Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Мою область порой называют самым северным южным регионом России, и местная зимняя погода полностью соответствует этой противоречивой характеристике. Остается лишь ничему не удивляться — ни горам снега в марте, ни яркому солнцу и весеннему теплу в декабре. Вот и в этот сезон 2022–2023 непостоянный характер нашей зимы виден на фото ниже, сделанных под Новый год с разницей в несколько дней.
«В те времена далекие, теперь почти былинные», когда профкомы и парткомы распределяли «Жигули» и «Москвичи» среди редких счастливчиков, большинство личных автомобилей впадали в гаражную зимнюю спячку. Тогда мои знакомые мастеровые обычно в начале зимы загоняли в бокс полностью «убитую» машину, ремонт которой растягивали на месяц, а то и дольше. По несуразным гаражным расценкам тех лет неспешная переборка пары вазовских моторов и коробок вкупе с ремонтом подвески вполне обеспечивали толстый кусок хлеба с маслом на всю зиму.
Сейчас даже наш несовершенный рынок все же смог расставить хоть что-то по своим местам. Поэтому современному «гаражнику» для безбедной жизни необходим поток клиентов и летом и зимой. Как ни странно, но холода и снег мне в этом часто помогают. Например, если в теплое время года энтузиасты самостоятельных ремонтов могли решать свои проблемы вообще где угодно…
…то зимой для этого машину надо хотя бы откопать, и это устроит далеко не всех «самоделкиных».
Снегопад, «умеренный до сильного» — мой верный союзник. После него окрестности мастерской напоминают зимнюю сельскую идиллию.
Такая погода — самое подходящее время для того, чтобы клиенты приступили к массовому «убийству» сцеплений на своих машинах.
Относительно чистые дороги слегка расслабляют водителей, и они затем запросто «закапываются» в сугробы во дворах или на дачах. Ну а после этого все зависит только от лопаты, резины и шоферской удачи. Порой у темпераментных клиентов в таких ситуациях накладки ведомых дисков превращаются в самые настоящие опилки.
По соотношению трудозатраты-заработок замена сцепления на большинстве бюджетных машин — очень выгодная работа, поскольку обычно особых сложностей не представляет, времени требует не так уж и много, но при этом хорошо оплачивается. Для разнообразных Логанов-Солярисов сейчас это стоит 5000–6000 рублей. За Лады беру поменьше, от 3000 за «классику» до 4500 рублей за Весту.
После хорошего снегопада такие клиенты едут один за другим. Иногда для их доставки приходится использовать спецтехнику.
Остается лишь слегка поворчать из-за лишнего снега на машинах и узлах ходовой части. Если его прихватывает морозом и щетке он не поддается, машины полностью оттаивают уже в боксе. Нагружать не самые толстые кошельки клиентов, отправляя их на «технологическую мойку», мне неловко, особенно если машина уже фактически не на ходу. Лучше пусть они сэкономят на чистоте для того, чтобы увереннее расплатиться со мной.
Однако в этом году зима в наших краях выдалась не очень снежной, и экстремального наплыва машин со сгоревшими сцеплениями не было. Неудивительно, учитывая, что даже во второй половине января город выглядел вот так:
Но не сцеплениями едиными сыт механик. Постоянное чередование морозов со снегом, с одной стороны, и оттепелей с дождями — с другой, резко повышает аварийность на дорогах. Иногда все вокруг превращается в настоящий каток.
Казалось бы, какая мне разница, я же не кузовщик или маляр? Но в городской сутолоке на свежем льду легко удариться о бордюр, а в незнакомом дворе — запросто налететь на притаившийся камень. Ну и старый принцип «не ты, так в тебя» тоже никто не отменял. Результаты таких происшествий, обычных на скользких дорогах — согнутые рычаги, штанги и рулевые тяги.
Вот и типичный пример подъехал: старый клиент, обслуживающийся еще с начала «нулевых» годов, направил «на прием» своего сына, недавно получившего права и встречающего первую зиму за рулем. В качестве «учебной» машины за 120 000 рублей была куплена старенькая Лада — как раз в расчете на подобные казусы.
Ее бампер только что стал жертвой неожиданного столкновения с бордюром, но юный владелец «двенашки» поменяет его сам, благо на рынке для Лады можно подобрать недорогой, уже окрашенный в нужный цвет. А вот разобраться, почему левое переднее колесо после удара сдвинулось назад так, что при торможении стало доставать до кузова, предстоит уже мне.
Как часто бывает в подобных случаях, из-за удара согнулся левый рычаг, а прикрепленная к нему стойка стабилизатора, не выдержав сильного смещения назад, просто лопнула. Кроме того, разогнулась растяжка левого рычага. Это особенно заметно по сравнению с новой деталью.
Ну и еще немного о покупке окрашенных в цвет кузова бамперов для Лады. Их замена проста, но зимой многим клиентам заниматься этим неудобно, и я снова тут как тут. Вот на этой Ладе в течение месяца мне пришлось менять бамперы трижды!
Как известно, «улица полна неожиданностей», и сначала в небольшой аварии пострадали сразу оба бампера — и передний, и задний.
Но этого ремонта хватило ненадолго. По нашей давней традиции беда не приходит одна, и клиент на скользкой сельской дороге вскоре снова расколол новенький передний бампер.
Технология ремонта уже отработана!
Ледяные дожди, бывшие когда-то исключительно столичной «привилегией», наконец-то добрались и до наших краев. Одно из их последствий — примерзшие к уплотнителям двери и сломанные дверные ручки. Такие мелочи помогают мне скоротать время между серьезными ремонтами.
Перепады температур, характерные для этой зимы, способствуют обострению хронических автоболезней, которые в теплое время могли бы пройти не так заметно. Прежде всего надо отметить усиливающиеся течи радиаторов.
На многих старых машинах радиаторы меняются достаточно просто, и некоторые клиенты, даже не имеющие гаража, летом с такой работой легко справляются сами. Но уже на Приорах и Калинах с кондиционером и 16-клапанным мотором радиатор надо снимать вниз, причем в зависимости от типа кондиционера добраться до крепежа может помешать передний бампер. Желающих заниматься этим на снегу не много, ну а стоимость подобной работы в гаражах «стартует» от 2000–3000 рублей.
От радиаторов не отстают всевозможные постаревшие резинки, трескающиеся на морозе. Результат — подтекающие сальники и гидроцилиндры, рвущиеся шланги системы охлаждения.
Задние тормозные цилиндры на большинстве бюджетных машин меняются запросто. В гаражных мастерских за труды возьмут всего лишь рублей 500–600.
Но работа по замене, например, вот этого сальника стоит уже 6000 рублей.
Что же касается «задубевших» и старых шлангов, то тут самое главное — заменить их вовремя, лучше всего еще до вот этого этапа:
Ведь водителю на морозе так не хочется останавливаться и лишний раз лезть под капот, чтобы разбираться, откуда там вдруг пошел этакий легкий парок… Но вот владелец Опеля Астры не поленился это сделать и убедился, что лопнула трубка подогрева дросселя. Его выручил оказавшийся в багажнике кусок какого-то шланга, с помощью которого он смог добраться до мастерской.
Если бы он понадеялся на извечный русский авось, то прогоревшая прокладка головки блока стала бы самой малой из возможных бед.
Ну и, конечно, механику не дает скучать «зимняя классика» — разнообразные ремонты отопителей, которые многие откладывают до наступления морозов.
Иногда это относительно простой ремонт:
Порой посложнее:
Бывает и вот так:
Почти всегда подобная работа стоит недешево, и в большинстве случаев в зависимости от модели и трудоемкости обходится клиенту от 3000 до 8000 рублей. Исключение составляют бесконечные замены кранов печки на ВАЗах, за которые в гаражах возьмут от 800 до 1000 рублей.
Но зима может сделать механику и такое предложение, которое он не сможет отклонить, как бы ему этого ни хотелось. Вот так и вышло со мной в середине декабря, когда в нашей области прошел первый серьезный снегопад. Конечно, серьезный по нашим южнорусским меркам, где-нибудь в Красноярском крае его бы и не заметили.
Первый снег, как и ливень после долгой засухи, опасен для водителей, привыкших к сухим дорогам. В тот день на внешне безобидной сельской трассе в местах, где когда-то проходил мой тест-драйв «Нивы» Тревел, на одном и том же повороте несколько машин по очереди слетели с дороги. Узнал я об этом вечером, уже закрывая мастерскую. Позвонила давнишняя, можно сказать, старинная клиентка, которую, собственно, и клиенткой даже нельзя называть, скорее — друг семьи. Мы общаемся уже больше 25 лет, еще с той поры, когда в 1990-х ее отец, счастливый обладатель новенького ВАЗ-2106, купил дочери-отличнице подержанную «восьмерку», и они вдвоем регулярно приезжали на ТО. Прошли годы, поменялись автомобили, а «студентка, спортсменка и просто красавица» давно уже стала кандидатом медицинских наук. Ее взволнованный рассказ о подруге, только что перевернувшейся на своем Ниссане Ноут, был выслушан со всей серьезностью. К счастью, автомобилистка оказалась цела, а вот Ниссан перешел в статус «не на ходу». Машину вскоре привезли на эвакуаторе в город, но было не совсем понятно, куда ее деть. Работающий по соседству хороший кузовщик-маляр появится только через пару дней, а на ближайшей к кооперативу автостоянке почему-то наотрез отказались принимать аварийный автомобиль. Пожалуй, надо оставлять машину на ночь у мастерской. Знать бы тогда, что только ночевкой дело не закончится!
Ниссан оказался не на ходу до такой степени, что его еле удалось снять с эвакуатора. Левое переднее колесо машины хаотично болталось, периодически подклинивая. Усугубляли ситуацию и явно согнутая задняя балка, и заснеженные в тот вечер подступы к гаражам. Постепенно Ниссан под аккомпанемент скрежета согнутого металла и порванного пластика все же каким-то чудом дотянулся до мерзлой земли краешком задних колес. Их удалось зафиксировать, и после этого эвакуатор кое-как смог из-под него выехать.
Тут-то и стало очевидно, что переместить Ниссан к кузовщику без минимального ремонта ходовой части не получится, его даже не удастся еще раз затащить на эвакуатор без дополнительных повреждений. Вариантов нет — «дальше действовать будем мы»!
Подробный осмотр повреждений был перенесен на следующий день. Разве что на всякий случай аккумулятор сразу «переехал» в бокс — у раскуроченного Ноута замок капота можно легко открыть снаружи обычной отверткой, и такое событие вряд ли сильно взволнует сторожа в нашем кооперативе. А ведь владельцы вазовской «классики» решают этот вопрос куда радикальнее, чем изнеженные комфортом обладатели иномарок!
Не зря говорят, что утро вечера мудренее. На следующий день снег начал активно таять, и «утренняя поверка» Ниссана началась с обустройства рабочего места.
Как чудесно, что печное отопление бокса обеспечивает меня таким незаменимым универсальным инструментом, как дубовые чурбаки! Они стали отличным пьедесталом для Ноута.
Вот и во время летнего ремонта подъемника они пригодились для удержания тяжеленной рамы.
Что бы я делал, если бы бокс отапливался электричеством или газом, ума не приложу…. Хорошо, что нам это не нужно, мы ж не избалованные европейцы какие-нибудь!
Первичный осмотр показал, что у Ниссана вырвало палец шаровой опоры. Неудивительно, если рычаг в этом месте сложился пополам, как бумажный лист, и нижняя часть шаровой опоры теперь оказалась сверху.
В результате привод свободно болтающегося колеса выдернул внутренний шарнир-трипод из его корпуса, а затем как следует уперся им в коробку передач. Соскочившие шланги, согнутые стойки стабилизатора и порванные пыльники на общем фоне кажутся мелочами.
Верхний кронштейн крепления коробки передач раскололся, но коробку, сильно сдвинувшуюся вниз, удержала от падения стальная защита моторного отсека.
Чтобы Ниссан смог хоть как-то передвигаться без посторонней помощи, основные дефекты надо устранить там, где он стоит. Поврежденную заднюю балку и согнутые стойки стабилизатора можно заменить позже на подъемнике. Понеслась? Но прибывшая на таком же Ноуте «группа поддержки»...
…доложила, что хотя рычаг и прочие мелочи заказаны, но надо день-два подождать. Погода тут же воспользовалась предоставленной отсрочкой и очередной раз поменялась, причем не в лучшую сторону.
Первым к месту событий доставили рычаг, сработанный нашими китайскими «братьями», затем появились и кронштейн коробки с пыльниками для трипода и наружного ШРУСа.
Что ж, обычно весь день проводишь в боксе на ногах, а тут наконец-то выдалась работа сидячая, иногда даже лежачая, да еще и на свежем воздухе. Красота, да и только!
Ближе к вечеру на эту «картину маслом» наносятся окончательные штрихи кувалдой. Нет-нет, никакого шок-контента, просто обстучал успевшие примерзнуть чурбаки.
В сумерках наступает торжественный момент установки аккумулятора, и Ниссан бодро вкатывается на подъемник.
Вот и какой счет выставить хозяйке Ноута? С одной стороны, замена рычага, верхней опоры коробки и пыльников шарниров привода — элементарные операции. С другой, как оценить возню под машиной в снегу? В итоге объявил двойной ценник, и это понравилось всем.
Как только Ниссан смог поехать, его можно было сразу отдать в кузовной ремонт. Но «костоправу» будет проще работать, если предварительно заменить заднюю балку и затем проверить развал-схождение передних колес.
«Группа поддержки» приобрела новую балку в солидном автоцентре.
Она была чудовищно похожа на настоящую, но оказалась от Логана/Сандеро!
Торговцы не стали пытаться убеждать покупателя в их взаимозаменяемости из-за очевидных различий в площадках под пружины и прочих «мелочах», и сразу вернули деньги, так и не объяснив, как можно перепутать Ниссан Ноут и Рено Логан. А может, действовали по принципу «прокатило — не прокатило»?
Вскоре выяснилось, что в обозримые сроки «родную» новую балку нельзя ни купить, ни заказать. Подходящий вариант нашелся на одной из столичных разборок, но тут стало поджимать время. Близился Новый год, а машину надо было передать кузовщику до праздников. Уже 13 лет за день-два до наступления Нового года мы с женой уезжаем на недельную праздничную автопрогулку, и нарушать эту традицию из-за злополучной балки не хотелось бы.
Балка с разборки появилась в последний момент. Стоила она почти те же 25 000 рублей, что и новая для Логана, и опять оказалась не совсем подходящей из-за совершенно других тормозных механизмов, отличающихся и конструктивно, и по внешним размерам.
Но на этот раз из двух разных балок удалось собрать одну такую, как надо.
Ниссан отправился дальше по цепочке своего ремонтного конвейера аккурат к 30 декабря. И вот тут-то пришлось быстро решать самый главный вопрос: выбор направления движения для встречи наступающего на всех нас Нового года. За последнее время доступная для путешествий география резко сузилась, и многие места из тех, где мы когда-то отмечали праздник, стали абсолютно недостижимыми.
Может, снова в Крым, ведь теплые воспоминания о встрече Нового года на крымском берегу потом греют всю оставшуюся зиму?
Но на подступах к Крымскому мосту уже с 29 декабря из машин, ожидающих досмотра, стала формироваться многочасовая и многокилометровая пробка. Поэтому для встречи Нового года был выбран город, в котором, как утверждают многие, даже обычная жизнь — просто праздник какой-то.
Ну а может зимняя погода не помочь гаражнику заработать, а, наоборот, навредить? Да запросто, если решит «порадовать» хорошей метелью.
Даже когда она наконец-то заканчивается, привыкшие к глобальному потеплению местные автомобилисты не сразу возвращаются к обычному ритму.
Конечно, простаивающие машины механика не накормят. В эти дни приходить в мастерскую можно лишь для того, чтобы побороться со снегом. Или хотя бы попытаться...
Хорошо, что такая погода в моих краях сейчас стала редкостью. В этом году подобных снегопадов не было и, надеюсь, уже не будет.
Да, иногда механик вполне может сказать «Зима — кормилица». А что же предпринять простому автолюбителю, чтобы поменьше и пореже отдавать свои кровные таким, как я? Готовить сани летом, а телегу — зимой? Вот только этот совет подходит лишь тем, у кого на каждый сезон припасены разные машины… Но тут к нам на помощь поспешил Капитан Очевидность и помог сформулировать несколько простых правил.
1. Предотвратить обычно обходится дешевле, чем устранять последствия. Это работает и на дороге, и в обычной жизни. Ремонт машины после аварии выйдет гораздо дороже аккуратного снижения скорости в непонятной обстановке, замена пыльников сбережет ШРУСы, свежая тормозная жидкость не замерзнет на трассе в сильный мороз.
2. Длительная толчея в пробках на холостых оборотах и регулярная езда на непрогретой машине особенно вредны в холодное время года. Поэтому полезно иногда дать мотору «подышать полной грудью» на повышенных оборотах, покатавшись на пониженных передачах.
3. Разумный прогрев необходим не только двигателю. Утренний рывок «с места в карьер» может легко повредить промерзшие за ночь узлы подвески и трансмиссии.
4. Хотя силикон незаменим для телесного тюнинга, но он также понравится дверным уплотнителям и направляющим для стекол.
А вообще-то залог успеха — вовремя проведенное ТО, качественные масла и свечи, а также хорошая резина по сезону. Автомобиль должен быть исправен всегда, а не только во время подготовки к зиме.