С Renault Kaptur мы вместе (пусть и с большими перерывами) провели календарный год и проехали примерно 12 000 км. Скучных километров! В записях «Расходов на содержание» — только затраты на бензин, одно техобслуживание и покупка «короткого» полиса ОСАГО. Из интригующего — нежданно-негаданно пришлось тестировать, как работает система по возмещению убытков по полису каско. Ну и под занавес нашей работы в тандеме сделали вылазку в малоизведанные уголки Абхазии.
С Kaptur мы познакомились в октябре прошлого года, когда прохватили из Пятигорска в Москву, а потом потестировали новую (точнее, строящуюся) трассу М10 Москва — Санкт-Петербург. Второй раз пересеклись в конце марта в Москве: предстояло перегнать автомобиль в Челябинск — ему была отведена роль штабного при работе по организации УралМоторШоу-2018. После фестиваля тюнинга на Южном Урале автомобиль возвращался под мое предводительство — для перегона в Краснодар и работы на ЮгМоторШоу. Но буквально за два часа до этого, ранним утром, под началом другого водителя на одном из челябинских перекрестков автомобиль получил хук справа от Лады Калины. Повреждения носили глубоко косметический характер. Несмотря на то, что удар был довольно сильный и вид автомобиля с правой стороны неизменно вызывал сочувственные взгляды окружающих, ходовые качества никак не пострадали. Так что планы менять не пришлось: загрузившись «под крышку» всем скарбом МоторШоу, мы двинули на юг, по маршруту Саранск — Москва — Тамбов — Краснодар — Сочи.
В летней столице предстоял отпуск с погружением в чемпионат мира по футболу и хлопоты по оформлению Kaptur в ремонт по полису каско от страховой компании «Согласие». Вина водителя Renault в ДТП в Челябинске была очевидна, но на этот случай имелся дополнительный договор добровольного страхования со страховой премией 71 712 рублей. Первичный осмотр автомобиля провели уже в Сочи (иначе никак не получалось), благо сейчас страховые компании имеют филиалы по всей стране. ДТП случилось 5 июня, а на осмотр в сочинский филиал страховой компании «Согласие» после перегона удалось попасть только 22 июня. Первый визит оказался «консультационным»: не все документы были в наличии. Через неделю, дождавшись доверенности от собственника, водительского удостоверения виновника ДТП, описания и схемы происшествия, прошел осмотр за 40 минут и оформил направление в один из двух сервисов, специализирующихся на кузовном ремонте Renault в Краснодаре.
Прошло еще три недели — пока закончился отпуск в Сочи, пока распаковались в Краснодаре — и вот 19 июля автомобиль прибыл на осмотр в один из двух предложенных краснодарских сервисов — «Nissan-Модус-Краснодар» на Ростовском шоссе. Как следует из названия — дилерский центр Nissan, но занимается кузовным ремонтом и других марок. В течение полутора часов автомобиль детально осмотрели, сделали глубочайшую дефектовку и обещали в ближайшее время — после согласования стоимости со страховой компанией — пригласить непосредственно на ремонт. Но через несколько дней позвонил менеджер и сказал, что «Nissan-Модус-Краснодар» не сможет принять наш Renault Kaptur в ремонт из-за сложностей с заказом запчастей. Тупик?
Пишу обращение в страховую компанию о создавшейся ситуации и вскоре получаю новое направление — в дилерский центр «Renault Ключ Авто» в районе аэропорта Краснодара. 10 августа автомобиль осмотрели, согласовали все повреждения и только на 10 сентября было получено приглашение поставить автомобиль в ремонт — все это время (месяц!) сначала СТО и страховая согласовывали стоимость ремонта и перечень запчастей (в который почему-то не попала накладка на заднем крыле), затем «Renault Ключ Авто» заказывал запчасти. В сентябре автомобиль был задействован на ЮгМоторШоу, потом была давно запланированная исследовательская поездка в Абхазию, в итоге автомобиль встал на ремонт 2 октября.
Итак, в моем случае ДТП произошло 5 июня. Ориентировочный срок выдачи отремонтированного авто — 16 октября. То есть на восстановление после ДТП по страховке каско ушло более четырех месяцев. Добрая половина этого срока — мои личные обстоятельства: перегон, отпуск, необходимость в повседневном использовании авто. Другие два с половиной месяца — это прямые проволочки, связанные с организацией ремонта со стороны страховой компании «Согласие» и ее партнеров. Считаем:
• неделя на запись для осмотра в представительстве страховой компании с выпиской направления на ремонт;
• две недели на запись для осмотра в первой СТО и отказ в ремонте;
• две недели на извещение страховой компании об отказе в ремонте и получение нового направления;
• месяц на осмотр на второй СТО, согласование стоимости ремонта и перечня запчастей между СТО и страховой компанией, получение приглашения на ремонт;
• две недели (надеемся) — непосредственно ремонт на СТО.
Два с половиной месяца на организацию ремонта после ДТП за без малого 72 000 рублей — такова сегодняшняя объективная реальность в случае с каско. Это долго и дорого? У кого было меньше? А больше? Пишите в комментариях.
Собственно, каких-то других проблем и приключений с Kaptur за четыре летних (дело было на юге) месяца и 8000 км не было. Какое-то время напрягали вопросы с покупкой очередного полиса ОСАГО, пришлось ездить без обязательной страховки. Мне нужен был полис на три месяца, но страховые компании и брокеры Краснодара владельцу с иногородней пропиской такой полис продавать отказывались, предлагали только на год. В итоге попытки с 25-й удалось купить такой полис онлайн в компании «Ингосстрах» за 2882 рубля плюс 299 рублей комиссии за оплату банковской картой (ну не могут страховые компании без дополнительных сборов).
При пробеге 124 600 километров автомобилю сделали ТО-120 000. Почему не на 5000 километров ранее, спросит иной читатель-зануда? Гарантия на автомобиль закончилась, поэтому за основу брались не жесткие требования дилера, а здравый смысл. Предыдущее ТО делалось при пробеге 109 100 км, а значит, периодичность операций (15 000 км) соблюдена. И главное, три четверти пройденных межсервисных километров приходилось на щадящие трассовые режимы, когда нагрузки на двигатель более чем в три раза ниже, чем в городских пробках (это вам любой эксперт скажет).
«Вскрытие» на ТО показало, что все «системы работают штатно». По большому счету замечаний у мастера было два. Задние амортизаторы полностью выработали свой ресурс и в ближайшее время подлежат замене.
Тяжело вращалось заднее правое колесо, вот почему зачастую возникало ощущение, что автомобиль «не едет». Оказалось, колодки «прикипели» к тормозному барабану. Неисправность была устранена минут за 40, общая стоимость техобслуживания с учетом ремонта составила 10 623 рубля.
Республика Абхазия сегодня — грустное и печальное зрелище. Особенно для меня — значительная часть детства и юности прошла здесь, и не было тогда в Советском Союзе более цветущего, богатого и жизнерадостного места. Сегодня советский рай (без всяких кавычек) превратился в «зону отчуждения». Гражданская этническая война (противостояние между Грузией и Абхазией) 1992-1993 годов привела к массовому исходу грузин, русских и армян — население сократилось более чем в два раза, до 250 000 человек. Экономика разрушена до основания и попросту стагнирует. Бывшие советские заводы, шахты, домостроительные комбинаты, часть железной дороги — это всё руины. Основная статья экспорта — вино (Сухумский винзавод — самое процветающее предприятие в республике) да мандарины.
Туризм — главный источник доходов для жителей республики, только заманить россиян в Абхазию с каждым годом все труднее. Тягучие, непонятные с точки зрения здравого смысла очереди и жесткие формальности на российской стороне границы. Цены уже выше сочинских (проверено на личном опыте). Об уровне сервиса даже и говорить не приходится (в республике из-за изоляции просто отсутствуют представление, как нужно обихаживать туриста, правда, это в значительной степени компенсируется традиционным гостеприимством). Состояние коммуникаций такое, что в любой момент можно остаться без света и воды на неопределенное время. И, поверьте, сидеть в темноте и с неработающей канализацией в гостиничном номере с прекрасным видом на Черное море, конечно же, романтично, но совсем не весело.
Самое страшное — ничего не меняется. В первый раз после войны мы попали в Абхазию в 2003 году, как только туда разрешили въезд россиянам. С тех пор (после другой войны) был заново отстроен Грозный, ставший одним из самых красивых и комфортных городов России. Стремительно идет развитие начавшего было процесс саморазрушения Крыма. И только Абхазия застряла где-то в девяностых. Республика, чей государственно-правовой статус неизвестно сколько еще будет не определен, полностью зависит от российских дотаций (вплоть до пенсий, которые выплачиваются из бюджета РФ). Но панически боится российских инвестиций, которые могут превратить ее в дачно-фруктовый придаток России. В результате цветущий край — море, субтропический климат, обилие фруктов — превратился в 8,6 тыс. кв. км забытой и мало кому интересной территории.
Разруха и опустошение усиливаются при продвижении с запада на восток республики. Приграничная с Россией Гагра — самая преуспевающая часть Абхазии, но и здесь много заброшенных и полуразрушенных общественных зданий. Санаторий «Грузия» — визитная карточка Гагры в советское время, всего 25 километров от Олимпийского парка Сочи. Торжество сталинского ампира, место отдыха советских коммунистических лидеров. С дороги кажется, что здание сохранилось и живет, но подойдя поближе, понимаешь — это оптический обман.
Мы приезжали в Абхазию много раз, но до этого ни разу не забирались дальше Сухума. На этот раз целью исследования стал восток республики, а точнее, полузаброшенный город Ткуарчал и его спутники — города-призраки Акармара, Поляна, Джануха. А в качестве бонуса и приятного сюрприза — «мощные и сочные» местные водопады.
Пункт временного базирования по пути к Ткуарчалу — расположенная в 25 км прибрежная Очамчира. В советские времена город, а сейчас, по сути, деревня. Путь от сохранившей курортный дух Гагры в этот затерянный мир занимает чуть более двух часов. В свое время Очамчира была городом с доминированием грузинского населения, и в результате войны «испустила дух» — подавляющее большинство строений заброшено или разрушено. Это невероятно при сегодняшнем спросе на недвижимость у воды, да еще у самой кромки Черного моря, но даже первая линия строений — дома, «рассматривающие» морской закат зияющими пустотой глазницами.
Район вокруг вокзала разрушен полностью — все дома заброшены, встретить можно только бродячих коров и собак. Когда-то оживленная вокзальная площадь сегодня — «зона отчуждения».
Впрочем, у Очамчиры есть свои поклонники, приезжающие сюда за уединением, покоем, исцеляющими радоновыми источниками (много волшебных историй по этому поводу пришлось услышать) и, конечно, низкими ценами. На всем черноморском побережье только в Очамчире можно снять приличный двухместный номер с удобствами за 1000 рублей (вариантов достойного проживания много) и примерно за такую же сумму отлично поужинать с вином в, похоже, единственном ресторане на пляже с видом на невероятный закат.
Конечная точка нашего путешествия — шахтерский город Ткуарчал (советское название — Ткварчели), место притяжения немногочисленных сталкеров.
В советское время Ткварчели был прекрасным и процветающим 40-тысячным промышленным городом. Получить распределение сюда мечтали студенты-инженеры со всего СССР. Уютный, красивый и грамотно спланированный (проектировали и строили пленные немцы), субтропики, близость Черного моря, хорошие зарплаты и снабжение. О чем еще мог мечтать советский человек?
Правда, еще до войны 1992-1993 годов из-за снижения добычи угля население сократилось почти наполовину. А война стала для города настоящим кошмаром — единственную дорогу в город перекрыли на 14 месяцев. Ткварчели находился в блокаде, пережил немало трагедий. Много людей, в основном русских, живших в многоквартирных домах без земельных наделов, умерло от голода и холода. Российские военные по возможности эвакуировали жителей, но один из полетов закончился трагедией — переполненный Ми-8 (с 25 детьми на борту) был сбит ракетой и потерпел крушение.
Сейчас в городе около 5000 жителей. Большинство строений разрушено полностью или частично, даже огромное здание администрации (прежний «Ткварчелуголь») зияет черными пустотами.
Лишь местный шахтерский клуб и школа в центре выглядят свежо и жизнерадостно. Все остальное — руины разной степени разрушения.
Ткуарчал разделен на две части: верхнюю жилую и нижнюю — производственную. В нижней особенно депрессивно выглядит комплекс зданий бывшей ГРЭС.
По соседству с главной проходной завода — часы, время на которых остановилось в 1992 году.
Древний дедушка — сторож и единственный сотрудник ГРЭС (поговаривают, что он — бывший директор предприятия) привык к визиту российских сталкеров и легко пропускает на территорию. Впрочем, теперь это какие-то технократические джунгли, передвижения сильно ограничивают завалы и бурная растительность.
Все же удается сделать несколько постапокалиптических кадров.
В одной из двух труб ГРЭС — воронка, где покоится неразорвавшийся снаряд.
По соседству — здание обогатительной фабрики и других промышленных предприятий.
В этом же районе — вокзал с несуществующими уже путями. Все без исключения вокзалы в Абхазии (даже действующие, в том числе и самый главный в Сухуми) разрушены и имеют депрессивный вид, но именно вокзал в Ткуарчале выглядит грустней всего.
По соседству — элитный (судя по архитектуре и фонтанам во дворах) микрорайон.
Часть домов полностью разрушена, хотя по соседству и теплится жизнь, один фонтан даже работает.
Шахты и вокзал Ткварчели связывала железнодорожная ветка с инженерными шедеврами.
Бросив взгляд на еще один микрорайон шахтерского города Ткуарчала, отправляемся на поиски окружающих его городов-призраков.
Дорога хоть и гравийная, но проходима для любого авто.
Первый из городов-призраков расположен по соседству с Рудником № 5 шахты имени Сталина.
Прогуляться по штольне не получилось — в темноте тоннеля сверкал глазами свирепый черный бык. Пришлось ограничиться походом по шахтерскому городу-призраку Джантуха.
Большинство квартир открыты, внутри — остатки мебели и предметы советского быта.
По соседству, чуть выше, расположен еще один город-призрак — Акармара.
Каким-то невероятным образом здесь теплится жизнь.
Сложнее всего оказалось найти еще один шахтерский город — Поляну. Блуждая по местным гравийным дорогам, уперлись в непроходимый участок.
Выйдя из машины, чтобы осмотреться, совершенно случайно обнаружил вот такую неприметную, заросшую мхом металлическую лестницу.
В итоге она и привела в заброшенный город Поляну.
Самое интересное случилось на обратном пути: спускаясь по лестнице, мы обнаружили небольшой водопад. Ни один из опрошенных местных жителей и даже главный местный гид не могли о нем вспомнить: то ли позабыли, то ли вообще никто о нем не знал.
Это были первые яркие эмоции в Ткуарчалском районе. Время оставалось, и мы решили продолжить исследовать тему водопадов. Особого значения этому не придавал — ничего о местных водопадах не знал, да и не было до сих пор о них сколько-нибудь значимой информации. Скромненький указатель «Водопады» вскоре привел к посту охраны (где с нас взыскали 200 рублей с человека), а вскоре и к ресторану. А сразу за рестораном — то, что меньше всего ожидалось: эффектный водопад «Большой». Любуйтесь!
Тут познакомились с Дамеем Какубавой, местным бизнесменом, вместе с братьями развивающим тему туризма в Ткуарчалском районе (а это не только водопады, но и разные пешие и конные маршруты по ущелью и альпийским лугам). Дамей рассказал, что этот водопад они открыли для туристов в 2015 году, а совсем недавно пробили путь (дорогу и тропу) еще к двум, куда более грандиозным водопадам «Ирина» и «Великан» (нашли их почти случайно — просто с братьями пробивались через заросли на шум воды). Найти их без проводника сложно, потребуется подготовленный внедорожник и навыки офф-роад вождения (либо время и хорошая спортивная подготовка). На нашем Renault Kaptur мы бы туда точно не поднялись — не хватило бы высоты клиренса, понижающей передачи, а в распутицу автомобиль может не удержаться на глиняной дороге с сильным уклоном и его стащит в ущелье. Хотя для настоящих джиперов это увлекательный маршрут.
Стоимость поездки к удаленным водопадам на подготовленном Nissan Patrol с водителем — 1000 рублей с человека. От базового лагеря, куда приезжает внедорожник, к обоим водопадам предстоит прогуляться по недавно пробитым пешеходным тропам (минут 10-15). Но, право, оно того стоит. Встречайте, одна из первых публикаций в Интернете. Водопад «Ирина» (высота 50 метров).
Водопад «Великан» высотой 100 метров.
Редкая опция — на водопад «Великий» можно любоваться со всех сторон, в том числе из грота за стеной воды.
И наблюдать вот такую эпическую картину.
Можно смотреть на низвергающийся поток воды снизу вверх, испытать ощущения, похожие на галлюцинации. Может быть, видео передаст хоть чуточку из той гаммы чувств, что испытываешь в этом месте.
Так получилось, что на моем жизненном пути были десятки водопадов, и только Ниагара произвела большее впечатление. Но там мириады туристов вокруг, а здесь — полное уединение. А потому впечатления от созерцания даже ярче, чем в США. Сегодня Ткуарчалские водопады, по сути, неизвестны туристам, даже сочинские и гагрские турфирмы не предлагают сюда экскурсии. Дамей рассказывает, что в этом году на пике сезона приезжало до 300 человек, но и это ничтожно мало для такого природного чуда. Тому, кто захочет увидеть это грандиозное зрелище, телефон Дамея +79409999606. Тем более что он пообещал в следующем году пробить дорогу еще к более грандиозному водопаду — высотой 200 метров. Даже сейчас — это самый эффектный каскад водопадов на всем постсоветском пространстве. Когда же будет открыт более мощный, туристического бума Ткуарчалу не избежать.
Но будьте осторожны с абхазскими гаишниками, жаждущими российских рублей. Схема прессинга выглядит так: на посту (с нами это было в Новом Афоне и Гудауте) вас (по моим наблюдениям — исключительно россиян) останавливают, под благовидным предлогом изымают документы и приглашают в помещение поста. Затем на экране мобильного телефона показывают фото, где ваш автомобиль двигается со скоростью, скажем, 79 км/ч (да неужели?) в зоне действия ограничения скорости 40 км/ч. И попробуй докажи, что это не так — фото авто на весь экран, привязки к местности нет. Снимок сделан сотрудником (да неужели?) в нескольких километрах от поста. Затем извлекается Административный кодекс Республики Абхазия, где наказание за подобное нарушение — штраф от 3000 до 6000 рублей или лишение прав (!) управления транспортом (напомню, в России за подобное нарушение — штраф 250-500 руб.). Ну а дальше, как говорится, возможны варианты…
Чтобы не заканчивать материал на этой грустной ноте — фото заката солнца, сделанное с балкона номера пансионата в Гагре. Хотя бы ради этого сюда стоит приехать.
Ефим Незванный. Фото и видео автора