Мы уже рассказывали, что такое детейлинг. Казалось бы пятизначные цены на услуги — повод задуматься об открытии своей детейлинг-студии. Неудивительно, что в «Вордстате» присутствуют запросы по открытию детейлинга. А уже действующих студий в российских мегаполисах все больше. Но каждая ли является прибыльной и есть ли смысл сейчас приходить на этот рынок?
В первом материале мы говорили о продуктовой сути детейлинга и убедились, что в первую очередь это тщательная полировка и химчистка автомобиля. Несмотря на такую узость формулировки, в реальности есть несколько возможных бизнес-моделей детейлинга. Причем как в разрезе услуг, так и в плане инвестиции в основные средства.
Варианты бизнес-моделей детейлинга по услугам
Мойка + детейлинг |
Изначально была мойка. Далее адаптируется помещение, добавляются услуги тщательной химчистки и полировки, и называется это все детейлингом. Появляется вероятность без серьезных вложений зарабатывать больше за счет случайных клиентов. Основным проектом по-прежнему остается мойка, а детейлинг — инструмент повышения среднего чека. При таком подходе услуги детейлинга, скорее всего, будут некачественными, а клиенты не станут постоянными. |
Детейлинг + мойка |
Основной проект — детейлинг. Мойка выступает вспомогательной станцией, которая генерирует трафик и готовит машины клиентов к детейлингу. При такой модели на старт проекта нужно закладывать не меньше миллиона рублей. Основной риск — неполная нагрузка студии. Компенсировать этот риск позволяет модель ниже. |
Детейлинг + мойка + допуслуги |
Модель, при которой риски получить незагруженную станцию снижаются за счет добавления допуслуг: тонировка, ремонт стекол, нанесение пленки, иногда даже установка противоугонных систем. Дополнительно можно заключить договоры с дилерами, которые продают новые машины и проводят предпродажную подготовку автомобилей, принятых в trade-in. |
Автобизнес + детейлинг | У предпринимателя уже был какой-то автобизнес — СТО, тюнинг ателье и т. д. Детейлинг в этом случае открывается под существующую базу клиентов. |
— Рынок этих услуг развивается, и здесь можно найти свое место. Главное — заранее понять целевую аудиторию: для какого класса автомобилей студия будет работать, по какой цене и что для этого нужно. Конечно, главный риск — недозагрузить станцию. Поэтому на старте не обойтись без агрессивной рекламы, особенно если нет клиентской базы. Но долгосрочный успех все равно кроется не в маркетинге, а в качестве услуг и удовлетворенности клиента, который приедет к вам второй раз, если все понравилось.
Если появился интерес к запуску детейлинга при наличии какого-то автомобильного бизнеса, открыть детейлинг-студию будет дешевле. Но в нашей статье мы рассмотрим самый капиталоемкий процесс — открытие с нуля. В этом случае даже для скромной студии придется найти помещение, сделать ремонт, потратиться на оборудование и расходники, а еще найти и обучить сотрудников.
Помещение
Помещение можно купить, арендовать или построить. Минимальная рекомендуемая площадь на один автомобиль — от 30 м².
Понадобится минимум два бокса. В одном разместится зона детейлинга, в другом — автомойка. Причем мойка обязательно должна быть изолирована от зоны, где проводятся работы по детейлингу (хотя бы водонепроницаемой занавеской), потому что керамические составы не любят сырость.
Теоретически открыть детейлинг можно и без мойки — если клиенты будут приезжать за услугами уже на чистой машине. Но на практике это невозможно, особенно в России, где дороги грязные больше половины года. Поэтому мойка должна быть.
Сложностей в открытии автомойки две: найти помещение с мощной «мокрой» точкой — водопроводом с подходящим давлением воды, и легализовать утилизацию воды. Альтернативный вариант — арендовать готовую мойку или детейлинг-центр, где эти вопросы уже решены.
Варианты бизнес-моделей в разрезе помещения
Решение | Плюсы | Минусы |
Купить | При долгосрочной работе выгоднее, чем арендовать. т. к. нет арендной платы, а помещение относительно стабильно в цене. Если делать ремонт под детейлинг, есть вариант сдать готовое помещение в аренду. Если место окажется неудачным, сменить локацию будет проблемно и дорого. Можно купить в ипотеку без необходимости оплачивать 100% стоимости помещения сразу. |
Нужен высокий бюджет на покупку. Срок окупаемости 5–10 лет. |
Арендовать | Нет необходимости тратить 100% бюджета на покупку или брать кредит. Если место окажется неудачным, можно переехать. Старт быстрее, чем при покупке в кредит или строительстве. Есть вероятность найти готовую студию детейлинга и сэкономить время и деньги на ремонте. |
Ежемесячные платежи. Если придется съехать, то инвестиции в ремонт пропадут. Арендодатель может прекратить договор и открыть свой детейлинг. |
Построить | Дешевле, чем покупать. | Нужна земля. Нужно закладывать время на строительство. |
Примерный бюджет решений с помещениями, руб.
Купить | 3 000 000–15 000 000 | В зависимости от региона, конструкции и типа здания. |
Арендовать | 100 000–500 000 в месяц | В зависимости от локации, ремонта и площади. |
Построить | 1 500 000–5 000 000 | Легковозводимые металлоконструкции без фундамента и стоимости земли. |
Ремонт
Обязательные составляющие детейлинг-центра — яркий свет в сочетании с электросетью, площадь от 30 м² на один автомобиль и компрессор для сжатия и сушки воздуха. Бюджет ремонта помещения зависит от его изначального состояния, площади и пожеланий владельца по итоговому результату.
Стандартный ремонт при запуске детейлинг-студии: выравнивание пола, установка сдвижных прозрачных ворот и системы освещения в боксах.
Некоторые детейлинги дополнительно обустраивают клиентскую зону.
Ориентировочные цены на ремонт помещения под детейлинг
Работа | Стоимость, руб. |
Наливной пол, работы | 380/м² |
Наливной пол, материалы | 250/м² |
Ворота с установкой | 50 000 |
Система освещения в боксах на пост | 90 000 |
Обустройство клиентской зоны | 100 000 |
Оборудование для детейлинга (ориентировочные цены)
Работа | Стоимость, руб. |
Набор полировальных машинок (2 шт.) на пост | 50 000 |
Компрессор поршневой | 50 000 |
Инфраструктура для работы
Параллельно с ремонтом помещения или после него придется потратиться на отладку вспомогательной инфраструктуры: сайтов рекламных кампаний, телефонии, CRM и системы бухгалтерского учета. Обычно с первого раза настроить их идеально не получается.
В то же время, в отличие от ремонта и оборудования, это не обязательные аспекты. Теоретически их может и не быть, но с ними бизнес будет работать более прогнозируемо и управляемо.
Ориентировочные цены на создание рабочей инфраструктуры, руб.
Работа | Стоимость |
Лендинг, квиз или другой конвертер | 5000–15 000 |
Создание страницы и контента в Instagram | 5000–15 000 |
Настройка контекстной и таргетинговой рекламы (разово) | 20 000–30 000 |
Рекламный бюджет (на месяц) | 20 000–50 000 |
Лицензия CRM и ее настройка на год | 50 000–150 000 |
Телефония (на месяц) | 5000–10 000 |
Еще одна значимая статья инвестиционных расходов — обучение команды мастеров. В городах-миллионниках оно стоит примерно 25 000 рублей за человека, в Москве — 70 000 рублей.
Но все детейлинги стараются брать на работу специалиста с опытом, который не только держал в руках полировальную машинку и пленку, но и уже отполировал не один кузов. Потому что требования к качеству в детейлинг-студии серьезнее, чем на мойке, автомобили — дороже, а ответственность — выше. А высокого уровня мастерства не достичь только курсами. Важна практика.
Вторая задача — удержание действующих специалистов. Боль многих детейлингов — обучить специалиста, потратить на него время и потерять. Поэтому многие заключают с сотрудником договор о необходимости проработать не менее одного или двух лет либо возместить стоимость обучения.
Но кнут часто работает хуже, чем пряник. Поэтому лучше не пугать сотрудников, а создавать им условия, когда люди не захотят уходить. Мотивация команды — сложная тема, и у каждого из сотрудников свой образ работы мечты. Но глобальных факторов для удержания сотрудника три: адекватность руководства, комфортные условия работы — свет, инструменты, столы для инструментов, ну и, конечно, доход. Последний в первую очередь зависит от загрузки детейлинг-студии. Если ее мало, для удержания толковых людей придется вводить оклады.
Размер постоянных расходов сильно зависит от бизнес-модели, оргструктуры команды и количества работников с окладом. За обработку входящих обращений и встречу гостей может отвечать администратор, а может — директор или старший смены. У директора может быть оклад, а могут только проценты. Математику постоянных расходов нужно рассчитывать индивидуально.
Ориентировочные постоянные расходы детейлинга, руб.
ФОТ (оклады) | 0–100 000 |
Аренда (или платеж по кредиту) | 0–500 000 |
Маркетинг
При старте с нуля маркетинговый бюджет, скорее всего, будет утекать как вода сквозь пальцы. Но этот период надо пережить, пока не наберется статистика по стоимости заявок и клиентов из разных каналов рекламы. Альтернативный вариант — искать сотрудников или партнеров с базой клиентов.
Лучше всего разделить рекламный бюджет на разные каналы рекламы и попробовать запустить каждый в тестовом режиме, чтобы набрать статистику.
Химия и расходники
Чем больше машин обслуживает детейлинг-студия, тем больше придется тратить на химию. Химия чаще всего — вторая статья расходов после оплаты труда. Как правило, каждая студия закупает химию одного производителя. В бюджетном сегменте используют российскую, например, Shine Systems или Grass. В дорогом — иностранную (корейскую, английскую, американскую, швейцарскую), например, Gyeon, Furniture Clinic, Meguiar's или Angelwax.
Глобально за доходную часть детейлинга отвечают два показателя — средний чек и количество сделок. А факторов, влияющих на них, — десятки. В маркетинге это конверсия в заявку и ее цена. В продажах — скорость реакции персонала на заявку, способность слышать и адекватно говорить с клиентом. В продукте — качество услуги и удовлетворенность клиента. Детейлинг-бизнес во многом живет за счет повторных продаж. Емкость рынка ограничена, поэтому ценность полученного клиента здесь высока.
Ориентировочные цены на услуги детейлинг-центра, руб.
Работа | Эконом | Средний | Премиум |
Полировка кузова | 6000 | 10 000 | 20 000 |
Химчистка салона | 6000 | 10 000 | 20 000 |
Нанесения защитного состава | 10 000 | 50 000 | 80 000 |
Учитывая, что на конечные цифры влияет масса переменных, мы подготовили финансовую модель для расчета математики детейлинг-бизнеса. Смотрите видео и делайте выводы.
Детейлинг — премиальная услуга, которую нельзя оказать за недорого. Но высокая цена — еще не гарант качества. На результат в первую очередь влияет человеческий фактор и мотивация мастера. Что же касается смысла услуги, то помимо защиты и ухода за автомобилем важную роль здесь играет wow-эффект, который ощущает владелец после визита в детейлинг. Увы, не каждый детейлинг в России способен подарить эти ощущения. Во многом потому, что при высоком качестве окупаемость детейлинг-центра растягивается во времени, если открывать этот проект с нуля.