Клубничное лето — это про Сибирь, как ни странно. На берегах Байкала — особый микроклимат, который очень благоприятен для главного летнего лакомства. Русский Renault Arkana, оказавшись в наших краях, вдоволь «отведал» клубники, а заодно и хариуса, в условиях деревенского бездорожья и городских пробок. И показал себя красавцем!
Я веду блог таксиста на Дроме, и уже рассказывал, что в карантин решил больше заниматься доставкой, чем перевозками людей. Безопаснее, спокойнее, да и спрос хороший! Потренировавшись на доставке рассады, неожиданно понял, что могу и сам заработать — на давнем хобби моей прекрасной жены. Она увлекается разведением разных сортов клубники. Постоянно экспериментирует с сортами и способами ухода. Закрыли на карантин ее фитнес-центр? Не беда — у нас есть плантация клубники, а там можно прокачаться не хуже, чем на тренажерах. Нужно сразу сказать, что вырастить эту ягоду в нашем суровом климате — адский труд. Но с этим летом повезло — солнце шпарило две недели подряд, как в Турции, и клубничка выросла на славу!
Это очень нежная ягода. И она не может быть второй свежести. Утром собрал — в три погибели, через не могу, в любую погоду — нужно доставить к столу в ближайшие два часа. Через три-четыре — уже и вид, да и вкус не тот. Потому мой летний график: утром — сбор, и тут же вперед, в город! Кстати, сами производители клубники ее практически не едят, потому что нам она уже приторная и снится по ночам. Пока собираешь, попробуешь пару трофейных экземпляров. Или возьмешь с собой в салон — больше полюбоваться на результат своей работы, чем съесть.
В моих краях принято в середине лета отправляться в клубничную Мекку региона — небольшой городок на берегу Байкала (в этой сфере — столица Сибири!), и закупаться клубникой на весь год, на все варенья и заморозки. Клубникой здесь торгуют все — любого возраста и профессии. Я видел там модного парня на двухсотом «Крузаке», который продавал свою ягоду из багажника, пристроившись у продуктового магазина, рядом с бабушками и их петрушкой.
В хороший сезон можно легко заработать на машину — как минимум «японку» десятилетней давности. Главная продажа идет вдоль федеральной трассы: бабушки-дедушки, дети, их родители — все подряд выходят на трассу в районе своих садоводств и выставляют пятилитровые ведра. По нашим суевериям, они должны быть только красного цвета (говорят, в ведрах другого цвета не купят) и называются «котелки».
Я жил в этом городе и тоже торговал лет пять назад клубникой — как все. Главное правило здесь: «На трассе все уйдет. А обратно с претензией никто никогда не вернется». Потому хорошую ягоду в ведре кладут только сверху и снизу: когда пересыпают в тару покупателя, нижняя ягода оказывается наверху, и она должна быть красивой. А в середине — вчерашнее старье. А куда его деть с нашими плантациями? Этим же покупателям в проносящихся мимо автомобилях — все равно: они все съедят еще по дороге домой.
Но вот с персональной доставкой в областном центре такой номер не прокатит. Ягода должна быть идеальной. Торговля идет по знакомым, через соцсети и мессенджеры. А там лишь одно замечание — и репутация убита навсегда. Потому ключевым моментом становится скорость доставки. А здесь важен автомобиль! Представляете, как я обрадовался, когда как раз в эти дни в наш город добрался дромовский Рено Аркана, и мне выдали его потестить на неделю!
Илья Лагутенко, лидер «Мумий Тролля», на давнем концерте в нашем городе сказал со сцены так: «У вас все, как и на Дальнем Востоке: море — холодное, а руль — правый!». А знаменитый драматург Евгений Гришковец снял у нас клип на свою песню «Настроение улучшится-2», и зрители по всей стране удивлялись: «Что это за город такой, где все ездят только на “праворуких” машинах?».
Я катался на отцовских «Жигулях» лет двадцать назад с левым рулем. Больше я к нему никогда не прикасался, даже в автошколе. Сейчас езжу и таксую на стареньком Саксиде. А здесь шикарный автомобиль за миллион 800 тысяч!.. И руль там, где у меня всегда был бардачок. Пока добирался до дома, цепанул бровку раза три. Но на следующий день повел резво, как будто всю жизнь катался на «правильных» машинах, которые даже заводить не нужно ключом: только подошел с брелоком, а она тебе «улыбается» и открывается. Чип-карта бесключевого доступа Арканы работает шикарно! А вот к расположению рычагов «поворотников» и «дворников» привыкал долго и постоянно их путал — на моих японских машинах они расположены зеркально.
Если честно — теперь для меня нет особой разницы: левый руль или правый. Да, вроде бы безопаснее, как утверждает статистика ДТП. Но вот с правым рулем на обгонах я вынужден высовываться раньше, чем с левым, не подъезжая вплотную к передней машине. Эта необходимость сама заставляет тебя держать дистанцию. Не говоря уже о том, что сидеть водителю ближе к обочине спокойнее, чем у разделительной.
Развозить клубнику — все равно что дарить людям летнее Солнце! Столько радости! И ты ее посланник. Багажник Арканы в 409 литров мне очень понравился — мои пять коробок по пять литров вошли идеально. При желании можно было бы поставить коробки еще и на заднее сиденье — штуки четыре, и парочку вперед.
Конечно, развозчик еды должен быть упакован по всем правилам эпохи пандемии: маска, перчатки. Машина должна быть чистой, потому что по ней клиенты определяют, можно ли доверять твоим продуктам. Одна женщина купила ягоду для своей годовалой дочки — вот как можно подвести земляков, которые так тебе доверяют?
И для многих людей это лакомство — единственный привет от лета. Наш город летом кипит в диких пробках по 9 баллов: народ нервничает, все на взводе. Многие сидели на карантине взаперти, теперь вышли на работу, даже не успели загореть.
И ты привозишь ягоду в раскаленный бизнес-центр, поднимаешься в переполненном лифте со злыми клерками — и видишь, как от клубничного аромата из твоей коробки всем вдруг становится хорошо. А как радуется покупательница, когда несет клубничку на свое рабочее место! Я даже доставил на Аркане ягоду в мрачное здание нашей областной администрации. Чиновники — тоже люди. Им тоже хочется лета!
А ты опять прыгаешь в Аркану и несешься через этот душный город. Два раза мне дружески посигналили незнакомые водители — у нас в регионе Дром знают и любят! В пробках мужики внимательно осматривали Аркану: в нашем городе эту модель Рено редко встретишь. Машина хорошо перестраивается под острым углом, паркуешься без проблем. Расход по городу получился около восьми литров на «сотку». Выходит, заниматься доставкой на Аркане достаточно выгодно. Мой Саксид жрет не меньше десятки.
И торговать с Арканы — удобно. В принципе, с такой машиной можно вставать возле дороги: открытый багажник выглядит как приличный прилавок.
Накатался — заработал. Имею право на отдых. Проверить на трассе Аркану я решил поездкой по одной из самых опасных дорог в нашем регионе, да и во всей стране. Так называемый Култукский серпантин: 70 километров крутых подъемов, резких поворотов и затяжных спусков — участок трассы М-55 «Байкал». Эта дорога буквально полита кровью. Чаще всего здесь происходят аварии с участием большегрузов — их заносит, отказывают тормоза, летят в лобовое. Но и легковые машины бьются каждую неделю. К сожалению, часто с жертвами.
В кросс-купе в дальней поездке — комфортно. В жаркий день кондиционер четко держал температуру впереди, а вот пассажир позади постоянно просил сделать похолоднее. В какой-то момент мы даже отключили «кондер» и ехали с открытыми окнами. Проветривали салон таежным воздухом после долгого обгона трех фур, которые изрядно покоптили перед нами жженой резиной. Заводится вентиляция шумно, с надрывом, но потом успокаивается и качает ровно.
Пассажир впереди сразу же пожаловался на сетку обогрева стекла. Ее хорошо видно, а когда едешь против солнца, она начинает раздражать. Кстати, я слышал, что в принципе смотреть через такую «рябицу» вредно для сетчатки глаза.
На крутой подъем Аркана заходит легко, без напряжения своего 1,3-литрового турбомотора от Мерседеса. Для сравнения, мой 1,5-литровый Саксид здесь всегда начинает чихать и маяться. А на некоторые обгоны я тут и не решаюсь никогда: понимаю, что «полторашка» не вытянет. Здесь же никогда бы не подумал, что так резво тянет мотор всего лишь в 1,3 л. Вариатор работает плавно и умно — тут же понимает, что ты сейчас хочешь сделать.
Аркана реагирует на увеличение скорости моментально, на обгон идет уверенно, с хорошим ускорением. И при необходимости можно быстро погасить разгон, со встречки уходишь ловко, чувствуешь, что полностью контролируешь ситуацию — руль реагирует по-умному. Спускаешься плавно: подвеска держит тебя как будто на парашюте. На затяжном спуске Аркана не виляла, шла ровно, аккуратно вписываясь во все повороты. Газ и тормоз отзывчивые: в любой ситуации машина выбирала правильную стратегию. Нужно резко тормознуть — реакция моментальная. Ускориться — тут же взлетаем. Руль легкий, удобный и послушный.
Расход бензина на эту мою поездку по трассе вышел в 6,4 литра на 100 километров. С такими показателями можно выгодно таксовать по межгороду.
Ехал я на переднем приводе, установив «Комфорт»: другие режимы надолго не включал за ненадобностью, эмоций и скорости хватало. Больше всего мне не понравилось заднее окно. Оно приплюснутое и задранное кверху, в зеркале его хорошо видно, но вот дорогу за ним приходится буквально рассматривать. А вот боковые зеркала очень хороши — большие, с широким обзором — быстро приспособился использовать только их, назад уже и не смотрел. Конечно, я избалован огромными задними стеклами своих машин: и Саксида, и особенно — Степвагона. Но зачем Аркане эти премиальные понты под БМВ, если важнейшая необходимость для водителя — посмотреть в зеркало заднего вида — здесь фактически сведена к нулю?
Максимально разогнался уже за серпантином в режиме «Спорт»: до 150 км/ч — по прямой трассе. Скорости внутри не чувствуешь, но только приоткроешь окно — понимаешь, что Аркана идет шумно, с целой какофонией разных звуков. При закрытых окнах — изоляция среднего качества, особенно на низких скоростях, кузов ловит вибрации. Но мои пассажиры остались довольны уровнем комфорта, а шумы мы и не слышали, потому как гремела музыка. Стереосистема Bose работала без нареканий: удобный интерфейс и все опции. Высокие и средние частоты хорошо слышны по всему салону, а вот басов маловато.
Но вот место водителя — с вопросами. Сиденье неудобное — после восьми часов за рулем у меня болела и шея, и спина. Вроде бы все подогнал под себя, а все равно это кресло меня утомило.
Из-за своего роста я никогда не вижу нормально приборную панель на своих японских машинах, понятно, что сделаны они для людей, голова которых расположена ниже. А вот на Аркане спидометр мне был виден прекрасно! Все рычаги на руле удобно расположены: и «поворотник», и управление музыкой, и «дворники». Мы неожиданно попали в ливень, «дворники» включились сами и отлично справились с большим потоком воды. И тут же — яркое солнце и стадо коров на трассе! Маневрируем.
Свернули в предгорье Саян — здесь везде разбитая грунтовка с большими ямами с водой. Заезжать в них всегда опасно, но Аркана плавно проходила по всем ручейкам и лужам.
Проехали мимо улуса Шулута: здесь коронавирусом заболели одновременно 49 человек — заразившись, придя на шаманский обряд. Улус прославился на весь мир (даже в «Евроньюс» показывали), когда его по периметру окопали рвом шириной в два метра и глубиной в один: чтобы машины не могли ни заехать, ни выехать. До такого способа борьбы с инфекцией еще нигде не додумались.
Мы направились дальше — в поисках места для рыбалки нужно было добраться до верховья одной небольшой речки, и поэтому были вынуждены ехать по цветущему полю. Аркана шла ровно, подвеска грамотно реагировала на любые неожиданности рельефа. Причем по целине было ехать мягче, чем по дороге с низкой колеей. Иногда автомобиль чиркал передними свесами: клиренс в 205 мм позволял проехать, но передок все равно «выхватывал» кочки.
Забрались в лес, гудящий комарами и мошкой. Нашли разбитую дорогу — везде я легко прошел на переднем приводе. А потом дорога кончилась — и не развернуться! В траве — сучья и бревна. Нашли лишь один участок, где можно было сделать разворот, но парктроник дико орал и тормозил машину.
Полный привод включил лишь глубокой ночью, когда все-таки застрял в канаве с грязью — она шла прямо посреди дороги. Мужики вышли, подтолкнули меня назад, и на 4WD я юзом вылез из ямы. Диодный свет хорошо освещал все сучья и рытвины. Встали на ночевку — изначально я хотел спать в Аркане. Но хорошо, что сложил еще в городе передние и задние сиденья и понял: ночевать в Рено взрослому человеку невозможно.
Посредине машины вырастает непонятный «горб» — сложенные сиденья не образуют ровной поверхности, ноги не вытянуть. А вот упаковаться в Аркане можно отлично. Мы взяли палатку, спальники, рыбацкое снаряжение. И я удивился, что все это компактно поместилось в багажнике и внутри салона.
Мы рыбачили на разных речках — и горных, и степных. 150 «лошадей» под капотом Арканы доставили нас туда без нареканий. В горах погода меняется моментально, только что палило жаркое солнце — и вдруг вот он, идет на нас дождь стеной.
И везде я чувствовал себя уверенно, с крепким тылом — надежной машиной. Ни секунды у меня не было опасений, что этот лифтбек меня подведет — так оно и было. Поехали на устья речек, которые впадают в Байкал. Покатались на местной достопримечательности — «сибирских горках». Раньше я здесь видел несколько раз, как на ходу у автомобилей открывались передние двери. Решил протестить Аркану, потому и не сбавлял хода.
Оказалось, что Аркана — удобная машина для путешествий мужской компанией. Но сообразить тут можно лишь «на троих»: снаряжение четвертого пассажира уже не войдет, да и ехать ему будет не в кайф. Мы везде прошли — и по бревнам, и по целине, и по камням. Крутились по ямам, как хариус.
Это очень хороший автомобиль. Русский Рено помог мне заработать на отдых. А в горах показал себя верным товарищем. Собственно, «покататься на Аркане» и стало моим отпуском в этом году.
Надежная машина — непременное условие отдыха. По моему (не автожурналиста, а просто таксиста) мнению, в этой модели французы собрали все лучшее, что у них накопилось в России. Раньше я брал Меган на тест-драйв у дилера: мне жутко не понравилось, машина показалась тошнотворно мягкой. Разделяю всеобщий респект таксистов Логану — действительно идеальный автомобиль для нашего ремесла, хоть и «табуретка». Знаю мужика, который каждые три года меняет себе Дастер на новый — и он может говорить бесконечно о своих турпоездках на этой модели и ее надежной подвеске. Аркана современна, удобна и экономична — что еще нужно для счастья?..
А лето продолжается, хоть оно и такое короткое! Успейте поймать его за хвост и поднять к облакам — как воздушного змея. Удачи на дорогах!