Несмотря на засилье кроссоверов, универсалы остаются любимым транспортом тех, у кого денег мало, но надо возить всe и сразу. Хотя бы потому, что они дешевле. Какие универсалы не старше 2014 года выпуска можно купить в пределах 600 000 рублей?
Размеры — 4118 × 1700 (1738) × 1538 (1560) мм
Колесная база — 2476 мм
Дорожный просвет — 160/198 мм
Объем багажника — 360 л
Базовая стоимость — 482 900/574 900 рублей (за автомобиль 2020 г. вып. без учета скидок и спецпредложений)
Рестайлинговый универсал Granta — это прежняя бывшая Kalina, которая так и осталась самым недорогим новым автомобилем в этом типе кузова на российском рынке. И самым популярным: Granta — лидер продаж по итогам 2019 года. Базовый универсал предлагает 8-клапанную «четверку» ВАЗ-11186 (87 л.с., 140 Нм) и безальтернативную 5-ступенчатую «механику». Дальше идет 16-клапанный ВАЗ-21126 (98 л.с., 145 Нм), который сочетается только с 4-ступенчатым «автоматом» Jatco. Топовый универсал оснащается двигателем ВАЗ-21127 (106 л.с., 148 Нм). Несмотря на кузов универсал, объем багажника у Гранты составляет лишь 355 л. Меньше только у хэтчбека (240 л), а у седана, кстати, 520 л. По-настоящему вместительным универсал становится, только если сложить заднее сиденье, получив 670 л полезного объема.
Базовая комплектация Standard оснащена скудно — водительская подушка безопасности, аудиоподготовка, иммобилайзер, центральный замок. Чтобы получить усилитель руля, электростеклоподъемники, обогрев зеркал и кондиционер, нужно заплатить 542 500 рублей за версию Classic Optima. Подушка безопасности переднего пассажира, подогрев сидений, электропривод зеркал и аудиосистема есть в комплектации Comfort. Для базового мотора она обойдется в 562 500 рублей, но лучше доплатить 15 000 и взять 106-сильную версию. Последняя с роботизированной коробкой обойдется уже в 602 500 рублей. Новую Гранту с полноценным «автоматом» за 600 000 рублей придется искать на вторичном рынке либо просить у дилера скидку. Цена только начинается с 632 500 рублей.
Для тех, кто хочет сочетать кузов универсал с внедорожным антуражем, у АвтоВАЗа есть еще один козырь в рукаве: Granta Cross — попытка создать демократичный вседорожный универсал. Попытка в целом удачная, помимо обвеса из черного пластика здесь есть подросший до 198 мм клиренс (доработанная подвеска и другие колеса), а также увеличенное с 3,7 до 3,9 передаточное число главной передачи, чтобы облегчить движение по рыхлым поверхностям. Но моторов и коробок предлагается только две — 8-клапанник с «механикой» либо 106-сильный мотор с МКПП или «роботом». Минимальная цена на вседорожную Гранту — 574 900 рублей за версию Classic с «климатом», передними стеклоподъемниками и центральным замком. Версия Comfort — это уже 597 900 рублей. 106-сильная Granta Cross выходит за рамки нашего бюджета — минимум 612 900 рублей за комплектацию Comfort с «механикой».
Размеры — 4470 × 1750 (1756) × 1670 (1682) мм
Колесная база — 2905 мм
Дорожный просвет — 145/170 мм
Объем багажника — 560 л
Largus — российская версия модели Dacia Logan MCV, известной своей функциональностью и богатыми возможностями салонной трансформации, характерной скорее для минивэнов. Получился к тому же самый дешевый семиместный автомобиль на российском рынке. Но багажник в такой конфигурации ужимается до 135 л. Увы, новой такая версия стоит от 694 900 рублей. Минимальная же цена за новый Largus — 615 900 рублей. И это будет пятиместный 87-сильный универсал с 5-ступенчатой «механикой» (других КПП на Largus не предлагается) на штампованных дисках и в абсолютной пустой комплектации Standard. Зато багажник целых 560 л. В итоге любой Largus в бюджете 600 000 рублей с большой долей вероятности придется искать на вторичном рынке.
Цены на обычный Largus начинаются от 200 000 рублей, а за наш бюджет уже можно поискать двухлетку с небольшим пробегом. На выбор на Drom.ru почти 3000 вариантов. Более половины универсалов оснащены 87-сильным двигателем. Но имеет смысл поискать Largus с более надежным мотором 1.6 K4M (102 л.с., 145 Нм) от Renault Logan. Таких универсалов почти 500 вариантов. Вседорожный Largus Cross с увеличенным до 170 мм клиренсом придется выбирать примерно из 200 вариантов. Цены — от 400 000 рублей. Зато половина таких универсалов оснащена двигателем K4M.
Largus способен решить много бытовых проблем дачника, путешественника или коммерсанта, но придется мириться с мелкими недостатками бюджетного автомобиля. Это неважная эргономика салона, средненькая шумоизоляция, не всем подходящий профиль сидений, отсутствие трансформации салона в ровную поверхность.
Размеры — 4556 × 1823 × 1492 мм
Колесная база — 2648 мм
Дорожный просвет — 150 мм
Объем багажника — 476 л
Сверкающий гранями третий Focus построен на модернизированной платформе предшественника. Получив новый стиль кузова и салона, он стал больше ориентироваться на молодежь, особенно после рестайлинга, когда приобрел экстерьер в духе Aston Martin. Улучшились комплектации, пропали из гаммы откровенно простые версии. Все зря — бестселлером, как его предки, регулярно дорожающий и по сути ничем особо не выделяющийся на фоне конкурентов третий Фокус так и не стал.
Подержанных третьих Фокусов в кузове универсал в продаже около 300 штук. Больше половины — рестайлинговые машины после 2015 года выпуска. Практически все универсалы оснащены двигателем 1,6 Duratec Ti-VCT в версии на 105 л.с. (150 Нм), реже на 125 л.с. (159 Нм). Мотор страдает подтеками прокладки клапанной крышки, течами заднего сальника коленвала, а его генератор и стартер не могут похвастать большим ресурсом. Треть автомобилей в продаже имеют роботизированную коробку PowerShift, которая страдает быстрым износом сцепления. 2,0-литровые 150-сильные универсалы — редкость, а дизель практически не встречается.
К решению бытовых задач третий Focus даже в кузове универсал приспособлен мало. У него низкий клиренс и тесный салон. Багажник не может похвастать большим объемом (скажем, у Kia Ceed «трюм» имеет 528 л). Не отличается большим ресурсом рулевая рейка. Стук может появиться даже спустя 10 000 км после замены детали на новую.
Размеры — 4505 × 1780 × 1485 мм
Колесная база — 2650 мм
Дорожный просвет — 150 мм
Объем багажника — 528 л
Cee’d второго поколения камня на камне не оставил от имиджа предшественника. Вместо добротного спокойного экстерьера — буйство линий и углов. В том же духе преобразился и интерьер, оставшись при этом эргономичным и просторным. Салон к тому же получил массу высокотехнологичных по тем временам опций вроде адаптивного ксенона, самопарковщика и виртуальной «приборки». Cee’d теперь выбирали не только из-за соотношения цена — качество, но и за дизайн.
Универсалов Сee’d в продаже около сотни. Цены начинаются от 350 000 рублей. Рестайлинговых автомобилей после 2015 года выпуска совсем мало. Самые ходовые двигатели — это бензиновые «четверки» G4FA объемом 1,4 литра (100 л.с., 134 Нм) и G4FC на 1,6 литра (130 л.с., 157 Нм). У них цепной привод ГРМ, но ресурс цепи составляет порядка 120–150 тысяч км. Моторы отличаются довольно шумной работой с вибрациями на различных оборотах. К тому же из-за некачественного катализатора (его рекомендуется удалить) у них есть склонность к задирам в цилиндрах. Чаще всего встречаются Сee’d с беспроблемной 6-ступенчатой «механикой». Универсалов с надежным 6-ступенчатым «автоматом», попадающих в наш бюджет, увы, немного.
Дизайн дизайном, а недостатки Cee’d начинаешь замечать довольно быстро. Быстро тускнеет внешний хром, облезает пластик с дверных ручек, царапаются карманы. Шумоизоляция слабая. Электроусилитель руля не отличается удачными настройками (после рестайлинга стало лучше). Клиренс маловат для наших дорог, а подвеска жестковата.
Размеры — 4698 × 1819 × 1535 мм
Колесная база — 2685 мм
Дорожный просвет — 165 мм
Объем багажника — 460 л
Глядя на Astra J, многим, вопреки старой поговорке, хотелось, чтобы их автомобиль походил на Opel. Стильный экстерьер, благодаря которому Astra выглядела дороже многих конкурентов, заставлял оборачиваться ей вслед. В оформленный качественными материалами, комфортный и хорошо оснащенный салон приятно садиться каждый день. Неудивительно, что Astra быстро стала самым продаваемым в России Опелем.
Astra сменила поколение в 2015 году. Соответственно, автомобилей последних лет выпуска в бюджете до 600 000 рублей на Drom.ru немного — не более 50 штук. Цены — от 350 000 рублей. Выбор фактически сводится к одной из двух версий — либо «атмосферник» 1,6 л (115 л.с., 155 Нм) с 5-ступенчатой «механикой» или 6-ступенчатым «автоматом» 6Т30, либо турбомотор 1,4 л (140 л.с. 200 Нм) в паре с АКПП 6T40. Атмосферный A16XER — это сравнительно надежный и простой мотор, имеющий при этом несколько слабых мест: текущий теплообменник, капризные клапаны регулятора фаз и текущие фазовращатели, неудачный термостат, загрязняющийся впускной коллектор. Турбомотор 1,4 л оснащен турбиной ККК03, чей ресурс обычно не менее 150 тысяч километров. 5-ступенчатая механическая коробка отличается слабым дифференциалом и очень часто выходящими из строя подшипниками вторичного вала. Но если не таскать прицепы, аккуратно обращаться со сцеплением, следить за уровнем масла и изредка его менять, то проблем, скорее всего, не будет. «Автоматы», особенно 6T30, не любят агрессивной езды, это чревато поломками гидроблока. Обе коробки нуждаются в установке внешнего фильтра и замене масла раз в 30–40 тысяч километров.
Astra получилась довольно увесистой, поэтому для динамичного движения базового двигателя 1,6 л явно недостаточно. Длинный передний свес и низкий клиренс заставляют быть аккуратными при езде и парковке. Широкие передние стойки перекрывают обзор и требуют привыкания. Часто выходит из строя система охлаждения: ломается пластиковый тройник, помпа или термостат.
Размеры — 4675 × 1797 × 1521 мм
Колесная база — 2685 мм
Дорожный просвет — 160 мм
Объем багажника — 500 л
Cruze — наследник Chevrolet Lacetti, сделанный на общей базе с Astra J. Яркая внешность, интересно оформленный интерьер — прогресс по сравнению с безликим предшественником был налицо. С техникой мудрить не стали: простые подвески, а моторы самые недорогие из всех агрегатов гаммы GM. Рост продаж корейского Опеля остановил только уход Chevrolet с российского рынка.
Универсалов Cruze в продаже примерно 70 штук. Это рестайлинговые машины 2014-2015 годов выпуска. Цены начинаются с 300 000 рублей за вариант из таксопарка. Выбирать придется либо версию с 1,6 л F16D4 (124 л.с., 154 Нм) с 5-ступенчатой «механикой», либо Cruze 1,8 л F18D4 (140 л.с., 176 Нм) с «механикой» или 6-ступенчатым «автоматом». Но последних версий совсем мало, что не повод для печали. «Автомат», в отличие от довольно надежной «механики», склонен к перегревам и имеет капризный гидроблок. У обоих моторов немецкая родословная и предрасположенность к стуку фазовращателей. Тогда нужно чистить их клапаны или менять детали в сборе.
Универсалы Cruze (особенно с указанными моторами) — машины не для гонщиков. Автомобиль тяжелый, коробка задумчивая, реакции на руль вялые. Есть нарекания к качеству ЛКП, достают мелкие поломки. Выходят из строя стеклоподъемники и печка (поломка пластиковых тяг, приводящих заслонки рециркуляции в модуле печки), после трех-пяти лет эксплуатации ломается элемент подогрева водительского сиденья (аналогичная проблема есть на Astra J).
Размеры — 4084 (4104) × 1700 × 1504 (1560) мм
Колесная база — 2476 мм
Дорожный просвет — 160/183 мм
Объем багажника — 355 л
Kalina 2, по сравнению с предшественником даже не шаг, а прыжок вперед. Современный дизайн снаружи и внутри, просторный для компактного кузова салон, неплохие возможности трансформации, вседорожная версия Cross. Но больше всего впечатлял прогресс по технике: появились роботизированная коробка и полноценный «автомат», а подвеска, которую помогали настраивать специалисты из Renault, ощутимо прибавила в комфорте и управляемости. Не изменились лишь доступная цена и отличная приспособленность к отечественным дорогам.
Рестайлинговых универсалов Kalina после 2014 года выпуска в продаже на Drom.ru без малого 800 экземпляров. Из них почти 200 штук приходится на версию Cross. Цены начинаются от 200 000 рублей. Больше половины автомобилей оснащены 8-клапанным 1,6-литровым ВАЗ-11186 (87 л.с., 140 Нм). На втором месте по распространенности — версии с двигателем ВАЗ-21127 (106 л.с., 148 Нм). Машин с 16-клапанным ВАЗ-21126 (98 л.с., 145 Нм) совсем мало. 5-ступенчатая «механика» в приоритете. Универсалов с надежным «автоматом» Jatco или требующей привыкания роботизированной коробкой — менее сотни. «Младшему» из двигателей периодически требуется регулировка зазоров клапанов. Часто выходят из строя детали системы охлаждения. При обрыве ремня ГРМ на этом моторе гнет клапана. 106-сильный двигатель, вместо ДМРВ получив ДАД (датчик абсолютного давления) и ДТВ (датчик температуры воздуха), избавился от проблемы плавающих оборотов. Но шумы, стуки, троения, свойственные его предшественнику 21126, никуда не делись.
Универсал Kalina, как и его наследница Granta, не может похвастаться большим багажником. Несмотря на прогресс с предыдущим поколением, есть много претензий к качеству сборки, шумоизоляция слабая, пластик салона легко царапается, а кузов очень быстро покрывается сколами.
Размеры — 4350 × 1680 × 1420 мм
Колесная база — 2492 мм
Дорожный просвет — 165 мм
Объем багажника — 444 л
Технически глубокий рестайлинг «десятки», ставший бестселлером продаж, лидером по количеству тюнинг-проектов и культурным феноменом. Ей пилили пружины, попутно вкладывая в тюнинг две цены автомобиля. Про нее сочиняли мемы и песни, снимали клипы. Ее любили за доступность запчастей, ремонтопригодность и прочность основных агрегатов. В регионах она была бестселлером — Приору выбирали и пенсионеры возить рассаду, и четкие пацаны — катать подруг.
Поскольку универсалы Priora сняли с производства в 2015-м, то свежих машин в продаже мало — не более сотни. Цены — от 250 000 рублей. Чаще всего это универсалы с двигателем ВАЗ-21127 мощностью 106 л.с. Ремень ГРМ ходит около 150–180 тысяч км, но за его состоянием нужно внимательно следить, поскольку при обрыве ремня гнет клапаны. Много проблем с навесным и второстепенным оборудованием двигателя: термостатом, генератором, регулятором напряжения и катушками зажигания. Зато почти надежна 5-ступенчатая «механика», которая была модернизирована в 2014 году, получив японский тросовый привод и немецкие комплектующие.
Priora плохо держится за дорогу на скорости, посредственно слушается руля, неважно тормозит и имеет массу эргономических и технических недостатков. У нее традиционно слабые ЛКП и антикор. Недостаточно надежным узлом оказался электроусилитель рулевого управления. Дополнительная шумоизоляция — одна из самых популярных позиций в списке доработок.
Размеры — 4410 х 1764 х 1512 мм
Колесная база — 2635 мм
Дорожный просвет — 178 мм
Объем багажника — 480 л
Наследница Priora, автомобиль из Тольятти, наконец-то переставший эксплуатировать старую «восьмерочную» платформу. Для его создания и запуска в производство пришлось привлекать иностранные силы — дизайнера Стива Маттина и менеджера Бу Андерссона. Vesta очень красиво нарисована, достаточно добротно ощущается внутри, потому и смогла вступить почти на равных в бой с Солярисом и Поло. Хотя многих и отпугнула непривычно высокая для АвтоВАЗа цена.
Универсалов Vesta, соответствующих нашим критериям, в продаже около 100 штук. Автомобилей в версии Cross среди них единицы. Цены начинаются от 500 000 рублей. Больше всего распространены варианты с 1,6-литровым 106-сильным бензиновым мотором 21129 (106 л.с., 148 Нм). Это немного модифицированная версия мотора 21127, которая не избавилась от основных его проблем. Универсалов с 1,8-литровым 21179 (122 л.с., 170 Нм) — в продаже мало, как и автомобилей с требующей привыкания роботизированной коробкой.
Как и любой другой автомобиль, созданный на абсолютно новой платформе, Vesta получила множество детских болезней: глюки мультимедийной системы, слишком нежный металл литых дисков, гремящие стойки стабилизатора. Приятно оформленный салон огорчает обилием скрипов и недостаточным уровнем шумоизоляции. Многие из этих недостатков можно было легко устранить, но Vesta от них так и не избавилась.