От потери документов не застрахован никто. Это может быть и кража, и банальная рассеянность. Совсем недавно ты был человеком, «право имеющим», и вдруг становишься «тварью дрожащей» — нечем доказать собственную личность, право вождения и распоряжения автомобилем. В общем, без документов не обойтись.
Нужно искать
Пропавшие документы находятся в 50% случаев. Сейчас очень легко отыскать человека, используя соцсети. Фамилия и имя в наличии, даже фотография имеется. Владельца документов находят, передают потерю и даже не требуют вознаграждения — так, из любви к ближнему. Хотя бывают казусы. Один знакомый после возврата бумажника с документами не дождался даже слов благодарности. Сначала дама его уговорила-таки завезти находку к ней домой на другой конец мегаполиса. А там его долго прессовали — «в кошельке еще деньги были». Еле вырвался!
В случае кражи также велика вероятность найти свои документы. Профессиональные воры стараются сразу же избавляться от приметных вещей и особенно документов — это улика. Забирают деньги и особо ценные вещи, а все остальное скидывают в ближайший мусорный бак.
Таким образом, не опускайте руки, вполне вероятно, что пропажа найдется.
Алгоритм поиска таков:
- Дайте объявление. Охватите максимум более-менее подходящих групп и форумов. Нельзя утверждать, что объявления на столбах совсем не работают — всякое бывает — но в современных реалиях они выглядят откровенным анахронизмом.
- Обратитесь в бюро находок. Например, в Москве есть единый транспортный портал. Есть стол находок в РЖД, в случае утери ценных вещей в электричке обратитесь к старшему кассиру на вокзале. Столы находок есть в крупных торговых центрах, больших организациях, занимающихся перевозкой пассажиров, и т. д.
Постарайтесь вспомнить какие-то данные, по которым можно сузить поиск: время, номер вагона метро, маршрутки и т. п. В общественном транспорте и на улице установлено множество камер, которые позволяют оперативно проследить историю перемещений, главное — найти точку отправки. Например, совсем недавно в полицию московского метрополитена обратился человек, который уснул и у него украли бумажник с документами. Спросонья он не растерялся и запомнил номер вагона. В полиции просмотрели камеры, обнаружили момент кражи и проследили весь путь вора — от его входа в метро до выхода. Причем зафиксировали номер проездного билета, который тот прикладывал к валидатору. Когда на следующий день он воспользовался тем же проездным, его сразу же задержали. Как говаривал почтальон Печкин, «вот до чего техника дошла!». Так что в случае пропажи документов не опускайте руки и обращайтесь в различные инстанции.
Утеря или кража?
Обращаться ли в полицию в случае кражи — вопрос неоднозначный. Во-первых, это хлопотно. Нужно ехать в отделение, возможно, придется ждать в очереди, писать заявление. Во-вторых, вполне вероятно, что сотрудники полиции будут руками и ногами отбиваться от приема заявления. Таким образом они избавляются от висяков, которые отнимают время и портят статистику. Однажды я был свидетелем, как при приеме такого заявления полицейский сурово спросил пострадавшего:
— А вы точно видели, что у вас украли документы?
На что получил вполне логичный ответ:
— Если бы я видел, то документы у меня не украли бы…
После чего последовало длительное обсуждение того, что, возможно, документы все же были утеряны.
Поэтому в случае обычной кражи многие не идут в полицию — толку мало. В случае грабежа или разбоя отношение уже другое и однозначно нужно заводить уголовное дело. В полицию стоит обращаться и по той причине, что у людей в погонах есть возможность изучить информацию с камер.
Нужен паспорт
Российский менталитет своеобразный — любят наши граждане таскать с собой кучу документов. Вместе с правами засунут кучу карточек, а заодно и паспорт. Если теряют, то потеря основательная. Отсутствие паспорта — большая проблема. Первым делом нужно озаботиться восстановлением этого документа и лишь затем приступать к другим. Дело в том, что удостоверением личности считается паспорт гражданина РФ, для военнослужащих — удостоверение личности военнослужащего РФ. Загранпаспорт действителен за пределами России, поэтому в государственных структурах его не могут принять как удостоверение личности. Хотя в разных случаях воспринимают официальным документом и на территории нашей страны. Например, по загранпаспорту можно спокойно покупать билет на самолет и проходить предполетный контроль.
Для получения паспорта нужно обратиться в ФМС и написать заявление, к которому следует приложить:
- две фотографии 35х45 мм. Точки «Фото на документы» сейчас на каждом углу;
- для внесения положенных отметок нужно предоставить свидетельство о браке и свидетельства о рождении детей в возрасте до 14 лет;
- квитанцию об уплате государственной пошлины (в случае утери документа — 1500 руб.). Вроде бы ее предоставлять не обязательно, сотрудники ФМС имеют возможность проверить платежи. Однако практика показывает, что проще приложить эту бумагу, чем доказывать, что она не обязательна;
- если писали заявление в полицию, то нужно приложить талон-уведомление о регистрации сообщения о происшествии.
Срок оформления паспорта:
— 10 дней — если обратиться по месту жительства.
— 30 суток — при обращении по месту пребывания.
Старый паспорт при этом аннулируется. Если же пропажа найдется, то прежний паспорт нужно сдать в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России (п. 139.5 Административного регламента МВД по предоставлению госуслуг по выдаче, замене паспортов гражданина РФ). Это необходимо для того, чтобы прекратить производство по делу об утрате (похищении) паспорта.
Временное удостоверение личности
Не каждый может себе позволить ждать выдачи паспорта 10 или 30 суток. Поэтому законодательством предусмотрена выдача временного удостоверения личности по форме 2П, с ним уже можно восстанавливать иные утерянные документы. Выдают его непосредственно в миграционном подразделении. Там же, где принимают документы для оформления нового паспорта. Достаточно попросить выдать временное удостоверение и предоставить еще одну фотографию. В документе будут указаны ФИО, адрес проживания, причина выдачи.
Срок действия временного удостоверения составляет два месяца, при необходимости его можно продлить.
Водительское удостоверение
Раньше существовали временные разрешения на управление транспортным средством. Их выдавали в том случае, если водитель попадал под лишенческую статью и его права задерживали. Сейчас порядок оформления лишения права управления изменился. Отлученный от руля водитель должен сдать права, только с этого момента начинает отсчитываться срок. Временные разрешения ушли в прошлое.
При утере прав их нужно восстанавливать, и никакой альтернативы не предусмотрено. Международные водительские права не действуют на территории России.
Для получения водительского удостоверения потребуется удостоверение личности и квитанция об оплате государственной пошлины (обычное пластиковое — 2000 руб., нового образца с биометрией — 3000 руб.). Получить права можно как в соответствующем подразделении ГИБДД, так и в МФЦ. Если торопитесь, то лучше обращайтесь в ГИБДД: там вы получите права сразу, а в МФЦ придется ждать 10 дней. Проще всего подать документы и записаться на прием через портал Государственных услуг. Более того, при оплате через Госуслуги получаешь 30% скидки.
Медицинская справка для получения водительского удостоверения взамен утерянного не нужна. Но в этом случае выдают новые права в соответствии со сроком действия старых. Если же предъявить действующую медицинскую справку, то выдадут права сроком действия 10 лет.
Свидетельство о регистрации ТС (СТС)
Запишитесь на прием в ГИБДД (как через портал Госуслуг, так и при личном визите) и предоставьте:
- квитанцию об оплате государственной пошлины (850 руб. или 500 руб. при электронном паспорте транспортного средства);
- паспорт транспортного средства (ПТС);
- удостоверение личности;
- действующий полис ОСАГО (сотрудники ГИБДД могут проверить его самостоятельно по электронным базам).
Машину для осмотра предоставлять не нужно. Обращаться можно в любое подразделение ГИБДД. Но практика показывает, что если утеря произошла вдалеке от дома, то вряд ли ПТС окажется при себе. Если на машину выписан электронный ПТС, то проблем нет. С бумажным сложнее: нужно будет либо каким-то образом передавать необходимый документ, либо восстанавливать его на месте, заявив, что он утерян.
Паспорт транспортного средства
Если СТС свидетельствует о регистрации машины, то ПТС — это основной документ, удостоверение личности автомобиля. Для восстановления его нужно обратиться в регистрационное подразделение ГИБДД (записаться лично или через сайт Госуслуг) заполнить заявление и предъявить:
- удостоверение личности;
- квитанцию об уплате госпошлины (800 руб.);
- действующий полис ОСАГО (достаточно копии, причем при ее отсутствии сотрудники ГИБДД могут проверить наличие полиса).
Есть и альтернатива — выписать электронный ПТС. Нужно обратиться в уполномоченную организацию. Право на выдачу электронных ПТС планировали передать операторам техосмотра. Но планы пока не осуществили, к тому же само будущее пунктов ПТО непонятно в свете отмены обязательного техосмотра.
Машину для осмотра предъявлять не нужно.








