Кроссовер не покупают для постоянной езды по бездорожью, но предполагается, что когда-нибудь заехать в какие-то дебри доведется. Воспользовавшись пребыванием Арканы в Прибайкалье, мы бросили ее «под танк» — на неизведанную лесную дорогу, да еще с форсированием таежной реки. Конечная цель экспедиции — затерянная в тайге заповедная пещера Охотничья.
Задачу редактор поставил конкретную — потерзать «Аркашу» как следует, с пристрастием. Если не с целью выявить пределы проходимости, то постараться нащупать эту грань в реальных условиях. И то верно, кроссовер возник перед нашей командой как столичный мажор, но бледный и грустный после изнурительной самоизоляции в тепличных условиях. А тут ему такие радости — горы, броды и таежная колея в заповедной зоне Приморского хребта, что подпирает Байкал с его западного побережья. По главной здесь дороге люди мчатся в село Большое Голоустное, чтобы предаться дикому пляжному отдыху.
Нам же за пару десятков километров до берега озера нужно свернуть налево, в неприметный съезд, теряющийся в массиве хребта в качестве проводника к пещере Охотничья (о ней позже).
Но как на этом «недоджипе» соваться в глухомань? Приличной геометрии нет (хотя бы по сравнению с тем же Дастером), рабочего объема нет, в крошечные цилиндры (буквально четыре баночки по 0,33 л) турбина дует, а вместо нормальной коробки передач какой-то набор из блинов и ремня — вариатор, однако! Резина — слезы, замыливается при одном только виде грунтовки.
Ко всему с четырьмя взрослыми и походной поклажей даже в рамках «покатушек одного дня» Аркана испуганно приседает на своих изящных «лапках» в размере 215/60 R17.
И все-таки сначала надо ознакомиться с имеющимся арсеналом. Штатно здесь металлическая защита поддонов двигателя и коробки передач, неким «отбойником» выступает и передний подрамник. Выхлопной тракт не свисает колбаской, но все же частью своей проходит ниже плоскости днища. Задний редуктор не «болтается», тем не менее уязвим — если не считать некоторого прикрытия глушителем, защиты нет. Воздухозаборник системы впуска двигателя не занимает самую верхнюю точку под капотом, а выведен вперед к радиаторной решетке, и «ватерлиния» — примерно на уровне эмблемы.
Зато корпус воздушного фильтра сделан замечательно — крышка на двух защелках, сам фильтр легко извлекается, в днище коробки имеется небольшая ванночка.
Данных о глубине преодолеваемого брода в официальных характеристиках нет, но если вода закрывает эмблему, есть риск гидроудара.
Кстати, испытание бродом отнюдь не прихоть «экстремальщиков», а насущная необходимость. Сейчас после ливней в городах начинается такая гидронавтика, что автопроизводителям в пакет «адаптации к российским условиям» впору включать шноркель и лифт сапунов. В данном случае никакой специальной подготовки никто не делал, и вообще — из внедорожного апгрейда только штатная буксировочная проушина, домкрат да отрезки досок в качестве возможных траков. В виде «сталкера» и подстраховки — стоковый «Крузер-сотка» с хорошим тросом.
Полный привод у Арканы, можно отметить, представлен в оптимальной конфигурации для системы с муфтой — режимы 2WD, 4WD Auto и 4WD Lock. Переключаются удобным колесиком на тоннеле, и вообще система в составе с вариатором известна по союзническому Ниссану как CVT X-Tronic.
Однако наличие полного привода отнимает 3 мм клиренса (205 вместо 208 у переднеприводных версий) и объем багажника, причем здесь уже потери больше — 409 литров вместо 508, то есть на целую сотню.
Под полом багажника, конечно, можно распихать много мелочи, но для объемной поклажи места мало, тем более с учетом «купеобразного» ската крыши. Опять же, штатный бак емкостью 50 литров — маловато для «кросса» в удаленные районы, надо брать запас.
Интересно, что выбранный маршрут с выездом из города как раз предполагал типичные условия эксплуатации SUV — примерно 2/3 асфальтированная трасса, около 1/3 — гравийное покрытие и 5–6 процентов условного бездорожья — в данном случае километров 6–7. Почему условного? Потому что Renault Arkana все же не «джип», и здравомыслящий человек специально «убивать» машину не станет. С другой стороны, какой сибиряк не выезжает хотя бы на рыбалку и за грибами-ягодами, куда не ведут накатанные дорожки? Да и к природным достопримечательностям, бывает, так просто не подступишься. Вот и нам предстоял короткий, но такой ответственный для «Аркаши» участок.
Асфальт и гравийку машина проскочила, что называется, на одном дыхании. И вот мы, свернув с трассы, упираемся в русло реки Голоустной. Накануне по региону прошли хорошие дожди (вызвавшие даже стихийные бедствия), гидрологическая обстановка усложнилась, был риск вернуться несолоно хлебавши или переключиться на «план Б» по другому маршруту. Ребята из сопровождавшего «Крузера» предлагали — если вдруг вода высокая, не отступать, а выключить двигатель, заткнуть впуск и на тросе перетащить машину.
Но спорить на эту тему не пришлось, поскольку в данном районе обошлось без особых осадков, и уровень реки был всего лишь чуть выше нормы. К тому же съезд и выезд накатанного брода были пологими, беспокоиться за свесы нет причин. «Крузер» с ходу перескочил речку, да так, что за поднятыми волнами нельзя было точно сделать «промер глубин». Вроде не провалился, тем и «успокоил», хотя некоторая тревога за Аркану сохранялась. На том берегу предвкушающие шоу «репортеры» замахали руками, заторопили, и никто даже не вспомнил, что надо было отколупнуть заглушку на бампере и вкрутить буксировочное «ухо», чтобы потом, если что, не делать это в ледяной воде. Тронулись так, «безбашенно», но в полном боевом режиме трансмиссии — 4WD Lock.
Преодоление брода (или разливов на городских улицах?) требует следования определенным правилам. Нужно ехать не очень быстро и не слишком медленно, так, чтобы толкать перед собой небольшую волну для «гидроразрежения» под капотом. В принципе, так и получалось, но к середине пути на дне речки таилась ямка. Аркана клюнула носом, вода надвинулась выше «ватерлинии», к тому же под днищем, как показалось, что-то угрожающе загрохотало. Тут главное было — не дрогнуть правой ногой и продолжать двигаться.
Еще несколько секунд — и машина благополучно выбралась на берег.
Ну как благополучно — в салон чуть просочилась вода, из-под капота валило, как от паровоза, снизу поперек порога торчала толстая ветка…
Двигатель работал, подняли капот, осмотрели, понюхали, все вроде целое, парит, по всему, вода с горячих элементов, а вовсе не антифриз из пробитого радиатора, как были предположения…
Вот и пригодился легкий доступ к воздушному фильтру — сняли, на дне корпуса водичка, сам фильтр не менее чем на треть мокрый. Вытерли, подсушили, собрали обратно.
Все обошлось, в дальнейшем никаких сигналов от бортовой электроники не поступало, то есть никаких «чеков» не зажигалось, все приборы работали в штатном режиме. Удивительно, что молчало и голосовое сообщение о дорожной обстановке: «девушка», мило предупреждавшая в городе об «окончании асфальтированной дороги», при наезде на «полицейского» или рельсы, здесь как воды в рот набрала. Совсем испугалась? Впрочем, об «ограничении зоны навигации» сообщения поступали. Уже на обратном пути «Крузер» наших проводников прошел брод по другой траектории, где вообще не было никаких «засад», и кроссовер повторил водную процедуру не опаснее, чем просто в глубокой луже.
Ну а после «первого раза» расслабляться Аркане было рано — еще предстояла колея и затяжной подъем нагорья. Просмотр имеющегося фотовидеоряда может вызвать некоторое сомнение — а было ли бездорожье? По аналогии с дискуссионной историей высадки американцев на Луне — вроде бы достоверно, но что-то не то! На месте же событий, вживую, если разбирать детально, все выглядело более сурово. Да, не было дождя, а вместе с ним гиблого месива, но лесная горная колея таит свои опасности и без этого.
Места здесь нехоженые. В том смысле, что нет признаков бурной человеческой деятельности. Есть только следы первичной борьбы с природой: вот участки глубокой колеи, «вымощенной» булыжниками и бревнышками — кому-то явно не хватило клиренса и сцепления шин. В этой теснине поджидают и другие опасности: спилы упавших поперек колеи деревьев и валуны, притаившиеся в заросших травой и кустарником «обочинах», грозят вспороть борта Арканы, как айсберг у того «Титаника».
Взбирающаяся на гору Аркана недовольно ворчала двигателем, явно вспоминая сонные московские заторы и освежающие пробежки по хорошим российским трассам. И все же безропотно выполняла свою внедорожную арию. Максимальный крутящий момент в 250 Нм, достигаемый при 1700 об/мин, оказался удобным подспорьем в таком режиме движения. Еще накануне, в ознакомительных поездках по городу, стало понятно, что свои турбосилы автомобиль хоть и выдает, но без энтузиазма. Здесь же машина шла на «первой-второй» передачах вариатора в «ручном» режиме и надежно поддерживала тягу как раз на 1500–1700 об/мин. Можно было довольно точно дозировать «газ» и получать адекватную отдачу. С атмосферным 1,6 л (156 Нм при 4000 об/мин), наверное, в таких условиях управляться было бы гораздо сложнее.
Электровентилятор системы охлаждения «гудел» на полную катушку, но сигналов опасности перегрева датчик не подавал (а указатель для постоянного визуального контроля «спрятан» среди десятка с лишним страниц меню борткомпьютера). В этой связи интересно было бы наблюдать и за температурой масла, но такой услуги здесь в принципе не предусмотрено. Другое дело, насколько при таких напрягах «хватит» ресурса вариатора? Ведь на каких-то участках пассажиры шли пешком, а на других рассаживались по местам, усугубляя нагрузку на трансмиссию. И еще одно замечание касается электроусилителя руля: уж слишком старательно он избавляет водителя от приложения усилий, «забывая» о том, что хорошо бы обеспечивать внятную связь с колесами.
Меж тем дорога, несмотря на травяной покров и сухую погоду, клыкастая, можно и резину порвать, и содрать что-нибудь по днищу. На каких-то участках Аркана «обнимала» колейный профиль как родной, лишь играя на нервах скрипучим приглаживанием грубой растительности. Но иногда «ножом по сердцу» раздавался характерный скрежет стальной защиты или, в большей мере, подрамника, который вроде располагался чуть ниже. А может, где-то и рычагом приложились? Страшновато представить. Но дальнейший «хайвэй» не выявил каких-то нарушений в курсовой устойчивости, никаких «уводов» не наблюдалось.
Своей большей частью маршрут все же не был «приспособлен» к дорожному просвету Арканы, однако условия движения позволяли миновать глубокие накаты и аккуратно двигаться по верхам колеи. Примечательно и то, что дорога не предъявляла критических требований к ходам подвески: при степенном движении риски диагонального вывешивания почти не возникали, а где случалось, компенсировалось включенной ESP.
И потом, вокруг проплывало заповедное Прибайкалье, а ведь это свои загадочные чертоги, наполненные разными сюрпризами. Чу, не медведь ли часом впереди маячит? Тоже мне, хозяин тайги, нашел маршрутку! Да не, показалось, это всего лишь черная коряга с землей и камнями, когда-то выкатившаяся со склона.
А вот другая картинка: остатки древней могучей лиственницы, явно ровесницы самого Ермака, рассеченная молнией, как соломинка серпом. И тут же тебе нежно заросший горельник, пасторальные заливные лужайки, мирные тенистые кроны смешанного леса. Иногда приходится отводить склонившиеся ветки или «перешагивать» колесами через упавшие деревца.
Также из местных природных достопримечательностей можно отметить вот что: здесь вековечно возвышаются свои «столбы» — горные останцы живописной формы. Скальные образования в виде вытянутых пирамид, конусов, «сундуков», а если включить воображение — то и развалин крепостных стен со своими сторожевыми башнями. Может, это и к лучшему — достойный аналог «Красноярских» и многих прочих в России «столбов» пока остается скрыт от посторонних глаз.
Но если бы лил дождь и было бы весьма сыро, любоваться дикими красотами точно не получилось бы. Поскольку Аркана на своих полустертых Dueler H/T соскальзывала бы в колею на каждом шагу.
Где-то клиренс позволит пройти, но в основном пришлось бы машину вытаскивать тросом. Так что с погодой повезло — обошлось без кардинальных «проходческих» методов.
Итак, Аркана подтвердила, что может не только красиво прохватить по ровной грунтовке и продефилировать по галечному пляжу, но и усердно покопаться в каких-то дебрях. Вполне «годный» кроссовер, особенно если сравнивать с Toyota RAV4. С турбомотором и полным приводом, «француз» без «допов» обойдется от полутора миллионов рублей, а «японец» с полным приводом предлагается минимум за 2 182 500 рублей — разница ощутимая.
Да, «Равчик» по рангу выше, но вряд ли в базовом полноприводном исполнении он сможет быть более «внедорожным», чем Аркана. Опять же, последняя хоть и может рассматриваться достойной альтернативой, но все же без мыслей выгонять ее на «черные работы». Все же это больше городской SUV. И необходимо взвесить все предложение кроссоверов в диапазоне 1 500 000–1 600 000 рублей — найдутся и другие претенденты.
Поэтому, учитывая все обстоятельства, а именно необходимость иногда лезть на бездорожье, и располагая ограниченным бюджетом, оптимальным выбором видится полноприводный Renault Duster в комплектации с атмосферным двигателем 2,0 л (143 л.с.) и «автоматом» (цена от 1 111 000 рублей). Но еще лучше — версия с турбодизелем 1,5 л (240 Нм при 1750 об/мин) в паре с 6-ступенчатой «механикой» — цена от 1 100 000 рублей. Честно и понятно, ну а что касается ресурсности агрегатов, придется этот вопрос оставить для других тем.
Вот так, примерно через час после брода, практически со скоростью пешехода Аркана благополучно добралась до «контрольной» опушки леса. Так что не понадобилось вкручивать буксировочную проушину и применять захваченные из города «траки». Но дальнейшим планам не суждено было осуществиться, и способности машины уже были совершенно не у дел.
Так куда же мы пробирались? К пещере Охотничья, открытием которой официально значится сравнительно близкая дата — 2006 год. Считается одной из самых интересных пещер Прибайкалья, со входом на юго-западе Еловой пади. Но подробности об этом природном объекте оставим для специализированных тем. Сейчас же отметим, что рядом с бивуаком, где «бросают» машины и дальше три километра нужно топать пешком, теперь установлены таблички, запрещающие свободное посещение этой охраняемой местности. Мы не стали нарушать правила, по совести решив, что на этой точке наш сегодняшний маршрут и будет закончен. Возвращаемся!
По сути, мы повторяли мероприятие ранней осени 2008 года, то есть вскоре после официального открытия пещеры. Однако обстановка тогда была иная — более «веселая». Брод, кстати, тоже преодолели без проблем, но вот горно-лесистый участок был совсем другим, менее проходимым для «городских» SUV. А машин тогда собралось немало, и разномастных: кроссоверы (Honda Pilot, Land Rover Freelander), премиальные и народные иностранные внедорожники (Land Rover Discovery на пневмоподвеске, Ssang Yong Kyron), брутальная техника отечественного производства (ГАЗ-Соболь 4х4, UAZ Patriot, Chevrolet Niva). В качестве «прикрытия» для всех в хвосте шел подготовленный УАЗ-469 по прозвищу «Глухарь»: лифтованный, с обрезкой кузова и силовым обвесом, лебедкой, на «военных» мостах с блокировками и 33-х «Сильверстоунах». В общем, компания для экспедиции подобралась зачетная.
И в тот раз в буквальном смысле было «рубилово» — для прохода кроссоверов приходилось пилить, рубить, корчевать пни и даже оттаскивать крупные валуны. Некоторые участки представляли собой сплошное месиво из грязи, камней и палок. Кроссоверы так и не дошли до заветной поляны, у кого-то даже случились повреждения. Зато в целом поездка выдалась на славу и, главное, с посещением самой пещеры. Нынешний «ремикс», как становится ясно из вышеописанного, был во многом условным — прошло 12 лет, обстоятельства изменились. Тем не менее основную задачу выполнили — проверили Аркану на бездорожье, с вполне очевидными выводами.
Максим Маркин, журналист Дрома
— Приятно осознавать, что в российском подразделении компании работают столь креативные люди, а во Франции готовы к ним прислушиваться. Сначала модный Kaptur, потом понтовая Arkana. Впрочем, Renault всегда легко шел на эксперименты с кузовными форматами. Вспомним хотя бы Espace или Vel Satis. Но чтобы пойти на них по заказу из далеко не центрального, пусть и перспективного рынка!
Радует и то, что, примерив на себя подобный радикальный образ, автомобиль платформы B0 по ходовым качествам остался нашим, российским. Есть даже некая рассогласованность модельной внешности (нравится многим!) и подвесочной всеядности. Ей бы по подиуму, а ее — на гравийку. Дребезжит передняя панель, камни громко и безжалостно пескоструят днище, а она мячиком скачет по разбитому «грейдеру». Знаю ряд намного более дорогих и статусных кроссоверов-внедорожников, которые в этих условиях попросили бы сбавить ход. Самому было бы некомфортно, их подвеску — жалко. Arkana жалости не вызывает. Напротив, подстегивает — добавь газу! И только чересчур легкий и пустой руль заставляет нервничать, когда машина уплывает в повороте по рассыпчатому гравию. Но все равно — спасибо Рено за шасси!
За силовой агрегат, пожалуй, не отблагодарю. Нет, с точки зрения чистого наездничества он вряд ли кого разочарует. Поддув турбиной особо не чувствуешь, зато в городских режимах моторчик в связке с вариатором подрывает как надо. А то, что скисает после 120 км/ч, и дальнейший разгон уже длится вечность — так в салоне четверо взрослых. И сама Arkana весит полторы тонны. Вызывает вопросы надежность и ресурс 1,3-литровой «турбочетверки». Тем более что создана она в соавторстве с концерном Daimler, а у того как-то не выходит в последнее время разрабатывать беспроблемные двигатели. Про CVT Jatco молчу, трансмиссионное отделение Nissan движется в том же направлении. Грядущие проблемы можно начинать ожидать с момента приобретения. 2,0-литровый «атмосферник» даже в паре с «аллочкой» (AL4 — так обозначается эта не самая надежная КП у конкурентов из Peugeot-Citroen, у Renault она именуется DP8) внушал куда больше доверия. Подобного исполнения Arkana, увы, не предлагает.
Из крупных узлов полную уверенность вселяет только муфта подключения задних колес, массово и жестко испытанная еще на Duster. Жаль, проверить ее в действии еще раз не удалось — было сухо и кроссовер полз почти без пробуксовок. Не пришлось почувствовать и прибавку к колесной базе в 50 мм. Рельеф местности оказался больше требователен к клиренсу. И тот, несмотря на энергоемкую подвеску, как выяснилось, все же «пассажирозависим». Только сели вчетвером — сразу «заякорились» за камни. Тем не менее свою функцию Arkana выполнила. Наши запретительные органы — тоже. На кой черт закрывать посещение пещеры по пешеходной тропе? На лесной дороге, по которой ехали, никаких ограничительных знаков. В конце — стоянка с костровищем. Гуляй, жги костры. Но за ней знак, и в пещеру — ни-ни. Маразм!
Не совсем ясно для меня и предназначение Арканы. Пользоваться ею исключительно в городе кажется мне чрезмерным. На туристических же маршрутах она маловата. Судите сами, мы выбрались на природу, считай, в режиме пикника. Однако багажник уже забили под полку. Если ехать таким составом с ночевкой, да не одной, то куда девать спальники, карематы, палатку, в том числе кухонную, складные стулья, вязанки дров (в нацпарках с ними бывает туго) и прочий скарб? И Дастер с Каптуром были не примерами багажной вместительности. А тут даже с горкой вещей не навалишь — мешает пресловутая купейность. Так что в остатке от такого кузова и концепции — лишь понты. Я бы предпочел им что-то более практичное и универсальное.