Свой предыдущий рассказ о начале работы на одном из российских автозаводов закончил на позитивной ноте. Работы много, деньги платят, это хорошо — прорвемся! Но вот спустя два месяца, когда эйфория растворилась, смотрю на всю ситуацию трезво, без розовой пелены в глазах. И понимаю, почему на этом заводе в некоторых составляющих производственного процесса бардак и текучка кадров.
Как убежать от тараканов
В предыдущей статье подробно рассказывал о полчищах тараканов в общежитии, куда меня поселили, и о том, что нужно искать съемное жилье. Но это оказалось непростой задачей.
Пришлось изрядно помотаться в поисках нормального временного жилья. Однажды при просмотре квартиры стал свидетелем семейного скандала, не исключено, дошедшего до драки (удалось вовремя ретироваться). «Двушка», которую осматривал, имела совсем неприглядный вид — окраина города, район массовой застройки, депрессивная аура. Но при этом 25 тысяч в месяц плюс коммуналка + 30 тысяч залог + 15 тысяч агенту. Отдать 70 тысяч за такой «уют» у меня не было ни желания, ни возможности.
В итоге нашел достаточно приличную «однушку» за 25 тысяч в месяц плюс коммуналка и 10 тысяч заплатил агенту. Был почти счастлив, ведь компания мне компенсирует 20 тысяч. Доплата «из своих» показалась мне вполне приемлемой для личного комфорта.
Локальный бардак
Именно такое впечатление у меня производят некоторые моменты, происходящие на заводе.
Напомню, что сейчас это совместное производство с китайским партнером.
Для китайцев беспорядок — это обычное течение жизни. Они меняют свои планы на ходу, хаотичны в поведении и стратегии и чувствуют себя при этом совершенно в «своей тарелке». Когда я устраивался на работу, мне озвучили, что должен буду отвечать за одно направление (поставка от российских смежников), в первый рабочий день — узнал, что все-таки у меня будет другое, а через месяц меня поставили перед фактом, что я буду выполнять совсем иные задачи! Такое ощущение, что меня постоянно бросают в прорыв на те направления, где образовалась брешь.
Постоянно происходят корректировки стратегии запуска моделей, текущих производственных планов, да и моих личных задач.
Не перестаю удивляться, как организована работа склада, куда мне привозят различные комплектующие и запчасти.
Когда работал на другом предприятии, просто делал заявку — прошу доставить и поставить то-то и туда-то. С одной стороны, здесь все гораздо проще — пришел на склад и взял, что тебе нужно и сколько нужно. Но обратная сторона — нет никакого учета.
Если вспомнить мой предыдущий опыт и сделать все по уму: написать заявку, обратиться к работникам склада — то они просто будут тебя игнорировать. Мол, некогда заниматься вашими деталями — перемещайте сами. Но даже если не пошлют, то высока вероятность, что эти детали потеряются или их установят на автомобили без опознавательных знаков (а мне важно отследить дальнейшую судьбу, чтобы взять их на расширенные тесты).
Порой мы под контролем представителей заводов-поставщиков сами устанавливаем произведенные ими детали. К сожалению, нет разделения склада на серийные и несерийные детали. Все привозят в одно место — центральный склад. Для нужд производства кладовщики собирают и отправляют детали на линию по сформированным заявкам. По нашим — ничего подобного нет — разбирайтесь с деталями сами!
Да тут еще с напарником не повезло. Как забирать что-то тяжелое со склада, так он исчезает. И приходится тащить какой-то массивный элемент (15-20 кг) через весь завод. С тарой тоже напряг — она предназначена для серийных нужд.
Для заказываемых нами деталей (да, собственно, и в целом) никакого учета нет. Пришел на склад — взял что захотел и отнес куда захотел. Нигде это не учитывается и не фиксируется. Поговорил с коллегой, ранее работавшим на АВТОВАЗе: ему такая вседозволенность также непонятна.
По-хорошему, все, что выдается на складе, должно быть завизировано и зафиксировано. Да и доступ на склад должен быть далеко не у любого. Но только не здесь. Что дает предпосылки для воровства!
За руку ловят нечасто. Но недавно поймали двоих сотрудников, которые придумали оригинальную схему для хищений. Запчасти приносили в зону ремонта, далее они списывались и передавались человеку, который продавал их, публикуя объявления на популярных ресурсах. В итоге на объявление «откликнулся» сотрудник службы безопасности и сдал коммерсантов в правоохранительные органы. Возбуждено уголовное дело. Велика вероятность, что посадят.
Как следствие свободного хождения по территории завода запчастей и комплектующих, повсеместно можно увидеть развалы болтов, гаек, шайб и другой мелочовки. Многие такие стопки уже зацвели, видимо, никому нет до них дела уже давно.
На мой взгляд, охранникам нужно быть повнимательнее. За два месяца работы на проходной мою сумку осмотрели лишь пару раз, да и то первый раз я сам ее и открыл, наивно предполагая, что на проходной это делать обязательно. В общем, всякую мелочь с завода вынести не проблема, никому до этого нет особого дела.
Как-то тестировали с коллегой очередной автомобиль, уронили ключи в песок, пришлось чистить и снимать защитную пленку. Так вот при сдаче автомобиля никто не обратил внимания на отсутствие защитной пленки на ключах. Видимо, в таком виде они и пойдут покупателю.
Вообще, на выпускаемых автомобилях часто что-то тестируется. Это производится не на каких-то предсерийных прототипах, а на обычных серийных машинах, которые поступают в продажу. Если что-то идет не по плану, то детали просто меняют на серийные. Но ведь на тестовых деталях дефекты зачастую не проявляются сразу, нужны длительные испытания. Вот взяли мы на тест новый руль от поставщика, на заводе он себя показал хорошо, но затем протерся. Если это случилось в гарантийный срок, вам его заменят. Но поставка таких рулей уже приняла массовый характер.
Текучка кадров не делает работу на заводе стабильной. Зарплата рабочих — средняя по региону, 60-80 тысяч. Бытовые условия нормальные: чистые раздевалки с душевыми, частичная компенсация питания, удобная спецодежда. Но люди все равно на месте не задерживаются. Работа тяжелая и монотонная, постоянные конфликты, хаотичность постановки задач — вот основные причины увольнений.
Много мастеров и руководителей подразделений, которых повысили из рядовых сотрудников. Конечно, это здорово, что есть движение по карьерной лестнице, но порой заметно несоответствие уровня образования и компетенции занимаемой должности. Так, мне постоянно попадаются отчеты начальника сменного производства с грубейшими орфографическими ошибками.
Матом не ругаются — на нем разговаривают. И почти все поголовно курят. Но с алкоголем проблем нет — прежде чем попасть на рабочее место, надо «подышать» — и не обязательно человеку с алкотестером, есть специальная машина-автомат.
Один мой знакомый недавно получил расчет и ушел работать в такси. Выяснилось, что руководитель его постоянно ущемлял, случился конфликт, когда не было подписано заявление на сверхурочные выплаты — мол, это надо было согласовать заранее.
С китайскими менеджерами общаемся постоянно, в основном на английском. С теми, кто не знает — с помощью сервисов перевода. Обсуждаем цели и задачи, при этом последнее слово в решениях — за ними. Бывали ситуации, когда они вели себя агрессивно. Один раз довелось быть свидетелем, как разговор двух китайских коллег на повышенных тонах едва не привел к драке. Один настаивал на том, чтобы сотрудники шли в цех и там выполняли определенные задачи, а у второго был свой взгляд на сложившуюся ситуацию, и он хотел, чтобы они находились в офисе и выполняли другие функции. В общем, не смогли поделить подчиненных. Потолкались, покричали, подоспевшие люди их разняли. А это были руководители среднего звена, между прочим!
Наши китайцы — домоседы, свободное время проводят в отелях и съемных квартирах. Изредка выезжают (в основном в выходные) за покупками. Иногда могут объединиться в компанию и отправиться в путешествие по ближайшим регионам России.
Есть некое непонимание и на бытовом уровне. У меня произошел такой казус: зашел в туалет, там был китаец. Уходя, он оставил дверь открытой, оставив меня в весьма неприглядном положении.
Но в целом опыт взаимодействия оцениваю как интересный.
Сотрудники всех отделов — от производства до IT-отдела — хотят, чтобы их работа была зафиксирована документально или в программе.
Вот вам пример, как это происходит. По сборочному конвейеру двигается автомобиль. Сотрудники отдела качества обнаруживают, что не работает подсветка ног водителя, можно устранить за пару минут после обнаружения специалистом ремонта прямо на линии. Но старший смены заставляет его сделать соответствующую запись в чек-листе и автомобиль отправляется в отстойник (стоянка машин с дефектами). Там уже им займутся специалисты по ремонту в порядке очереди.
В итоге вместо устранения неисправности за пару минут делается большая проблема, на исправление которой уйдут часы (пока до них дойдет очередь), а то и дни (если возникнут проблемы с наличием детали).
Если нужно установить какую-то программу или выполнить любое действие с компьютером — необходимо создать заявку для IT-службы. Опять же, любой пустяк, который можно было устранить «по знакомству», превращается в волокиту с согласованиями и одобрениями. Вот так, для всех важно — чтобы работа отражалась в бумажной или в электронной форме. Что, в принципе, и неплохо для ее учета.
Наблюдал, как регулируют двери, багажник, капот. Их гнут, мнут хлопают со всей силы… такое чувство, что вот-вот отломят, они даже хрустят! Зрелище впечатляющее, пресловутый «слесарь-наладчик с молотком».
Но надо заметить, что основные производственные операции отлажены. Но ручной труд полностью исключить не получается. Поэтому все регулировки, доводки и приемка по качеству — за опытным персоналом. Старожилы линии с неохотой передают свои навыки, хитрости и умения — новички постоянно меняют друг друга, а за наставничество не доплачивается.
Но в целом технологические процессы выстроены правильно — благодаря этому и получается создавать качественный и современный продукт.
Отношение рабочих к машинам — «бери больше — кидай дальше»… Ну или как в нашем случае — разгоняйся сильнее, тормози резче. Чаще всего автомобили между операциями перемещаются, не соблюдая скоростной режим (5 км/ч). Случаются и ДТП. За это лишают премий, а то и ущерб вычитают из зарплаты.
В основном коллектив молодой, большинство работников до 30 лет. Парни приходят на завод после армии, иногда с опытом работы на других производствах. Много и девушек — с высшим или средне-специальным образованием. Если человек отработал год, считай, выдержал «испытательный срок». Важное качество: умение работать «под начальником», то есть беспрекословно исполнять приказы. Зарплату платят стабильно. Некоторые разве что недовольны едой в столовой, хотя как по мне, так кормят сносно, но порой напрягают очереди.
На производстве интересно обыграли обозначение возникновения проблемы. Когда у кого-то из персонала на сборочной линии возникает затруднение, он нажимает кнопку — конвейер останавливается и начинает играть музыка, а на этом участке загорается лампочка. После чего туда подходит мастер или начальник линии (смены), который решает возникшую проблему.
Сделано это для того, чтобы мастер максимально быстро включился в решение вопроса. С него за простой тоже строго спросят. Пока конвейер стоит — играет музыка, действующая на нервы, как метроном.
Вот с такими наблюдениями и смешанными чувствами отработал два месяца. Пока на производстве речь идет только о перспективах и расширении: о планах что-то сокращать или урезать не слышал. Зарплату платят стабильно. Но как-то не оплатили сверхурочную работу, мотивировав тем, что это нужно было заранее согласовать с руководством и отделом кадров. В общем, моего энтузиазма поубавилось. Если раньше хотелось совершенствовать работу вокруг и двигаться по карьерной лестнице, то сейчас нахожусь в замешательстве, даже об увольнении подумываю. К моим советам о том, что нужно поменять систему по некоторым вопросам, не прислушиваются, попросту отмахиваются.
За пару месяцев заработал пару сотен тысяч рублей. Но в сухом остатке по-прежнему ничего нет — все забирают текущие траты, расходы на топливо (домой тянет, несколько раз съездил) да алименты на двух детей. Не то что скопить, даже долги не могу гасить. Держат на заводе только стабильность и в принципе неплохая зарплата. Идти-то все равно некуда. Было бы что-то интереснее и ближе к дому с аналогичным доходом — давно бы сорвался и уехал!
Что же победит? Потребность заработать, несмотря ни на что, и «прогибаться под изменчивый мир» — или желание трудиться в комфортных для себя условиях? В ближайшее время все прояснится.













