«Король Сильверстоуна», как его всегда называли СМИ, который каждый сезон в своей карьере начиная с 2014 года поднимался на подиум британского автодрома, не просто одержал очередную победу на домашней трассе, но и установил восемь новых рекордов — и три из них можно назвать уникальными.
Он стал единственным гонщиком в истории Формулы 1, кто одержал девять побед на одном Гран-при, единственным из шести пилотов, включая Рубенса Баррикелло, Михаэля Шумахера, Дженсона Баттона, Фернандо Алонсо и Кими Райкконена, кто сумел победить после своей трехсотой гонки в карьере, а также продемонстрировал самую длительную в истории Формулы 1 серию побед: 17 лет и один месяц. Именно столько прошло с момента первой победы Льюиса на Гран-при Канады 2007 до победы на Гран-при Великобритании 2024.
И последняя победа не была легкой.
Распределение сил к экватору сезона — 12-му этапу в Великобритании — существенно изменилось по сравнению с началом года. Если первые Гран-при (пожалуй, вплоть до Японии и Китая, а Австралию из этого списка можно вычеркнуть как погрешность) прошли при абсолютном доминировании Red Bull, то начиная с Майами ситуация стала меняться. Сначала Ferrari были готовы поспорить, по крайней мере за Кубок конструкторов, а затем и McLaren набрали отличную форму, так что даже Хельмут Марко стал признавать, что McLaren теперь чуть ли не быстрее Red Bull. Повлиял ли на расстановку сил скандал внутри австрийской команды, или это просто стечение обстоятельств — не столь существенно. Для зрителей и болельщиков важен тот факт, что внезапно прекратилось доминирование одной команды, и за победу в гонках наряду с пилотами Red Bull стали бороться гонщики из Ferrari и McLaren, а отрыв в Кубке конструкторов внезапно сократился к середине сезона до вполне преодолимых 70 очков.
Результаты Ландо Норриса начиная с Гран-при Китая резко пошли вверх. Единственный этап, когда он проехал мимо подиума, прошел в Монако, но и там в числе призеров не было Ферстаппена, а первая четверка состояла из двух Ferrari и двух Mclaren.
Что касается четвертой команды в топе — Mercedes, дела у них обстояли неважно. Только в Канаде Джордж Расселл сумел подняться на третье место, а на следующем этапе в Испании его успех повторил и Хэмилтон.
Мало кто обратил внимание, но еще перед Барселоной главный технический директор Mercedes Джеймс Эллисон дал небольшое интервью, в котором сказал, что вся причина бед W15 скрывалась в неправильной конструкции переднего крыла. Приведя крыло в гармонию с остальной машиной, Эллисон фактически сумел исправить все проблемы, и гонщики Mercedes вновь стали приезжать на подиумы, а в Австрии Джордж Расселл одержал свою первую победу.
Но в крыле ли было дело?
Перед гонкой в Шпильберге на носовой части Mercedes дотошные фотографы заметили небольшую выпуклость. Предполагалось, что она могла быть связана с изменением конфигурации амортизаторов, однако никакой официальной информации на эту тему не проходило.
Другая версия заключалась в появлении нового элемента подвески, который отвечает за стабилизацию машины под нагрузкой и предотвращает раскачивание в поворотах. Причем, судя по выпуклости, этот элемент явно не помещался в имеющуюся конфигурацию носовой части.
Когда Mercedes напрямую спросили о том, что это такое, они ответили, что это дополнительный охлаждающий канал для пилота на случай жарких гонок. Но мы-то знаем, что немецкая команда частенько придумывает что-то новое, что помогает им оторваться (а в данном случае — догнать) конкурентов.
Так или иначе Джордж Расселл своей победой подтвердил, что Mercedes готовы вернуться в число претендентов на награды, а гонка в Сильверстоуне продемонстрировала, что это был не случайный триумф и теперь уже с Mercedes придется считаться как со второй силой.
Квалификация
Дождливая погода в Британии, возможно, стала одним из ключевых обстоятельств высоких результатов Mercedes. Субботняя квалификация и две первых позиции на старте гонки у Расселла и Хэмилтона стали сюрпризом не только для зрителей и соперников, но, похоже, и для самой команды. При этом поул занял Джордж Расселл, отыграв на третьем секторе у Льюиса почти две десятых секунды. Неумолимая статистика сообщает, что последний раз два британца стартовали с первого ряда на Гран-при Великобритании в 1977 году. Это были Джеймс Хант и Джон Ватсон.
Третье и пятое времена показали два McLaren, а между ними расположился Макс Ферстаппен. Где же Ferrari, спросите вы. А у Ferrari началась не просто стагнация, а резкое ухудшение результатов.
В Барселону они привезли глобальные обновления, которые, по их мнению, должны были повысить эффективность машины, но случилось все наоборот. За четыре этапа и пять гонок, включая спринт в Австрии, они заработали лишь один подиум — да и тот за третье место, а Леклер два последних Гран-при и вовсе финишировал вне очков.
В квалификации на Сильверстоуне Шарль даже не прошел в третий сегмент квалификации, а Карлос показал лишь седьмое время. При этом стало известно, что накануне в пятницу две Ferrari участвовали в тренировочных сессиях в разных конфигурациях. В то время как Шарль Леклер использовал более новую версию, Карлос Сайнс ехал на версии Имолы, которая оказалась стабильнее и эффективнее в скоростных поворотах. При этом найти компромисс между двумя версиями Ferrari не смогли. Они сместили баланс в сторону задней части машины, но стабильность так и не появилась. В итоге, по словам Вассера, Леклера также вернули на версию машины Гран-при Имолы, но настроить ее тоже не успели.
Но, конечно, главным фиаско субботних заездов стал Серхио Перес. Чеко стал одним из первых, кто рискнул переобуться на слики после промежуточных шин, когда трасса стала подсыхать. Но он же стал первым, кто не удержал машину и вылетел в гравий, закопавшись там так, что сессию остановили красными флагами, а его машину — эвакуировали. Ферстаппен тоже вылетел в первом сегменте, но быстро сообразил, как вернуться на трассу, и продолжил заезды.
За пределами первого сегмента в этот раз остались оба пилота Alpine, а компанию им составили Боттас и Магнуссен. Цунода и Албон и вовсе показали шестое и седьмое времена. Правда, для VCARB это оказалось случайностью, и после второго сегмента ни Юки, ни Дэн не смогли пройти дальше. А Албон подтвердил неплохую форму Williams — как и Aston Martin, дружно вышедший в Q3.
Сенсацией третьего сегмента стал Нико Хюлькенберг, который не просто показал шестое время, а еще и опередил Сайнса почти на две десятых секунды и всего на одну десятую отстал от Оскара Пиастри.
Прогноз погоды на воскресную гонку менялся каждые полчаса. Одна из гонок поддержки — Кубок Porsche — проходила в условиях жесточайшего ливня, однако через 15 минут после финиша над Сильверстоуном вовсю светило солнце.
Red Bull приняли грамотное решение заменить на машине Переса элементы силовой установки. Это означало для него старт с питлейна (вместо последнего ряда), зато давало на будущее новый, пятый двигатель без штрафных санкций.
Новую силовую установку накануне получил и Пьер Гасли. Официальный документ FIA сообщал, что гонщику назначают за это штраф в совокупности в 50 позиций на стартовой решетке, но на деле это обернулось для него также стартом с последнего ряда.
Впрочем, стартовое поле оказалось для Гасли не столь уж и важным. Выезжая из боксов на стартовую решетку, Пьер, по его словам, сразу же понял, что с машиной что-то не так. Проблемы подтвердились во время формировочного круга, так что Гасли поехал не на старт, а в боксы, где и сошел, не стартовав.
Чтобы завершить на этом рассказ про Alpine, сообщим, что и для Эстебана Окона гонка стала сущим мучением. Из-за неверных стратегических решений, в том числе по смене шин, он финишировал только 16-м.
Еще одна внеочередная смена элементов силовой установки произошла уже в воскресенье утром на машине Даниэля Риккардо — после того, как она не завелась на утренней проверке. В этом случае команда обошлась без штрафов, т. к. все замененные элементы были уже использованы раньше.
Шины
Шинная тактика стала камнем преткновения для многих команд.
Pirelli привезли в Великобританию самые жесткие составы и прогнозировали гонку с одним пит-стопом. На Сильверстоуне деградация резины не слишком высокая, однако именно это и становится определенным вызовом для пилотов: шинами надо распорядиться так, чтобы их хватило полностью на каждую смену, а их состояние не повлияло на гоночный темп.
При этом, конечно, в случае объявления гонки дождевой вопрос разнообразия используемых комплектов сразу снимается. Если команды использовали дождевые или промежуточные шины, на остальные отрезки гонки они могут использовать одинаковые комплекты сликов.
Старт гонки проходил посуху, почти все пилоты использовали комплекты медиум — за исключением Чжоу и Окона на софте и Переса на харде.
Основные события в гонке, повлиявшие на результаты Топ-3
Первый круг. Старт
Во многом события на старте стали ключевыми для всего результата гонки. Хэмилтон, который в интервью на стартовой решетке говорил о возможном применении в гонке командной тактики, уже на первых метрах после начала заезда смещается влево в сторону напарника и занимает позицию позади него, прикрывая от атак Норриса и Ферстаппена.
Макс сумел уже на первом круг обойти Норриса и занять третью позицию, однако справиться с двумя Mercedes ему не удалось: защита была выстроена крепко. К тому моменту, как был активирован DRS, дистанция до Хэмилтона составляла больше секунды, а затем еще возросла.
Старт прошел без серьезных инцидентов. Нико Хюлькенберг вылетел за пределы трека, но судьи решили его не наказывать: он и так потерял три позиции, опустившись на девятое место.
Алекс Албон столкнулся с Фернандо Алонсо и потерял часть кузовного обвеса, но продолжал гонку.
За первые круги Шарль Леклер сумел отыграть три позиции, а Окон и Цунода по две.
15-й круг
Ландо Норрис, который постепенно сокращал отставание от Ферстаппена, провел успешную атаку и занял третье место, попутно показав лучшее время круга. После этого он бросился в погоню за Mercedes, понемногу, но упорно сокращая отставание. Параллельно с этим наседать на напарника стал Хэмилтон. За несколько кругов он приблизился к нему в зону атаки.
18-й круг
Льюис набирает темп, проходит Расселла и становится новым лидером гонки.
Этот обгон стал одним из элементов будущей победы, так как через три круга помог ему первым из гонщиков Mercedes провести пит-стоп.
Чуть раньше на этом же круге Оскар Пиастри проходит Макса Ферстаппена, потерявшего темп, и оказывается за спиной Ландо Норриса. Теперь позади двух Mercedes напирают два McLaren.
На 18-м же круге первый заряд дождя, смочивший трассу в 15-м повороте, усиливается. Максу предлагают остаться на сликах.
19 круг
Расселл пытается атаковать Хэмилтона, тот защищается, и оба гонщика вылетают с мокрой трассы на обочину. Они возвращаются в гонку, но позади них оказывается Норрис, который тут же проходит Расселла, а затем и Хэмилтона. Следом за Ландо Расселла проходит и Оскар Пиастри.
20 круг
Леклер поднимается на седьмое место позади Сайнса, но его отставание от напарника составляет более девяти секунд. Инженер предлагает ему сменить слики на промежуточную резину, пугая сильным дождем. Леклер заезжает в питы, также это делают Перес, Окон и Чжоу. Но это явно преждевременное решение: гонщики на «интерах» начинают терять по 12–14 секунд с круга.
Окон решает не ждать и проводит еще один пит-стоп — обратно на слики. Тем временем дирекция гонки возвращает DRS, использование которого отключала на время дождя.
21 круг
Пиастри проходит Хэмилтона, гонку возглавляют два McLaren — момент торжества для поклонников Папайи.
Хэмилтону предлагают перейти на промежуточные шины, но он отказывается. Еще одно решение, положительно повлиявшее на результат гонки.
24 круг
Перес становится круговым. Следом за ним этот статус зарабатывает и Леклер. Оба по-прежнему на промежуточной резине.
26 круг
Опять начинается дождь, DRC отключили, и тут же Red Bull проводит первый пит-стоп Ферстаппена.
Благодаря этому Макс, будучи пятым на трассе до этого момента, отыгрывает позицию у Расселла и поднимается на четвертую строчку. В это же время пит-стопы проводят Сайнс, Хюлькенберг, Стролл и другие. Леклер меняет «интер» на «интер» на круг позже.
27 круг
Mercedes реагируют с опозданием, но зато проводят сразу двойной пит-стоп — то, чего не рискуют сделать в McLaren. Там в боксы зовут поначалу только лидера — Норриса.
Хэмилтона обслуживают первым, Расселу приходится чуть подождать, но это не идет ни в какое сравнение с потерями времени на круге у Пиастри.
28 круг
McLaren проводят запоздалый пит-стоп для Пиастри, который разрушит ему гонку. На трассу Оскар возвращается только шестым!
Теперь лидера на трассе Ландо Норриса начинает догонять Хэмилтон, позади него — Ферстаппен и Расселл. Примерно через три круга дождь заканчивается, но трасса остается мокрой, а Расселл продолжает догонять Ферстаппена.
33 круг
Джорджу Расселлу говорят вернуться в боксы и сойти. Проблема с охлаждающей системой на машине. Это худший момент для команды в Сильверстоуне.
38 круг
Трасса уже почти полностью высохла, мокрые участки остались в первом-втором поворотах. Mercedes и Red Bull проводят одновременный второй пит-стоп. Хэмилтон переходит на софт, Макс на хард.
Шинный выбор Mercedes был обусловлен тем, что у них, как и у Red Bull, не осталось больше комплектов медиум. Но за 15 кругов до финиша и на легкой машине Льюис сумел сберечь темп даже на самом мягком составе.
39-й круг
Еще один пит-стоп McLaren с запозданием на круг. К тому же еще и Норрису обувают софт вместо нового медиум.
Сам пит-стоп Ландо длится 4,5 секунды против 2,9 секунды у Льюиса и 2,2 секунды у Макса. Норрис выезжает позади Хэмилтона, да еще и на холодных шинах, а позади него — весьма агрессивно атакующий Макс Ферстаппен. Бывший лидер гонки находится под угрозой даже на втором месте.
41-й круг
У Хэмилтона лучшее время круга, но Ландо довольно близко. Однако из охотника Норрис сам превращается в дичь. За несколько кругов Ферстаппен сокращает отрыв менее чем до двух секунд и продолжает нагонять.
49 круг
Макс чисто и аккуратно проходит Ландо. Норрис не особо сопротивляется.
Мягкие шины Льюиса пока в порядке, он держит темп, но все же понемногу проигрывает Ферстаппену. Осталось продержаться четыре круга.
52-й круг
Девятая победа Хэмилтона в Сильверстоуне. Ферстаппен — второй, Норрис — третий.
На финише Ферстаппена отделяло от возможной победы полторы секунды. Норрис за это время отстал от Макса на шесть секунд. Пиастри финишировал четвертым еще в пяти секундах.
Главной сенсацией после победы Хэмилтона стал шестой результат Хюлькенберга!
После финиша
Андреа Стелла в своем интервью после гонки фактически подтвердил, что решение задержать первый пит-стоп Оскара Пиастри поменяло стратегию команды:
«Мы хотели избежать задержки, связанной с двойным пит-стопом, но сейчас понимаем, что надо было зазывать обоих гонщиков сразу».
Что касается Ландо Норриса, то гонщик признался после финиша, что идея перейти на софт принадлежала ему, т. к. он хотел попробовать обогнать Хэмилтона за победу, а в итоге не смог сберечь шины и пропустил Ферстаппена.
Тем не менее Андреа Стелла и тут часть вины за решение взял на себя:
«Мы хотели, чтобы наш темп был не хуже, чем у Льюиса Хэмилтона, который выбрал софт. Теперь я понимаю, что на медиум мы были бы более конкурентоспособны».
У McLaren единственных в голове пелотона сохранился второй свежий комплект медиум, на котором их машина чувствовала себя эффективнее, чем на софте. Вывод один: желания пилота надо исполнять не всегда.
Фредерик Вассер был вынужден отвечать на неприятные вопросы журналистов. В том числе итальянский Sky Sport показал ему таблицу очков, набранных Шарлем Леклером после победы в Монако. С учетом Спринта в Австрии он набрал всего 12 очков.
В Сильверстоуне именно решение Ferrari заранее перевести Шарля на промежуточный комплект резины стоило ему глобального отставания в гонке и потери всех отвоеванных мест, а также отставания от Сайнса почти на две минуты (в том числе и за счет гораздо более медленных кругов).
Вассер сказал, что они решили рискнуть, но решение было ошибочным, даже с учетом того, что гонщик на него согласился. Если бы не эта поспешность, Шарль вполне мог финишировать в очках.
«Мы предоставили гонщикам одинаковую информацию о состоянии трассы, но Шарль и Карлос находились на разных отрезках трека. Карлос копировал решения Макса, в то время как Шарль находился в десяти секундах позади Стролла. Это привело к тому, что мы вместе приняли такое решение», — ответил Вассер.
Несмотря на то что Юки Цунода финишировал в очках, для него и для команды VCARB этот уикенд пошел скорее в минус.
В личном зачете Цунода пропустил вперед Нико Хюлькенберга, а в Кубке конструкторов Haas вплотную приблизились к «Телятам». Теперь их разделяет всего четыре очка.
Аяо Комацу, заместивший на посту руководителя команды Гюнтера Штайнера, сумел сделать то, что еще полгода назад казалось невозможным: команда сражается за шестое место в Кубке конструкторов, а Хюлькенберг — всего на расстоянии одного балла от Лэнса Стролла на десятом месте.
Стоит также отметить и Williams: Алекс Албон финишировал девятым, заработал два очка и обогнал в личном зачете Эстебана Окона. Отметился в этой гонке и Логан Сарджент. Он перестал наконец замыкать список из 21 пилота, принимавшего участие в этом сезоне (Оливер Берман занимает 14-ю строчку с шестью очками), и поднялся на 20-е место в рейтинге благодаря своему самому лучшему финишу в этом сезоне в шаге от очковой зоны. Последним теперь стал Валттери Боттас.
Последствия для Переса
Перед началом уикенда руководители Red Bull Хельмут Марко и Кристиан Хорнер рассказали, что в контракте Переса на 2025-2026 годы есть несколько условий продления. Перес должен завершить текущий сезон с отставанием не более чем в 100 очках от Ферстаппена и не ниже, чем в пяти позициях от него.
После Гран-при Великобритании Чеко уступает Максу уже 137 очков и опустился на шестое место в личном зачете.
На этой неделе, а именно в четверг, в Сильверстоуне Red Bull запланировал т. н. съемочный день — второй из двух, разрешенных на сезон регламентом чемпионата.
Конечно, заявлено это событие как маркетинговое, но вот 200 км за рулем актуальной машины RB20 проведет не кто иной, как Лиам Лоусон. Это хороший способ сравнить возможности трех пилотов (Лоусона, Ферстаппена и Переса) на одной и той же машине, на одной и той же трассе и примерно в одно и то же время.
Аналогичная ситуация произошла и в прошлом году все там же, в Сильверстоуне, когда Дэн Риккардо работал за рулем RB19 на шинных тестах Pirelli. Тогда его результатов оказалось достаточно, чтобы он заменил Ника де Вриза.
«Хотя у Переса есть действующий контракт на 2025-2026 годы, понятно, что ситуация с его результатами может повлиять на решение Red Bull заменить его, если он не достигнет необходимых показателей», — прокомментировал Хорнер.
Следующий Гран-при состоится через две недели в Венгрии на трассе «Хунгароринг».
Результаты гонки
Пилот | Команда | Время/отставание | Скорость | Пит-стоп | |
1 | Л. Хэмилтон | Mercedes | 1:22:27,059 | 222,821 | 2 |
2 | М. Ферстаппен | Red Bull | +1,465 | 222,755 | 2 |
3 | Л. Норрис | McLaren | +7,547 | 222,482 | 2 |
4 | О. Пиастри | McLaren | +12,429 | 222,263 | 2 |
5 | К. Сайнс | Ferrari | +47,318 | 220,710 | 3 |
6 | Н. Хюлькенберг | Haas | +55,722 | 220,40 | 2 |
7 | Л. Стролл | Aston Martin | +56,569 | 220,302 | 2 |
8 | Ф. Алонсо | Aston Martin | +63,577 | 219,994 | 2 |
9 | А. Элбон | Williams | +68,387 | 219,783 | 2 |
10 | Ю. Цунода | RB | +79,303 | 219,306 | 2 |
11 | Л. Сарджент | Williams | +88,960 | 218,885 | 2 |
12 | К. Магнуссен | Haas | +90,153 | 218,833 | 2 |
13 | Д. Риккардо | RB | +1 круг | 218,096 | 2 |
14 | Ш. Леклер | Ferrari | +1 круг | 216,761 | 3 |
15 | В. Боттас | Sauber | +1 круг | 216,702 | 2 |
16 | Э. Окон | Alpine | +2 круга | 213,786 | 4 |
17 | C. Перес | Red Bull | +2 круга | 213,471 | 4 |
18 | Г. Чжоу | Sauber | +2 круга | 211,914 | 4 |
Лучший круг: Карлос Сайнс (Ferrari) — 1:28.293 (52-й круг, 240,195 км/ч)
Гонщик дня — Льюис Хэмилтон.