Начну с рубрики «Отвечаем на вопросы» 😊.
После предыдущей части о перегоне в Сибирь у читателей возникло несколько вопросов к автору. Признаю, в одном случае я дал маху, не сопоставив слова с фотографией странички «мультимедийки» — там, где дата последнего обновления. А все потому, что перед тем как сделать это фото, я… сбросил настройки системы (в надежде хоть так попытаться убрать глюки). И не обратил внимание, что год обновления стал 2019-й, а не 2020-й ☹ Но теперь у системы снова свежая версия ПО 😊.
На этом глюки электроники не закончились. Дважды пришлось столкнуться с полностью неработающей системой! Если кто уже имел дело с аркановской «мультимедийкой», знает, что при «нажатии» на кнопку выключения система предлагает три варианта действий: 1 — выключить радио/музыку; 2 — перевести дисплей в режим ожидания; и 3 — режим ожидания всей системы. Полного выключения там не предусмотрено! Однако, повторю, два раза такое произошло помимо воли водителя. Доказательство — на видео:
А вот ситуацию с «отказывающей» флешкой удалось прояснить. Все дело оказалось в… расположении разъема для нее в правом нижнем углу экрана. Один мой хороший друг, будучи сотрудником сервисного центра Renault, еще в прошлом году обратил на это внимание и посоветовал найти для Арканы максимально компактную флешку — чтобы ту не задевал пассажир и не выломал в итоге весь разъем. Что ж, разъем мы пока не выломали, но вот кратковременная потеря контакта в нем при случайном задевании флешки и становилась причиной сбоя ☹.
Еще мне пеняли, что нечетная оцифровка панели приборов не так и плоха. Соглашусь: на трассе с ней даже удобнее 😊. Но от слов в прошлой записи не откажусь: сразу после пересаживания в Аркану из Kia Rio X-Line информацию со спидометра считывать было сложнее. Позже, конечно, привык… 😊
Впрочем, по возвращении в Москву довелось из Арканы на денек пересесть за руль нашего Хавейла. И вот тут уже «приборка» Арканы показалась верхом удобства и визуального дружелюбия 😊.
Также в комментариях обсуждалось фото, на котором были видны показания тахометра во время движения по трассе. Я не особо помню, где конкретно сделан был снимок, но это действительно показания не при спокойной размеренной езде по равнине. В устоявшемся режиме при 100 км/ч на тахометре менее 2000 оборотов (смотрите фото выше), так что акустического дискомфорта в Аркане нет — это действительно достаточно тихий автомобиль, и не только в своем сегменте 😊.
Что еще…? Ну, конечно, нельзя обойти вниманием дороги. Сразу несколько комментаторов упрекнули меня в излишнем сгущении красок — мол, в Костроме участок транзитного пути как раз начали ремонтировать, да и на трассе до Кирова на 600 километров всего несколько плохих участков. Действительно, бóльшая часть дороги Кострома — Киров в хорошем (а кое-где и вовсе в прекрасном!) состоянии. Но еще за пару недель до отъезда я получил информацию, что на одном из «ремонтируемых» участков в дождь грунтовую подложку дороги размыло так, что движение на какое-то время встало полностью: фуры вытаскивали тракторами, а легковушки разворачивались и искали объезд. Я думаю, в тот момент водителям было все равно, насколько небольшая часть этой трассы в плохом состоянии… ☹
То же самое и в отношении Костромы. Да, за месяц некоторые улицы отремонтировали. Но я-то ехал еще до ремонта, и мне, как и многим другим, важно было текущее положение дел, а не то, что обещают… Разве не так? ☹
Впрочем, Кострома на обратном пути гораздо сильнее огорчила блокадой города дорожниками: ремонтируемые участки как со стороны Кирова, так и со стороны Ярославля заставили потрястись пассажиров и потерять на реверсивках более часа.
Но справедливости ради я должен отметить: дороги в России становятся лучше! По крайней мере, федеральные трассы. И особенно за Уралом. Еще бы организацию движения возле ремонтируемых участков организовать по-человечески: ведь, в конце концов, это вы, господа дорожники, работаете для нас, водителей, а не мы ездим для того, чтобы была работа у вас! К сожалению, этот аспект остается на «совести» руководителей Росавтодора, которым подобные «мелочи» проверять недосуг: что-то там организовали, отчитались — и ладно… ☹
Заканчивая разговор о дорогах, хочу подытожить свои впечатления от «северного» маршрута от Москвы до Урала. В целом мне понравилось: трафик небольшой, дороги фактически отличные (всего за месяц исправили несколько «гиблых» участков!), камер контроля и постов ДПС почти нет… Но есть и минусы: из-за низкого трафика относительно мало не то что кафе и гостиниц, но даже элементарных заправок. Так что график движения здесь лучше продумывать заранее и не полагаться на развитый сервис.
В дальней дороге нельзя расслабляться. И переоценивать свои силы — например, как водитель этого пятитонника. Судя по всему, он на мгновение задремал за рулем, и хорошо еще, что именно в этом месте после недавнего ремонта не успели разровнять обочину и грузовик не ушел под откос, «застряв» на гравийном «бруствере»:
А на этих двух видео — более опасные ситуации (был реальный риск лобового столкновения). В обоих случаях пришлось тормозить — в первом это позволило встречному завершить бездумный обгон, а во втором — самому на более безопасной скорости уйти от фуры на обочину.
Но еще до этого, в Иркутске — а точнее, на горках и серпантинах Култукского тракта — я стал замечать, что Аркана как-то странно тормозит: появился повышенный шум (его можно расслышать на двух последних видео), и как будто сами тормоза стали менее эффективны. Колодки? Возможно — ведь на нашем Каптуре мы поменяли их примерно на таком же пробеге. Однако там на колодках еще оставался допустимый слой фрикционных накладок. А у Арканы колодки сточились почти до металла!
Как же так получилось? Я не претендую на истину, но мое мнение такое: с новым турбомотором Аркана (и обновленный Каптур тоже) стали более динамичными машинами в сравнении с другими отпрысками платформы B0 (Дастер, старый Каптур и их сводный «брат» Террано). Выполнить быстрый (а значит, и более безопасный!) обгон — не проблема. Вот только полуторатонный (а при загрузке и того больше) кроссовер надо еще и как-то останавливать! Но тормозные механизмы на обновленных машинах, судя по всему, остались старыми. Если вы ездите спокойно и строго соблюдаете ПДД, то, скорее всего, недостатка тормозов не почувствуете никогда. Но даже при спокойной езде может возникнуть необходимость интенсивного торможения… ☹
Моя же ошибка была в том, что повышенный шум и ощущение снижения эффективности тормозов я списал на коллег, якобы перегревших тормоза. Они в том числе ездили и по горной местности, требующей интенсивного торможения. На ревизию у иркутского дилера времени не осталось. А в дороге — между Новосибирском и Омском, где из-за плотного трафика и узкой трассы вереницы фур приходится обгонять в несколько приемов — проблема внезапно обострилась. И благо, что на полпути — в Екатеринбурге — у нас было запланировано очередное ТО…
Я надеялся, что останавливаться на обслуживание в дороге не придется. Однако дополнительные тесты машины в Иркутске добавили машине километраж, и до Москвы без перепробега доехать уже не получалось.
Первоначально планировалось остановиться в Челябинске — чтобы заодно поменять и дребезжащий глушитель. Но когда стало ясно, что даже с задержкой в месяц (!) тамошний дилер Рено не успевает привезти заказанную за 35 000 рублей (!!!) запчасть, даже на обслуживание к ним ехать уже не хотелось. Хорошо, что в соседнем Екатеринбурге дилеров сразу три…
ТО-60 000 стоит дороже «нечетных» (на 15 000 и 45 000 км) из-за необходимости замены свечей. Однако когда машину подняли и осмотрели передние тормоза… ☹
Тормоза стали не единственным «сюрпризом», поджидавшим нас во время осмотра машины снизу…
Задняя поперечная балка подрамника оказалась сильно помятой.
Где ж ее так? Стал вспоминать, мог ли где удариться «брюхом» на трассе… Присутствующий здесь же предыдущий водитель Арканы Алексей Антропов уверенно заявил, что на предыдущем ТО балка совершенно точно была целая. Кто-то из коллег?
И тут вспомнился пост о вылазке на Аркане к пещере: «…к середине пути на дне речки таилась ямка. Аркана клюнула носом, вода надвинулась выше “ватерлинии”, к тому же под днищем, как показалось, что-то угрожающе загрохотало…», «…в салон чуть просочилась вода, из-под капота валило, как от паровоза, снизу поперек порога торчала толстая ветка…», «…иногда “ножом по сердцу” раздавался характерный скрежет стальной защиты или, в большей мере, подрамника, который вроде располагался чуть ниже…» — это все цитаты из той записи. Похоже, ощущения не просто не обманули, но и более чем явственно сигналили о том, что мы не только нащупали предел внедорожных возможностей Арканы, но и перешли его! Другой вопрос, что Аркана стойко выдержала эти издевательства!
Но читаю публикацию дальше и…
«А может, где-то и рычагом приложились? Страшновато представить…».
Да, мы и один из задних рычагов погнули. Несильно, но все же достаточно, чтобы при желании определить это визуально ☹. Хорошо хоть, что по левому борту обошлось без повреждений.
После этого подмятая защита двигателя была воспринята уже как должное — она как минимум выполнила свою главную функцию. А чтобы и далее ее выполнять, защиту тут же подправили 😊.
А на десерт нашли полуоторванный кронштейн в районе переднего сайлент-блока правого переднего рычага подвески. Безобидная, на первый взгляд, ситуация может обернуться потерей гарантии как минимум на шарнир рычага — налицо механическое повреждение. Поэтому чтобы к узлу возникало меньше вопросов, кронштейн демонтировали совсем — будто его и не было 😊.
На этом фоне уже известная замятость глушителя, а также обнаруженная подмятость днища (кто-то опять неудачно домкратил машину мимо специального усиления на пороге?), выглядели детскими шалостями…
В итоге ТО с заменой свечей и передних тормозных колодок обошлось в 24 600 рублей. Плюс бесплатно обновили мультимедийную систему.
Итак, ТО-60 000 проведено, машина благополучно доехала до Москвы… Однако помимо мятых подрамника и рычага нам предстояло решить вопрос с глушителем.
Можно долго смеяться, но когда челябинский дилер наконец привез нам заказанный (и оплаченный!) глушитель, мы… не смогли его получить! Проблема оказалась в том, что дромовская Аркана оформлена на юрлицо, и чтобы забрать нашу по праву деталь, моему коллеге Алексею Антропову нужна было доверенность от собственника, заверенная печатью организации и подписью руководителя. Вообще-то доверенность у нас есть у всех. Но! Дилеру в Челябинске захотелось, чтобы в ней было не просто прописано разрешение от собственника на проведение доверенным представителем необходимых для ремонта и обслуживания работ, а самое что ни на есть буквальное одобрение приобретения глушителя! Маразм? Да. Но такова бюрократическая машина в России в целом и официальном ДЦ Renault в суровом Челябинске — в частности ☹.
Пришлось подключать еще одного коллегу — Антона Серкова — и тот нашел нужный глушитель в Москве. В наличии! Правда, и тут не обошлось без небольшого квеста: для регламентированной замены к глушителю требуются еще два хомута, но у дилера с глушителем в наличии был только один из них. Благо, что недостающий удалось найти у другого дилера. Хотя ездить среди дня по Москве ради разбросанных по городу комплектующих одной запчасти — то еще удовольствие.
Остается только заменить дефектную деталь на новую. А где? Ну, раз наш случай негарантийный, то почему бы в целях экономии не обратиться к нашему «дяде Васе»? А заодно дадим ему машину на осмотр и вынесение вердикта с точки зрения автомеханика. Далее его мнение.
Это был яркий летний день, который украсила своеобразная «встреча на Эльбе» двух «дромовских» машин возле скромной гаражной мастерской.
Аркану я осматривал настороженно. Если даже в якобы «народном» Логане его создатели заботливо предусмотрели некоторые мелочи, главная задача которых — усложнить обслуживание и ремонт, то чего же ждать от модной новинки, которая к тому же нуждалась в мелком ремонте?
Но до ремонта мы еще дойдем, а пока я заглядываю под капот.
Производитель заявляет, что силовой агрегат настолько эстетичен, что его незачем закрывать декоративной крышкой. Эстетику, конечно, лучше оставить маркетологам, но и с точки зрения механика — чем меньше лишней мишуры, тем лучше.
Полагаете, что такие мелочи не важны? Тогда взгляните, например, на декоративную крышку популярного «китайца». Снаружи вроде бы все как обычно…
Но почему без крышки мотор выглядит непривычно «голым», и даже дроссель полностью открыт не только нескромным взглядам, но и неизбежной пыли?
Причина проста — крышка совмещена с воздуховодами, и процесс ее снятия непривычного человека может очень удивить.
Так что отсутствие не очень нужного декора запишем Аркане в плюс.
Для доступа к катушкам и свечам надо снять патрубок турбины и убрать жгут проводов. При этом на первый раз без инструкции, пожалуй, не обойтись — разъемчики, знаете ли, хомутики…
Но по нынешним временам это не так уж и плохо, ведь моторы, в которых для этой же процедуры снимают впускной коллектор, давно ушли «в народ» миллионными тиражами.
Свечная головка нужна «на 14». В интернете порой пишут, что необходима головка непременно с пластиковым вкладышем, поскольку резиновый не удержит тонкую свечу. Я на эти вкладыши давно не обращаю внимания и для доступа в свечные колодцы использую любой подручный инструмент.
Уровень тормозной жидкости и масла в двигателе можно легко проверить.
Для замены масляного фильтра не требуется специальная чашка-съемник, как на иных моделях концерна, а вполне достаточно обычной шестигранной головки.
Вариатор Арканы — со щупом.
Корпус картриджа масляного фильтра вариатора легкодоступным не назовешь, но на многих машинах он расположен в гораздо более неудобных местах. Если сравнить, например, с Мицубиси Аутлендер, то можно сказать, что в Аркане он на виду.
Разумеется, чтобы все это увидеть, надо снять защиту картера. У нее две особенности: хорошая и не очень. Экипаж Арканы наверняка одобрит приличный слой шумоизоляции.
А вот ставить защиту на яме не совсем удобно — ее изогнутым передним краем надо попасть в небольшой промежуток между стабилизатором и двумя кронштейнами. На подъемнике это сделать гораздо проще.
Передняя подвеска стандартна для машин этого класса. Шаровую опору можно заменить отдельно от рычага, вот только в самый первый раз, нарушая заводскую «девственность», придется удалять заклепки.
Как принято на всех «российских» Рено, подрамник мешает снять КПП, но для владельцев Арканы с вариатором это наверняка неважно — сами они туда не полезут. Зато конструкторы обеспечили отличный доступ к рулевой рейке и пыльникам рулевых тяг.
Задняя подвеска напоминает Дастер со всеми сопутствующими плюсами и минусами.
Подобные конструкции сейчас популярны. Но у меня это переплетение стальных «прутиков» вызывает лишь ностальгию по добрым старым временам, когда задняя подвеска была куда солиднее, проще и долговечнее.
На этой Аркане один из рычагов (или «рычажков»?) немного согнут.
Неудивительно — условия эксплуатации машины максимально приближены к боевым, что подтверждает и смятая поперечина под глушителем.
И вот наконец-то мы переходим к «святая святых» от Рено, священному фетишу, повторяющемуся на всех моделях, продающихся в России, — неразборному глушителю. Он представляет собой одну деталь от двигателя до заднего бампера. На этой Аркане он слегка помят и поэтому дребезжит.
Способ замены отдельных частей выпускной системы выглядит так: на трубах завод наносит едва заметные метки, между которыми надо разрезать детали.
В запчасти поставляются отдельные части глушителя, соединяемые с оставшимися обрезками труб специальными трубчатыми накладками с хомутами.
На всякий случай замеряю диаметр трубы глушителя и сравниваю его с дорогущим «оригиналом», приобретенным для замены. Разница видна невооруженным глазом. Для детали стоимостью в неплохие «Жигули» это несколько странно.
Но этой разницы в диаметрах недостаточно для монтажа «внахлест», и глушитель надо-таки ставить «встык». Купить еще и керамический герметик для глушителя? Но это нарушит чистоту эксперимента, ведь производитель не предполагает его использование при ремонте. Обычно при сборке я стыки глушителей промазываю простым силиконовым герметиком — потом проще разбирать, да и мелкие дефекты контактных поверхностей сглаживаются. Так поступаю и в этот раз.
Ну а дальше — как говорится дело техники. Смогут ли трубчатые хомуты и силикон справиться с особенностями оригинального глушителя Рено — покажет время.
Еще один забавный штришок к этой процедуре: заводская инструкция запрещает использовать электроинструмент при распиливании труб глушителя вблизи бензобака и трубопроводов. Какая трогательная забота о потребителе! Лучше бы сделали глушитель разъемным, как у нормальных машин… Неужели использовать исключительно ножовку? Вспоминается знаменитый диалог из культового фильма:
—Тебя как, сразу прикончить или желаешь помучиться?
— Лучше, конечно, помучиться…
Но я выбираю вариант «сразу» и беру «болгарку». Наша жизнь слишком коротка, чтобы при элементарной замене части глушителя тратить ее на распиливание труб вручную. Правда, заключительные штрихи приходится нанести все же ножовочным полотном — не везде удобно подлезть диском «болгарки».
Какие же напрашиваются выводы? Их два, технический и философский.
Что касается техники, то с точки зрения механика-«гаражника» Рено Аркана по современным меркам получилась «середнячком». В конструкции автомобиля порой используются элементы, не самые дружелюбные к потребителю и нацеленные на то, чтобы заставить его обслуживать машину в сервисе. С другой стороны, при наличии свободного времени, минимальных технических навыков и достаточно простого инструмента многое можно сделать самому.
Но оговорка «по современным меркам» вовсе не случайна. Пристальный взгляд на Рено Аркану вообще уводит прочь от автомобильной темы.
Все общемировое сообщество постепенно приучают к новым стандартам нашей жизни, которые еще вчера были абсолютно невозможны. Например, пресловутая толерантность, которую так и хочется назвать «толерастией», позволила вчерашним переселенцам легко диктовать новые условия жизни коренным жителям тех стран, которые любезно согласились их принять, а смерть наркомана-рецидивиста объявить поводом для фактической легализации уличного бандитизма. И ведь в автомобильной жизни происходит то же самое! Нас заставили поверить в то, что ресурс моторов и коробок известнейших мировых автобрендов может быть меньше, чем у самой дешевой Лады, и что это абсолютно нормально. Миллионы автовладельцев теперь полагают, что регулировка клапанов путем подбора толкателей с попутным снятием распредвалов — такое же обычное дело, как и замена свечей на полуразобранном моторе или борьба с шаровыми опорами на заклепках в компании с неразборным глушителем. Да и моторчиком объемом в четыре маленькие баночки пива (ох, извините, Фанты или Колы) на полноприводном автомобиле массой почти в полторы тонны сейчас уже никого не удивишь. Что ж, добро пожаловать в новую реальность, и Рено Аркана — типичный представитель современного автомобильного мира.
Купил бы я себе такую машину? Пожалуй, нет — для этого я слишком старомоден и консервативен. Но для тех, кто предпочитает быть на острие модных тенденций, Рено Аркана — не самый плохой выбор.