

  
Барнаул
Сообщений: 9004
С протезом получить мастера спорта и успешно выступать .
Железные люди были ...
53
2
Ответить
   
Анадырь
Сообщений: 559
Валерия Борц на фото 1959 года выглядит явно не на 32...
Мой отзыв: ГАЗ 24 Волга 1973
5
7
Ответить
Дикий Прапор
Светлогорск
Молодцы хоть что-то о Великой Отечественной написали к 9 мая!
15
2
Ответить
    
Кузайкино
Сообщений: 1516
Вечная память героям.
Я проголосовал не за того...
22
2
Ответить
Jivot
Томск
Низкий им поклон и уважение на ВЕКА!!!Я горжусь,что рождён в СССР!!!А сколько мы ещё не знаем...В каждом дворе был свой ветеран спортсмен ВОВ...
24
3
Ответить
Вячеслав Холмов
Иркутск
Dmitry E.
Валерия Борц на фото 1959 года выглядит явно не на 32...
Неудивительно, человек войну прошёл. От пережитых ужасов молодость уходит быстро...
20
 
Ответить
  
Красноярск
Сообщений: 13305
Железные люди
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
5
 
Ответить
   
Поребрик Сити
Сообщений: 17313
Циклоп зис112/1 офигенен. В коллекции есть моделька 1;43.
Некроводство течет во мне и я един с некроводством.
5
 
Ответить
Мокий
Усть-Кут
Страна была другая, правительство другое, вот и люди были такими.
2
 
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 1060
Dmitry E.
Валерия Борц на фото 1959 года выглядит явно не на 32...
Что ты знаешь о войне?
Мой отзыв: Toyota Vellfire 2008
4
 
Ответить
   
Анадырь
Сообщений: 559
Камри955
Что ты знаешь о войне?
Достаточно знаю от воевавших родственников. И они тоже выглядели гораздо старше своих лет. Война состарила раньше времени не одно поколение.
2
 
Ответить
     
Москва
Сообщений: 2475
Отличная статья! Сильные люди были!
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!