Ориентироваться будем на машины стоимостью до двух миллионов рублей. Это не только некий «разумный» максимум в заданном сегменте, но и возможность стать участником госпрограммы льготного автокредитования — сейчас время действия субсидий для нескольких категорий граждан, что распространяется на автомобили российской сборки стоимостью как раз до двух миллионов рублей.
АВТОВАЗ
Как известно, продукция АВТОВАЗа на сегодня уже представлена шестью «кроссовыми» версиями, включая новое семейство Lada Iskra. О его нелегком продвижении на рынок мы уже говорили, а искомый универсал Iskra SW Cross к тому же, мягко говоря, получился не очень доступным — от 1,6 до 1,8 млн рублей по официальному прайсу в зависимости от комплектации. Поэтому самым «недорогим» из этой компании остается универсал Lada Granta Cross с клиренсом 198 мм и в соответствующем «обвесе». Автомобиль представлен начиная с уровня оснащения Comfort, который наиболее распространен и востребован. Здесь две подушки безопасности, ABS, передние электростеклоподъемники, кондиционер, подогрев кресел, боковые зеркала с электрорегулировкой и обогревом, аудиосистема с USB, SD, Bluetooth и четырьмя динамиками. Также предусмотрены рейлинги, а колеса на 15-дюймовых литых дисках. Начальная цена по прайсу с 90-сильным 8-клапанным двигателем — 1 175 000 рублей, а со 106-сильным 16-клапанным — 1 205 000 рублей, то есть дороже на тридцатку. И в обоих случаях коробка только механическая 5-ступенчатая. С базовым двигателем также доступна комплектация Quest, где появляются передние «противотуманки», дистанционный ключ, задний парктроник, электрообогрев лобового стекла, климат-контроль, круиз-контроль, иммобилайзер и сигнализация, сетка и коврик в багажнике, а крыша черного цвета. Но и цена сразу подскакивает до 1 270 000 рублей.
Автомобиль производится, к дилерам поступает в свободную продажу, и его также можно приобрести под заказ, с предоплатой (50 000 рублей или меньше). Наш опрос показал, что большого наличного выбора по Гранте Кросс многие дилеры не имеют, но в целом с его приобретением проблем нет. Больших накруток не делают: кроме официальной доплаты в 20 000 рублей за цвет «металлик» могут накинуть за допоснащение. Причем этот фактор может сработать «внезапно». Так, в одном автоцентре сообщили, что машина в комплектации Comfort со 106-сильным двигателем поступила в продажу, «только вчера разгрузили с автовоза», в белом цвете, но цена 1 235 000 рублей. То есть 30 000 сверху, и как оказалось, ей уже успели на эту сумму сделать антикоррозийную обработку. На заказ «под себя» без всяких «допов» Гранту Кросс приобрести можно в любой комплектации, включая базовую в стандартном цвете, но ждать придется до трех месяцев, а цена будет уже по прайсу на момент поставки.
Летом 2025 года АВТОВАЗ вывел на рынок новую модификацию — Lada Granta Active Cross в кузове лифтбек. «Кроссовый» антураж аналогичен универсалу, как и силовой набор, разве что выбор комплектаций несколько иной — их только две. С базовым двигателем предложен уровень оснащения Comfort, а со старшим двигателем — Enjoy, где в наличии кроме всего медиасистема с дисплеем семь дюймов и камера заднего вида. В результате ценовая вилка получилась впечатляющая — 1 185 000 и 1 370 000 рублей соответственно, то есть разница сразу в 185 000 рублей (без учета доплаты за «металлик»). Новые кросс-версии в семействе Гранты пока еще не так распространены, но у дилеров они тоже стали появляться — машины есть в наличии и доступны на заказ.
Универсал Lada Largus Cross после простоя вернули в производство в конце 2024 года. Автомобиль с повышенным до 195 мм клиренсом (стандартный 170 мм), пластиковыми накладками по кузову и штатными колесами на литых 16-дюймовых дисках предлагается в скромном выборе комплектаций с оригинальным насыщением. Базовый вариант с 90-сильным двигателем и уровнем оснащения Comfort выглядит пустым: две подушки безопасности, ABS, дистанционный ключ, кондиционер, подогрев кресел с регулировкой водительского по высоте, передние и задние электростеклоподъемники, аудиоподготовка. И второй вариант со 106-сильным мотором и уровнем оснащения Enjoy, где сразу всего много: датчики дождя и света, электрообогрев лобового стекла, круиз-контроль, мультимедиа с дисплеем восемь дюймов и четырьмя динамиками, камера заднего вида, «мультируль», центральный бокс-подлокотник, дополнительная розетка, зеркала с электрорегулировкой и обогревом, рейлинги. Коробка передач, как и в Lada Granta, только 5-ступенчатая ручная, но для обеих комплектаций опционально предусмотрен третий ряд сидений (со складными спинками), конечно, за дополнительную плату.
Итого получаем следующий расклад. Исходная цена за базовую версию Lada Largus Cross составляет 1 815 000 рублей, а за старшую — 2 020 000 рублей, то есть сразу на «две сотни» дороже. Прибавляем доплату 20 000 рублей за цвет «металлик» и 50 000 рублей за 7-местный салон, и вот уже официальные цены возрастают до 1 885 000 и 2 090 000 рублей. Машины в дилерских автосалонах имеются и в свободной продаже, но надо быть готовым к разного рода ухищрениям. Например, машина выставлена за цену с доплатой в 70 000 рублей без учета цвета «металлик» и третьего ряда сидений, то есть чисто за «допы». Начинаешь спрашивать о перспективах поставки на заказ без всякой «нагрузки», а менеджер готов уступить и эту машину, мол, уберу коврики с зимней резиной и продам по прайсу. А так версию Ларгус Кросс на заказ, если конкретной комплектации нет в поставках и производстве, придется подождать до трех-четырех месяцев.
«Элита» автовазовской модельной линейки — седаны и универсалы Lada Vesta в кросс-версиях. Пластиковые накладки, оригинальная облицовка, колеса на литых дисках 17 дюймов и клиренс 209 мм в базовых версиях — автомобили действительно выделяются. На сегодня Lada Vesta Cross и Lada Vesta SW Cross сформировались в семейство с выбором силовых агрегатов и комплектаций, причем седан и универсал предлагаются в идентичных спецификациях. Разница только в цене: универсал во всех версиях, начиная с базовой, на 120 000 рублей дороже.
В исходном виде автомобили традиционно доступны с двигателем 1,6 литра в 106 сил (148 Нм) в паре с 5-ступенчатой «механикой». И начиная с уровня оснащения Life’24, где имеются две подушки безопасности, светодиодные фары, ESP, кондиционер, круиз-контроль, комбинированная обивка сидений с подогревом кресел и регулировкой водительского по высоте, центральный бокс-подлокотник, медиасистема с дисплеем семь дюймов и четырьмя динамиками, рейлинги. Официальная цена за седан — 1 759 000 рублей с учетом стандартных белого и черного цветов (доплата за цвет «металлик» 20 000 рублей), за универсал, соответственно, — 1 879 000 рублей.
Старшим выступает 1,8-литровый двигатель в 122 силы (170 Нм), который теперь доступен с 6-ступенчатой ручной коробкой или вариатором. Причем официальная разница в цене составляет всего 5000 рублей. Кроме того, если с «механикой» машины предлагаются сразу со второго уровня оснащения Enjoy’24 (кожаный «мультируль» с подогревом, электрообогрев лобового стекла и форсунок омывателя, камера заднего вида, задний центральный подлокотник), то с вариатором они доступны с нижнего уровня Life’24. Такой вот маркетинговый ход, в результате чего седан с 1.8 и «механикой» стартует с цены в 1 914 000 рублей, а с бесступенчатой автоматической трансмиссией — с 1 834 000 рублей.
И в обоих случаях с двигателем 1.8 предусмотрены верхние комплектации Tech’24, где появляются боковые подушки безопасности, датчики дождя и света, передний парктроник, тонировка стекол, цифровой приборный «щиток», а мультимедиа здесь с дисплеем 10,4 дюйма и восемью динамиками. В таком составе и с учетом вариатора машины достигают максимальных для себя цен в 2 077 000 и 2 197 000 рублей — в зависимости от типа кузова. В продаже «кроссовые» Весты имеются в разных комплектациях, в том числе базовых. Без учета окраски «металлик» доплата может составлять от 60 000 до 120 000 рублей в зависимости от пакета допоборудования. Притом остается возможность купить машину и под индивидуальный заказ, но с предоплатой до 100 000 рублей и ожиданием от одного до трех месяцев.
И другие
С февраля 2024 года на бывшем заводе Hyundai Motor вновь начали собирать те же самые модели, но под общим брендом Solaris. Среди этих автомобилей есть кросс-хэтч Solaris KRX, ранее известный как Kia Rio X. Все признаки в этом классе налицо: длина кузова 4,3 метра, передний привод, пластиковая обшивка по контуру кузова и показательный клиренс в 190 или 195 мм в зависимости от размера колес (на дисках 15 или 16 дюймов). Атмосферный двигатель 1,6 литра в 123 силы (151 Нм) в сочетании с 6-ступенчатой «механикой» или 6-ступенчатым «автоматом» — отличительные особенности автомобиля в нынешних реалиях.
Но еще более интересным является официальный прайс на Solaris KRX. Две первые комплектации с учетом ручной коробки оцениваются до двух миллионов рублей и практически не имеют между собой разбега. Так, исходная версия Comfort включает в себя фронтальные подушки безопасности, ESP, систему помощи при старте на подъеме, датчики давления в шинах, кондиционер, передние и задние электростеклоподъемники, кожаный «мультируль» с подогревом и регулировкой в двух плоскостях, подогрев кресел, аудиосистему с четырьмя динамиками, рейлинги. Следующая версия Luxe AV обогащена датчиком света, климат-контролем, электрообогревом лобового стекла и форсунок омывателя, медиасистемой с дисплеем восемь дюймов, камерой заднего вида. При этом цены разнятся символически — 1 960 000 и 1 980 000 рублей соответственно. Тогда как эти же версии в составе с «автоматом» сразу подскакивают до 2 386 000 и 2 496 000 рублей!
Может, эти машины на «механике» просто миф, и это все только маркетинговые хитрости? Нет, такие версии существуют в реальности, они встречаются у дилеров, но вот приобрести их именно по прайсовой цене почти невозможно. Прибавка за счет «допов» 50 000 рублей за базовую комплектацию — это, можно сказать, повезло с дилером Solaris. В порядке вещей более высокие накрутки, хотя в одном автоцентре уверили, что «за наличку можете забрать машину по ее рекомендованной розничной стоимости».
От удивительных цен на «Москвич 3» почти не осталось следа — эти компактные кроссоверы «подешевле» выставлены прошлогоднего выпуска, тогда как 2025 года они подтянулись к двум миллионам и выше. Клиренс сравнительно невелик — 170 мм, колеса на низкопрофильной резине, передний привод, в общем, «Москвич 3» как раз больше похож на приподнятый кросс-универсал, хотя с более высоким кузовом (1660 мм). Под капотом турбомотор 1,5 литра в 136 сил (200 Нм) с 5-ступенчатой «механикой» или вариатором.
Базовая на сегодня и самая распространенная комплектация «Стандарт плюс» включает в себя передние подушки безопасности, ESP, датчики давления в шинах, датчик света, бесключевой доступ, электромеханический «ручник», климат-контроль, круиз-контроль. Сиденья с комбинированной обивкой и с подогревом кресел, медиасистема с шестью динамиками и дисплеем 10,25 дюйма, есть камера заднего вида, электролюк, рейлинги, а колеса на литых дисках 17 дюймов. По прайсу машины 2024 года выпуска оцениваются в 1 700 000 и 1 770 000 рублей в зависимости от типа коробки. Причем в наличии у дилеров больше встречаются экземпляры именно с вариатором, и такие даже можно приобрести с небольшой наценкой — за 1 800 000 рублей без дополнительных условий. Те же варианты 2025 года выпуска по прайсу имеют цену в 1 913 000 и 2 000 000 рублей соответственно. То есть тоже еще вписываются в наш ценовой «регламент», но вот реальная стоимость с учетом «допов» может оказаться другой — до 2 050 000 рублей и выше без учета скидок.
С августа 2025 года на российский рынок поступает продукция под маркой Tenet, суть модельный ряд Chery, выпуск которого организован на простаивавшем автозаводе в Калуге. Оригинальная импортируемая линейка еще представлена в торговле, но постепенно будет вытеснена «новым» локализованным брендом. В его числе — компактный переднеприводный кроссовер Tenet T4, перевоплотившийся из Chery Tiggo 4 последней генерации. Изначально Tenet T4 был доступен с турбомотором в паре с «роботом», но с сентября появилась возможность приобрести этот автомобиль в более доступных версиях — с атмосферным двигателем 1,5 литра мощностью 113 л.с. (138 Нм), причем как с 5-ступенчатой «механикой», так и с вариатором.
Уровень оснащения для «атмосферника» называется Line, он попроще и здесь другая передняя панель — с традиционным приборным «щитком» под козырьком. Кроме того, производитель заявляет клиренс аж 208 мм в случае с ручной коробкой и 200 мм — с вариатором. В целом же список оборудования привычный для «китайцев»: передние подушки безопасности, ESP, светодиодные фары, датчики давления в шинах, датчик света, бесключевой доступ, дистанционный запуск двигателя, электромеханический «ручник», выбор режимов вождения. В наличии круиз-контроль, кожаный «мультируль» с обогревом, кондиционер, электроподогревы лобового стекла и форсунок омывателя, обивка сидений кожзамом с подогревом подушек кресел, медиасистема с дисплеем 10,25 дюйма, камера заднего вида, рейлинги, а колеса на литых дисках 16 дюймов.
На сегодня исходная комплектация с «механикой» официально оценивается в 1 999 000 рублей, тогда как с вариатором на 130 000 дороже. А можно ли купить самый доступный Tenet T4 за два миллиона? Да, такие версии присутствуют у дилеров, причем совсем не обязательно дооборудованные (в этом случае ценник может быть выше на «сотню» и более). Так, в одном из автоцентров уточнили, что никаких скидок по трейд-ин не предоставляют, но заверили, что автомобиль есть на складе и его можно купить за «наличку» по цене прайса без всяких «допов».
Ну и как не отметить популярный кроссовер Haval Jolion, переживший в начале 2024 года небольшой рестайлинг. В этом семействе, куда включены и полноприводные версии, базовая комплектация с турбомотором 1,5 литра в 143 силы (210 Нм), передним приводом и 6-ступенчатой «механикой», по всему, занимает не главную роль в продажах. Единственный в этой связке стартовый уровень оснащения Comfort без шика, но и не беден: фронтальные подушки безопасности, ESP, система помощи при старте на подъеме, задний парктроник, датчики дождя и света, бесключевой доступ, электромеханический «ручник». Сиденья с тканевой обивкой и с подогревом, есть климат-контроль, мультимедиа с дисплеем десять дюймов и четырьмя динамиками, круиз-контроль, передний и задний центральные подлокотники, а колеса на литых дисках 17 дюймов.
Текущий официальный прайс дает цену на эту комплектацию в 1 999 000 рублей с учетом машин 2025 года выпуска (следующая версия Elite в составе с 7-ступенчатым «роботом» оценивается в 2 349 000 рублей). И еще действует прайс на машины 2024 года выпуска — по нему цена 1 799 000 рублей. И нельзя сказать, что базовая версия — формальность. В дилерской сети такие предложения есть в свободной продаже и на заказ, вот только с прошлогодними экземплярами почти никак, речь в основном идет все же о машинах нынешнего года выпуска, то есть по прайсу за два миллиона рублей. Какова реальная цена по наличию — зависит от дилера, встречаются примеры с доплатой и в 150 000 рублей, в этом случае ценник до двух миллионов достигается только за счет маркетинговых акций.
Есть на рынке модели, дальнейшая судьба которых в подвешенном состоянии из-за неважных коммерческих показателей. Например, локализованные компактные кроссоверы Kaiyi X3 и Baic X35. Или вот импортируемый JAC JS3, продажи которого стартовали у нас в ноябре 2023 года, но он как-то не вписался в потребительские запросы. Видимо, для своей цены не хватает «крутизны». Выглядит JAC JS3 тоже как слегка приподнятый универсал — по данным производителя, клиренс всего 155 мм, да и колеса в размере 205/55 R16, как у стандартной легковушки С-сегмента. Разве что увеличенная высота кузова (1640 мм) и пластиковые накладки придают автомобилю важности. И простые технические решения в виде атмосферного двигателя 1,6 литра в 109 сил (150 Нм) в сочетании с «механикой» или вариатором также не привлекли особого внимания.
Единственно доступная комплектация Luxury может порадовать наличием режима автоскладывания зеркал наряду с традиционным приборным «щитком» с эффектными колодцами, физическими кнопками управления «климатом» и механическим «ручником». В остальном без излишеств: передние подушки безопасности, датчики давления в шинах, датчик света, система помощи при старте на подъеме, климат-контроль, круиз-контроль. Есть кожаный «мультируль», обивка сидений кожзамом, центральные подлокотники спереди и сзади, мультимедиа с дисплеем десять дюймов и шестью динамиками, камера заднего вида, рейлинги. И все это в ценах Весты Кросс: по прайсу в составе с вариатором и с учетом машин 2024 года выпуска — 1 989 000 рублей (с ручной коробкой на «сотню» меньше). И в продаже до сих пор машины 2024 года, тогда как текущего года не наблюдаются. Как правило, дилеры сильно не наглеют, есть «допы», но и прямые скидки имеются, так что реальные цены чаще около двух миллионов.
Из тех, кто особо «не зашел», фигурирует и кросс-хэтч В-сегмента Livan X3 Pro, продажи которого стартовали летом 2023 года. Это продукт перерожденной марки Lifan под крылом компании Geely. Казалось бы, автомобиль с длиной кузова 4005 мм и клиренсом 185 мм мог бы отвлечь на себя немалую часть покупателей Lada. У него простой атмосферный двигатель 1,5 литра мощностью 103 л.с. (142 Нм) в комплекте с вариатором, традиционный приборный «щиток» и «ручник», при этом уровень оснащения Luxury сравнительно насыщенный.
Здесь передние подушки безопасности, датчики давления в шинах, датчик света, бесключевой доступ с кнопкой запуска двигателя, встроенный видеорегистратор, кондиционер, круиз-контроль. Обивка сидений кожзамом с перфорацией, подогрев кресел, имеется мультимедиа с дисплеем восемь дюймов и шестью динамиками, камера заднего вида, электролюк, рейлинги, а колеса на литых дисках 16 дюймов. Но все же автомобиль как-то затерялся в межнишевых пространствах: у дилеров Livan сегодня в продаже еще машины 2024 года выпуска, а встречаются и 2023-го, тогда как текущего года не наблюдаются. Сейчас в официальном прайсе цена указана в 1 669 900 рублей, у дилеров цены заявлены разные, но, как правило, не выше 1 890 000 рублей без учета скидок.
Вот таким образом существующие ныне кросс-версии легковых моделей от АВТОВАЗа перекликаются с актуальным модельным рядом от китайских производителей. Других официальных предложений нет, по альтернативным каналам, конечно, могут быть, но вряд ли по ценам ниже двух миллионов рублей.











































