Звонок шеф-редактора с предложением взять на неделю «Ниву» Тревел застал врасплох. Несмотря на водительский стаж чуть ли не в 40 лет, я на «Нивах» практически не ездил, если не считать проверочных кругов по гаражному кооперативу на клиентских машинах. Пользоваться блокировками не умею, что такое «пониженная», знаю только в теории, да и трофи-рейдами никогда не увлекался. С другой стороны, тем интереснее и ярче будут первые впечатления.
И вот «Нива» Тревел со свеженаклеенным оракалом ждет меня в Москве, мне до нее 500 км. В мастерской сейчас начало «высокого сезона», когда просыпаются «автоподснежники», а «круглогодичники» наконец-то решают заняться ремонтами, которые они откладывали всю зиму.
Решаю взять билет на вечерний самолет, чтобы вылететь после работы и прибыть в Москву в 23.00. Когда получу «Ниву» — сразу домой, чтобы на работу выйти как обычно, в 9-9.30 утра, ведь в боксе ждут полуразобранные машины. Спать некогда, в лучшем случае подремлю в машине на обратном пути.
И вот она, «Нива» Тревел!
Встреча в Москве, перемещения через весь ночной город, заправка и напоминание, что машину еще неделю мыть нельзя, а то наклейки отвалятся… В общем, старт из столицы затянулся до часу ночи. В штатный «Навител» «Нивы» забит домашний адрес, я неторопливо качусь по непривычно пустой столице…
… и неожиданно оказываюсь в Люберцах! Для меня это абсолютная «терра инкогнита», даже днем здесь никогда не был. Кое-как, не обращая внимания на несуразные указания навигатора развернуться вопреки знакам, выруливаю в нужном направлении с крюком чуть ли не в 15 километров. Уже позднее я понял все особенности работы штатного «Навитела». Оказалось, что карты, любезно установленные дилером, соответствуют в лучшем случае временам пяти-шестилетней давности. По сравнению с темпами строительства новых дорожных развязок это вечность! Кроме того, невысокая точность определения собственного местоположения навигатором усугубляется его периодическим «зависанием» и неважным быстродействием. Вот типичные картинки при движении по М4:
Но предстоящая дорога настолько проста, что после МКАДа заблудиться невозможно, даже двигаясь только по компасу. Можно расслабиться и наконец-то прислушаться к машине, тем более что неторопливая поездка этому вполне помогала. Дело в том, что «Нива» все еще на обкатке, и поэтому средний темп выглядел примерно так:
Начитавшись споров в интернете, я ожидал «скамеечных» сидений вкупе с несуразной эргономикой, стуков и завываний в трансмиссии, рева двигателя, вибрирующих рычагов и педалей, невнятной управляемости и «мертвой» динамики в сочетании с бензиновой прожорливостью. Действительность оказалась не столь страшной, хотя кое-что подтвердилось.
Низкая линия остекления и большие зеркала в сочетании с высокой посадкой обеспечивают отличный обзор, а сиденье, рассчитанное на некрупного водителя, как раз по мне и несомненно лучше «грантовского». Ощущения на руле, рычагах и педалях — обычные «средневазовские», а расположение кнопок и переключателей видывал и похуже. В целом управлять машиной комфортно, но некоторые мелочи все же удивляют.
Например, в «Ниве» целых пять подстаканников, но даже пол-литровую бутылку воды поставить некуда, кое-как втиснул ее в карман двери. Туда же впопыхах бросил права и еле выудил их из какой-то щели. Хорошо хоть, что на землю не провалились.
Полочек и ниш для мелочей в салоне нет, кроме скуповатых карманов в центральном боксе и передних дверях.
Левая нога при каждом нажатии на педаль сцепления цепляет угол убогого дилерского коврика, постоянно ползающего по полу. В итоге при выжиме педали стал слегка косолапить. Кстати, раз уж на педаль сцепления все равно поставили датчик, почему бы не сделать блокировку запуска двигателя по аналогии со многими японо-корейскими автомобилями?
Оказалось, что даже в комплектации Luxe Off-road нет полноценной защиты моторного отсека! Ту, что ставит завод, правильнее назвать «защитой передней стенки картера двигателя».
Под мотором установлен лишь мягкий пыльник с шумоизоляцией, уже помятый на суровых московских дорогах.
Хотя моторный отсек прибавил в высоту, бачок омывателя все так же мал, а его крышку по-прежнему легко потерять.
Прилагаемый к машине баллонник — это просто посмешище. Конечно, «Нива» рассчитана на людей, сильных духом и телом, но не до такой же степени!
Зато шума в «Ниве» Тревел оказалось хотя и больше, чем в Гранте Кросс или Весте, но гораздо меньше ожидаемого. Основные звуки идут от трансмиссии. Каждая передача звучит на своей особой ноте, причем по-разному на разгоне или торможении двигателем. Коробке аккомпанирует раздатка, и за их «разговорами» звуки мотора и шин просто теряются. Вдобавок при резком переключении передач часто добавляется отчетливый глухой стук. Однако при неторопливом движении по трассе вся эта какофония кажется вполне приглушенной и не мешает разговаривать вполголоса по телефону или слушать негромкую музыку.
А вот динамика машины действительно разочаровала, и дело не только в обкаточном режиме. «Нива» Тревел явно не создана для больших скоростей, и поэтому ее перегон по М4 стал настоящим испытанием на прочность психики. Представьте только: ограничение «110», то есть теоретически можно помчаться на «политкорректных» 125 км/ч, чтобы, например, выкроить еще часок для сна. Но если придерживаться заводских рекомендаций, надо «тошнить» в правом ряду вместе с фурами.
Опережение грузовика, не говоря уже об обгоне, превращается в целое мероприятие, требующее точного расчета и крепких нервов. Передача при этом желательна не выше третьей. Похвалюсь: иногда мне, хотя и с трудом, удавалось обходить даже другие легковушки!
Приходится, постигая дзен неторопливого перемещения в пространстве, утешаться бессмертным «кто понял жизнь, тот не спешит». Кстати, ощущать себя познавшим жизнь приятно 😊
Удивил отопитель: как я ни перебирал режимы обдува, средняя часть лобовика затягивалась туманом. Выручал обогрев стекла, потому что включать вентилятор обдува на максимум не хочется — его звук уже на второй скорости вращения вполне может заглушить шум КП.
Подвеска… ну тут пока рано судить, надо по проселкам покататься.
Под Богородицком стало понятно, что надо укладываться спать. Я в таких случаях предпочитаю просто откинуться на водительском месте, но чтобы заснуть в кресле «Нивы», понадобилась дорожная подушечка в виде надувного «ошейника», предусмотрительно взятая из дома. На улице было минус 2, нагретый салон держал тепло час. Потом пришлось опять его «протопить» и снова заснуть, чтобы еще через час продолжить возвращение домой. Точнее — сразу на работу, домой попал только вечером.
Остановившись той ночью на заправке, я осознал, что у меня не просто «Нива», а почти шоу-кар! Случайный автомобилист, оказавшийся рядом и заинтересовавшийся машиной, рассказал, что он поменял уже четыре «Шеви Нивы», и что следующая машина тоже будет непременно «Нива».
Родные края встретили привычными пробками, завершающие 10 км преодолевал 40 минут.
Расход 95-го бензина в режиме «500 км трасса + 30 км город» оказался приемлемым — 10,1 л/100 км. Но чтобы не шокировать владельца цифрами, борткомпьютер «Нивы» никакой расход топлива — ни средний, ни мгновенный — не показывает.
Для города-«миллионника» мощность «Нивы» Тревел показалась явно избыточной. Ну какая разница, сколько «лошадей» под капотом, если все равно стоять всем вместе?
Вот я почти и дома!
Тут же началось паломничество соседей-«нивоводов», живо заинтересовавшихся машиной, и мгновенно возник стихийный «Нива»-клуб.
Обсуждение конструкции, особенностей управления, возможных улучшений и доработок… В общем, кино наоборот, «свой среди своих».
Причин, по которым жители провинциального города выбирают «Ниву», хватает, и дело не только в отдыхе на природе. Вот, например, улица в считающемся престижном районе на окраине. Асфальта здесь как раньше никогда не было, так и в будущем не предвидится.
В субботу пришла пора проверить в реальном тест-драйве, насколько эта «Нива» может «тревел». Маршрут выбираем по профилю машины. Если для жителей мегаполисов загородная поездка на машине — приятное развлечение, то для многих сельских жителей это ежедневная необходимость. В райцентр в больницу, в город на заработки, да и охоту-рыбалку никто не отменял. Вот и мы с женой решили прокатиться по типичным сельским маршрутам.
Долгое время в описании Роллс-Ройсов производитель не сообщал мощность двигателя, указывая лишь, что она «достаточна». Но как только удаляешься от скоростных магистралей, сразу понимаешь, что даже у «Нивы» Тревел достаточная мощность. Ну вот скажите, кому придет в голову устраивать «светофорные гонки» на этом светофоре?
Мы проезжаем через несколько прибрежных сел, жители которых регулярно «путешествуют» этим маршрутом. На реке — мартовская пастораль.
Но так было не всегда. В годы Великой Отечественной здесь разворачивались тяжелые бои. Их следы — воинские мемориалы и солдатские кладбища: как советских бойцов, так и неудавшихся завоевателей. Вот мы проезжаем венгерское.
Сворачиваем в село возле этого кладбища. К нему тоже ведет асфальт, причем такой, что враг по нему не пройдет. Это нам и надо!
Тут-то и пришло время оценить подвеску «Нивы» Тревел. Нет, не так — Подвеску! Для таких «дорог» она просто идеальна. Мягкая, беззвучная и комфортная, как будто к колесам привязаны подушки, но при этом достаточно упругая, чтобы при разумном отношении к машине ее было невозможно пробить.
В этих местах выживает сильнейший.
Рядом с так называемым «асфальтом» по лугам идут грунтовки, влажные от только что растаявшего снега. «Нива» Тревел запросто двигается по ним, как будто под колесами обычное шоссе.
Осмелев, сворачиваем с грунтовок просто в сырую траву. В памяти всплывает: «Там, куда мы направляемся, дороги не нужны!».
Понемногу привыкая к машине, мы кружимся по заросшим травой косогорам. Вскоре становится неважно, что так и не нашедшая своего места поллитровка с минералкой болтается между сиденьем и центральным боксом, а позорный коврик все время лезет к педалям. Здесь «Нива» в своей стихии, и ее экипаж начинает испытывать даже легкую эйфорию. С удовольствием за рулем? Несомненно!
Но делу — время, а потехе — час. Следующая цель — село, вокруг которого несколько лесных дорог образуют естественный автополигон. Нужно же наконец-то узнать, что такое «пониженная с блокировкой»! Ну а поскольку путешествие без цели становится пустым бродяжничеством, ставится задача — воинский мемориал в лесу около села.
Чтобы до него добраться, сначала надо немного прокатиться по бывшей местной двухполоске, неожиданно превратившейся в стратегическую трассу на Луганск.
С мощностью двигателя «Нивы» Тревел, а точнее — с его немощью, обгоны настолько неприятны, что если машина перед «Нивой» держит скорость хотя бы 80-85 км/ч, я тащусь за ней. Все равно это не так скучно, как двигаться с той же скоростью по М4.
Но вот пора сворачивать к селу, и становится веселее. Дорога состоит из заплаток с примесью свежих ямок.
Подвеска «Нивы» Тревел позволяет двигаться здесь с той же самой скоростью, что и по трассе. Ощущения экипажа при этом вполне комфортные — включена пятая передача, машина идет тихо и мягко, а обгонять некого. «Нива» опять в своей стихии!
На лесных грунтовках все еще лежит снег, но его так мало, что для «Нивы» это — автобан.
Наша цель уже виднеется на опушке леса. Перед ним наш знаменитый раскисший чернозем, на котором наконец-то можно узнать, что такое «понижайка» и «блокировка». Старт!
Машину нещадно водит по всей ширине этой «дороги», но она потихоньку ползет вперед. С непривычки в таком режиме движения становится страшновато. Если застряну, то в субботу вечером искать сельского тракториста будет непросто.
В грязи прощаешь машине такие мелочи, как необходимость выключать «габариты» перед запиранием, зато начинаешь мечтать об электронных межколесных блокировках. Всяко полезнее, чем губы «старушке» накрашивать! Но «Нива» и так справилась.
В этих местах поисковики до сих пор поднимают тела наших павших бойцов и захоранивают их в лесу за монументом. Сейчас по грязи туда не добраться — колеса «Нивы» уже напоминают гоночные слики.
Преодолев «грязедром» на обратном пути, мы решили, что заслужили немного прекрасного.
Дорога к смотровым площадкам полегче, но тоже местами требовала блокировки межосевого дифференциала и «понижайки». К чернозему на колесах добавилась мокрая трава.
Конечно, для настоящих «джиперов» такие дороги — легкая разминка перед купанием «железного коня» в болоте. Но наша поездка — это не соревнования «кто дальше побежит за трактором», а попытка понять, что может дать «Нива» Тревел обычному автотуристу.
Уже в сумерках мы продолжаем наш маршрут в село неподалеку от городка атомщиков.
Что может быть романтичнее заката на берегу замерзшего озера?
Разве что ночная автопрогулка по трассе для мотокросса! Мы заприметили ее по дороге к селу.
Для перестраховки включил «понижайку» — и в путь!
А в воскресенье в город вернулась зима.
Мы направляемся в соседнюю область к местам обитания сородичей «Нивы» Тревел. Здесь до сих пор используются понтонные переправы, брошенные немцами при отступлении в 1943 году.
Шучу, шучу! Современный мост, с нанотехнологиями, все как положено 😊
Чем дальше от платных трасс, тем больше собратьев по разуму.
А где обычно встречаются «нивоводы»? Правильно: у магазина «Рыболов и охотник»!
Ведь только это помогает выдержать сюрреализм вокруг.
В красивые места ведут непростые дороги, но подвеска «Нивы» их не замечает. Машина начинает вселять чувство вседозволенности.
Вскоре и такой асфальт заканчивается, начинаются размокшие под снегом грунтовки.
И вот — наш промежуточный финиш.
Добрались на «понижайке», в самом конце на всякий случай добавив блокировку. Выключать ее, кстати, не всегда просто — надо катнуться назад-вперед на пару метров. Вспоминается, как Джереми Кларксон, рассуждая о внедорожниках, утверждал, что настоящий полный привод — это когда ощущаешь, как от рычага сдвигаются шестерни.
Оазис цивилизации — местное отделение «Газпрома». Какие же машины у них популярны?
Мы катимся к завершающей точке нашего маршрута. «Нива» Тревел удивительно органично смотрится на провинциальных улочках попутных городков и сел!
Сворачиваем на нужную грунтовку…
… и прибываем туда, где собираются самые бесстрашные рыбаки, способные к тому же оценить живописные виды.
Они добрались сюда на серьезных машинах.
Все, наше тест-путешествие заканчивается. Можно, представив «Ниву» Тревел «пляжным джипом», принять солнечные ванны и сделать выводы.
Соответствует ли новая «Нива» своему названию? Да, но с важной оговоркой. Маршруты, по которым планируется собственно travel, определят впечатления от машины. Она вряд ли обрадует экипаж в путешествии из Новороссийска в Выборг и тем более из Москвы в Лиссабон. Но чем дальше уезжать от мегаполисов и автобанов, тем приятнее на ней будет путешествовать.
Это подтверждает и неподдельный интерес к «Ниве» Тревел у провинциальных автомобилистов. Но он часто угасал после озвучивания стоимости этой машины.
На мой взгляд, базовая «Нива» Тревел — более разумный выбор, чем «максималка». Мотор и коробка те же, а без странноватой мультимедиа и шноркеля легко обойтись. Стоимость как следует «нафаршированного» Тревела подбирается к Дастеру, который гораздо универсальнее «Нивы». Он проигрывает по проходимости? Согласен, но вот еще одно фото. Знакомое место, не так ли?
Этот Дастер не доехал 100 метров до той поляны, где собрались его более брутальные конкуренты. И, возможно, не потому, что не смог, а просто не захотел. Поэтому покупка «Нивы» оправданна только в том случае, если серьезные внедорожные способности действительно необходимы. Иначе возможно разочарование в самой идее такого автомобиля. Я знаю нескольких опытных автомобилистов, которые приобретали «Шеви Ниву» без веских причин и тут же с содроганием продавали.
Взял бы я такую машину себе? Вряд ли — ее возможности на бездорожье для меня избыточны, а трассовые явно недостаточны, так что за эти деньги я бы предпочел Весту СВ Кросс. Но есть одно но…
Когда придет время этим машинам покидать конвейер, многим захочется купить один из последних «настоящих» внедорожников. И бороться с этим желанием будет очень непросто.