Самый главный вопрос, который постоянно задают нам читатели и просто знакомые с эксплуатацией машины друзья-коллеги: что там с потерянными «лошадьми»? К сожалению, порадовать нечем: все это время (а впервые о нехватке мощности мы рассказали еще в декабре прошлого года) мы пытались разобраться в причинах такого результата наших испытаний и получить от производителя внятное объяснение случившемуся.
Началось все за здравие: представители Renault Россия проверили машину на наличие скрытых проблем с двигателем и в конце января уже текущего года выступили наблюдателями в наших повторных замерах. Увы, результат оказался почти таким же, как и в первый раз (130,6 и 130,7 л.с. соответственно). Стало понятно, что показанная мощность — не следствие случайной погрешности при измерениях, а вполне реальный факт, влияющий, к сожалению, как на динамику автомобиля в частности, так и на общие впечатления о нем в целом.
Еще почти два месяца ушло на изучение специалистами полученных результатов и написание официального комментария (столь долгий срок обусловлен в том числе необходимостью согласования текста аж с французским офисом компании). А в результате мы получили вот такой релиз:
В связи с результатами замеров мощности двигателя автомобиля Renault Kaptur (2,0 л, AT, 4WD), опубликованными порталом Drom.ru, компания Renault Россия считает необходимым привести следующую информацию.
Автомобиль, представленный на измерениях портала Drom.ru, исправен и показал результаты, соответствующие расчетным в условиях, описанных в материале. Последние существенным образом отличаются от сертификационных норм, которые используются для определения мощности двигателя.
В технической документации автомобиля указывается мощность, снятая непосредственно с двигателя по сертификационным нормам. Двигатели Renault F4R прошли омологацию в полном соответствии с предусмотренными процедурами. Renault уделяет особое внимание соответствию каждого автомобиля заявленным характеристикам и законодательству страны, в которой эти автомобили представлены. Кроме того, качество каждого двигателя гарантировано строгим контролем на заводе-изготовителе двигателя в г. Клеон (Франция).
В испытаниях, опубликованных порталом Drom.ru, показатели мощности снимаются на колесах автомобиля. На автомобилях с полным приводом и автоматической трансмиссией разница между мощностью на выходе из двигателя и мощностью, снимаемой с колеса, может значительно варьироваться вследствие особенностей работы автоматической трансмиссии с гидротрансформатором. На измеряемую подобным образом мощность могут оказывать определенное влияние и другие факторы, такие как температура воздуха в системе впуска, качество топлива, характеристики и изношенность шин, нагрузка на генератор, углы установки колес, температура рабочих жидкостей и т. д.
Таким образом, результат, полученный на испытаниях Drom.ru, не противоречит данным о мощности, указанной производителем.
Ну что тут сказать? На повторном замере (в присутствии специалистов компании) на нашем Каптуре стояли практически новые зимние шины требуемого производителем размера, топливо было залито с едва ли не лучшей АЗС Москвы, все ненужные энергопотребители во время замеров отключены, и даже поправки на температуру были учтены компьютером диностенда (на графиках можно видеть кривые мощности и момента не только на маховике, но и снятые с колес). Но даже с вычетом трансмиссионных потерь двигатель нашего Каптура заявленной мощности не достигает. Оказалось, что не только нашего…
Практически параллельно с нашими замерами минимум еще один Каптур испытали на диностенде. Правда, там стояла другая задача: автомобиль планировалось «чиповать» и нужна была «точка отсчета». Однако факт остается фактом: на другом диностенде другой 2,0-литровый Каптур (правда, с МКП) показал схожие с нашими результаты — 132,3 л.с. и 179,6 Нм крутящего момента.
На графике можно увидеть еще одну кривую — 142,4 л.с. и 189,7 Нм. Такие цифры практически совпадают с паспортными значениями (143 л.с. и 190 Нм соответственно). Что это? А это — результат замеров после чип-тюнинга. При этом, по словам владельца автомобиля, прошитый до заводских параметров Каптур поехал по всем показателям лучше: машина стала резвее, приемистее и при этом еще и экономичнее! Наверное, таким Каптур и задумывался. Но в процессе запуска в производство что-то пошло не так…
— О том что Каптуру не хватает мощности, изначально я не знал. Но до этого чиповал свой Дастер, и тот с заводских 135 был доведен до 159 «лошадей». Поэтому я еще по Дастеру знал и как едет машина на 159 «лошадях», и как на «стоке». И когда купил Каптур, сразу заметил, что машина едет вяло для заявленных 143 л.с.
С автором прошивок для Дастера стали решать этот вопрос. Выяснилось, что инженерно блоки управления у Каптура и Дастера одинаковые. Однако прошивка для Дастера на Каптур не встает. Попробовали несколько вариантов и в итоге довели машину до заводских параметров. Это стал другой автомобиль: уже не Дачия — Рено.
В общем, другого объяснения от представителей Рено мы так и не получили. Даже по знакомству. Но одно уже ясно: проблема именно в прошивке блока управления, и именно на 2,0-литровой версии. Причем представители Рено о проблеме знают… Желающие, конечно, могут прочиповать свои машины и за дополнительные деньги получить в итоге те характеристики, которые должны быть у Каптура изначально. Но будет ли официальное решение проблемы от производителя — пока, к сожалению, неизвестно...
Ну а теперь — о состоянии нашего Каптура после одного года далеко не щадящей эксплуатации и более чем 65 тысяч пройденных километров.
В мае, когда пробег достиг 60 тысяч, Каптур отправился на очередное ТО. Как обычно, нужный момент настал «внезапно» и на поиски более доступных расходников времени не оставалось: решили вновь обойтись дилерскими маслом и фильтрами.
На все про все потребовалось 12 800 руб. Много для ТО? Да как сказать — первое ТО для нашего Тигуана, ограничившееся стандартной заменой масла и фильтров, обошлось нам дороже. А если учесть, что у Каптура в эту сумму вошли проверка углов установки колес на стенде и замена свечей зажигания — так стоимость и вовсе начинает выглядеть интересной (особенно для официального дилера).
Совсем без замечаний не обошлось. Во-первых, мы пожаловались на металлический стук откуда то сзади-снизу при проезде неровностей (в частности — резиновых «лежачих»). Осмотр снизу показал, что его причина — в оторвавшемся креплении защитного экрана глушителя.
По кузову за прошедший год замечаний немного. Поездки на дальние дистанции «подарили» на память пару сколов до металла на передней кромке капота. Все та же столичная жизнь отметилась парой легких потертостей ЛКП. Однако металл кузовных панелей стойко сопротивляется московским дорожным реагентам: в частности, полученная еще в декабре вмятина на заднем правом крыле за всю зиму так и не дала даже намека на рыжее цветение.
Самые же серьезные замечания по итогам ТО возникли к передним тормозам. После диагностики остаток фрикционных накладок составил в среднем 3–4 мм (критический предел — 2 мм), а толщина тормозных дисков — 22,3 мм (при пределе в 21,5 мм). К замене тормозов прямо на ТО мы были не готовы, поэтому отложили данную процедуру на месяц, за который благополучно наездили еще более 6 тысяч километров, после чего стало ясно, что дальше тянуть нельзя.
Как обычно, попытались найти альтернативный вариант (или хотя бы узнать стоимость альтернативы), однако неожиданно столкнулись с проблемой: в популярных интернет-агрегаторах запчастей не оказалось каталога деталей российского Каптура! Для европейской версии на букву «Си» есть, а для нашего — нет. Попробовали уточнить номера колодок и дисков на клубном форуме владельцев Каптуров, но ответ подоспел, когда мы уже отправились на замену тормозов к официальному дилеру.
Многие читатели наверняка зададут вопрос — почему так рано пришлось поменять не только колодки, но и диски? Да, у бережливого владельца эти элементы могут пройти вдвое больше. Но у нас же долгосрочный ресурсный тест, в рамках которого задачи любыми способами беречь машину не стоит. Скорее, наоборот: из-за постоянно меняющихся водителей, а также из-за разных условий эксплуатации на долю дромомобилей достается куда как больше нагрузок, чем у обычного хозяина. Цели специально «убивать» автомобиль у нас нет, но и нежить машины мы не привыкли. Обслуживать их стараемся только у официальных дилеров (с гарантией как на работы, так и на запчасти), но лишнего не делаем: что есть, то есть — уж извините!
Ну и, конечно, немного субъективных наблюдений об автомобиле после 65 тысяч. Самое главное — машина не разваливается. Да, в салоне появляются первые «сверчки», однако пока еще очень робкие и тихие. Мотор, несмотря на недостачу «коней», работает без сбоев, с ленцой разгоняя машину при обгонах и все так же «выпивая» полный бак бензина за 350, максимум 400 километров. К слову: что мешало адаптировать его под 92-й бензин? Уверен, в регионах бы это оценили.
Подвеска — по-настоящему сильная сторона машины — тоже пока сдаваться не собирается. Но первые признаки усталости уже есть и проявляются они в более ощутимых и резких толчках при проезде стыков или колдобин: на новом автомобиле подвеска производила более цельное впечатление. Впрочем, «уделать» на плохой дороге другой наш дромокроссовер — Тигуан — Каптур по-прежнему может легко и непринужденно. Хотя на хорошем асфальте бюджетная «тележка» B0 от Логана ожидаемо уступает рафинированной платформе MQB. Ну так и разница в цене Каптура и Тигуана полуторакратная, и еще вопрос, кто из них лучше соответствует своей цене. И все же хотелось бы, чтобы те недоработки, что проявились в Каптуре за первый год, производитель, наконец, исправил. В частности, скорректировал алгоритм работы климат-контроля (надоело в дождь переводить систему в ручное управление из-за самоотключающегося не к месту кондиционера). Было бы здорово сделать нормальную 12-вольтовую розетку (та, что есть, мало того что единственная на весь автомобиль, так по факту и не розетка вовсе, а разъем для прикуривателя, из-за чего подключать туда что-то серьезнее, чем зарядка для смартфона или штекер видеорегистратора, крайне не рекомендуется — разъем начинает ощутимо греться). Надоело при парковках «наматываться» на слишком тугой для современного автомобиля руль — чай не древний «Козлик» и не «Баржа», где гидроусилителя не было в принципе. Что мешает немного повысить его производительность? Ну и, конечно, мы очень ждем возвращения загулявших «лошадок»: хочется и на Каптуре ездить не только по-пенсионерски — ведь внешность-то у этого кроссовера вполне молодежная!
С уважением, Алексей A_ST