Водителя и пассажиров при столкновении защищает кузов автомобиля. Не случайно капот называют «полтора метра жизни». С мотоциклистом все гораздо хуже. Его хранит лишь экипировка, которая, разумеется, менее эффективна, чем железная коробка. А потому даже при незначительном ударе человек получает травмы. Но и водитель автомобиля в стороне не остается. Если он не заметил байк, то может оказаться виновником ДТП со всеми вытекающими последствиями: административной, а при тяжких последствиях — и уголовной ответственности. Давайте рассмотрим наиболее распространенные аварии с двухколесными.
Предупрежден — значит вооружен!
Наиболее частая ситуация. Водитель поворачивает налево и не видит едущего прямо встречного мотоциклиста. Иногда подобное происходит и при выезде с прилегающей дороги. Смотришь на видео и просто поражаешься. Вот он, байк, отлично виден! Однако водитель упорно не замечает его и закрывает путь. Причин тому несколько.
— Человек за рулем привыкает к габаритам автомобилей и не идентифицирует более компактный мотоцикл как опасность. В былые времена на российских дорогах ближний свет фар днем был обязателен только для мотоциклистов. Они и выделялись на дороге. После введения обязательного использования фар на всех транспортных средствах байки в потоке затерялись. Впрочем, такие аварии распространены не только в России, но и во всем мире.
— Мотоцикл может ехать с высокой скоростью, что опять же не всегда можно понять. Вроде бы еще далеко, а через пару секунд возникает непосредственный контакт.
— На многополосной дороге мотоцикл может закрывать другое транспортное средство. Другая распространенная ситуация: байк на высокой скорости выскакивает из-за машины на многополосной дороге.
В общем, причин много, и нередко фигурирует совокупность нескольких факторов. Далеко не у всех мотоциклистов достаточная квалификация. Они просто не готовы к экстренному маневрированию и влипают в поворачивающий автомобиль. В лучшем случае жмут на тормоз и в меру сил снижают скорость. Некоторые поступают еще хуже: кладут байк на бок и скользят по асфальту. В этом случае замедление, по сравнению с использованием тормозов, происходит менее эффективно. Так что удар будет существенным. Не стоит забывать и о том, что с увеличением скорости сужается угол зрения. Когда байк «идет на все деньги», то человек в седле контролирует лишь свою полосу и мало смотрит на соседнюю. Он не прогнозирует развитие ситуации.
В такой аварии однозначно виноват водитель автомобиля: он оплачивает ущерб. Если травмы серьезные, то дело переходит в уголовную плоскость. Высокая скорость мотоцикла не станет серьезным аргументом для следствия и суда. Необходима причинно-следственная связь между нарушением и аварией, а ДТП произошло по той причине, что водитель автомобиля перегородил дорогу.
Единственный способ уберечься от такой аварии: совершать маневры медленно и перед поворотом дважды смотреть в ту сторону, откуда может появиться опасность. А возникнуть она может как спереди, так и сзади. Поэтому при повороте налево смотрите как в лобовое стекло, так и в зеркало заднего вида.
Особенно аккуратно поворачивайте в плотном потоке машин. На видео выше водитель легковушки поворачивал в полумертвой пробке, когда все окружающие стояли. Мотоцикл, летящий между машинами, появился совсем неожиданно. Да, мотоциклист действовал необдуманно, но виновным в этой аварии, вероятнее всего, окажется водитель автомобиля.
Как можно на пустой дороге въехать в едущую рядом машину? А вот так, запросто! От такой аварии не убережешься. Хотя принцип трех Д — Дай Дорогу Дураку — актуален всегда. Мораль такова: никогда не прижимайтесь к байку, по возможности держитесь от него подальше.
Как уже было сказано, уровень водительского мастерства байкеров оставляет желать лучшего. В мотошколах натаскивают на сдачу экзаменов, требования которых далеки от дорожной реальности. Достаточно вспомнить, что все маневрирование происходит на малой скорости. Реально уже на 60 км/ч методы руления требуются совершенно иные. Вот и бьется народ почем зря.
Есть важный психологический момент. В крови мотоциклиста, особенно начинающего, кипит адреналин. Даже тихоня начинает проявлять агрессию, зачастую необоснованную. Автомобиль вильнул и чуть не задел мотоцикл? Такого нужно догнать, долбануть в дверь, а то и зеркало разбить. Дальнейшее развитие сюжета непредсказуемо, но чаще всего это вовсе не сказка со счастливым концом. Помните, переживший смертельную опасность человек не всегда адекватен. Берегите свои нервы и не конфликтуйте, даже если оппонент неправ. Если же нанесен материальный ущерб, то постарайтесь запомнить номер, записать очевидцев и вызывайте полицию. Закон в этом случае на вашей стороне.
Для любого водителя едущий впереди мотоцикл уже становится опасностью. Не жмитесь к нему, держите дистанцию. На этом видео байк упал совершенно неожиданно, и хорошо, что следовавший за ним автомобиль успел остановиться.
Проблема аварий с мотоциклистом в том, что в таковых часто фигурирует не обычное «железо», а ущерб здоровью. Так что цена водительской ошибки особенно высока.
Мотоциклист ехал прямо за микроавтобусом, остановка перед пешеходным переходом для него оказалась совершенно неожиданной. Хорошо, что скорости были невысоки. Ко всему прочему байкеру повезло. Он вывалился на встречную полосу и спасла его лишь отличная реакция водителя, мгновенно среагировавшего на внезапно возникшее препятствие. Стоит отметить, что российские ПДД в случае возникновения опасности обязывают лишь жать на тормоз. Если бы водитель действовал именно так, то байкер наверняка получил бы серьезные травмы.
Как правило, тормозной путь мотоцикла больше, чем автомобиля. Поэтому если за вами едет мотоциклист, по возможности тормозите заблаговременно и аккуратно. Понятно, что при таком попутном столкновении виновным окажется мотоциклист. Но нужна ли вам лишняя нервотрепка?
Мотоцикл может протиснуться между машин, а левую обочину на МКАД уже называют «мотополосой». Да, несущийся по ней мотоциклист нарушает правила. Полицейский имеет право выехать на нее, лишь включив спецсигнал.
Практика показывает, что к неожиданной встрече может быть не готов не только автомобилист, но и его собрат-байкер. И для него мчащийся между рядами байк порой оказывается неприятной неожиданностью. В общем, всем стоит маневрировать медленно и смотреть дважды на дорогу. Самим мотоциклистам — в том числе.
Сколько раз твердили миру: перед маневром оповести о своих намерениях указателем поворота. Но нет, «настоящие профи» уверены, что они просчитывают дорожную ситуацию на десять шагов вперед. А потому включают поворот не заранее, а лишь в момент поворота. А то и вовсе не подают сигналов. Некоторые даже искренне утверждают, что сигналы поворота вредны: дескать, сосед, завидев мигающую лампочку, не даст перестроиться. Да, такой народ нужно обязывать проходить принудительные курсы у психотерапевта. А что касается сигналов поворота, то подавайте их заранее. Это может сохранить чью-то жизнь…
Одни не уступают дорогу из-за личных амбиций. Другие попадают в ДТП из-за банального неумения. Водитель машины, судя по всему, просто не видел байк и плавно перестраивался. Ехал тихонько и вроде бы был абсолютно безопасен для окружающих. Его намерения и траектория движения были видны всем. В том числе и байкеру. Мотоциклист мог бы притормозить и пропустить. Вместо этого он принял ошибочное решение: поддал газу и попытался обогнуть машину слева. Вероятнее всего, в ДТП будет виноват водитель автомобиля. Хотя если отвлечься от правил, то виноват мотоциклист — он неверно рассчитал маневр.
Другой вариант непонимания друг друга участниками движения из-за разных габаритов и скоростей. Нередко авария происходит следующим образом: в вялотекущем потоке водитель выбирает место для парковки и, завидев свободное пространство, поворачивает. Вроде бы только что смотрел в зеркало заднего вида — никого там не было. Если за ним свистит мотоцикл, то байкер просто не успевает среагировать. В такой аварии не важна абсолютная скорость. Критической становится разность скоростей. Если мотоциклист опережает поток более чем на 30 км/ч, жди беды: любой простейший, но неожиданный маневр окружающих становится смертельно опасным для байкера. Часто мотоциклист получает серьезные травмы: бьется об машину по касательной, как бильярдный шар меняет траекторию движения и улетает в какую-то преграду — столб, стоящий автомобиль и т. д. Столкновение неожиданное, скорость снизить не удается. Удар страшный, последствия трагические.
При маневрировании на малой скорости не расслабляйтесь и контролируйте ситуацию, перед совершением маневра дважды смотрите в зеркала.
Мотоцикл менее устойчив, чем автомобиль — колес-то всего два. На видео мотоциклист ехал хорошо и чувствовал себя королем дороги. Лихо проскочил по встречным трамвайным путям, потом вклинился в поток. Но рельсы оказались неожиданно скользкими. К тому же он, похоже, именно на них слегка притормозил.
Байк может упасть совершенно неожиданно, поскользнувшись на гравии, трамвайных путях (особенно при повороте на них), опавшей листве. Особых травм в этом случае мотоциклист не получает, но есть опасность наезда сзади. Так что еще раз вспоминаем о необходимости держать дистанцию.
Другая классика мотоаварий — внезапно открывшаяся дверь. Особенно часто это происходит в пробке. Все стоит намертво, водитель ковыряет в носу или тупит в смартфоне. В зеркало заднего вида смотрел уже не раз и не два. Чувство опасности отбито наглухо. Водитель расслаблен и открывает дверь не глядя. Иногда так могут поступать и пассажиры. Вина открывшего дверь однозначна, но тем не менее находятся несогласные. Они заявляют, что мотоциклист не соблюдал безопасный интервал и сам виновен в случившемся. Однако не существует четкого понятия безопасного интервала. Поэтому ПДД не запрещают двигаться в одной полосе двум транспортным средствам параллельно. Главное, чтобы не пересекали сплошную линию разметки.
Мораль проста: перед открытием двери смотрите в зеркала и блокируйте все двери при движении. Это защитит как от воров, так и от необдуманных действий пассажиров.
Вот еще авария, в которую попал начинающий байкер. Он входил в поворот на вполне допустимой скорости. Но боялся, судорожно сжимал руль и смотрел на едущий навстречу автомобиль. В него он и въехал! Его не научили в мотошколе простой истине: всегда смотри на дорогу, взгляд должен упираться в выход из поворота! И машина, и мотоцикл всегда едут туда, куда смотрит водитель. Кстати, такой алгоритм действий актуален не только на дороге, но и в бизнесе, да и вообще в жизни. Всегда просматривай свой путь, не бойся и не отвлекайся. Тогда все получится!
В этой аварии, разумеется, виновен мотоциклист. Возможности как-то увернуться у водителя автомобиля не было. Иногда у водителя с хорошей реакцией получается объехать внезапно возникшее препятствие, но все же вспоминаем, что п. 10.1 ПДД рекомендует «при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства». Если он станет крутить рулем и кого-то заденет, то будет однозначно виноват. Поэтому юристы все же рекомендуют тормозить, не меняя полосы движения — в этом случае никаких претензий к водителю автомобиля быть не должно.