Я — человек не спонтанный. Любое решение, которое так или иначе способно повлиять на жизнь, обдумываю долго и тщательно, подбираю варианты, изучаю предполагаемый путь действий и проблемы, которые могут на нем возникнуть, но… это совершенно не про приобретение данного конкретного автомобиля, да еще и путем заказа из Страны утренней свежести. Расскажу про все нюансы.
Определяемся с моделью и компанией
О приобретении нового автомобиля задумывался достаточно давно. В семье у нас две машины — мой Mitsubishi Outlander 2018 года («трешка» на «автомате») использовался как автомобиль для семейных выездов на Байкал и моих поездок в соседний город на работу. Hyundai Creta 2017 года жены — как разгонный автомобиль для транспортировки ребенка в детский сад и по секциям, ну и для поездок любимой жены на одно большое серьезное предприятие, находящееся за городом, где она имеет честь занимать должность эксперта-метролога.
Сам я по долгу службы невыездной, поэтому идею в тот же момент купить билет на самолет и, пробравшись тайком через границу, пригнать автомобиль своим ходом отмел сразу как нереалистичную.
О существовании компаний, занимающихся привозом автомобилей из Кореи и Китая, я, как и любой человек, имеющий аккаунты в запрещенных в РФ социальных сетях, знал. Но среди всего множества их практически однотипных реклам ни одна не запала в душу настолько, чтобы сказать — все! Они или никто!
Посмотрев на эту картину и почитав на сайте как под копирку написанные положительные отзывы, я решил, что надо «идти в народ», а именно — подписаться на телеграм-каналы этих же компаний, содержащие в себе информацию о выполненной работе и реальные отзывы клиентов.
В итоге фактическое решение принято: берем машину для супруги, способ приобретения — заказ из Кореи или Китая. Оставалось определиться с конкретной маркой автомобиля.
С этим никаких проблем не возникло — посмотрев на предложенные мной варианты, спутница жизни без всяких сомнений остановила свой выбор на Lexus UX 250H. Вторичными критериями принятия решения явились:
- универсальный кузов;
- относительно высокой клиренс;
- наличие гибридной силовой установки.
На этом лирическое отступление от главной темы заканчивается и начинается собственно эпопея под названием «Автомобиль из Кореи: раз первый, но не последний».
Итак, если вы посчитали, что наиболее оптимальный для вас вариант — доставка автомобиля из Южной Кореи с растаможкой на частное лицо (плюсы — левый руль, отсутствие огромных выплат утильсбора), то следующим вопросом будет выбор компании-поставщика среди невероятного количества занимающихся этим бизнесом.
Все они заявляют следующие функции:
- подберут автомобиль под критерии заказчика;
- организуют осмотр;
- оформят покупку и привезут в Россию;
- помогут в таможенном оформлении;
- организуют прохождение лаборатории и получение ЭПТС.
По способу оплаты за свои услуги все компании делятся на три типа:
- фиксированная комиссия от 50 000 до 100 000 рублей. Каких-то критериев тут нет, по сути, тебе сразу озвучивают условия;
- размер комиссии зависит от прайсовой стоимости автомобиля, как правило 4-5 процентов. К примеру, автомобиль в Корее стоит 39,5 млн вон (чуть больше 2,5 млн рублей), комиссионные в районе 125 000 рублей. К тому же о размерах комиссии в этих компаниях отвечают весьма уклончиво (типа «давайте сначала машину подберем»);
- самое расплывчатое вознаграждение — предоплата (условные 50 000) плюс сомнительные «дополнительные расходы, которые могут возникнуть». Очень подозрительные условия.
Предоплата
Для того чтобы с вами начали работать, компании необходима гарантия, что она не потратит на вас кучу времени и ресурсов впустую. Ну и, как говорится, «ничто так не укрепляет веру в порядочность человека, как предоплата». По этому показателю все компании предлагают примерно одинаковые условия. Отличается лишь ее размер. Он колеблется от 100 000 до 200 000 рублей, наиболее часто встречающаяся мне сумма являлась их средним арифметическим.
Предоплата вносится до заключения договора. При этом никто никаких документов строгой отчетности вам не предоставит. Все, что у вас будет — это реквизиты платежа (если платили через банк) и подписанный договор с компанией, представляющей собой ООО с уставным капиталом в 10 000 рублей.
Условия возврата предоплаты у всех как под копирку — вы заключили договор, вам подбирали машину, но «ничего не выросло», найти машину, удовлетворяющую вашим требованиям, не удалось, в этом случае договор расторгается, предоплата возвращается в полном объеме. Стандартный срок возврата — не более 30 дней.
Условия, при которых компания не возвращает предоплату, наступают в том случае, если вам подобрали машину, организовали ее осмотр, вы согласились именно на этот вариант, письменно подтвердили свои действия, и компания оставила за нее залог-предоплату. Все, с этого момента о возврате предоплаты можно забыть.
Следующий параметр я считаю одним из важнейших при выборе компании, с которой будете работать.
Оплата за автомобиль
Здесь возможны два варианта.
Вариант первый. Компания помогает подобрать вам автомобиль, при этом платеж за него клиент делает сам. Вы определились с автомобилем, вам организовали его осмотр, вас все устроило. Компания бронирует его для вас и организует выставление инвойса (условно счет на оплату) дилером на ваш адрес. Вы получаете инвойс и должны его оплатить в течение трех дней. Все. Все остальные проблемы индейцев (то есть клиентов) шерифа (то есть компанию) не интересуют. То, что на улице слегка измененный геополитикой мир, в котором для 1/6 части суши практически не работают банковские SWIFT-переводы, а также каждый прошедший тропою Хо Шимина перевод рассматривает банковский комплаенс (на соответствие всем законам и требованиям) и санкционный офицер буквально под микроскопом, как равно и то, что немалые деньги тратятся на комиссию при переводе, компанию не волнует.
У этого способа есть и преимущества — вы точно знаете, сколько стоит автомобиль у дилера в стране приобретения (ну или, по крайней мере, думаете, что знаете, поскольку «кешбэк» за приобретение автомобиля, особенно в Китае, никто не отменял, только получите его не вы, а контора, везущая вам машину). Преимущество актуально скорее для приобретения автомобиля из Китая, поскольку на корейском Encar вы и так видите его начальную цену.
Вариант второй. Вы платите сумму компании, которая везет вам автомобиль. И организация перевода денег в стране приобретения становится уже их проблемой. Они берут на себя все риски за то, чтобы ваши деньги оказались в нужное время в нужном месте. Преимущества данного способа очевидны:
- все риски по организации перевода берет на себя российское юридическое лицо, на которое так или иначе все же можно воздействовать в рамках российского правового законодательства (ну или в крайнем случае приехать лицо разбить: ст. 116 УК РФ — до двух лет лишения свободы);
- переводы осуществляются чаще всего в криптовалюте, и размер взимаемой за перевод денежных средств комиссии заметно меньше, чем при банковском переводе, либо она отсутствует вовсе.
Недостатки также на поверхности:
- если что-то пошло не так и вы попали в руки мошенников, то они исчезают с полной суммой, внесенной вами для приобретения автомобиля;
- несмотря на отсутствие комиссии за денежный перевод некоторые конторы пытаются «вилять хвостом» на курсе валют, отказываясь отвечать, какой реальный гэп с курсом, устанавливаемым ЦБ. Рецепт борьбы с этим простой — жестко обговаривать все в самом начале. Если не идут навстречу — разворачиваться и уходить. Конкуренция на рынке привоза подержанных автомобилей из-за рубежа сейчас высока как никогда.
Итак, я выбрал условную компанию «ДТ». Критерии выбора оптимистичного, но неопытного и наивного человека:
1. Наличие более-менее внятного сайта и канала в телеграм/группы в ватсап. Отзывы в 2ГИС. Оценка адекватности критерия: можно использовать как отсекающий показатель.
2. Наличие офиса именно в вашем городе. Оценка адекватности критерия: по моему мнению, абсолютно не значим, хотя в тот момент был для меня основным. Вся работа с «ДТ» проходила в удаленном режиме — по переписке. Менеджера, находящегося в своем городе, я не видел ни разу.
3. Общее ощущение от компании. Оценка адекватности: параметр очень субъективный. Лично меня подкупила харизма директора «ДТ», который достаточно выгодно отличался от своих конкурентов. Жаль только, что харизмой и энергией руководителя обладали далеко не все его подчиненные.
Как видно из трех предыдущих абзацев, выбор в пользу «ДТ» я совершил скорее эмпатично, нежели на основании каких-то взвешенных критериев.
Чем же бы руководствовался я же, но восемь месяцев спустя.
1. Размер и формат комиссии. Мое мнение в настоящий момент однозначно. Привязка комиссии к стоимости автомобиля ничем, кроме меркантильности вашего будущего поставщика, не обусловлена. Мой выбор — фиксированная, четко оговоренная комиссия за деятельность. Адекватный размер которой на весну 2025 года, по моему субъективному мнению, составляет максимум 70 000 рублей.
2. Формат приобретения. Здесь, конечно, решать непосредственно вам. Мое мнение — выбирать услуги под ключ. Когда люди, взявшиеся доставить вам автомобиль, берут на себя все сложности и риски, связанные с переводом денежных средств в другую страну.
3. Отзывы о деятельности. Здесь мое мнение с описания предыдущего раздела не изменилось. Повторяться не буду.
Как заметит внимательный читатель, из трех «правильных» критериев я попал только в один. Соответственно, и комиссия в моем договоре была «плавающей» и зависела от финальной стоимости автомобиля, и перевод денег на Восток после подбора автомобиля был исключительно моей задачей.
Заключение договора и подбор автомобиля, или Как в моей жизни появился Тимофей
С компанией определились, приступим к оформлению договора.
Все прошло буднично. Связался с офисом компании во Владивостоке, объяснил примерно, чего хочу и попросил перенаправить меня на офис в моем городе. Мне пообещали, что со мной свяжутся в течение двух часов, и, о чудо, ровно по истечении 119-й минуты громкими трелями зазвонил телефон и на экране высветился незнакомый номер. Так в мою жизнь вошел менеджер «ДТ» по имени Тимофей. Забегая вперед, скажу, что звонок в течение двух часов — это единственное, что он сделал вовремя.
Повторив Тимофею еще раз, что именно я хочу (Lexus UX 250H, пробег до 35 000, без замен, цвет любой, кроме белого) и выслушав порядок дальнейших действий, я приступил к заключению договора на приобретение автомобиля. Сам договор, как показали дальнейшие изыскания, весьма стандартен. И отличается только формой сбора агентского (компании то есть) вознаграждения, о чем я писал ранее. Внимательный читатель помнит, что комиссия у меня нефиксированная. Поэтому абзац, ей посвященный, в моем договоре звучал так:
«Агентским вознаграждением является разница между стоимостью, указанной в Приложении к Договору, и фактическими расходами Агента, возникшими в ходе исполнения поручений Принципала по Договору, но не менее чем 1000 рублей за единицу а/м, 500 рублей за один агрегат, 100 рублей за з/ч. Вознаграждение удерживается после предоставления Агентом отчета».
Фраза, как можно заметить — шикарнейшая. Говоря русским языком, компания которая везет вам машину, получает за это ровно столько, сколько посчитает нужным на основании предоставленного ею же отчета. Еще раз, читатель, посмотрите главу про выбор конторы по доставке.
Договор подписывал удаленно — на почту пришел скан с подписью директора «ДТ», назовем его Александр Н. (кстати, с этой фигурой мы еще столкнемся по пути рассказа), я поставил свою подпись, отправил скан на почту, перевел предоплату в размере 100 000 рублей на указанные реквизиты, выслушал заверения Тимофея о том, что он уже приступил к поискам самого лучшего UX 250H на нашей планете, и, устроившись поудобнее в кресле, начал ждать, когда же мне посыпятся предложения, одно краше другого. Ограничений по географии у «ДТ» не было. Машину можно было подобрать и в Китае, и в Корее.
По роду деятельности я руководитель топ-уровня, мой административный управленческий опыт на различных позициях превышает возраст достижения совершеннолетия на территории РФ. Подчиненные за это время мне попадались разные, но в целом для несрочной операционной, по сути, задачи ты устанавливаешь у себя в голове срок, добавляешь к нему еще 20% времени (на различные нюансы, которые ты со своего уровня не видишь), и лишь по прошествии этого времени интересуешься происходящим. Эту же парадигму я по своей наивности применил к Тимофею. Думаю, «машина не самая популярная, но и не Chevrolet Corvette 1969 года, дня три на то, чтобы найти что-то для первичной оценки, достаточно, плюс еще день на непредвиденное — в течение четырех дней что-то должно прийти».
По вступлению понятно, что ни через четыре, ни в начале пятого рабочего дня от Тимофея ничего не было. В обед пятого дня набираю менеджера: «Але, Тимофей, это Х по Lexus UX (по мне так неплохая рифма)». Секундное замешательство и ответ: «А, да, конечно, как раз вам планировал направить».
Не буду описывать дальнейшие мытарства в общении с Тимофеем. Что-то он делал и что-то присылал, но это совсем не соответствовало моим достаточно простым требованиям. В процессе не самого приятного общения пришло понимание, что покупка автомобиля по моим критериям в Китае становится проблематичной. Это обусловлено как отсутствием прозрачных площадок для приобретения (ну нет в Китае аналога нашего Дрома или корейского Encar, а имеющиеся сайты вроде auto.163.com и auto.qq.com не блещут информативностью и дружелюбностью).
Сделав соответствующие выводы и оставив надежды раскачать Тимошу, я переключился на варианты с гораздо большим моим влиянием, а именно на Корею с ее вменяемым классифайдом Encar. На принятие решения также немалое влияние оказал тот факт, что Creta жены была к этому моменту продана, любимая супружница конфисковала мой Outlander, а ездить на работу на электричках (то есть по железной дороге) я уже отвык.
С Кореей все прошло довольно просто, из имеющихся на сайте вариантов был выбран Lexus UX 250H черного цвета в комплектации F Sport с салоном из комбинированной алло-графитовой кожи, с пробегом чуть менее 35 000 км, 2021 года. По отчету, представленному на сайте, — без ДТП, история эксплуатации включала одного владельца. Ценник в Корее — 43 млн корейских вон, или чуть меньше 2,7 млн рублей по курсу на тот момент.
Подтвердив Тимофею, что интересует этот конкретный автомобиль, договорились организовать его осмотр, и если все понравится, то бронировать.
Осмотр автомобиля, или Кто на свете всех милее
Осмотр был организован достаточно быстро. Я бы даже сказал, по меркам Тимофея — молниеносно. Буквально утром мы договорились о том, какую машину рассматриваем, а уже к вечеру получил достаточно подробный видеоотчет. Машинка стояла на какой-то крытой парковке, и осматривал ее отлично говорящий по-русски кореец с добродушной внешностью, чем-то похожий на Ким Чен Ына. Буду называть его просто Чен.
Осмотр Чен выполнял, с одной стороны, достаточно дотошно, с другой — ему явно не хватало знаний по специфике данной конкретной модели автомобиля, ну и, видимо, для того чтобы не выбиваться из корпоративного духа и не создавать негативный конкурентный фон для Тимофея, некоторые моменты были сделаны по принципу «и так сойдет». Так, например, г-н Чен при попытке продемонстрировать работу бензинового двигателя, после того как машина его отключила (она вообще, как показала эксплуатация, имеет максимально «зеленые» настройки), просто махнул рукой прямо в камеру, констатировал факт «двигатель отключился», задумчиво постоял пару секунд и, видимо, решив, что этого достаточно, бодро отрапортовал — осмотр окончен.
По другим параметрам осмотра нареканий не было. Салон осмотрен подробно. Выполнена фотовидеофиксация состояния кузова, салона, сидений, панелей, дверных карт и багажника. Осмотр болтовых соединений кузовных элементов, уровня технических жидкостей. Найденные недочеты отдельно «подсвечивались» и фиксировались макросъемкой.
Проанализировав полученный фотоотчет в совокупности с отчетом по проверке технического состояния и состояния кузова/несущих элементов, я решил, что представленных данных достаточно. Связался с Тимофеем, сказал, что автомобиль меня устраивает, попросил озвучить финальную цену, в которую он мне обойдется во Владивостоке.
Тимофей вернулся практически мгновенно, назвав финальный ценник в 3,5 млн рублей. Здесь, надо отдать ему должное, он в итоге не ошибся ни на рубль. Именно во столько машина обошлась мне во Владивостоке.
Далее согласовали бронирование. Я с удовольствием наблюдал, как 43 млн вон превратились в объявлении на сайте в 999 млн, что говорит о том, что машина забронирована, и принялся ждать инвойса, на оплату которого, как помнит внимательный читатель, у меня было ровно три рабочих дня.
Резюмируя главу подбора и осмотра автомобиля, хочу дать совет тем, кто уже встал или только планирует встать на «тернистый» путь приобретения автомобиля. Примите за аксиому, что приобретение машины нужно вам! И больше никому, ни компании, ни ее менеджеру, ни корейскому Чену, осматривающему автомобиль. Вы для них не более чем один из многих сотен (а у крупных компаний типа моей «ДТ» — и тысяч) клиентов. Их главная задача — продать вам товар здесь и сейчас и получить свои комиссионные. Все. Все индивидуальные особенности и качество их работы будут зависеть ТОЛЬКО от вашей настойчивости и требовательности. В конце концов — они исполнитель, вы клиент, а клиент всегда прав!
Оплата инвойса, или Заройте ваши денежки?
Пришло время перейти к самой волнительной части моего повествования, которая стоила мне немало седых волос, научила плохонько разговаривать на корейском и еще раз показала, что иногда надо на некоторые вещи смотреть философски.
Начиналось все достаточно буднично. После бронирования автомобиля мне на личную почту пришел инвойс (кстати, направлен он был не от Тимофея, а из головного офиса компании). Вообще, инвойс — слово довольно громкое, в данном конкретном случае это был просто счет, выполненный в Экселе, куда менеджеры «ДТ» прифотошопили печать своих партнеров — конторы, которая продает мне автомобиль в Корее. Назовем ее для краткости S.
В инвойсе были указаны мои данные, данные S, наименования портов ввоза-вывоза, данные объекта вывоза (приобретаемого автомобиля) и банковские реквизиты S в банке Кеб-Хана с указанием кода SWIFT-перевода.
Поскольку человек я на тот момент в плане осуществления денежных переводов за рубеж был совершенно неопытный и консервативный, то никаких альтернативных вариантов SWIFT (типа криптовалюты) и другие платежные системы не рассматривал в принципе.
На тот момент переводы в Южную Корею осуществляли всего три банка — Uri-банк, Банк ББР и АТБ. Но при этом в моем городе офис был только у банка АТБ (самая высокая комиссия — 3% от суммы, но не менее $100 и не более $1000). В итоге удовольствие от личного общения в моем городе с милой девушкой обошлось мне в 960 долларов (3% от $32 000).
Проблема возникла сразу — надо было как-то получить деньги в своем банке. Несмотря на то что я являюсь клиентом программы «Привилегия», меня огорошили с порога — часть денег на ваших счетах лежат менее 40 дней, поэтому если вы хотите снять их через офис, то сумму в 2 млн рублей мы выдадим вам без комиссии, а вот еще с желаемых 1,5 миллиона, будьте добры, заплатите подоходный налог (не уверен, что озвученный термин звучал именно так) в размере 13%. Аргументы про то, что они и не могут лежат больше 40 дней, потому что машину я продал десять дней назад, на менеджеров банка никакого значимого воздействия не оказывали. Терять лишние 200 000 на ровном месте не хотелось от слова совсем. Стал раздумывать над альтернативой, которая пришла довольно скоро, ибо лежала на поверхности.
Снял два миллиона в отделении. Миллион снял через банкомат (на него правило про 40 дней не распространяется), 500 000 перекинул на карту жены и тут же снял с нее. Все без нарушения банковских правил, логику которых я ни понять, ни объяснить не могу.
Дальше мой путь лежал в ближайший офис АТБ.
Для SWIFT-перевода за границу, необходимо, чтобы вы стали клиентом банка и вам открыли там счет. Эта процедура заняла минут 40. Далее следует перевод вашего внутреннего счета на субсчет для международного валютного перевода. Притом уходят с открытого вами счета рубли, а приходят на субсчет уже доллары (ну или иная валюта, в которой вы планируете осуществлять платеж), при этом курс конвертации отличается и от курса ЦБ (естественно, в большую сторону), и от курса приобретения наличной валюты (здесь уже в меньшую сторону), представляя нечто среднее арифметическое между ними. Все эти моменты и актуальные курсы необходимо уточнять непосредственно перед совершением операции, поскольку внутренний курс для валютного перевода может претерпевать несколько изменений в течение дня.
Дальше отдаю милой девушке Наташе свой инвойс, она отправляет заявку на SWIFT-перевод на проверку в центральный офис АТБ в Благовещенске. Мило улыбаясь, сообщает мне, что проверка займет буквально пару часов, и после ее окончания она свяжется со мной и пригласит в офис для финального священнодействия.
Милый голос девочки Наташи я услышал уже минут через 15 и, даже не успев удивиться быстродействию ее и ее коллег, был огорошен новостью, что комплаенс АТБ не пропускает платеж. Причина — необходимо подтверждение происхождения денежных средств. Ибо для АТБ все выглядит следующем образом: пришел человек с улицы — принес для осуществления заграничного перевода 3,5 млн рублей. А может, ему их Департамент госбезопасности КНДР вручил для того, чтобы он подрывную деятельность на территории Южной Кореи вел.
Ок, проблема понятна. Еду обратно в ВТБ, беру выписку со счета за календарный год. Звоню в бухгалтерию на работу и прошу, чтобы 2-НДФЛ подготовили в течение часа и выслали в электронном виде (спасибо девочкам, все сделали точно в срок). Привожу документы Наталье, та занята — какая-то бабушка оформляет у нее потребительский кредит на приобретение IPhone (!!!). Оставляю документы, сам еду домой — беру скан договора продажи Creta супруги, чтобы уж полный комплект документов был. Возвращаюсь в АТБ, бабушка к этому моменту уже с деньгами для Айфона, а Наталья ждет меня. Отдаю ей документы, прошу разрешения подождать в офисе банка финального решения комплаенса.
Проходит еще примерно час, в течение которого параллельно смотрю, как Наташа трудится в поте лица, отвечая на звонки в филиал банка, и прокручиваю в голове мысли, что буду делать, если мне сейчас откажут в переводе. Здравых идей что-то в голову не приходит.
Очередной звонок, Наталья машет рукой, подхожу к ее столу и слышу лишь одно слово — «Отказано». Смотрю Наталье в глаза и проникновенно так говорю: «Слушайте, а можно мне самому с ними пообщаться?». Пока Наталья в легком замешательстве, практически вырываю у нее трубку.
— Добрый день, это Х, по вопросу которого вы только что общались с менеджером.
На том конце легкое удивление от происходящего, но все же корпоративная этика берет верх:
— Здравствуйте. Меня зовут Василина, чем могу вам помочь?
Вкратце описываю ситуацию и интересуюсь, чем же в итоге их не устроил предоставленный мной пакет документов.
Василина объясняет, мол, времена на дворе тяжелые и банк вправе отказать без объяснения причин.
Захожу с другой стороны, говорю, что все понимаю, интересуюсь, каков должен быть мой порядок действий для того, чтобы и у банка не было сомнений, и я мог деньги перевести.
На той стороне провода короткое молчание, потом обнадеживающая фраза: «Вообще, причина отказа в том, что я сейчас не вижу оригинала справки о доходах, а выписка у вас из другого банка. Но есть способ подтвердить ваши доходы через Госуслуги. Закажите электронную выписку об уровне пенсионных отчислений. Менеджер вам поможет». Рассыпаюсь в благодарностях девушке из далекого Благовещенска, вопросительно смотрю на девушку из родного города. Передаю ей содержание разговора. Наталья достаточно быстро понимает, о чем речь. Делает какие-то там запросы, мне остается лишь переслать ей сформированный в личном кабинете документ.
Примерно через час комплаенс дает добро. Еще полчаса уходит на оформление SWIFT-перевода. И я становлюсь счастливым обладателем распечатанной на матричном (???) принтере бумажки с данными своего перевода. По своей наивности считал, что SWIFT-перевод по оперативности сравним с денежным переводом внутри страны, когда из банка онлайн перекидываешь товарищу деньги на карту за вчерашние теплые посиделки. Однако тут система устроена куда сложнее.
SWIFT — это аббревиатура, расшифровываемая как Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications, или в переводе «Сообщество международных межбанковских переводов». Все это многообразие букв скрывает за собой международную систему межбанковских переводов (уж прошу прощения за тавтологию), позволяющую, как следует из названия, переводить деньги из одной страны в другую. Естественно, что физически ваши деньги (именно те алые или зеленые бумажки, которые вы отдали менеджеру банка) никуда не перемещаются. А между банками происходит какое-то подобие того, что можно назвать «взаимозачет». Система эта очень сложная и запутанная, вдаваться в ее подробности здесь не станем, переводы осуществляются по очень сложной цепочке, с перечислением на корреспондентские счета. Информация о том, какой банк с каким имеют общие корреспондентские счета, стекается в постоянно обновляемую базу — SWIFTRef. Сложность для наших банков заключается в том, что даже те из них, кто продолжает осуществлять SWIFT-переводы, отключены от обновлений этой базы и продолжают вынужденно использовать информацию, актуальную на январь 2022 года.
И даже это многоходовая схема, несмотря на всю ее монструозность, не выглядела бы так печально, если бы не один нюанс: каждый банк, которому довелось участвовать в процессе, обязан собственноручно убедиться, что перевод никак не связан с отмыванием денег, спонсированием терроризма, нарушением санкций и прочими нелицеприятными в финансовом (да и в любом другом) мире вещами. И тут какой-то логики или системы нет — сплошной субъективизм и даже волюнтаризм. В результате которого по причине того, что какому-нибудь клерку, через которого проходит перевод, что-то показалось, перевод будет заморожен и в итоге либо вернется обратно, либо вовсе будет потерян. В этом случае придется принимать меры по розыску SWIFT-платежа, но это уже совсем другая история, объем которой и глубина превзойдут соответствующие параметры текущей статьи. Хочу только добавить, что количество подписчиков телеграм-канала с говорящим названием «SWIFT-пропали деньги» на текущий момент превышает 20 000 человек, и обсуждают они там, как вы понимаете, далеко не способы приготовления картошки фри.
Прошу прощения столь длительное отступление, но эту тему я считаю достаточно важной при принятии решения о приобретении автомобиля из-за рубежа вообще, и о том, с какой компании будете работать — в частности.
Вернемся к основной сюжетной линии. Таким образованным в части денежных переводов я стал намного позже, а на тот момент лишь кивнул прекрасному менеджеру АТБ Наталье, которая на мой вопрос «Сколько ждать по времени, пока до Кореи дойдет» ответила, немного потупив взгляд: «Да за пару дней. Вообще не больше пяти рабочих».
На дворе был понедельник и, отправив скан свифтовки в «ДТ», я принялся с нетерпением ждать пятницы, когда, по всем моим подсчетам, должен был стать владельцем черного Lexus.
Поскольку всех ужасов международной банковской системы я не знал, то эти пять дней прошли в относительном блаженстве. В среду, сделав контрольный звонок в «ДТ» (вдруг мантра про «пару дней» сработала) и услышав стандартный ответ — «да рано еще, в пятницу должны прийти», собрался и со спокойной душой улетел по делам в Санкт-Петербург.
Ворочаясь в кровати отеля и слушая за окнами приглушенный шум Невского проспекта, весь вечер четверга я провел в размышлениях о том, как проснусь завтра утром, увижу пропущенный от «ДТ» (все-таки разница во времени с Владивостоком 7 часов), перезвоню им, лениво бросив «не мог взять трубку, я в Питере по делам», и услышу отчет о том, что деньги пришли, машина куплена и скоро отправится в свой второй (в Корею же ее как-то привезли) и последний морской круиз.
И действительно, утром пятницы экран моего потрепанного Самсунга показывал пропущенный вызов от «ДТ». Вот только вызов был не от центрального офиса, а от старого приятеля — моего менеджера Тимофея. Значения я этому не придал, и, с трудом сдерживая нетерпение, пошел заниматься утренним туалетом и завтраком, оттягивая приятный момент. Однако хорошие новости, как выяснилось, сообщать мне никто не планировал.
Полностью диалог с Тимофеев приводить не буду, поскольку он изобилует мхатовскими паузами со стороны менеджера и обсценной лексикой с моей стороны (в свое оправдание могу сказать, что в данном конкретном диалоге она была направлена на описание общей ситуации, а не на действия отдельно взятых людей), сообщу лишь краткое его содержание.
В общем, по описанию Тимофея, корейская сторона S SWIFT платеж принять не может по причине того, что приобретаю я гибрид, а гибридные автомобили под санкциями, поэтому S не может передать его «ДТ», а та, соответственно, организовать вывоз. Ситуация была подана как окончательная и изменению не подлежащая. Поэтому мне предлагалось:
- написать заявления об отзыве SWIFT-платежа (прощай комиссия в 90 000 руб.);
- дождаться возврата денежных средств. И это будет небыстро, учитывая все вышеперечисленные сложности переводов, может занять и месяц, и два, а может и вообще никогда не завершиться;
- получив деньги, оплатить машину в Корее через криптовалюту (на тот момент мне показалось это вообще жутким кринжем, стоящим по степени легальности чуть выше, чем покупка кокаина у Пабло Эскобара, сейчас, скажу прямо, я так не считаю).
И по всей этой ситуации решение, мол, надо принять в ближайшее время, чтобы бронь с машины не слетела.
Выслушав все это и слегка приох… удивился, в общем (машину то в Корее я покупаю впервые, но вот принятие управленческих решений — моя профессия, а там «золотое» правило — принимай решения на спокойном эмоциональном фоне), беру для себя «рекламную паузу». Спускаюсь вниз, отель стоит на Невском, но прямо внутри двора у него весьма уютная кофейня, на улице март, светит солнышко, где-то бурлит жизнь, а ты вроде и там, и нигде одновременно.
Погрузившись в эту атмосферу, начинаю спокойно собирать информацию по происходящему.
Первые же десять страниц, выданные Google в ответ на запрос «SWIFT-перевод», дают возможность собрать достаточно информации для того, чтобы понять, как устроена система SWIFT-переводов и что писать заявление на возврат, не понимая, дошел перевод до места или нет — идея весьма неадекватная. Это приведет в лучшем случае к дикому затягиванию сроков возврата, в худшем — деньги уйдут в «доход казино», ну или на борьбу с мировым терроризмом, кому как больше нравится.
Ок, идем дальше — набираю менеджера Наталью из АТБ, в результате узнаю, что деньги со счета АТБ ушли (ожидаемо), пришли ли они в KEB HANA, она не знает (ожидаемо), цепочку банков корреспондентов не знает, знает только банк-корреспондент, на который ушло SWIFT-поручение из АТБ (ожидаемо), однако эта информация мне в данном случае не очень-то помогает.
Ладно, с «головой» цепочки поговорили, теперь попробуем с «хвостом». Захожу на «глобальный» сайт KEB HANA, нахожу телефон customers support, пробую набрать — не выходит. Тетушка говорит, что номер не существует. Пробую различные варианты — безуспешно. Ладно… Звоню в службу поддержки российского KEB HANA, чтобы вы понимали всю глубину ожидаемой мною недружелюбности — российский KEB HANA с физлицами не работает, его основная задача — это поддержка внешнеэкономической деятельности Южной Кореи. Девушке, которая вообще-то занимается депозитами (там немного вариантов — депозиты, кредитование и «корейские сотрудники»), объясняю ситуацию. Слышу в ответ: «Я вряд ли смогу вам чем-то помочь в данной ситуации, мы не имеем прямых контактов» (ожидаемо), но голос-то полон искреннего желания эту самую помощь оказать. Поэтому спрашиваю: «А не подскажете, как в Корею на Support позвонить, а то у меня не получается». В такой просьбе мне не отказывают и я становлюсь обладателем другого номера (как позже выяснилось, уже в спокойной обстановке, на Global сайте он тоже есть, только найти его чуть сложнее).
Звоню в KEB HANA Корея. Учитывая свои познания в корейском, перехожу на English. После пяти минут общения с роботами попадаю наконец-то на живого человека, который, естественно, информацию о том, приходил или нет конкретный платеж на конкретный счет, мне дать не может, однако заверил, что за последнюю неделю проблем со SWIFT-переводами не было (информацию, конечно, можно трактовать по-разному, но хоть что то).
Итог: знаю, что из «головы» деньги ушли, знаю, что на «хвосте» проблем с приемом нет. Что говорит, скорее всего, о том, что деньги уже на счету S. Поэтому они и засуетились, начиная рассказывать какие-то «байки» про невозможность продажи гибридов. В чем логика поступка и как можно вести бизнес, когда ты сначала продаешь машину клиенту, а потом, оказывается, не можешь организовать ее вывоз, я решил уточнить непосредственно у директора «ДТ».
Написал в телеге директору «ДТ» (внимательный читатель помнит, что его зовут Александр), описал ситуацию, как я вижу ее с моей стороны, озвучил предлагаемые решения, а именно:
- если «ДТ» не в состоянии организовать вывоз данного конкретного автомобиля, то она вольна привезти мне любой другой указанный мною в этот же бюджет за свой счет, не дожидаясь, пока вернутся деньги по SWIFT;
- компенсацию потерянной комиссии за перевод осуществляет также «ДТ».
Александр все это прочитал. Ответил по-мужски скупо: «Принял. Разбираюсь в ситуации». И хм... действительно разобрался.
Буквально на следующий же рабочий день со мной связался руководитель отдела продаж «ДТ» Алексей. Извинился за ситуацию, сказал, что «ДТ» принимает на себя всю вину за произошедшее, заверил, что в случае негативного развития событий компания компенсирует все понесенные мною убытки в досудебном порядке, посетовал на хитрых корейцев и попросил подождать пару дней.
Пару дней, да даже пару часов ждать не пришлось, перезвонил он буквально в течение часа и сообщил, что все в порядке, деньги на счетах S, проблем с вывозом автомобиля они не видят. Чем оставил меня в легком недоумении — что это было такое и зачем проблему, которая решается за пару часов вмешательством среднего менеджмента, доводить до клиента, создавая у него негативный фон, мне лично непонятно.
Мораль главы никаких откровений для читателя содержать не будет — прежде чем браться за что-то, постарайтесь все же досконально изучить вопрос и разработать варианты поведения в той или иной ситуации, и помните, что все проблемы в нашей стране гораздо быстрее разрешаются через начальство.
Доставка и таможенное оформление автомобиля, или Как я стал жителем Владивостока
Дальше все какое-то время происходило довольно буднично. Общался я только с Алексеем, и качество его работы выгодно отличалось от того, с чем я сталкивался прежде в исполнении «ДТ». Он сообщил мне, что ориентировочно в течение пары недель машина прибудет в порт для погрузки на паром, откуда мне будет отправлен финальный видеоотчет.
И действительно, дней через пять на мессенджер пришел отчет об осмотре автомобиля в порту. Никаких откровений он в себе не содержал — машина доехала в целости и сохранности. Из приятных мелочей — два салонных фильтра и два видеорегистратора, которые, как сказал проводивший осмотр, «мы включим в коносамент, чтобы никто не спер».
Буквально через день Алексей поинтересовался у меня, как будем таможить автомобиль. Мой ответ «по-честному» его устроил не до конца, и он уточнил — «на таможню поедете во Владивосток? Или прописку будем делать?». Все дело в том, что по существующим правилам для подачи пассажирской таможенной декларации, которая говорит о том, что вы ввозите машину для личного пользования и вам можно начислить на нее льготный утилизационный сбор, необходимо выполнение минимум одного из двух условий:
- наличие хотя бы временной регистрации на территории ДФО;
- личное присутствие на таможенном посту для подачи декларации.
Я выбрал первое. Контакты лица, организующего временную регистрацию, мне предоставили также ребята из «ДТ». Все прошло удаленно. В телеге пришла подробная инструкция, куда зайти (делается через Госуслуги), на что нажать, что написать и куда прописаться. После выполнения всех нехитрых манипуляций, включающих и согласование (опять же удаленное через «Госуслуги») собственника жилого помещения, на экране монитора высветилось стандартное уведомление о том, что заявление на временную регистрацию направлено в какой-то там отдел полиции, «мы пришлем вам смс». Парень, который все это организовывал, по имени Андрей, сказал, что ждать надо будет дней пять.
Параллельно с ожиданием того, как я стану жителем Владивостока, заключил договор с таможенным представителем, предоставленным «ДТ». И зарегистрировался на портале выдачи электронных паспортов portal.elpts.ru (кстати, они переехали на новый адрес dp.elpts.ru).
В принципе, все было готово, отдел полиции только запаздывал. И заявление так и висело без движения. По прошествии пять дней Андрей сам вышел на меня (вот что оплата услуг «по факту» с людьми делает), услышав, что заявление не рассмотрено, бросил короткое «Опять они там уснули, сейчас поторопим». И буквально через пару часов скинул в мессенджер подписанное электронно уведомление о том, что я временно зарегистрирован, притом что на Госуслугах статус заявления еще дней 15 числился как «на рассмотрении». Кто был этот человек и каким образом ему удается с такой оперативностью решать эти вопросы, для меня так и осталось загадкой.
Вскоре от «ДТ» пришли квитанции на оплату таможенных платежей, которые были сопровождены звонком от Алексея, заботливо объяснившим мне, через какой банк лучше платить, чтобы платеж прошел быстрее.
Всего потребовалось проведение трех раздельных платежей:
- платеж за выполнение таможенных операций (12 000 руб.);
- утилизационный сбор (5200 руб.);
- непосредственно таможенная пошлина (520 000 руб.).
Срок поступления платежей на таможню — один рабочий день. Получение СБКТС — еще вроде бы пару дней, а может, эти процессы шли параллельно. Моя вовлеченность и участие на этой стадии были минимальными. И вернулся я к дальнейшим активным действиям лишь после письма от «ДТ» с копией СБКТС, просьбой проверить ЭПТС в личном кабинете и вопросом, когда и как буду забирать машину, ибо, в принципе, все готово.
Транспортировка автомобиля, или «А вы зачем нам звоните?»
В своих мечтаниях я, конечно, уже видел себя летящим на черном Лексусе с открытым люком по степям Забайкалья, однако жизнь внесла свои коррективы. Поэтому было принято решение везти машину автовозом, о чем я и сообщил логистам в «ДТ». Сами они услуги по транспортировке не предоставляли, но порекомендовали четыре компании. Это и сыграло со мной злую шутку. Вместо того, чтобы самому выбрать ТК на основании отзывов и впечатлений клиентов, я доверился чужому мнению. И если работу самой «ДТ» я, несмотря на все шероховатости, оцениваю на «удовлетворительно» (3,5, я бы даже сказал, нормальная аукционная оценка), то работа рекомендованной ТК никаких впечатлений, кроме негатива (притом настолько сильного, что я оставил отзывы об их деятельности где только можно, хотя «махание руками после драки» для меня нехарактерно), у меня не оставила.
Обзвонив все четыре предложенные ТК и выяснив стоимость транспортировки по маршруту Владивосток — Иркутск, я остановился на компании «ВЛ», у которой озвученный ценник составлял 80 000 рублей и совпадал с висящим на сайте прейскурантом. Ценники других компаний колебались от 110 000 до 120 000 рублей. Срок доставки — шесть календарных дней с момента отправки. Автовозы, по уверению менеджера, «до Иркутска ходят раз в два дня». Позвонил в «ДТ», сказал, что сделал выбор ТК и дал добро на то, чтобы они перегнали машину на транспортировку. К слову, это был первый и последний раз, когда мы с «ВЛ» общались в позитивном ключе.
В этот же день автомобиль прибыл на стоянку «ВЛ», где его с подробнейшим актом осмотра передали от «ДТ» к «ВЛ». Собственно, на этом мои отношения с «ДТ» окончились.
На следующее утро мне пришел договор на оказание транспортных услуг от «ВЛ». В котором, внимание, стояла цена транспортировки в 120 000 рублей при изначально озвученной в 80 000.
Продолжая верить в людскую порядочность и считая, что произошло какое-то досадное недоразумение, звоню в «ВЛ» (для понимания — все общение происходило с одним и тем же человеком) и вкрадчиво интересуюсь, а не была ли допущена какая-либо ошибка в договоре с учетом того, что на сайте указана, а в предыдущем разговоре озвучена совершенно другая цена. Получаю ответ, который заставляет меня усомниться — звоню я менеджеру транспортной компании или в «службу безопасности Сбербанка»: «Да ты че гонишь, что ли? Кто тебе за такие деньги повезет?».
В процессе дальнейшего, не слишком приятного общения мне пришлось согласиться на сумму 120 000 рублей, которая на тот момент действительно была «рыночной».
Отправив подписанный договор, интересуюсь, когда погрузка — человек из «ВЛ» отвечает, что в четверг (на дворе понедельник), мол, ближайший автовоз занят, на следующий погрузим.
Хорошо. Наступает четверг. Звоню:
— Добрый день, это Х, погрузка UX до Иркутска. Вы сегодня озвучивали, но до сих пор никакой информации нет — ни страховки, ни трекера на машину.
— Вы на**** (зачем) сюда звоните?
— Узнать, как у вас дела **** (вводное слово, означающее женщину, не сдержанную в интимных отношениях)! Мне же делать-то нечего больше. У вас моя машина, которую вы должны были сегодня погрузить, никакой информации об этом нет. Поэтому и звоню!
— Вы каждый день будете мне звонить?
— Уважаемый, у вас моя машина стоимостью под четыре миллиона, которую вы должны погрузить, но почему-то этого не делаете. Если надо, я буду звонить вам каждый час, а если и этого будет мало, то я приеду к вам, сяду напротив и буду спрашивать каждые 15 минут!
— Да что вы нервничаете! Все будет ****** (хорошо)! Просто автовоз не пришел сегодня, придет в воскресенье.
— А как вы считаете, я об этом должен узнать? На Таро раскинуть?
— Ну не знаю, мое дело — погрузить.
Посчитав дальнейший диалог бессмысленным, освободил себе график на начало следующей недели и взял возвратный билет во Владивосток.
Однако рано утром в воскресенье пришло видео процесса погрузки, трекер отслеживания автовоза и страховка, а также контактные данные некой Светланы, которая в «ВЛ» отвечает за логистику.
Посмотрев бегло на документы и глянув на местоположение автовоза, который крутился где-то по Владивостоку, я отметил, что в страховке есть телефон водителя (отлично, про себя подумал я — завтра наберу его, когда на трассу выйдет, узнаю, когда примерно в Иркутске ждать).
В понедельник примерно в середине дня наблюдаю бодрое движение автовоза по дороге к Хабаровску, набираю водителя по номеру, указанному в страховке. Дальнейший диалог привожу полностью, поскольку это очередной шедевр от «ВЛ»:
— Добрый день! Это Х, вы мою машину в Иркутск везете.
— Доброе утро… Никого я никуда не везу… Я вообще машину не вожу больше, у меня права забрали… (речь тяжелая и глухая, прямо физически ощущается, насколько тяжело у собеседника на том конце провода ворочаются мысли. Все говорит о том, что он настолько расстроен тем фактом, что не удостоен чести везти мою машину, что вчера хорошо залил все это дело).
— Подождите, вы YYY?
— Да.
— Ваш автомобиль Scania гос номер С777СС25 RUS (приведен условно)?
— Да, был такой.
— Ну значит, по поручению ТК «ВЛ» вы сейчас ведете автовоз по дороге из Владивостока в Хабаровск, ваши данные, включая номер телефона, взяты мною из страховки, которую мне прислала «ВЛ».
— А… «ВЛ», я на этих ***** (изделие из латекса, используемое для предотвращении нежелательной беременности) уже месяцев шесть не работаю. Как права забрали, так и не работаю.
Вот это поворот. То есть ребята просто взяли и прислали липовую страховку (притом что страхование оговаривалось отдельно, и платил за него я).
Набираю Светлану. Та пытается общаться примерно в том же стиле, что и менеджер-погрузчик. Сразу же осаживаю «королеву» логистики, пообещав приложить все усилия, чтобы ее действия были квалифицированы по уголовной, а не административной статье (стал бы я этим заморачиваться, честно, не знаю). Та держится стойко — видимо, сказывается тренировка (я же явно не первый такой у них). Отвечает «Не нервничайте, я просто ошиблась. Сейчас пришлю правильные документы».
В течение четырех часов приходит новый полис от московского офиса СК с датой оформления от текущего числа. В нем указан другой тип ТС перевозчика (Scania стала КАМАЗом) и отсутствуют данные водителя. Еду в иркутский офис СК — девочки, проверив номер полиса, говорят, что все легитимно.
Все, уважаемый читатель! На этом эпопея под название «Авто из Кореи» практически заканчивается и больше никаких событий, которые были бы так или иначе достойны вашего внимания, не происходило. Автовоз доехал в итоге за семь дней. Водитель связался за 12 часов до прибытия, и с ним мы четко оговорили место выгрузки. Ранним воскресным утром я остановился у припаркованного у обочины КАМАЗа, с которого медленно съезжал пыльный UX черного цвета. Придирчиво осмотрев машину, я расписался в накладной, улыбнулся заботливо уложенным в салоне коврикам от «ДТ» и, хмыкнув про себя — «низкая-то какая», максимально надавил на газ и помчался на мойку. Дальше меня и автомобиль ждали постановка на учет, зимняя эксплуатация и суровый сибирский сервис, но это уже совсем другая история.
А по только что рассказанной истории пора переходить уже к «выводам и предложениям».
Я не буду утомлять вас долгими раскладками цифр из разряда — в Корее машина стоила столько-то, транспортировка по Корее стоила столько-то, комиссия за перевод столько-то. Таких отчетов, позволяющих вам определить распределение сумм по этапам, в интернете полно, да и менеджер компании-доставщика, думаю, будет готов их предоставить при определенной вашей настойчивости.
Взамен попробую дать несколько советов:
- тщательнейшим образом подходите к выбору компании-агента, изучайте отзывы и общайтесь с реальными покупателями, благо сделать это в наш цифровой век не представляет никакого труда, обращайте внимание на то, как компания реагирует на возникновение трудностей и недовольство клиента;
- до момента заключения договора на приобретение четко определитесь, как вы планируете оплачивать автомобиль в стране вывоза и насколько готовы принять риски того или иного варианта, это нужно, в первую очередь, для того, чтобы сделать осознанный выбор и спокойно спать ночами (человек ведь больше всего боится неизвестности);
- изучите (или хотя бы прочитайте) порядок прохождения таможенных процедур, получения СБКТС и ЭПТС, это нужно для того, чтобы вы понимали, на какой стадии сейчас находится оформление вашего автомобиля и какие документы потребуются;
- ну и будьте настойчивы и уверены в себе — в мире нет неразрешимых проблем, а если и есть, то уж те, которые могут возникнуть в процессе покупки автомобиля, к ним точно не относятся.
Что касается меня, то соответствующие выводы я сделал. Буду ли заказывать очередной автомобиль из Кореи — однозначно да, только внесу в процесс определенные корректировки. С учетом полученного опыта.














