Текст российских ПДД — это не какой-то талмуд, а довольно тонкая брошюра, состоящая из 26 глав и двух приложений. Для сравнения: в соседней Республике Беларусь ПДД состоят из 27 глав и пяти приложений, причем сами правила прописаны гораздо подробнее, содержат множество подпунктов, уточнений и т. д. А, к примеру, в Германии текст ПДД имеет статус закона, состоит из 53 глав (параграфов), содержащих различные подпункты.
Не секрет, что ПДД РФ пока еще не идеальны и содержат ряд моментов, которые было бы неплохо уточнить. Мы решили рассмотреть самые яркие из них и предложить свои варианты изменений.
Согласно главе 10 ПДД водителям легковых автомобилей разрешается двигаться с максимальной скоростью 60 км/ч в населенном пункте, 90 км/ч — за его пределами и 110 км/ч — на автомагистрали. Кроме того, вот уже несколько лет на автодорогах и магистралях могут повышать максимальную разрешенную скорость до 110 и 130 км/ч соответственно. Но прописанные скоростные лимиты могут усовершенствовать.
Во-первых, максимально разрешенную скорость в населенных пунктах давно планируется снизить до 50 км/ч. Именно такой скоростной порог Всемирная организация здравоохранения берет в качестве целевого в городе, поскольку при столкновении автомобиля с пешеходом у последнего резко повышаются шансы выжить. Разумеется, речь идет именно об общем лимите, который не затронет отдельные дороги, находящиеся в черте города, где пешеходов нет и быть не может — скажем, ТТК в Москве или ЗСД в Санкт-Петербурге.
А вот за пределами населенного пункта разрешенную скорость можно было бы привязать к типу дороги. Например, на обычных двухполосных дорогах можно было бы оставить старое ограничение в 90 км/ч, а вот на трассах с разделительной полосой и обозначенных знаком 5.3 «Дорога для автомобилей» — ввести ограничение 100–110 км/ч. Наконец, на всех автомагистралях разрешенную скорость и вовсе можно было бы повысить до 130 км/ч. Это вполне логично, если вспомнить, что большинство таких трасс спроектировано под скорость 130–150 км/ч.
Разумеется, перед введением новых скоростных лимитов необходимо провести ревизию дорожных знаков по всей стране. Но это уже практический, а не законодательный вопрос.
Что делать в случае ДТП, знает каждый водитель — оформлять документы. О действиях автомобилиста после аварии говорится в пунктах 2.5–2.6.1 ПДД РФ. Если кратко, у водителя есть несколько возможностей: первая — вызвать ГИБДД и оформить аварию на месте. Вторая — оформить европротокол, если в аварии участвовало лишь два участника, оба ТС застрахованы по ОСАГО, нет разногласий и т. д. Наконец, чисто теоретически аварию можно вообще не оформлять, если у участников ДТП «отсутствует необходимость в оформлении указанных документов». То есть, грубо говоря, они договорились. Справедливости ради скажем, что последний способ на практике встречается редко.
Но почему водители так хорошо знают эти пункты ПДД? Все дело в том, что если покинуть место ДТП, можно лишиться прав на срок 1–1,5 года и даже получить арест на 15 суток. И нередки случаи, когда водителей лишали прав, даже когда они просто двигали автомобиль, чтобы освободить проезд. Как следствие, некоторые настолько боятся лишиться прав или не получить выплаты по страховке, что не спешат убирать машину с проезжей части, даже если ДТП произошло на оживленной трассе. Нередко из-за этого происходят уже «вторичные аварии» — наезд на стоящие автомобили и водителей, вышедших на проезжую часть, чтобы поставить знак аварийной остановки. На данную проблему уже обратили внимание в московском дептрансе, где предложили изменить ПДД и обязать водителей в подобных случаях освобождать проезжую часть и оформлять аварию уже на обочине.
— Сейчас в ПДД существует две противоречащие друг другу формулировки. Первая: «Остановка на автомагистралях и дорогах для автомобилей запрещена». Вторая содержится в пункте 2.5: «В случае ДТП водитель обязан остановить и не трогать транспортное средство», — пояснил Дрому начальник управления стратегической оптимизации дорожного движения ГКУ ЦОДД Андрей Мухортиков. — Такая формулировка крайне опасна. На МКАД из-за этого происходит много вторичных ДТП, причем статистически они практически неизбежны. Ведь чтобы прописать все детали аварии, водителям необходимо минимум минут 40, а если ждать ГИБДД — час и больше», — пояснил Мухортиков. Представитель ГКУ ЦОДД также добавил, что нынешние нормы оформления ДТП хорошо подходят для небольших улиц, а для загородных трасс и магистралей их нужно менять.
Предложение нашло поддержку и в Общероссийском народном фронте (ОНФ).
— Эти изменения нужны, чтобы сохранить жизни. В среднем до 40% смертей от общего числа погибших на дорогах связано прямо или косвенно с остановкой на скоростных магистралях, — пояснил Дрому руководитель рабочей группы ОНФ, координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. В обращении на имя начальника ГИБДД РФ М. Ю. Черникова (есть в распоряжении Дрома) в пункт 1.2 ПДД предлагается добавить понятие «Участок дороги с повышенным скоростным режимом», которым будет считаться отрезок, где хотя бы для одной категории транспортных средств установлено ограничение скорости большее или равное 100 км/ч. Согласно предложению, на таких дорогах водители будут обязаны освободить проезжую часть и сообщить о произошедшем в полицию, если в результате ДТП все ТС сохранили способность передвигаться, а пострадавших нет.
В настоящее время ПДД РФ говорят о том, что обязан делать водитель в случае остановки сотрудником ГИБДД, а именно — передавать для проверки водительское удостоверение, регистрационные документы, страховой полис и т. д. При этом об обязанностях самих сотрудников Госавтоинспекции в правилах ничего не сказано, их действия регулирует приказ МВД РФ № 664. Строго говоря, этот документ носит внутренний характер, и с его содержанием знаком далеко не каждый автомобилист. Как следствие, инспекторы ГИБДД используют данную ситуацию как поле для интерпретаций, что можно требовать от водителя, а что нет.
Ситуацию необходимо менять и прописать в ПДД обязанности сотрудников полиции. Для этого нужно создать специальный пункт правил, регламентирующий поведение инспектора ГИБДД в случае остановки. К примеру, там можно было бы указать, что сотрудник Госавтоинспекции обязан назвать свои Ф. И. О., должность и причину остановки. Также в данном пункте можно было бы прописать, что инспектор ГИБДД не имеет права требовать от водителя выйти из машины, за исключением случаев проведения освидетельствования на опьянение, необходимости оказания помощи пострадавшим и т. д.
С 2018 года водители легковых автомобилей обязаны использовать зимние шины в холодное время года, а именно — три месяца в году — в декабре, январе и феврале. Однако предписывают это не ПДД, а технический регламент Таможенного союза «О безопасности транспортных средств». А вот в правилах о необходимости менять резину ничего не сказано. То есть фактически ездить на летних шинах зимой и так запрещено, но в правилах это не указано. Чтобы устранить этот пробел, в российские ПДД можно было бы внести формулировку из белорусского документа: «При участии в дорожном движении с 1 декабря по 1 марта автомобили с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно, легковые и грузопассажирские автомобили с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны, а также автобусы с технически допустимой общей массой до 5 тонн должны быть оборудованы зимними шинами. Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства». Отдельно можно было бы добавить запрет на движение ТС, не оборудованных зимними шинами, в случае снегопада и гололеда, независимо от времени года.
Думаем, вы согласитесь, что ездить и парковаться на тротуарах и газонах не только запрещено ПДД, но и просто аморально. Однако что именно водитель должен считать тротуаром и газоном, не всегда понятно.
Согласно общим положениям ПДД, тротуар — «элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном». Вроде бы все хорошо. Но на практике вопросы остаются. Например, нужно ли считать тротуаром, скажем, некоторые междомовые проезды и дорожки, не отделенные бордюром?
С газонами ситуация еще печальнее. В ПДД определение газона просто отсутствует. То есть газоном юридически может оказаться как аккуратная зеленая травка возле дома, так и просто открытая земля и даже грязь возле дороги. Вроде бы федерального штрафа за парковку на газоне нет, но автомобилиста может наказать местная администрация. Причем штрафы немаленькие. Например, в Москве — 5000 рублей, в Санкт-Петербурге — от 3000 до 5000 рублей, в Красноярском крае — от 2000 до 4000 рублей, в Пермском крае — от 2000 до 3000 рублей.
— Отсутствие в ПДД определения газона, пожалуй, вполне логично — ведь эта территория не относится к улично-дорожной сети, поэтому определяется другими нормативными актами, касающимися благоустройства, в основном — на региональном уровне, — пояснил Дрому адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. Одновременно эксперт добавил, что единое для всех регионов определение газона в России отсутствует, в чем и заключается главная несправедливость. — В разных регионах понятия газона различаются, равно как и наказания за парковку там, что приводит к абсурду — «стоимость» этих газонов различается в десятки (если не сотни) раз, что совершенно нелогично. То есть данные штрафы фактически используются просто для пополнения бюджета — в той же Москве судебная практика к газонам относит любую поверхность, не имеющую искусственного покрытия, даже если она представляет собой грязное месиво при полном отсутствии какой-либо растительности, — отметил Радько.
Поэтому мы уверены, что давно пора расставить все точки над i. К примеру, в определение тротуара в ПДД можно добавить, что в случае, если данный элемент отделен от проезжей части или велосипедной дорожки и не находится в жилой зоне, он должен обозначаться знаками 4.5.1 или 4.5.2. Что же касается газона, то его можно определить, например, так: «искусственный участок поверхности с травянистым покрытием и возможным размещением зеленых насаждений и парковых сооружений». Благодаря этому водителей нельзя будет наказывать за то, что они оставили машину просто на открытой земле. Как говорится, сначала настоящие газоны — потом штрафы, а не наоборот.
Часто на многополосных дорогах можно столкнуться с ситуацией, когда грузовые автомобили создают помехи для движения, перекрывают обзор и т. д. Многие убеждены — водители грузовиков нарушают ПДД, ведь им якобы запрещено двигаться «далее второй полосы». Но это не совсем так. Расположение транспортных средств регламентирует пункт 9.4 ПДД, но в нем ничего не сказано о движении грузовиков дальше второго ряда. Есть еще пункт 16.1, который действительно запрещает подобный маневр, но лишь на автомагистралях.
Было бы вполне логичным, если бы автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны запретили двигаться далее второй полосы вообще на всех дорогах. К слову, такой пункт есть в ПДД соседней Республики Беларусь и звучит он следующим образом: «Грузовые автомобили с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны, колесные тракторы и самоходные машины могут перестраиваться в другие полосы движения левее второй полосы только для объезда препятствия, поворота налево или разворота, а также для остановки, стоянки на левой стороне дороги с односторонним движением в случае, указанном в подпункте 138.3 пункта 138 настоящих Правил». Почему не ввести то же самое и в России?
О разрешенном повороте направо на запрещающий сигнал светофора уже сломано немало копий. Еще в 2014 году в Москве, Московской и Белгородской областях проводился эксперимент, в рамках которого на перекрестках, где отсутствовали пешеходные переходы, подобный маневр был разрешен. О разрешенном повороте водителей уведомляла табличка на светофоре «Уступи всем, и можно направо». Разрешение поворачивать направо на запрещающий сигнал даже поддержали в российском правительстве, но… Сначала против правого поворота на красный высказались московские власти, а потом из-за позиции ГИБДД планы и вовсе отложили в долгий ящик.
«Данная табличка [разрешающая поворот] есть в ГОСТ 58398-2019 “Экспериментальные технические средства организации движения”. Ее даже можно ставить, но для этого нужно разрешение ГИБДД, получить которое, в связи с позицией на федеральном уровне, невозможно», — отметил в разговоре с Дромом начальник управления стратегической оптимизации дорожного движения ГКУ ЦОДД Андрей Мухортиков.
Жаль, что пока возврат таблички с дополнительной зеленой стрелкой на повестке дня не стоит. Ведь как показал российский эксперимент, количество ДТП из-за разрешенного правого поворота на красный не увеличилось, а пропускная способность возросла. К тому же подобная табличка успешно работает в Германии, Литве, Австрии, Нидерландах и на Украине, а ее установка гораздо дешевле установки светофора с дополнительной секцией. Так почему бы не изменить ПДД и не сделать поворот на красный легальным, при соблюдении определенных условий?
Таким образом, в российских ПДД остается еще немало места для совершенствования. Впрочем, жизнь водителей определяют далеко не одни только правила.
— В изменениях нуждаются нормативные документы — ГОСТы, — отмечает начальник управления стратегической оптимизации дорожного движения ГКУ ЦОДД Андрей Мухортиков. — Существует множество понятных средств — знаков, разметки и т. д., применяемых в других странах, которые у нас в действующих нормативах никак не закреплены. Хотя иногда они используются и у нас — на свой страх и риск, — добавляет он. Так что совершенствования требуют не только наши ПДД, но и другие нормативы. Впрочем, это — уже совсем другая история.
А что изменили бы в ПДД вы?