Все заинтересованные ведомства бросились сочинять поправки к закону № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств…». В декабре 2017 года Министерство экономического развития России (казалось бы, оно должно заниматься совсем другими вещами, а не техосмотрами) подготовило проект документа, который был внесен в Госдуму в августе 2018-го. После незначительной доработки, главным результатом которой стало изъятие формулировок о видеофиксации процесса прохождения техосмотра, 24 мая 2019 года закон был принят в Госдуме и прошел одобрение Советом Федерации. 7 июня документ был подписан Путиным и сейчас ожидает официального опубликования.
Новые правила техосмотра вступят в силу через год с момента официального опубликования. Это время нужно для обновления, разработки и принятия 18 подзаконных нормативно-правовых актов. Они должны регулировать правила проведения ТО, необходимое оборудование, принципы обмена информацией и множество других аспектов. На все это правительству дается полгода. Остальные полгода потребуются операторам, чтобы выполнить все предписания и заново пройти процедуру подтверждения соответствия требованиям аккредитации в РСА.
То есть можно ожидать, что со следующего лета у автовладельцев появится еще один повод для головной боли и значительных трат: основные лазейки, позволяющие купить техосмотр, не проходя его на самом деле, будут прикрыты, а стоимость официального техосмотра может заметно возрасти. К сожалению, есть причины считать, что система техосмотра все равно будет работать не так, как задумано, и решение прежних проблем принесет новые неприятности.
Прежде чем разбираться в новшествах, очень кратко рассмотрим процесс «прохождения» техосмотра сейчас. По сути, эта процедура превратилась в отъем денег у автовладельцев в нагрузку к покупке полиса ОСАГО. Поиск в Интернете выдает миллионы результатов того, как можно, не выходя из дома, за условные 500 рублей купить диагностическую карту. И она будет настоящей!
Все дело в том, что по действующему закону «О техосмотре» факт проверки транспортного средства должен фиксироваться в Единой автоматизированной информационной системе техосмотра (ЕАИСТО), которая находится под контролем ГИБДД. При этом на руки водителю выдается диагностическая карта или даже присылается ее образ в электронном виде. И вот эта карта является основным подтверждающим документом для получения ОСАГО. Если номер диагностической карты внесен в базу ЕАИСТО, то у автомобилиста никаких проблем не будет, даже если его машина на самом деле и не посещала пункт техосмотра. При оформлении полиса ОСАГО его диагностическая карта будет считаться абсолютно подлинной.
Кстати, далеко не все страховые агенты проверяют номер диагностической карты по базе. Они и не обязаны! Проверить регистрацию техосмотра в базе ЕАИСТО очень просто: есть общедоступный сервис. Но многим страховым агентам достаточно увидеть распечатку карты (в этом случае «прокатит» даже самая грубая подделка). Разве что для покупки полиса е-ОСАГО через Интернет, как правило, все-таки потребуется регистрация карты в системе.
Надо отдать должное Российскому союзу автостраховщиков (РСА), который с 2012 года отвечает за техосмотры. В последнее время его сотрудники стали лучше относиться к своим обязанностям и тщательнее проверять работу пунктов технического осмотра. Считается, что в последнее время наметилась тенденция по увеличению реально проведенных техосмотров и сокращению выдачи карт без диагностики. Возможно, на это влияет то, что за 2018 год было проведено 943 документарные проверки и 218 выездных проверок. В результате аннулировано 314 аттестатов аккредитации, приостановлена аккредитация у 406 операторов, отказ в возобновлении аттестата получили 234 оператора, направлено 1672 уведомления об устранении недостатков — у почти половины операторов возникли те или иные проблемы.
Тем не менее сейчас у проверяющих не так много способов уличить пункты техосмотра в недобросовестной работе. Все приезжающие машины должны быть отмечены в специальном журнале и их число должно совпадать с количеством выданных диагностических карт. Но тут трудно проверить честность.
Реформа техосмотра направлена в первую очередь на то, чтобы при проверке можно было установить, действительно ли тот или иной автомобиль проходил все установленные процедуры.
Основным изменением по новому закону станет обязанность операторов техосмотра фотографировать въезжающие и выезжающие автомобили. Файл с автомобилем на линии также должен содержать данные местоположения (геопривязку), дату и время съемки. Вместе с данными о диагностике фотографии передаются в систему ЕАИСТО.
В изначальном законопроекте предусматривалась видеофиксация прохождения техосмотра. Но депутаты и эксперты сочли это требование излишним. Хранение видеозаписей — дело дорогостоящее, и бóльшая часть затрат операторов в итоге легла бы на автовладельцев.
Необходимость фотофиксации, по идее, должна заставить водителей доезжать до пунктов техосмотра. Но все будет зависеть от требований к этим файлам. Если технически обеспечат целостность и неизменность информации, то есть файлы невозможно будет подделать, то эта мера может сработать. Но это достаточно сложная задача. Вполне возможно, что те, кому надо, а вернее, не надо появляться у оператора, смогут прислать фото своей машины с определенного ракурса, и его «вклеят» в антураж диагностической линии. Можно загнать похожую машину и «переклеить» номера. Вероятно, найдутся и другие способы создания необходимого изображения. Тогда покупка карты станет все так же доступна, только дороже за счет оплаты услуг мастера фотошопа.
Практика, когда полис ОСАГО оформляется без проверки по базе ЕАИСТО, должна уйти в прошлое. Если сейчас бумажная диагностическая карта имеет силу, то со следующего года она станет электронным документом, заверенным усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта и обязательно внесенным в ЕАИСТО. Если карты там нет, значит, ТО не пройден. Бумажные версии могут выдаваться по запросу, например, для выезжающих за границу, но для покупки ОСАГО они не подойдут.
Понятно, что взламывать систему формирования диагностической карты и показателей с измерительного оборудования мало кто будет. А вот загнать на линию абстрактный исправный автомобиль, снять с него показания и присвоить их нужной машине — очень реальная схема. Главной заботой оператора будет сопоставить время создания диагностической карты и фотографии. Естественно, эти хлопоты должны быть компенсированы.
Итак, тем, кто сейчас уклоняется от реального проведения техосмотра, будет сложнее получать диагностические карты. Но и тем, кто сейчас предпочитает проходить техосмотр по-честному, жизнь со следующего года усложнят. Если пока все делается быстро и без очередей, то новые нормы изменят ситуацию.
Закон требует создать и применять методику расчета значения пропускной способности пунктов техосмотра. Будет регламентировано, сколько машин за день (или за сутки при круглосуточном режиме работы) смогут пройти техосмотр. После оценки проходимости каждого пункта он сможет выдавать столько диагностических карт, сколько позволяет время. Например, если на пункте две линии проверки легковых автомобилей, то при затрате 30 минут (действующая сейчас норма) на диагностирование каждого за восемь часов будет возможно выдать 32 карты. Система просто не позволит создать лишнее.
Количества операторов и линий может просто не хватить. По данным ГИБДД, в России в 2018 году на учете стояло 60 555 772 транспортных средства. Диагностическую карту можно было получить на одном из 5104 пунктов. Если все они работали каждый день, то каждый из них должен был проверить как раз 32 машины. В теории должно хватать, с учетом того, что не все 60 миллионов автомобилей выезжают на дороги.
Но на практике в некоторых пунктах техосмотра — только по одной линии, хотя есть и комплексы с четырьмя-шестью постами. Часть линий занимается проверкой грузовиков и автобусов, а такая работа занимает около часа. Перевозчикам пассажиров нужно проверять автомобили два раза в год, соответственно, на них также уходит больше времени. Повторно проходят диагностику машины, у которых были отклонения по параметрам и так далее.
Сроки прохождения техосмотра
Большинство легковых автомобилей в нашей стране — старше семи лет, и им нужно проходить техосмотр каждый год. Так же, как и грузовикам массой более 3,5 т, автомобилям со спецсигналами и учебным машинам (вне зависимости от возраста). Транспортные средства старше трех лет проходят техосмотр каждые два года, более молодые машины от него освобождены. Такси, автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей, должны проходить техосмотр каждые шесть месяцев.
Если в целом по стране пунктов техосмотра достаточно, то по отдельным регионам их загрузка неоднородна. В столице на официально зарегистрированные 4 694 259 транспортных средств приходится 365 пунктов (в среднем они могут принять 35 машин в день). Плюс множество пунктов в Подмосковье. Примерно такие же показатели в Иркутской области (831 999 авто, 64 ПТО, 35 авто в день) и Приморском крае (1 103 630 авто, 86 ПТО, 35 авто в день). Чуть хуже ситуация в Свердловской области (2 109 408 авто, 156 ПТО, 37 авто в день), гораздо хуже в Ростовской (1 824 741 авто, 94 ПТО, 53 авто в день) и Архангельской (455 423 авто, 21 ПТО, 59 авто в день) областях. Совсем плохи дела с ПТО на Чукотке: на 14 тысяч машин есть только два пункта, а в Республике Саха-Якутия их тоже было два, но деятельность обоих приостановлена. При действующей сейчас практике малое количество ПТО не было большой проблемой, но через год в тех регионах, где пунктов техосмотров мало, будут очереди.
Возможно, в некоторых частях страны ситуацию будут спасать передвижные диагностические линии. Существование такого способа проведения техосмотра и раньше было предусмотрено в подзаконных актах, например, в «Методике расчета нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра…». Сейчас же передвижные линии указаны в новой версии закона. Как именно они будут работать, определят в новых правилах технического оснащения ПТО.
Новый закон предполагает новую производственно-техническую базу операторов. Какими именно будут эти требования, правительство определит в дополнительных нормативных актах, которые должны быть составлены в течение полугода со дня публикации закона. Предварительно известно о намерении Минтранса рекомендовать увеличить число проверяемых в рамках техосмотра параметров с 68 до 85-90 пунктов.
Вряд ли сильно изменится само оборудование или измерительные приборы, кроме появления камер для фотосъемки. Но вот программное обеспечение создания диагностических карт, которое должно иметь ограничение по их выдаче и включать привязку фотографий с геоданными, обновится. Также операторы будут обязаны завести официальные сайты и обеспечить непрерывную передачу данных в ЕАИСТО (максимальное отсутствие связи не должно превышать четырех часов, а если данные не попали в систему в течение суток, оператор должен остановить работу).
Выдержит бизнес (все ПТО созданы на частные средства) такую нагрузку или нет — непонятно. А документарные и выездные проверки и отказы в продлении аттестатов, о которых было сказано выше, оптимизма не добавляют. К тому же их станет еще больше. К обычному надзору со стороны РСА добавятся внеплановые проверки операторов без предварительного уведомления со стороны ГИБДД, а также проведение этим же ведомством контрольных закупок. Под полный контроль ГИБДД переходит технический осмотр автобусов.
Для того, чтобы ПТО оставались рентабельными, возможно, придется поднимать цены.
Поскольку техосмотр является государственным, то стоимость услуг регулируется сверху. В каждом субъекте установлен свой максимальный порог, который утверждает ФАС. Так, в Москве диагностическая карта для легкового автомобиля официально стоит 720 рублей, в Санкт-Петербурге — 881 рубль. В среднем цена по стране колеблется в районе 400 рублей, при этом дороже всего техосмотр обойдется в Приморском крае (983,14 руб.), дешевле — в Астраханской области (265 руб.).
При нынешнем положении, когда диагностические карты зачастую выдаются без присутствия автомобилей, такие расценки могут быть оправданны. Но когда нужно будет проводить настоящие проверки, потребуются совсем другие затраты: от повышенного расхода электричества и компенсации амортизации оборудования до оплаты аттестации (20 000 рублей за аттестат одного ПТО + 15 000 рублей за ежегодное подтверждение соответствия требованиям аккредитации) и зарплат сотрудникам. Новый закон указывает, что один оператор-эксперт может работать только на одной линии. Значит, потребуется больше сотрудников определенной квалификации.
Реальное увеличение затрат операторов должно привести к повышению стоимости ТО. Насколько это позволит сделать ФАС — покажет время. Пока же, по оценке РСА, стоимость ТО не должна быть ниже 1000 рублей, а насколько она будет выше — будет ясно из новой методики расчета стоимости техосмотра, которую примут в ближайшие полгода.
Помимо уже принятых изменений закона о техосмотре, существует параллельный законопроект, который вводит новые наказания в КоАП и Уголовный кодекс. Пока эти поправки прошли только первое чтение, но, скорее всего, они будут приняты в течение года. Так, чтобы и новый закон о ТО, и новые штрафы начали действовать одновременно.
Большая часть из них касается операторов. Если эксперт выдал диагностическую карту без проведения осмотра, административный штраф для должностных лиц составит 5000–10 000 рублей, для организаций — 100 000–300 000 рублей. За техосмотр без аккредитации пункта предусматривается уголовная ответственность с наказанием в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Очевидно, такие жесткие меры должны отвадить операторов-экспертов от мухлежа с диагностическими картами. Значит, у них будет меньше возможности заработать на объеме и больше причин повышения стоимости ТО.
За отсутствие ТО или просроченный талон перестали штрафовать и снимать номера с 2012 года, а годом ранее из-за проблем с очередями на пунктах был введен мораторий. Сейчас за отсутствие техосмотра на 500–800 рублей могут оштрафовать только пассажирские транспортные средства (на восемь мест и более, кроме водителя) и транспорт для перевозки опасных грузов (за повторное нарушение — штраф 5000 рублей и лишение на один-три месяца). Новый законопроект предлагает ввести штраф в размере 2000 рублей для всех автовладельцев за управление ТС без диагностической карты. Причем фиксировать это нарушение будут с помощью камер. И поскольку ЕАИСТО находится в ведении ГИБДД, то, в отличие от базы полисов ОСАГО, ее будет достаточно просто привязать к системе фотофиксации нарушений. За отсутствие техосмотра штрафовать будут один раз в день, пока владелец не получит диагностическую карту или не перестанет ездить.
Законопроекты с усилением ответственности «отстали» от основного проекта и «притормозили» на втором чтении. Возможно, депутатам не нравятся суммы штрафов, и они будут изменены. Но то, что за нарушения в области техосмотра придется платить — вряд ли отменят.
В 2011 году на фоне коллапса на пунктах техосмотра, когда за талонами ринулись автовладельцы трехлеток, купленных в зажиточном 2008-м, Дмитрий Медведев, будучи тогда президентом, заявил: «...Есть два предложения: или вообще отменить техосмотр, или сделать его беспроблемным для граждан и, может быть, изъять это из компетенции МВД, чтобы все это происходило в заявительном ключе».
Отменить его совсем мы не можем — Россия с 1997 года является полноценным участником соглашения, подписанного Венской конвенцией о дорожном движении, которое стандартизирует правила во всех странах-участницах. Статья 29 Конвенции указывает на наличие в национальном законодательстве предписаний о проведении периодических технических осмотров. Они обязательны для пассажирских транспортных средств (более восьми мест для сидения помимо водителя) и грузовиков, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг. Также требование о прохождении техосмотра должно, по возможности, распространяться на другие категории транспортных средств.
В прежние годы, когда на пунктах техосмотра работали сотрудники ГИБДД, а за отсутствие талончика водителей штрафовали, тоже существовала практика, когда многие не проходили осмотр по-настоящему, а просто покупали талончик. Но все-таки контроля было больше. Сейчас техосмотр фактически превратился в необязательную процедуру. Новая реформа, вероятно, сделает ситуацию похожей на ту, что была во времена, когда техосмотр контролировала ГИБДД, но в более мягком варианте. Посмотрим, как долго сможет продержаться эта система. А там, глядишь, через пять-десять лет власти таки смогут найти баланс между безопасностью транспорта и комфортом автовладельцев.