Неверно полагать, что страховые компании только и думают, как содрать три шкуры с «честных автовладельцев». Ведь, как оказывается, среди последних немало мошенников. О том, как пытаются заработать недобросовестные страхователи и что в связи с этим предпринимают компании, мы поговорили с экспертом по оценке повреждений одного из крупных страховщиков.
Страховое мошенничество можно разделить на три основных уровня, и зависят они от того, какой человек или группа лиц их совершает и с какой целью. В общем-то, масштабы обмана соответствуют пунктам 159 статьи Уголовного кодекса. Самый распространенный, но при этом и относительно безобидный способ — так называемый «соседский». Обычно он применяется при незначительных повреждениях кузова. Например, поцарапали машину об ограждение, но есть желание получить за это компенсацию. Владелец договаривается с соседом, родственником, коллегой и т. п., имитируется ДТП и оформляется все, как положено, с вызовом ГИБДД.
Второй уровень — «групповой». Он уже имеет более серьезные признаки уголовного преступления. В сговор вступают несколько лиц, которые подготавливают аварию. Среди них есть группы, специализирующиеся на ОСАГО, благо сейчас в четырех регионах лимит составляет 400 000 рублей. Есть те, кто работает в пределах добровольного ОСАГО с расширенным лимитом: ведь такие полисы некоторое время назад стоили «копейки». Например, в РОСНО было ДоСАГО за 100 рублей с покрытием в три миллиона. У таких «специалистов» чаще всего страховые случаи происходят с Audi, потому что у них очень дорогая оптика, и Mercedes. Причем нередко присутствует определенный комплект поврежденных кузовных деталей или фонарей, которые кочуют с машины на машину.
Отдельные персонажи — профессионалы-одиночки, которые покупают неплохие автомобили, обычно свежие иномарки представительского класса стоимостью около двух миллионов рублей. Можно взять и дешевле, если у машины барахлит двигатель, есть проблемы с коробкой передач и другие серьезные дефекты: на целостность кузова это никак не влияет. Их страхуют по каско на сумму, в 2–2,5 раза превышающую реальную цену. При этом повышение размера покрытия не сильно сказывается на стоимости страховки: при нормальной оценке машины полис стоит, скажем, 100–120 тысяч рублей, а при завышенной — 150, если согласиться на большую франшизу. Через какое-то время автомобиль оказывается «в лесу» с повреждениями, которые чаще всего оцениваются как «тотальные».
«Хлебные» модели
Существует целый ряд так называемых «хлебных» моделей для разного вида мошенничества, которые страховые компании называют «рисковыми». Обычно большие выплаты получают владельцы BMW 750, Audi А7 с любыми моторами, Mercedes-Benz в кузовах W221 и W222. Достаточно часто страховые случаи происходят с подержанными Bentley, Maserati, Jaguar. Таких машин, особенно в эксклюзивном исполнении, на вторичном рынке мало. Новыми они стоили 6–10 миллионов и более, а подержанными никому особо не нужны. Поэтому при заключении договора у страховщиков нет ориентиров на реальные цены, и они страхуют на суммы, сопоставимые с ценой новой машины. К тому же такие модели угоняют редко и надбавить криминальный коэффициент нет возможности.
В стране есть ряд регионов, в которых страховое мошенничество стало стабильным заработком для довольно широкого круга лиц. В Краснодарском, Ставропольском краях, Ростовской, Воронежской, Ульяновской областях, Дагестане, Татарстане, Чечне и в нескольких других регионах застраховать машину крайне сложно и очень дорого как раз из-за высокой частоты подобных случаев.
Причем в разных местах есть свои особенности мошенничества. На юге распространен «потребительский терроризм», когда машины, «уклоняясь от столкновения», наезжают на самые неподходящие для днища места: камни, бордюры, пеньки и тому подобное. Повреждения на эксплуатацию никак не влияют, но по технологии изготовителя детали подлежат замене. Внизу обычно располагается подвеска, опоры силовых агрегатов, выхлопная система… Все это стоит немало, и выплаты получаются приличные.
В Ивановской области специализация — повреждения салонов. Злоумышленники якобы разбивают окно и крадут все внутреннее содержимое: сиденья, торпедо, мониторы, «музыку». Причем для «разборки» (если изъятое не эксклюзив или не детали с подушками безопасности) — это самые неликвидные запчасти, поскольку на них минимальный спрос, в авариях салон обычно страдает меньше всего. Ну а по страховке можно получить неплохую сумму.
Классический и довольно распространенный вариант — когда машину «угоняют» у себя, а потом продают в другой регион под другие документы. Еще один способ, когда человек покупает новую машину и заключает договор страхования без осмотра, а через какое-то время заявляет об угоне. В развитии дела выясняется, что у автомобиля изначально был другой владелец, проживающий в Белоруссии или Казахстане, а предоставленные ПТС, договор купли-продажи и акт приема-передачи — подделка. Такие схемы возможны при участии сотрудников дилера, поскольку именно они получают информацию, что машина уедет за границу, следовательно, ей не нужен российский ПТС.
Но с угонами страховым компаниям работать проще, поскольку к расследованию подключаются ГИБДД, МВД. Они могут не только проверить подлинность документов, но и отследить передвижение автомобиля по камерам, дать запросы в другой регион, расшифровать сведения с ключа (у новых моделей в них хранится информация о последнем запуске двигателя) и т. п. Все эти дела в ГИБДД и МВД фиксируются, никто не любит «висяков», поэтому расследования проходят достаточно тщательно.
Есть вид мошенничества, в котором участвуют и сами представители страховых компаний — оформление каско или ДоСАГО задним числом, когда авария уже произошла. Оценщики зарабатывают тем, что расширяют список поврежденных деталей, включая в него ранее поврежденные или минимально пострадавшие элементы. За определенную мзду, конечно.
Сначала экспертизой устанавливается несоответствие повреждений или то, что поврежденные детали уже где-то использовались. Результаты экспертизы вместе с заявлением подаются в МВД, которое возбуждает уголовное дело. Дальше все уже зависит от следствия и суда, если до последнего дойдет дело. Но чаще всего раскрытые мошенники до полиции не доходят, а просто отказываются от выплат.
Доказать умышленные тотальные аварии сложно, но на помощь могут прийти записи с камер наблюдения, показания случайных свидетелей, выезд на место ДТП, осмотр обломков, расшифровка следов и состояние водителя, у которого должны быть специфичные травмы. При авариях с двумя машинами проводится сопоставление повреждений, и тут результат зависит от профессионализма эксперта. Он проверяет в том числе, менялись ли детали (скручены винты), соответствие номеров деталей кузову, особенно это касается подушек безопасности. При выявлении несоответствия владельцы часто отказываются от возмещения, дабы не попадать под уголовную статью. Нередко мошенничество выявляется уже после выплаты, когда страховая компания под каким-либо предлогом проводит повторный осмотр и выявляет детали, которые принадлежали автомобилю изначально.
Страховые компании пытаются ограничить число мошеннических схем, обмениваясь информацией. Но это происходит на полуофициальном уровне, когда оценщики общаются между собой. Например, могут всплыть данные о повреждениях на таком-то автомобиле с таким-то пробегом, оплаченных одной страховой, а через полгода все те же повреждения и показания фигурируют уже в другом ДТП с другим полисом. Как бы то ни было, большинство страховых компаний подключают свою службу безопасности и проверяют историю машины, особенно стоимостью более 1,5 миллиона, на предмет участия в ДТП.
Сократить количество страхового мошенничества может страховая телематика и ЭРА-ГЛОНАСС, поскольку с их помощью можно отследить треки, позиционирование в пространстве и времени, вектор ускорения при ДТП. Именно поэтому при установке подобных систем страховые компании предоставляют скидки. Но и они все же не дают полной картины об аварии, а при желании их можно обойти. К тому же доказать преднамеренность нанесений повреждений автомобилю практически невозможно.
С мошенничеством страховые компании борются и превентивными мерами: повышают тарифы, расширяют франшизу, отказывают в продаже полиса рисковым клиентам. Но от этого страдают не только мошенники, но и простые добропорядочные граждане, а компании уходят из автомобильного страхования. Но любой бизнес должен приносить прибыль, поэтому при сохранении тактики обманов и обилия схем обмана подобные меры будут только множиться. Так что не за горами свободные тарифы по ОСАГО и космические цены на каско.