После зимнего томления в гараже и путешествия из Иркутска на юг России наш Travel в начале мая был брошен на передовую — строительство частного дома. В пасторальном месте — селе Абрау-Дюрсо, в 450 метрах от прекрасного озера Абрау и в пешей доступности от черноморского пляжа.
Все началось в 2015 году, когда наша мини-команда (три бойца из Иркутска и Москвы) работала вахтовым методом в Краснодаре над организацией Фестиваля автотюнинга ЮгМоторШоу-2015. В один из редких выходных выбрались на прекрасное озеро Абрау. Катались на лодочке, цедили шампанское на берегу… Было так хорошо, что вырвалось: «Хочу здесь жить…». И…. Ну да — свершилось семь лет спустя!
А могло и не свершиться, если бы не случился следующий шаг — повезло с покупкой участка под строительство. Долгими зимними сибирскими вечерами мечтательно мониторил сайты с предложениями продажи земли кубанской. Зацепили интересные варианты: всего 100 тысяч за сотку в новом развивающемся (то есть без всяких коммуникаций) экопоселке, по сути — в чистом поле, на месте давно вырубленных виноградников. Лоза здесь до сих пор доминирует, даже деревья захватывает. У нас вот за три месяца сама собой на забор взобралась.
Пока размышлял, стоит ли втягиваться в эту авантюру, в поселке появились первые дома, а земля подорожала в два раза. В 2018 году решились (тут еще друзья-единомышленники подключились) — берем! Тогда еще был выбор и мы даже привередничали. Сейчас поселок активно развивается, прямых продаж земли давно нет. Сколько стоит сотка, сказать сложно, но то, что подорожала минимум еще в два-три раза — это точно!
Расположение уникальное: между озером и морем. Не знаю, где-то в России есть еще такое? До черноморского пляжа — полтора километра (20 минут по лесной тропе), до южной оконечности озера Абрау — 450 метров. Тихое заповедное место, но пять минут на машине, и вот тебе нескончаемый праздник набережной озера Абрау, полчаса — и в центре Новороссийска со всеми соблазнами приморского города.
Подстанцию построили летом прошлого года, воду берем с глубины 55 метров, да такую вкусную (заказывал анализ) — в магазине не купишь, знакомые специально с бутылями заезжают. Закончу с журналистикой, открою бизнес — разливать и продавать туристам буду.
Когда в 2019 году работа окончательно перешла в онлайн, настигло понимание — пора действовать. Но променять налаженный быт на авантюру переезда не так просто. Как говорят на модных тренингах (тьфу на них!) — «надо покинуть зону комфорта». В общем, на то, чтобы слезть с насиженного дивана перед огромным телевизором (люблю футбол и хорошее кино), ушел еще год. И только в темное морозное утро 4 ноября 2020 года (и сейчас картинка перед глазами — ровно шесть утра на панели приборов светится) на своем скромном Skoda Rapid мы вдвоем с женой стартанули из Иркутска в Новороссийск. В пургу, в гололед, в неизвестность: на новом месте у нас не было ни родственников, ни друзей, ни даже каких-либо связей.
Дорога заняла 14 дней. И не только из-за пит-стопов в Казани, Москве и Тамбове, но из-за специфики работы онлайн: оперативные задачи настигают тебя везде и всегда. До Омска (2200 км, почти треть пути) доехали за двое суток, но надолго застряли в мотеле из-за настигших по wi-fi рабочих вопросов. В этот же день случилось и единственное за дорогу происшествие: едва остановились на обочине за Ишимом, как колесо по ступицу ушло в вязкий грунт. «Голосовать» оказалось бесполезно, пришлось вызывать эвакуатор, который выдернул автомобиль за секунду.
Легко отделались! В активе огромный опыт путешествий по России (и по всему миру — более полусотни стран), но эта была очень сложная поездка. Всю дорогу гололед и пурга, а с быстрым наступлением сумерек еще и потеря видимости. Не раз и не два сталкивались с тем, что автомобили попросту пережидали снегопад-метель на заправках, но мы не останавливались, шли и шли вперед на своем «Рапидике». Городской автомобильчик совсем неуютно чувствовал себя на заснеженных магистралях России.
Финальный буран — мело так, что только за снегоуборочной машиной можно было ехать — сопровождал нас еще всю Ростовскую область. А на выезде из Ростова-на-Дону еще одно стихийное бедствие случилось — нарвались на милицейскую банду (Дром об этом подробно рассказывал). Это была единственная остановка ДПС за 7000 км, но с неприятными последствиями.
Едва мы пересекли границу Краснодарского края, как устойчивый минус сменился на комфортные плюс десять. Но что это за грохот из-под днища? Да это же отваливаются глыбы скопившейся там за долгую дорогу наледи! Воистину: если есть в России рай — это Краснодарский край!
Признаю: решение ехать на машине было ошибкой (одной из немногих в этой уже полуторагодичной эпопее). Правильнее было отправить ее автовозом (тогда это стоило 80 000 рублей), и самим лететь самолетом. Расходы сопоставимы, но в плюсе сэкономленное время. И главное — в холодное время года затяжная поездка по России не только изматывающая, но и смертельно опасная.
Первый этап спецоперации «Движение на юг» — перевезти близких людей — маму-пенсионерку и младшего брата (по состоянию здоровья он нуждается в заботе). В двух словах: купили две квартиры в Новороссийске — продали две на депрессивных окраинах Иркутска. Ушли влет, в первые же дни после подачи объявлений, просто поставил цену на 50 000 меньше, чем у аналогов. Маме взяли студию в доме бизнес-класса с хорошим видом с балкона на море в курортном местечке Мысхако. Голые стены, то есть без отделки. На ремонт и оборудование «под ключ» ушло четыре месяца.
Брату купили студию в состоянии «заходи и живи». В этот change своих денег «на короткой дистанции» не вкладывал. Да, апгрейд Сибирь — Черное море потребовал дополнительных средств, но шестизначную разницу покрыл выгодной ипотекой (тогда под 8 процентов).
Все это потребовало определенных организационных усилий, но ничего сверхординарного, обычная рутина: купил — продал — отремонтировал — заселился. Каждый сможет!
Потом был перелет Иркутск — Москва — Анапа с четырьмя котами и последующим заселением близких людей по новому месту жительства (со всеми вытекающими отсюда эмоциями), но это вообще «мелочи жизни».
Машину и близких людей перевезли, вернулись на самолете в Сибирь — чтобы приступить ко второму этапу.
Планировалось, что большую часть бюджета на строительство дома в Абрау-Дюрсо покроют деньги от продажи квартиры в Иркутске. Хорошей квартиры: 135 квадратов с дизайнерским ремонтом в доме бизнес-класса, панорамные виды на величественную Ангару (пресловутые «яхты за окном»), эстетичные общественные пространства, консьерж, прекрасная инфраструктура и расположение. В столице такое бы минимум на $1 млн потянуло, в сибирском же областном центре спрос оказался вялым. В итоге продать пришлось с большим дисконтом. Цена сделки опустилась ниже 100 000 рублей за кв. м со всей начинкой, притом что в соседних свежепостроенных домах стандартные (то есть небольшие) варианты без ремонта шли тогда по 130 000–150 000 за «квадрат».
Да и заняло это семь месяцев. Редкие просмотры не давали результата: за такие деньги люди предпочитали купить хороший дом. Впрочем, для стройки время впустую не прошло: в дистанционном режиме сделали четыре проекта (архитектурный, КР — конструктивные решения, ландшафт и дизайн), решили вопросы с электричеством и водой и даже залили фундамент. К нашему первому визиту в конце ноября будущий дом выглядел так:
Провожала нас на юга «Нива». Ко всем предстартовым хлопотам добавились неприятности с машиной. Большую часть личной библиотеки пришлось раздать, но все равно поклажа потянула на 63 коробки (отправили транспортной компанией). Один из комплектов подшивок своих еженедельников «Дело» и «Автомаркет» (22 года в роли учредителя и главного редактора — до той поры, пока люди не перестали «бумагу» читать) повез в дар областной библиотеке. Чтобы забросить сумки в машину, нужно было меньше минуты, но и за это время торопыга успел снести открытую дверь багажника.
Комментаторы-хейтеры, конечно же, тогда заклевали: «дромодятел не умеет парковаться». Но погрузка-то была минутным делом — забросить несколько тяжеленных сумок (более аккуратно пристраиваться вышло бы дольше), да и места для проезда там было более чем достаточно. Естественно, оппонента на следующий день в «группе разбора» ДПС признали виновным. Но в общей суете отъезда (новые собственники дали нам неделю, чтобы «освободить помещение») эти временные, а главное, эмоциональные потери становились драмой: Сибирь не отпускает!
Неделей ранее с «Нивой» случилась куда более крупная неприятность. Отправились с друзьями во внедорожный тур по Байкалу — этакая «прощальная гастроль». Но едва покинули цивилизацию, как духи Байкала воспротивились затее, выдохнув из недр земли тысячелетия покоившийся там огромный валун — аккурат нам под днище.
Собственно, об этом мы подробно рассказывали. В итоге «Нива» осталась в Сибири на всю зиму «зализывать раны», а мы снова полетели на юг — теперь уже на ПМЖ.
Строительство собственного дома — это отдельный большой жизненный университет. Чтобы глубоко вникать в процесс (а это надо делать обязательно!), то пусть не на диплом МГСУ, но на курс в крепком строительном колледже за последний год знаний наработано. Если читателям интересно, готов посвятить этому в блоге «Нивы» отдельный пост и рассказать о правильной организации строительства на юге России (со всей его спецификой): проектно-сметная документация, последовательность действий, выбор правильных подрядчиков (их будут десятки), как организовать контроль качества работ, покупку и расход стройматериалов, особенности строительства дома на продажу и дома для себя. И т. д и т. п. Если заинтересовало, пишите в комментариях. А то в свое время после моей статьи «Переезд из Сибири и ДВ в Краснодар: все минусы и плюсы» некоторые комментаторы обвиняли Дром в уходе от автомобильной темы.
Сразу опровергну два бытующих в отношении строительства заблуждения.
Стройка — это надолго, на года, а то и на десятилетие.
У нас от начала проектных работ (май 2021-го) до заселения в дом прошло 13 месяцев. Если считать с момента, когда зашел экскаватор на рытье котлована фундамента (1 октября 2021-го), то — восемь месяцев (притом что зимой из-за «нелетной погоды» стройку приходилось останавливать, и надолго). С оговоркой: пока мы с женой живем и работаем (она осваивает туристическое направление — авторские экскурсии по Абрау-Дюрсо) в цокольном этаже, в будущей комнате для гостей, а на основном идут отделочные работы. Благоустройство уже полностью огражденного участка перенесли на следующий год. Теоретически при нон-стоп финансировании можно было все закончить осенью, но (скажем так) финансовые ресурсы уже исчерпаны.
Строители — сплошь жулики, халтурщики и хапуги.
Не сталкивался с этим: никто не подвел, не обманул, не украл. Дорогущие строительные и отделочные материалы (на сотни тысяч рублей) хранились на объекте и без охраны (только видеонаблюдение), но ни одна плиточка не пропала. Просто так был выстроен процесс. Да и надо понимать, что сейчас на рынке достаточно компаний и мастеров с безупречной репутацией. Просто надо их найти. И понимать при этом, что хороший мастер себя всегда ценит (во всех смыслах).
Коллега Алексей Степанов пригнал «Ниву» в Новороссийск 4 мая. Получилось почти случайно (то есть специально это не планировали), но аккурат к началу отделочных работ.
Первый месяц — пока в доме нельзя было жить — наматывал каждый день от 100 до 200 км. Привозил утром и отвозил назад вечером отделочников (отец с двумя сыновьями). Да еще постоянно доставлял стройматериалы. В выходные (день поставок) по маршруту Новороссийск — Абрау-Дюрсо, бывало, и четыре раза за день приходилось ездить.
Доставку ни разу не заказывали — все перетаскали на «Ниве». Опытным путем максимальная грузоподъемность была определена в 838 кг: 668 кг груза (по чеку) плюс два седока, притом что паспортная — 470 кг.
К тому же перед Абрау-Дюрсо есть затяжной (4 км) подъем-серпантин. Через перевал при полной загрузке шли так:
Возможности трансформации «Нивы» хуже, чем у Рапида, а все из-за того, что подушки сидений складываются в вертикальную плоскость, эти 20 см зачастую и бывают решающими.
Поэтому, когда однажды нужно было перевезти на объект б/у холодильник для рабочих, задействовали Рапид. В остальное же время в качестве «рабочей лошадки» (пусть штамп, зато точный) используется «Нива». Чего мы только на ней не перевозили — и гипсокартон, и профиль, и двери, и двухметровые коробки с полками стеллажей.
Travel выдерживал строительные нагрузки полтора месяца. А в конце июня сначала завыла ступица и автомобиль стал издавать при движении жутковатые хрипящие звуки. А потом и вовсе на парковке вывалилась полностью изношенная тормозная колодка и машину пришлось поставить на прикол — до ТО-3. Благо пробег к тому времени приближался к требуемым 35 000 км.
Вообще-то техобслуживание планировалось сделать сразу после приезда «Нивы» на юга — при пробеге 30 000 км. По регламенту ТО делается через 15 000, но в свое время коллега перестраховался и сделал ТО-2 на 20-й тысяче. На этот раз я посчитал такой интервал избыточным, тем более что 7000 км «Нива» прошла в щадящем режиме перегона из Иркутска, а зимой практически не эксплуатировалась — простояла в ремонтах.
В новороссийском автоцентре «Л-Авто» все прошло очень достойно: сразу записали на удобное время, все подробно объяснили и, выдав жилетик, разрешили поприсутствовать в ремонтной зоне. Единственное но — так как ТО-3 достаточно объемное, приезжать на него лучше с утра, а не в 15.00, как получилось в моем случае. До вечера не уложились и забирать «Ниву» пришлось на следующий день.
Да еще неприятность случилась. Так вышло, что в ожидании ТО автомобиль простоял три недели, у него полностью разрядился аккумулятор (пришлось перебрасывать со Шкоды). Чему в сервисе не удивились — обычное дело, если «Нива» застоялась.
ТО-3 включает не только замену масла в двигателе (синтетика Lada Ultra 5W-40, 540 руб./литр), но и топливного фильтра, масла в трансмиссии, раздатке и редукторе.
Дополнительные работы (по моей просьбе) — регулировка развал-схождения: чтобы руль принял правильное положение.
Колодки стерлись так, что повредили диски — тоже под замену.
Подшипник ступицы переднего колеса (это он издавал ужасные звуки) попросту развалился — меняем оба.
С учетом ремонта ТО-3 потянуло на все 29 557 рублей. Параллельно выяснилось, что требует замены задняя полуось левого колеса — ремонт согласовали, это еще 13 056 рублей.
В общем, при пробеге 34 500 км обслуживание и ремонт потребовали 42,5 тысячи рублей.
Но зато автомобиль снова в форме, работает в Абрау-Дюрсо. На радость новоприбывшей — трехмесячному щенку Барби, которая осваивает здесь специальную накидку для перевозки животных (удачно вписалась на задний ряд). Хороший и умный охранник растет: дочь полуовчарки и какого-то неизвестного геленджикского озорного гуляки, по некоторым предположениям — ротвейлера.
Когда мы покупали наш Travel в феврале 2021 года, он обошелся нам (топовая комплектация Luxe Off-road) в 960 000 рублей: «прайсовая цена» 905 000 + доплата за цвет «металлик», резиновые коврики в салон и багажник, набор автомобилиста и зимние шины. То есть, по сути, без «допов». Коллега тогда сетовал, что без малого миллион за автомобиль с советским конструктивом — это дорого. Сегодня, спустя всего 18 месяцев, «прайсовая» цена Travel 1 232 900 рублей. Но на практике за эту сумму машину по-прежнему не купить. Да, в отличие от ситуации годичной давности сейчас дилеры «допы» формально не навязывают — так и говорят, мол, можем продать и без «допов»... Нюанс в том, что поставок новых Тревелов не было несколько месяцев, поэтому выбор необходимо делать из тех машин, что есть в наличии. А на них… Да, все правильно — присутствуют дилерские опции.
Мы (а точнее — журналист Дрома в Москве) заехали в два ближайших дилерских центра Lada и поинтересовались возможностью приобретения новой Niva Travel. В первом ДЦ, «Техинком», сразу ждал «облом»: машин нет (совсем нет!) и в ближайшей перспективе не ожидается.
А вот в ДЦ «Автогермес» Niva Travel есть, даже в разных комплектациях. В том числе и в «нашей» Luxe Off-road — аж сразу две штуки, по цене от 1 232 900 рублей.
Ради интереса просим посмотреть, что есть на одной из «выбранных» нами на складе машин из «допов» и во сколько в итоге обойдется машина? Еще один листок с распечаткой комплектации и установленного допоборудования показывает, что цена «нашей» машины — 1 707 000 рублей. Если оформить кредит, да еще и старую машину сдать в trade-in, можно «сбросить» 200 000 рублей. Но все равно стоимость остается хоть и на чуть-чуть, но выше «психологических» полутора миллионов.
Впрочем, Niva Travel за 1 507 000, за 1 707 000 и даже за 1 991 900 рублей — еще «цветочки» в сравнении со стоимостью рестайлинговой Lada Vesta SW, за которую просят 2 650 000 рублей…