ЮгМоторШоу-2018: красочный праздник под южным небом. Полные итоги
17.09.2018 | 36572 просмотра

ЮгМоторШоу-2018: красочный праздник под южным небом. Полные итоги

Авторы: Максим Маркин, Алексей Степанов, Ефим Незванный
Фото авторов и Артема Ковальского
Источник: Drom.ru
Наше двадцатое МоторШоу (пять регионов!) нежданно-негаданно оказалось под угрозой срыва. В пятницу вечером при расстановке два часа лил такой ливень (впоследствии перешедший в дождь), что казалось он смоет уже приехавших участников. По сути, предварительный заезд был сорван. И был большой вопрос — а вообще Фестиваль тюнинга состоится? Прогноз погоды обещал дождь все выходные... Но в субботу с утра выглянуло яркое солнце (которое и в сентябре здесь редко заходит за облака), а с ним появились и стройные ряды прошедших сито отбора участников. И хотя дождь испортил еще и первую половину воскресенья, шоу от Drom.ru было по-настоящему ярким!

Все наши фестивали — а это не только ЮгМоторШоу, но и УралМоторШоу, СибирьМоторШоу и, конечно, основоположник всех фестивалей — БайкалМоторШоу — одним лишь тюнингом не ограничиваются. Среди более чем полутора сотен участников есть не только тюнингованные и доработанные автомобили и мотоциклы, но и куда как более уникальные проекты, собранные с нуля — самоделки и кастомы, а также ретротехника самых разных стран и эпох. Плюс — разнообразная шоу-программа, гремящая (во всех смыслах!) не только со сцены, но и практически по всей площадке. Все это позволяет найти свой интерес не только поклонникам классического тюнинга, но и любителям иных уникальных и редких автомобилей и мотоциклов.

В этом году на площадке ЮгМоторШоу на суд 20 000 зрителей было представлено 173 участника, они боролись за победы в 14 номинациях: «Инженерия», «Внедорожник», «Стайлинг», «Ретроавтомобиль», «Мотоцикл», «Проект», «Стенс Статик», «Стенс Пневмо», «Лада-стайл», «Ретромотоцикл», «Приз зрительских симпатий», «Выбор организаторов», «Группа поддержки» и «Выбор пользователей Drom.ru». И во всех номинациях было на что посмотреть!

 

Конкурентная среда в «Инженерии» в этом году оказалась слабее, чем в прошлом. И все же незаурядные проекты были. Первый — ВАЗ-2101 «Дрэгстер» из Краснодарского края. Понятно, что болиды для дрэга строят на базе отечественных машин, однако в каждом конкретном случае выходит оригинальная работа со своими нюансами и откровениями.

«Дрэгстер» отличается симбиозом отечественных и импортных агрегатов. Так, двигатель в нем вазовский, собранный при использовании кованой поршневой. Хотя и в нем много элементов из мира зарубежного тюнинга. Скажем, индивидуальные катушки от «восьмерки» Audi R8. Или залитые каналы охлаждения в блоке, что особенно практикуется за океаном. Система выполнена по принципу внешнего контура, в котором предусмотрена емкость для льда. Используется бензин с октановым числом 116. Турбина сейчас подает 1,4 бара, что соответствует 500 силам (по замерам на диностенде). Максимальное — 2,5 и 700 л.с. Коробка передач — ZF от «Эмки» BMW и от нее же редуктор с блокировкой и задняя подвеска. Но передняя подвеска, как не играющая особой роли и обязанная быть помягче, — родная, жигулевская.

Второй любопытный объект, при тюнинге которого, впрочем, не ставилась цель рвать всех на 402 метрах — Mitsubishi Colt Ralliart Version R miniEVO. Владелец использует хэтчбек повседневно, но не отказывает себе и в кольцевых гонках. Во всяком случае заряжен автомобиль серьезно. 1,5-литровый и наддувный 4G15 прошел через курс силовой подготовки: опять же кованая поршневая, иные валы, элементы топливной системы и т. д. Турбина заменена на более производительную с двумя барами отдачи, что, как отмечает владелец, привело к повышению мощности со 163 до более чем расчетных 300 сил. В процессе форсирования мотора пришлось заменить коробку передач — вариатор на «механику» Getrag от Mini, и уже на ее дифференциал была установлена LSD-блокировка. Плюс койловеры Tein в подвеске и доработанные тормоза. Если и предположить, что где-нибудь существует второй подобный Colt этого поколения, этот не станет от того менее своеобразным, даже необычным.

В категории «Внедорожники» при явном уклоне участников нынешнего ЮМШ в экспедиционную подготовку хочется выделить один экспонат — ЛуАЗ 969М «Дракон».

Известно, что ЛуАЗики как средство покорения бездорожья почти вымерли. Но на юге страны все еще могут выступить сырьем для строительства трофи-аппаратов. Был такой пример на прошлом ЮМШ («Лобзик из Лазаревского»). А в этот раз представлен еще один, причем создававшийся по иным принципам. В основе конструкции у него военные мосты УАЗ с подвеской на пружинах. Держатся на А-образных рычагах, которые привязаны к подрамнику, выступающему защитой для «раздатки». Сама РК от ГАЗ-69. Состыкована с нивовской коробкой через вал от Chevy Niva. Двигатель, как вы понимаете, также вазовский.

Стайлинг — еще одна из главных номинаций ЮгМоторШоу. И одна из самых ярких. В буквальном смысле, ибо эти автомобили привлекают прежде всего своей внешностью. И для этого совсем не обязательно переделывать автомобиль полностью — порой достаточно лишь нескольких ярких «штрихов». Пример — Opel Astra J Turbo Александра Колоколова из Краснодара. По словам Александра, он не нашел ничего подобного для своей модели из готового тюнинга и решился на оригинальный проект, который сам придумал и нарисовал. В результате лаконичный обвес яркой расцветки, винилография и антикрыло на крышке багажника создали уникальный и симпатичный образ для заурядного, по сути, хэтчбека.

Еще более сдержанный внешний тюнинг демонстрирует на своей Toyota Celica «Red Apple» Андрей Дмитренко из Краснодара. Первоначально машину пришлось банально восстанавливать, но в процессе работ захотелось улучшить внешность на основе тюнинговых элементов от Bomex и APR. Вроде бы ничего особенного, однако вкупе со специальным цветом, а также стилистически-декоративными доработками по салону и подкапотному пространству автомобиль стал выделяться среди себе подобных.

Lada Largus в понимании большинства — самый что ни на есть утилитарный автомобиль («директорский» вариант, созданный в единичном числе на «АвтоВАЗе» не в счет). Но и его можно затюнинговать по полной программе: сделать широкий обвес, поставить под стать ему 20-дюймовые колеса, добавить винилографии, перешить салон коричневой кожей и, наконец, инсталлировать «музыку» в расчете на серьезные соревнования по автозвуку… Остается только форсировать двигатель и модифицировать подвеску под новые возможности.

Старенький Volkswagen Beetle 1971-го года тоже можно изменить… нет, не до неузнаваемости — с ней как раз все в порядке. Но почему бы не опустить крышу сантиметров так на 15? Потолок, говорите, стал низковат? О’к, уберем мешающую крышу! Заодно немного расширим задние крылья и поменяем оптику. А вместо родного «воздушника» поставим более современный мотор от Гольфа — и можно отправляться в дальний путь. Собственно, владелец этого «Жука» Эйро Эйнман из Эстонии так и делает: в Краснодар он добирался через Санкт-Петербург, а до этого несколько раз бывал в Белоруссии.

А вот Вахтанг Шатарашвили из Сочи тюнинг своего автомобиля начал… с приобретения редкого обвеса Pit Crew Racing для Mazda Miata (выпускался ограниченным тиражом 20 лет назад). И только потом подыскал для него нужный автомобиль. Помимо «кита», отсылающего к 60-м годам, здесь еще масса других тюнинговых компонентов производства преимущественно японских компаний, не только усиливающих новый дух и стиль родстера, но и добавляющих уникальности машине. Один только монодворник от все той же Pit Crew Racing чего стоит! Плюс — заводской цвет Neo Green, коричневый мягкий верх складной крыши и модернизация двигателя с ходовой частью, завершающая гармоничный облик родстера.

Но по-настоящему окунуться в прошлый век на ЮгМоторШоу можно было среди ретроавтомобилей. Кто из нынешней молодежи успел застать, к примеру, микроавтобусы РАФ в качестве маршрутных такси? Да, это были далеко не быстрые и юркие, несмотря на относительно небольшие размеры, машины. Но, черт возьми, до чего же удобные у них родные сиденья — не чета нынешним антивандальным «табуреткам» в ГАЗелях, Транзитах, Дукато и прочих застекленных фургонах! Правда, в этом Рафике компоновка пассажирского салона владельцем немного изменена — проход сделан вдоль правого борта, в то время как в заводском варианте он был смещен ближе к центру.

А как пройти мимо японской классики? Ведь именно такие седаны — Toyota Crown и Nissan Cedric — еще в 90-х годах показали жителям Дальнего Востока и Сибири, насколько комфортным и удобным может быть автомобиль!

Таких машин сегодня осталось немного. А в хорошем состоянии — и того меньше. Вот и владельцу одного из Crown — Андрею Капленко из Ростова-на-Дону — пришлось восстанавливать свой купленный в 2014 году раритет до нынешнего состояния. Благодаря тому, что почти все работы выполнялись самостоятельно, весь бюджет на восстановление составил всего лишь 150 000 рублей — сущая мелочь на фоне ремонтных затрат многих современных иномарок!

Так получается, что в категории «Ретро» на разных МоторШоу обычно побеждают отечественные раритеты — «Волги», «Победы» и т. д. Вот только с учетом их количества — не спорим, порой очень качественно восстановленных — это никакие уже не раритеты. Между тем, в стране, если так можно выразиться, до сих пор дефицит американских и европейских олд- и янгтаймеров. Давайте же несколько восстановим справедливость — расскажем о некоторых интересных ретроиностранцах на ЮМШ-2018.

Один из них — Mercedes-Benz W115 1969 года. Хозяин рассказывает, что «нашел его в курятнике». А потом — «покраска — перешивка — капиталка». Несмотря на то, что у автомобиля есть некоторые не вполне аутентичные вещи, выглядит он потрясающе.

Или вот еще один Мерс. Если 115-й — предтеча современного E-класса, то W111 1963 года — дедушка будущих 140-х «меринов».

Но интересен, конечно, прежде всего не этим — в составе команды из Эстонии своим ходом доехал до Краснодара. Вообще мы не раз уже рассказывали о прибалтийских коллекционерах. И о том, кстати, что больше всего они отдают предпочтение американским «пенсионерам». Таковые приехали к нам и на этот раз. В числе, скажем, Ford Fairlane 1963 года.

Автомобиль приобретался в Швеции и прошел курс полной реабилитации. Не совсем аутентичен, но буквально по мелочам — используется бесконтактное зажигание и установлена современная магнитола. Правда, трамблер в виде имитации сохранен, а «голова» врезана в штатную радиолу.

Зато Pontiac Chieftain 1956-го из той же команды — полностью оригинален. Поскольку не реставрировался и не будет.

В Прибалтике, оказывается, есть такая тема — хранить и даже передвигаться на классике, которая пребывает в естественном виде, со всем накопленным за прожитые годы «багажом». Не иначе rat rod, но натурального исполнения. Этот вот опять же «самоходом» добрался на Шоу, по пути дважды сломавшись (подвел бензонасос и один из ступичных подшипников). Владелец излучает позитив, говорит — надежно, не жалко царапать, модно.

Традиционно в «Проекте» — все то, что не попало в другие номинации, зачастую нечто оригинальное. На нынешнем ЮМШ были и «музыкальные» автомобили, и известные по предыдущим Шоу стилизации под легендарные модели — Ariel Atom и Caterham Super 7. И весьма специфичные, но, видимо, типичные для юга России передвижные «объекты общепита». Мы же подробнее остановимся на нескольких проектах, объединенных одинаковыми темами. Причем одна из них точно отражает ту же южную, а точнее, краснодарскую специфику.

В столице края — пробки! Чуть ли не от рассвета до заката и порой по выходным. Поневоле при отсутствии метро нужно искать какой-то альтернативный способ передвижения и, возможно, совмещать его с аналогичным источником энергии. Мы о велосипедах на электротяге, которые нынче были в ассортименте.

Пожалуй, самый законченный, так сказать, почти промышленный образец среди них — «Велоскат». Рама создана из легированной стали и на вид — дизайнерски проработанный объект. В передней части — 48-вольтовый аккумулятор на 25 Ач, питающий полуторакиловаттное мотор-колесо. Весит этот электробайк 30 кг, разгоняется до 60 км/ч, запас хода составляет 55-60 км, после чего нужно два-три часа для зарядки. Ободы колес — кастомные. Передняя вилка и задний амортизатор от серийных велосипедов. Сохранены все звездочки, поэтому после высадки АКБ можно переходить на педальный привод.

Мотор-колесом (1,5 кВт) приводится и «РеверсБот». Но аккумулятор (30 Ач, запас хода 85 км, «максималка» 72 км/ч) расположен у заднего колеса и вместе с ним и сиденьем объединен частью рамы, подвешенной на амортизаторе. Здесь есть «бак» — в прямом смысле, порезанный, от «Явы». Но в нем расположена «музыка». В том числе из-за нее вес аппарата достигает 48 кг.

По-иному решен привод Phantom`а — электромотором (750 Вт), который вместе с педалями представляет единый модуль. АКБ (18 Ач) расположена, как на «Велоскате», вес 35 кг. Запас хода, по словам создателя, — 80 км.

Интересная тема! Правда, пока все-таки недешевая. Разные авторы говорят и о 100, и о 200 тысячах рублей. С другой стороны, серийные китайские «электровелики», чьи характеристики скромнее, подороже будут. При этом тот же «Велоскат» уже делается на заказ. А вот вам еще одно решение транспортной проблемы Краснодара — ленивец Novaka. Его передняя тележка — это гироскутер. То есть управляется ногами, но сидя. Кресло размещено над зависимой задней осью, соединенной посредством рессоры со скутером и имеющей амортизаторы. Суммарная мощность мотор-колес — 700 Вт. Питание — литиевые аккумуляторы на 8 Ач, которые высаживаются за час. Зарядка занимает четыре. В планах автора перейти на солнечную энергию, спинка сиденья и верх позволят разместить батареи.

Что никогда не будет серийным, так это хот-роды. Зато фантазия их создателей не ограничена какой-то определенной техноконфигурацией. Как и стиль.

Вот, скажем, проект ГАТО из Армавира. Пример постройки хот-рода на отечественных узлах и агрегатах. Уазовская рама, передняя балка от 24-й «Волги», мост газелевский, кабина ГАЗ-51 и горьковская же «восьмерка» с очень свободным выпуском. Кроме того, много оригинальной, но вполне уместной «бижутерии». В общем, по американским, казалось бы, лекалам, однако в отечественном исполнении. Таким мог быть наш хот-род, родись он во времена СССР.

Ставропольский «Барон», напротив, классический представитель заокеанского хот-родинга. Хотя и построенный у нас. Основой послужил Dodge Brothers Coupe 1928 года. Ему перекроили раму, чтобы установить двигатель дальше в базу. Сделали чоп-топ, использовали 7,5-литровую «восьмерку» Buick 1959 года, чей объем увеличили на литр. Теперь здесь спереди и сзади американского производства рычаги и много всяких штатовских фенечек.

Армавирский Hanomag Kurier — это некое смешение предыдущих проектов. Как следует из названия, основой послужил «немец», 1936 года выпуска. От него тут кабина, посаженная ниже на раму и наклоненная вперед. Двигатель вовсе не хот-родинговый — 2,9-литровый V6 от Ford Granada, зато расточенный до 3,2 л и с механическим нагнетателем. Коробка от этой же модели и задняя подвеска с редуктором. Рейка с Escort. Но передняя балка волговская. Сиденья, что интересно, от наскаровских прототипов, заказывались в США.

Trabant оттуда же к указанному направлению не причислишь. Объем же работ по нему, вернее, их сложность, не исключено, даже выше. Под пластиковый кузов с минимумом силовой структуры подгонялся передний подрамник с подвеской от VW Golf. Задняя подвеска на продольных рычагах создавалась с нуля. Под капотом — фольксвагеновская «четверка» с впрыском и компрессором. Посмотрите, насколько там все плотно упаковано!

Нечто совершенно особенное представляет собой ГАЗ М20 «Победа». Автор показывал свой проект на прошлом ЮМШ. Тем не менее не спешите с выводами. Тогда практически аутентичный снаружи автомобиль приводился ниссановским RB20 и нес в себе агрегаты «немолодых» Skyline. Теперь же полностью переведен на составляющие от Infiniti G35. Имеет двигатель VQ35 и независимые подвески. Причем, в отличие от большинства подобных работ, кузов отечественного автомобиля не посажен на обрезанную платформу «японца». К центральной части силовой структуры «Победы» приваривались лонжероны Infiniti со всеми рычагами и прочими элементами. В стадии доработки передняя панель. И уже сейчас свет на нее падает в том числе и через выполненную на заказ панорамную крышу.

Ну и куда в «Проекте» без самоделок. Каждый раз, рассматривая их, находишь что-то новое. Либо как минимум видишь своеобразно поставленные цели, которые влияют на технические решения. Так, создателю багги Coyote Hunter важно было уложиться в минимальный бюджет. В итоге машина собиралась буквально из того, что попадалось под руку. Это опять же шкворни ГАЗ, рулевая рейка Mazda 626, задние ступицы «Нивы» с цапфой от «Москвича»-2141 и подшипниками Renault Logan. Передняя панель — корпус телевизора с частью бампера от какой-то Toyota. Однако рычаги все кастомные и двигатель грантовский, притом несколько форсированный. Весит багги 600 кг и, по утверждениям автора, быстро и с комфортом перемещает по пересеченной местности.

Nemesida — чуть тяжелее (700 кг) и в целом это бестия из другого мира. Вернее, конечно, богиня, но в данном случае не возмездия, как в греческой мифологии, а скорости. Время на квотере всего 11,02 секунды. «Сотню» разменивает за три секунды. И это при давлении в 1,4 бара при проектном 2,5. Отвечает за такие результаты 3S-GTE с «механикой» и самоблоком Torsen, доставшийся от MR2 и установленный точно так же — сзади, поперечно. После подготовки развивает 600 сил, что не предел. Каркас (никаких кузовных панелей не будет) сварен из холоднотянутой трубы. Подвески кастомные, койловеры установлены горизонтально.

Мотобратия — особая каста на наших дорогах, не менее пестрая, чем автомобилисты. Но среди доработанных двухколесников на основе известных или не очень серийных моделей из общего ряда выделялся кастомный байк СЗД-«Крыса» Владимира Засухина из Краснодара. Какой-то основы от серийного мотоцикла здесь нет: проект создавался из скопившихся в мастерской старых деталей вокруг двигателя от мотоколяски (отсюда и первая часть названия — СЗД). А все остальное, будучи в таком же, познавшем жизнь виде, дало вторую часть имени (по аналогии со стилистикой Rat Look). Байк получился предельно бюджетным, но при этом очень оригинальным и притягивающим взгляд.


 

Полные итоги судейского голосования ЮгМоторШоу-2018:

По сложившейся традиции Drom.ru представляет полные итоги судейского и зрительского голосования ЮгМоторШоу-2017, а также выбор интернет-пользователей.

«Инженерия», учредитель номинации KYB — Официальные амортизаторы Фестиваля (Гран-при — 100 000 рублей).

1. ВАЗ-2101 «Дрэгстер» (Андрей Остапец, Каневская, Краснодарский край) — 42 балла.
2. Mitsubishi Colt Ralliart Version R (miniEVO) (Евгений Овчаренко, Краснодар) — 39 баллов.
3. Toyota MR2 SW20 «Красная фурия» (Руслан Титков, Ростов-на-Дону) — 35 баллов.
4-5. Renault Duster RS (Дмитрий Красов, Шахты, Ростовская область) и BMW 3-й серии «Злодей» (Роман Любименко, Краснодар) — по 32 балла.

Итоговый судейский протокол

Александр Руденко — главный судья номинации «Инженерия», владелец мастерской STL-tuning, судья первой категории Российской автомобильной федерации, победитель и призер чемпионатов по Time Attack и ралли-спринту:

— Чуть недобравшие до «призов» Renault Duster RS и BMW 3-й серии «Злодей» — совершенно разные, но очень оригинальные проекты. Оба очень интересно выполнены и соответствуют целям постройки. Duster вообще можно было отнести в категорию «Проект», а BMW немного не хватило выставочного лоска, большей аккуратности и хорошей презентации, чтобы стать Топ-1.

Toyota MR2 SW20 «Красная фурия» — подтверждает направление этого ЮМШ как фестиваля быстрых городских авто. Аккуратно, разумно и с подтвержденными результатами. Сегодня этого оказалось достаточно для призового места.

Mitsubishi Colt Ralliart Version R (miniEVO) — viva streetracing! Разрыв шаблона — сложно, но очень интересно. Неформат, но полностью соответствующий целям постройки и показанным результатам. И уверенное «серебро» в итоге.

ВАЗ-2101 «Дрэгстер» — достаточно интересный автомобиль, с разумной постройкой под конкретные цели плюс хорошая презентация от владельца, соответствие техническим требованиям в заявленной дисциплине и весьма достойные результаты авто. В итоге закономерная победа, пусть не с максимальными, но стабильно высокими оценками от всех судей.

«Внедорожник», учредитель номинации — «Европа Плюс Краснодар» (Гран-при — 100 000 рублей).

1. УАЗ Патриот (Виктор Дзюбин, Ставрополь) — 99,5 балла.
2. Toyota Tundra «Беговой слон» (Владимир Щичко, Краснодар) — 82,5 балла.
3. ВАЗ-21213 «Нива» («Бродяга бездорожья») (Станислав Федорюк, Ставрополь) — 65 баллов.
4. Toyota Hilux 2016 «Белый холодильник» (Алексей Черников, Ставрополь) — 61,5 балла.
5. Jeep Wrangler (Андрей Рисованный, Краснодар) — 55 баллов.

Итоговый судейский протокол

Андрей Пазычев — главный судья номинации «Внедорожник», председатель Комитета внедорожных дисциплин Краснодарской краевой федерации автоспорта:

— Приведу не только свое мнение, но и судей коллегии. Итак. Jeep Wrangler. Скорее всего, автомобиль возьмет Приз зрительских симпатий (что и случилось — ред.). Но это не внедорожник, а шоу-кар. Владелец демонстрирует серьезный рост технической грамотности, по сравнению со своим проектом на ЮгМоторШоу-2015 уже отличает тягу Панара от реактивной тяги, даже начал ездить на машине по бездорожью. Но все-таки это машина не для леса, и сам владелец к «лесу» имеет опосредованное отношение. Тюнинг в обратном направлении — не как путь решения возникших проблем и преодоления встретившихся трудностей, а тюнинг-солянка. Решения грамотные (видно, что ребята в ателье, строившем машину, знают свое дело), но местами спорные, явно в угоду внешнему виду. Владелец не в курсе сложностей, возникавших при постройке. Это следующий этап после изучения матчасти — окунуться в мир условий и компромиссов, понять, что постройка такой машины — это сложности отнюдь не вида «ну там подпилить, тут подварить». Лифт — с практической точки зрения (а вот с точки зрения эксплуатации автомобиля по бездорожью и не очень) абсолютно ненужная вещь. Он приносит больше вреда, чем пользы, а гигантский лифт приносит только вред. Отсутствие необходимости в лифте как таковом явилось в этом году на «Ладоге трофи», когда в «Прото» прибалты привезли низкие быстрые «котлеты» (автомобили оригинальной конструкции) с нижним уровнем кокпита, начинающимся на уровне мостов… В данном же случае гиперлифт привел к ГОРу (гидрообъемному рулевому механизму), пользоваться которым «по гражданке» — самоубийственно. Отсутствие реактивной связи с колесами — к серьезным сложностям при управлении на высоких скоростях. Нельзя с таким рулевым передвигаться по дорогам общего пользования!

ВАЗ-21213 «Нива» («Бродяга бездорожья»). Компромисс путешественника и «проходимца». Дружный семейный экипаж, накатывающий в год 70 000+ км на этой «Ниве», вызывает уважение. И пусть она («Нива») не блестит и не сверкает, не привлекает внимание, но проехала — в том числе и по бездорожью — поболее, чем иные конкурсанты. Глубокое уважение вызывает продуманный труд, вложенный в машину. Технологии не из интернета, каждое решает осознанно поставленную задачу — путешествия вне дорог и по дорогам. Глядя на этот экипаж, понимаешь — не место красит человека. Казалось бы, «Нива» — что в ней может быть? А может быть в ней очень многое: душа, море вложенного труда и через это целая жизнь положительных эмоций владельцам.

Toyota Tundra «Беговой слон». Органайзер в заднем правом крыле, подвеска лонг-тревел, лучшая презентация проекта с технической точки зрения (целый альбом поэтапного движения проекта от стока до текущего состояния), отличное знание матчасти! Бюджет велик, но не мажор. Чертежи, эскизы, инструмент — вот она, современная реинкарнация советских гаражных кулибиных. Несмотря на то, что пикап — реальный комфортный путешественник, с учетом того, что семья — четыре человека, и один из них младенец. Запас хода 1000+ км, глубокое погружение в технологии и процессы.

И, наконец, победитель — УАЗ Патриот. Грамотный подход, идеальный баланс «проходимца» и путешественника. 1100+ км запас хода вызывает глубокое уважение. Машина на первый взгляд простая, но это во многом за счет продуманности. Оптимальное использование внутреннего пространства, высокая автономность. В современный век тюнинга «китами» человек, творящий своими руками, с учетом того, что результат не «я художник, я так вижу», а вполне грамотные решения, решающие как раз задачи, возникавшие в процессе эксплуатации (в первую очередь внедорожной) — в общем, это вызывает уважение. Уважение и уверенность, что никому нас не завоевать. Машина 2007 года — больше десяти лет, а состояние говорит о том, что ее вполне можно передавать по наследству.

«Стайлинг» (Гран-при — 100 000 рублей).

1-2. Toyota Chaser Hulk (Александр Феофилактов, Ростов-на-Дону) и Toyota Mark II (Денис Пуша, Майкоп) — по 101 баллу.
3. Автомобиль-мотоколяска С-3А «Колибри» (Виталий Виниченко, Майкоп) — 95 баллов.
4. Nissan Skyline R33 Rocket Sky (Валерий Стюф, Краснодар) — 90 баллов.
5-7. Volkswagen Passat B5+ modest («Скромняга») (Виталий Гусев, Приморско-Ахтарск, Краснодарский край), Hummer H2 King Kong (Павел Фесюнов, Краснодар) и Buick LeSabre Custom Night Violet («Сочи Авто Спорт Музей») — по 82 балла.

Итоговый судейский протокол

Алексей Степанов — главный судья номинации «Стайлинг», бильд-редактор Drom.ru, автомобильный журналист, эксперт, главный судья в номинации «Стайлинг» на БайкалМоторШоу 2006-2017 годов, ЮгМоторШоу 2015-2017 годов, СибирьМоторШоу-2017, УралМоторШоу-2018:

— Вот и настал праздник на улице почитателей тюнинга классических японских автомобилей вообще и семейства Mark II в частности: сразу два представителя этой когорты не просто пробились в призеры, а разделили первое место. Но если Toyota Chaser Hulk ростовчанина Александра Феофилактова участвовала в ЮгМоторШоу в прошлом году (став третьей в номинации «Стайлинг» и победив в номинации «Выбор пользователей Drom.ru»), то Toyota Mark II Дениса Пуши из Майкопа — дебютант нашего шоу. Тем интереснее было посмотреть, насколько разные и насколько похожи эти два автомобиля. Именно схожесть — в первую очередь в достаточно высоком качестве всех доработок (Hulk, правда, за минувший год нажил несколько мелких дефектов своего обвеса, что, впрочем, лишь подтверждает, что машина не только и не столько выставочная, сколько вполне себе ездовая-повседневная), а также в гармоничной и выверенной стилистике вкупе с широким спектром доработок вообще — позволили этим автомобилям получить высокие оценки судей.

На третьем же месте оказался автомобиль-мотоколяска СЗА «Колибри» Виталия Виниченко из Майкопа. Эта желтая «канарейка» участвовала во всех ЮгМоторШоу и каждый раз ей не хватало какой-то малости для победы. Возможно, потому, что стайлинг — лишь часть большого спектра переделок и доработок бывшей мотоколяски для инвалидов. И для победы именно в «Стайлинге» этого, увы, не хватает.

Еще один неординарный автомобиль — Buick LeSabre Custom Night Violet, представленный «Сочи Авто Спорт Музеем» — недобрал баллов только из-за того, что основополагающие доработки и изменения автомобиль пережил еще у прошлого владельца в Америке. За вычетом этого фактора Бьюик — один из лучших тюнинговых автомобилей не только в номинации «Стайлинг», но и всего ЮгМоторШоу-2018.

«Ретроавтомобиль» (Гран-при — 100 000 рублей).

1. «Москвич-401А1» («Капсула времени») (Фемий Кизлевли, Анапа, Краснодарский край) — 182 балла.
2. «Москвич-408» (Али Кизлевли, Анапа, Краснодарский край) — 170 баллов.
3. ГАЗ-М-20Б «Победа-кабриолет» (Сергей Сычев, Новочеркасск, Ростовская область) — 167 баллов.
4. Lincoln Continental (Борис Малхасян, Сочи, Краснодарский край) — 157 баллов.
5. Buick Riviera (Евгений Руднев, Краснодар) — 150 баллов.

Итоговый судейский протокол

Владислав Дерман — главный судья номинации «Ретроавтомобиль», судебный автоэксперт ООО «ИПБ «Эксперт»:

— Номинация «Ретроавтомобиль» в этом году была изначально представлена 56 экспонатами — в полтора раза больше, чем в прошлом году. К сожалению, не все владельцы смогли представить свои транспортные средства на обозрение зрителям в дни проведения шоу. Но и те, что были выставлены на площадке, вызывали неподдельный интерес у посетителей. Острая конкурентная борьба развернулась между тремя автомобилями. Хотя каждый из представленных на шоу экспонатов нашел своего поклонника.

ГАЗ М-20Б «Победа-кабриолет» производил прекрасное впечатление на зрителей. Достаточно редкий автомобиль, малыми сериями производившийся советским автопромом. Отлично проведенные работы по реставрации. Тем не менее, с учетом особенностей представленного экземпляра у судей возникли сомнения в принадлежности всех кузовных деталей автомобилю типа кабриолет. Поэтому балл в графе протокола в отношении идентичности кузова автомобиля был снижен. Но в целом — достойный экспонат, один из лучших, представленных на шоу.

Второе место занял «Москвич-408» из Анапы. Прекрасно восстановленный экземпляр. Особое внимание уделено мелочам, а из них, как известно, складывается общее впечатление. Полностью работоспособны узлы и детали автомобиля. Оригинальные шины — большая редкость. Декор, состояние салона — практически в идеальном состоянии.

Победитель — «Москвич 401А1» (владелец — Фемий Кизлевли). Не многие посетители ЮгМоторШоу-2018 обратили внимание на это маленький, невзрачный, на первый взгляд, автомобильчик. И тем более будут удивлены его победой. Но ценность не в редкости самой модели. «Четырехсотых» и «четыреста первых» «Москвичей» сохранилось достаточно. Здесь ценность — его состояние. Оно не «максимально приближенное к оригинальному» — автомобиль просто в оригинальном состоянии. Оборудование соответствует году выпуска — 1956. И даже лампы в фарах имеют маркировку I-56 (1956 год). И что удивительно — они работают. Много ли вы видели работающих лампочек того времени? Сохранена оригинальная шестивольтовая бортовая система электроснабжения автомобиля (и за это были добавлены баллы). Автомобили в таком состоянии наиболее ценятся в среде коллекционеров. Ведь по такому экземпляру можно определить цвет, форму, материалы отделки, комплектацию, расположение отдельных деталей, приборов. А то, что автомобиль проехал 160 км своим ходом, добавляет уважения его владельцу, приложившему немало сил для поиска автомобиля и сохранения его в первоначальном виде.

«Мотоцикл», учредитель номинации — Муниципальная телерадиокомпания «Краснодар» (Гран-при — 50 000 рублей).

1. Honda CB650 «Зеленый шершень» (Олег Чихачев, Анапа, Краснодарский край) — 24 балла.
2. Трицикл «Мамонт Motors» (Вадим Каримов, Новочеркасск, Ростовская область) — 18 баллов.
3. Yamaha Road Star 1600 «Кирюша» (Сергей Янатьев, Ставрополь) — 11 баллов.
4-5. Harley-Davidson Softail Springer («Брат») (Богдан Благуш, Краснодар), трайк «Перец Чили» (Антон Саленко, Краснодар) — по 11 баллов.

Итоговый судейский протокол

Михаил Парсалиди — главный судья, мотоциклист со стажем, ведущий байк-фестивалей в Крымске, чемпионата России в классе «Эндуро-кросс» в Абинске, соорганизатор моточетверга в Краснодарском парке 30-летия Победы:

— Третье место поначалу разделили сразу три участника, и судьям пришлось проводить дополнительное голосование. В итоге «бронзу» получил Yamaha Road Star 1600 «Кирюша» Сергея Янатьева из Ставрополя. Полностью переделана задняя часть и вилка, покраска, судьям особенно понравилось решение спрятать все в оригинальный руль.

Трицикл «Мамонт Motors» — сразу виден огромный объем работ по металлу. Все детали необычны: сиденья, вилка, руль. Авторы хорошо поработали и к тому же эффектно представили свою работу: с гитаристом и настоящим рыцарем плюс ко всему самостоятельно изготовленной головой мамонта, чем все два дня радовали зрителей. Заслуженное второе место.

Ну а первое место по единодушному мнению судей занял «Зеленый шершень» из Анапы. Выдержанный стиль Cafe Racer, высочайшее качество работы — идеальное сочетание цвета корпуса и сиденья, скрупулезное продумка каждой детали.

«Проект», учредитель номинации — KYB — Официальные амортизаторы Фестиваля (Гран-при — 100 000 рублей).

1. ГАЗ-М-20 «Победа» (полный кастом) (Яков Хараян, Ростов-на-Дону) — 33 балла.
2. Самодельный CHAS2 (Алексей Чугункин, Новороссийск, Краснодарский край) — 21 балл.
3. Nemesida 3S-GTE 2.0 (Роман Кочкаров, Черкесск) — 19 баллов.
4-5. Хот-род ГАТО (Артур Есаян, Армавир, Краснодарский край) и ВАЗ-21099 «Проект ТТ» (Надежда Пефти, Краснодар) — по 17 баллов.

Итоговый судейский протокол

Александр Руденко — главный судья номинации «Проект», владелец мастерской STL-tuning, судья первой категории Российской автомобильной федерации, победитель и призер чемпионатов по Time Attack и ралли-спринту:

— Хот-род ГАТО и ВАЗ-21099 «Проект ТТ» — очень разные концепции, но разделили четвертое место: бывший кольцевой ВАЗ, перепиленный девушкой в звуковое авто с крутым результатом за мизерный бюджет и сумасшедший хот-род с крутой презентацией и вау-эффектом. Nemesida 3S-GTE 2.0 — многолетний классный проект: с результатом, идеей и интересом. Прошлогодний победитель Самодельный CHAS2 — просто круто!!!

ГАЗ-М-20 «Победа» — это победа баланса. Аккуратный, продуманный, соответствующий целям постройки проект-победитель. Техника, к которой приятно подойти и о которой приятно говорить.

«Стенс Статик», учредитель номинации — Муниципальная телерадиокомпания «Краснодар» (Гран-при — 25 000 рублей).

1. Volkswagen Jetta El Dandy (Юрий Федин, Волжский, Волгоградская область) — 193 балла.
2. Volkswagen Golf GTSport Mk5 Stance Taxi (Владимир Жарков, Краснодар) — 175 баллов.
3. АЗЛК-2141 Rat Look (The Trash Garage, Краснодар) — 149 баллов.
4. ВАЗ-2109 Pandora (Антон Коваленко, Михайловск, Ставропольский край) — 130 баллов.

Итоговый судейский протокол

«Стенс Пневмо», учредитель номинации — «Европа Плюс Краснодар» (Гран-при — 25 000 рублей).

1. Volkswagen Beetle (Bagged Blue Beetle) (Дмитрий Стародубцев, Краснодар) — 232 балла.
2. ВАЗ-2121 Lada Niva #stanceniva (Константин Ляхов, Краснодар) — 223 балла.
3. Nissan 350Z (Арсен Арушанов, Краснодар) — 214 баллов.
4. Hyundai i30 KoreaStance (Алексей Овчаров, Ростов-на-Дону) — 213 баллов.
5. Volkswagen Golf Mk6 (Владимир Черный, Ростов-на-Дону) — 209 баллов.

Итоговый судейский протокол

Антон Серков — главный судья номинации «Стенс», директор по развитию проекта «Проверенные авто» на Drom.ru, автор публикаций о тюнинге автомобилей, участник фестивалей Slammest и «Радикальная осень» в 2014-2015 годах. В стенс-тусовке с 2012 года:

— За несколько недель до фестиваля переживал за состав участников: вдруг не наберем кворум? Однако уже в начале сентября стало понятно: стенсу на ЮМШ быть! Количество заявок позволило провести предварительный отбор без риска увидеть пустую площадку. И хотя в день судейства на площадке присутствовало всего четыре проекта «Статик» и 14 — «Пневмо», конкуренция оказалось серьезной, было много новых проектов, качество подготовки которых приятно удивило (с прежних фестивалей было представлено только три автомобиля). Направление стенс на юге России развивается! Нам лишь оставалось оценить это развитие через призму доработанного регламента.

В категории статичных автомобилей, набрав 193 балла, победил Юрий Федин из Волжского (Волгоградская обл.) с черным Volkswagen Jetta. Все судьи оценили великолепный фитмент, низкий клиренс и комплекс доработок по каждой из категорий. Приятным дополнением стал альбом, в котором наглядно задокументированы все изменения. На его фоне померкли даже такие яркие проекты, как Volkswagen Golf Stance Taxi и Rat Look на базе АЗЛК-2141.

Среди автомобилей с регулируемой подвеской на пневмоэлементах интрига сохранялась до самого финального подсчета очков. Фаворитами стали невероятно широкий Nissan 350Z Арсена Арушанова, зеленая «Нива» Константина Ляхова (о которой мы подробно рассказали недавно) и Volkswagen Beetle амбассадора краснодарского стенс-движения Дмитрия Стародубцева. Последний и стал обладателем Гран-при с результатом 232 балла. Этот проект является примером идеального стенса-формата: тут и фитмент, и минимальный клиренс, и инсталляция пневмокомпонентов в багажнике, и правильные колеса в великолепном состоянии. Наконец, голубой «Жук» сам по себе притягивает взгляды, а в комплексе с подобными доработками — и подавно. «Нива» отстала на девять баллов: не хватило завершенности и занижения: из-за больших колес дорожный просвет оказался слишком велик. Планы доработок на следующий сезон должны вывести в абсолют и эти параметры, а пока — почетное второе место. Замкнула пьедестал красная «Зетка», созданная по канонам американской и японской школ стенса (результат — 214 баллов).

Приятно наблюдать, что рост интереса к стенс-движению заметен не только на количественном, но и на качественном уровне. Всё больше участников уделяют внимание деталям и не боятся экспериментировать. А значит, в следующем году нас ждут еще более неординарные проекты, которые мы с удовольствием расставим не только на площадке фестиваля, но и на пьедестале.

«Лада-стайл» (Гран-при — 50 000 рублей).

1. Lada-2108 Musical Corch (Эмиль Жаде, Астрахань) — 101 балл.
2. ВАЗ-21061 Sour Custom (Сергей Коротицкий, Кисловодск, Ставропольский край) — 92 балла.
3. Lada-2108 All inclusive (Семен Николенко, Волгоград) — 90 баллов.
4. ВАЗ-2108 № 138 (Александр Кривобоков, Краснодар) — 89 баллов.
5. Lada Largus «ГусЪ» (Дмитрий Люсов, Пермь) — 86 баллов.

Итоговый судейский протокол

Алексей Степанов — главный судья номинации «Лада-стайл», бильд-редактор Drom.ru, автомобильный журналист, эксперт, главный судья в номинации «Стайлинг» на БайкалМоторШоу 2006-2017 годов, ЮгМоторШоу 2015-2017 годов, СибирьМоторШоу-2017, УралМоторШоу-2018:

— При оценке стайлинга самым весомым в плане начисляемых баллов является критерий объема/количества доработок. Именно он в итоге и стал решающим в определении победителя в данной номинации. Астраханец Эмиль Жаде со своей Lada 2108 «Musical Corch» участвовал в ЮгМоторШоу в прошлом году и тогда всего один балл отделил его от победителя. Нынче же соперничать с ним никто не смог. Да, качество здесь далеко не идеальное, а многие доработки порой даже излишне бюджетные в сравнении с аналогичными образцами в стане иномарок. Но вот их объем, в том числе и собственно по стайлингу, впечатляет: в машине вряд ли найдется хоть что-то, что так или иначе не было изменено. Так что после подсчета баллов победитель не вызвал удивления.

ВАЗ-21061 «Sour Custom» Сергея Коротицкого из Кисловодска приятно удивил высоким качеством доработок, которые и позволили этому проекту с минимальными внешними изменениями (основные доработки здесь скрываются в салоне и под капотом, причем во втором случае это именно стайлинг, а не инженерия, как можно подумать поначалу) подняться на второе место. Да и у двух «восьмерок», занявших третье и четвертое места, именно качество стало основным определяющим фактором высоких баллов.

К сожалению, вне призовых мест остались такие симпатичные машины, как обе участвующие в номинации «Нивы» (Лада Бронто «Биткоин» и Lada 4x4 «БронтоНива»), а также приехавший из Перми участник УралМоторШоу-2018 Lada Largus «ГусЪ» и теперь уже постоянные участницы ЮгМоторШоу Lada Priora и ВАЗ-2109 «Magenta». Каждый из этих автомобилей по-своему интересен и без сомнения уникален, а их создатели заслуживают самых добрых слов и признания.

«Ретромотоцикл» (Гран-при — 50 000 рублей).

1. Wanderer 1SP (Евгений Бервиненко, Ставрополь) — 166 баллов.
2. Jawa 250 typ 559 с коляской Velorex 560 (Павел Клишин, Ставрополь) — 154 балла.
3-4. BMW R12 (Роман Борщев, Аксай, Ростовская область) и Мотоцикл BSA (Геннадий Волошин, Таганрог, Ростовская область) — по 150 баллов.
5. Wanderer 1SP (Гайк Меликсетян, Майкоп) — 108 баллов.

Итоговый судейский протокол

Владислав Дерман — главный судья номинации «Ретромотоцикл» , судебный автоэксперт ООО «ИПБ «Эксперт»:

— Номинация «Ретромотоцикл» в этом году была не столь обширна, но при этом каждый экземпляр мототехники достоин написания отдельной статьи с рассказами их владельцев о своих «питомцах». Конкуренция была высокой, о чем говорит минимальный разрыв по итоговому количеству баллов между победителями. Невозможно выразить в сухих цифрах оценки то количество сил, труда, времени и, конечно же, средств, которое вложили в свои экспонаты их владельцы.

Третье место в номинации занял BMW R12 Романа Борщева, к слову, неизменно побеждавший на предыдущих фестивалях. Прекрасная реставрация, отличное внешнее состояние, полная работоспособность, комплектация. Отлично смотрится владелец в советской форме на трофейном мотоцикле.

Второе место — Jawa 559+Velorex 560 Павла Клишина. Объем восстановительных работ мотоцикла с коляской увеличивается по сравнению с мотоциклом-одиночкой. Соответственно, увеличено и количество максимальных баллов для этой техники. Громадный объем проделанной работы при восстановлении. Звук работающего мотора пробуждает ностальгические чувства многих зрителей, мечтавших в 70-80-х годах о таком мотоцикле.

Победитель — Wanderer 98 SP1 Евгения Бервиненко. Примечательно, что в прошлом году этот мотоцикл занял второе место, но был доработан. Прекрасная реставрация, пристальное внимание владельца к мелочам и тонкости декора, максимальное приближение к оригиналу даже в использовании материалов. Работоспособность всего оборудования, даже батареи стояночного освещения.

«Приз зрительских симпатий» (Гран-при — 100 000 рублей).

1. Jeep Wrangler (Андрей Рисованный, Краснодар) — 571 купон от билетов.
2. Мотоцикл М-72 (Руслан Хуако, Яблоновский, Адыгея) — 378 купонов.
3. Buick LeSabre Custom Night Violet («Сочи Автоспорт Музей») — 302 купона.
4. Трицикл «Мамонт Motors» (Вадим Каримов, Новочеркасск, Ростовская обл.) — 176 купонов.
5. Хот-род ГАТО (Артур Есаян, Армавир, Краснодарский край) — 158 купонов.
6. Jeep Cherokee «Черокез» (Дмитрий Малько, Анапа, Краснодарский край) — 154 купона.
7. ВАЗ-2101 «Дрэгстер» (Андрей Остапец, Каневская, Краснодарский край) — 150 купонов.
8. Buick Riviera (Евгений Руднев, Краснодар) — 148 купонов.
9. Трайк «Перец Чили» (Антон Саленко, Краснодар) — 106 купонов.
10. Nissan Skyline R34 из Need for Speed (Виктор Неменко, Краснодар) — 95 купонов.

Итоговый судейский протокол

Иван Умбрас — главный судья, заместитель председателя клуба «Кубань Ретро»:

— Как правило, в номинации «Приз зрительских симпатий» побеждает участник, усиливающий свою экспозицию экстравагантной Группой поддержки. Собственно, так было на ЮгМоторШоу в 2015 году, когда тот же Андрей Рисованный взял «Приз зрительских симпатий» с проектом Jeep Wrangler Rubiсon. На этот раз Андрей Группу поддержки не представил, но его проект смотрелся еще более экстравагатно (Дром рассказывал об этом несколько дней назад). Это, а также то, что Андрей устроил «День открытых дверей» (посетители могли буквально облазить весь его эффектный автомобиль), и сыграло решающую роль.

«Выбор организаторов» (Гран-при — 100 000 рублей).

1. Реплика Caterham Super 7 «Стриж» и Автомобиль-мотоколяска С-ЗА «Колибри»

Игорь Верхозин — продюсер ЮгМоторШоу:

— Круг обсуждения возможных победителей нашей редколлегией (голосовали авторы этого репортажа) свелся к десятку претендентов, но выбор в итоге пал на Виталия Виниченко. Во-первых, Виталий — один из немногих, кто участвовал во всех четырех наших фестивалях на юге России. Во-вторых, постоянно поднимался достаточно высоко: второе, два третьих и одно четвертое место (и в этом случае этот приз можно назвать «За волю к победе»). В третьих, на выставке он представил сразу два незаурядных проекта. Собственно, сумма всех этих факторов и стала решающей в выборе.

«Группа поддержки» (Гран-при — 50 000 рублей,второе место — 30 000 рублей, третье место — 20 000 рублей).

1. Toyota MR2 Roadster Adrenaline 3S-GTE (Андрей Киевский, Армавир, Краснодарский край) — 93 балла.
2. BMW R100RT «Баварец Brats» (Олег Чихачев, Анапа, Краснодарский край) — 88 баллов.
3. Buick Riviera (Евгений Руднев, Краснодар) — 74 балла.
4. Трицикл «Мамонт Motors» (Вадим Каримов, Новочеркасск, Ростовская обл.) — 61 балл.
5. Jeep Grand Cherokee D`Red (Дмитрий Лазаренко, Анапа, Краснодарский край) — 57 баллов.

Итоговый судейский протокол

Александр Поляков — главный судья, многократный чемпион Краснодара и Краснодарского края по спортивно-бальным танцам, судья ОРТО третьей категории, тренер:

— Третье место заняла группа поддержки автомобиля Buick Rivera. Девочки показали достойный номер на сцене, но немного уступили в исполнительском мастерстве. На площадке эта команда оба дня работала очень активно, но ей не хватало зрелищности и целостности. Отдельно хотелось бы выделить команду мотоцикла М-72 и Studebaker US6. Они превосходно работали оба дня на площадке — зрители смогли в полной мере погрузиться в атмосферу времен Великой Отечественной войны.

Второе место — у группы поддержки мотоцикла BMW R100RT «Баварец Brats» — выступление девушек со сцены тянуло на первое место. Возле мотоцикла эта команда работала оба дня, но по зрелищности немного уступила победителю.

Ну а первое место заняла группа поддержки автомобиля Toyota MR2 Roadster Adrenaline 3S-GTE, они показали прекрасный номер со сцены, сочетающий в себе высокий уровень мастерства и стилизацию под представляемый проект. На протяжении двух дней они устраивали шоу возле авто, собирая внушительную аудиторию.

Выбор пользователей Drom.ru.

1. VW Passat B5+ modest «Скромняга» (Виталий Гусев, Приморско-Ахтарск, Краснодарский край) — 4053 «лайка».
2. Лада Бронто «Биткоин» (Евгений Нечаев, Новоалександровск, Ставропольский край) — 3497