Все это было не так давно, поэтому многие читатели наверняка помнят золотые годы российского автомобильного рынка — 2012–2014, когда выбор был широк, а цены — вполне адекватными даже для изрядно поправившего свои дела среднего класса. В 2012 году Россия выходит на второе (!) место в Европе после Германии по количеству проданных автомобилей — 2 934 546 штук. Без малого три миллиона! Этот результат, конечно же, стал абсолютным рекордом, который теперь вряд ли когда-то удастся побить. В 2013-м дела были не намного хуже (2 777 222 новых автомобиля нашли своих покупателей), да и в 2014-м Россия хоть и уступила второе место в европейском рейтинге, но все же официальные дилеры заключили 2 491 356 контрактов.
После всем известных событий 2014 года количество предложений снизилось более чем на треть. Некоторые производители (например, весь General Motors, кроме Chevrolet и Cadillac) прекратили свою работу в России, а оставшиеся непремиальные бренды значительно сузили свои модельные ряды, уповая лишь на локальные производства в условиях растущих пошлин и утилизационного сбора и фактически лишив россиян возможности приобщиться к новинкам европейского автопрома. Итог: в 2015 году в России продано всего 1 601 527 автомобилей, а место в европейском рейтинге — лишь пятое, теперь вслед за Францией и Италией. Именно поэтому мы взяли 2014-й золотой год как за точку отсчета.
Что происходило эти восемь лет на автомобильном рынке России, вкратце понятно всем: на фоне снижающегося дохода среднестатистического россиянина мы наблюдали постоянное сужение модельных гамм и рост рекомендованных розничных цен, который мы впервые прочувствовали уже по итогам 2014 года, ощущали все это время и сейчас переживаем совершенно невероятный пик. Попробуем заглянуть чуть глубже и расскажем вам, на сколько рублей и процентов выросли цены на данный момент — конец марта 2022 года — на те модели, производители которых до сих пор публикуют на сайтах эти самые РРЦ. Соответственно, например, представителей VAG здесь не будет, ибо конфигуратор на сайте отключен и заказать новый автомобиль по понятным причинам невозможно. Итак, вот наша десятка популярных моделей, которые все еще остались в продаже: рассказать о всех существующих в данный момент на рынке мы бы не смогли физически (все же около сотни точно осталось), но общую тенденцию они вполне отображают. Заранее могу сказать, что результат вас вряд ли порадует…
Цена в 2014 году — 1 170 000 рублей
Цена в 2022 году — 3 036 000 рублей
Рост цены в рублях — 1 866 000 (159%)
Начнем мы, конечно же, со «священной коровы» — сверхпопулярного и уважаемого в России седана Toyota Camry. Toyota хоть и приостановила производство под Санкт-Петербургом и закрыла экспорт, своих планов по уходу с российского рынка пока не обнародовала, сайт компании работает штатно. На нем мы видим, что средняя комплектация Elegance (только что обновленной Camry с 2,5-литровым мотором 181 л.с.) стоила в 2014 году 1 170 000 рублей. Сейчас рекомендованная розничная цена на такую Камри — 3 306 000 рублей. В комплектацию Elegance входят светодиодные фары, кожаный салон, датчик дождя, парктроник, камера заднего вида, «круиз», бесключевой доступ, мультимедиа с 9-дюймовым экраном, подогрев руля и всех сидений.
Цена в 2014 году — 585 000 рублей
Цена в 2022 году — 1 728 000 рублей
Рост цены в рублях — 1 143 000 (195%)
Один из самых популярных в России кроссоверов чуть ли не на все случаи жизни — Renault Duster, производимый на московском заводе еще несколько дней назад: объявлено об остановке конвейера и уходе Renault с рынка. За эти восемь лет Duster уже успел сменить поколение и обзавестись новым 1,3-литровым турбомотором и вариатором, поэтому лучше рассмотрим версию попроще. Итак, Duster в базовой комплектации с «младшим» мотором 1,6 л (102 л.с.), на «механике» и с полным приводом в 2014 году можно было купить за 585 000 рублей. Сейчас «база» Life с такими же агрегатами (только двигатель стал на 12 л.с. мощнее) стоит от 1 728 000 рублей. В данную комплектацию включены обычный кондиционер и скромная аудиосистема, доступно оснащение рядом «пакетов»: зимний (обогревы), передние сиденья (регулировка по высоте и дополнительные «подушки»), обзорность («противотуманки» и задний парктроник).
Цена в 2016 году — 1 140 000 рублей
Цена в 2022 году — 1 997 000 рублей
Рост цены в рублях — 857 000 (75%)
К сожалению, многолетний российский бестселлер в сегменте кроссоверов — Hyundai Creta — появился на нашем рынке только в августе 2016 года, что должно было вычеркнуть столь важного игрока из этого обзора. Но мы с оговорками все же решили это сравнение дать, пусть и не за восемь лет, а за шесть, но зато уже с новым поколением модели, производство которой на предприятии под Питером сейчас приостановлено из-за нехватки комплектующих. Переднеприводная Creta в максимальной на тот момент комплектации Comfort с двигателем 1,6 л (123 л.с.) и 6-ступенчатым «автоматом» предлагалась всего за 1 140 000 рублей. Сейчас самая богато оснащенная комплектация Креты Lifestyle (светодиодные фары, «климат», круиз-контроль, датчики дождя и света, рейлинги, все подогревы, парктроник и камера) оценивается минимум в 1 997 000 рублей, а еще почти 100 000 попросят за «панорамку», музыку Bose и комбинированную (кожа/ткань) обивку сидений. Выходит, что даже за шесть лет Creta подорожала на три четверти.
Цена в 2014 году — 339 800 рублей
Цена в 2022 году — 761 500 рублей
Рост цены в рублях — 421 700 (124%)
Первое за многие годы и единственное собственное детище АвтоВАЗа — Lada Vesta — «родилось» только в 2015 году. Поэтому мы сегодня рассмотрим не его, а самый доступный и очень хорошо продаваемый в России автомобиль — Granta, «чемпиона» России в 2013, 2014, 2015, 2019 и 2020 году. Эта модель в ноябре справила свой десятилетний юбилей, а представители АвтоВАЗа рапортовали о миллионе проданных Грант за все это время. В 2014 году седан Granta в версии «Норма» с 1,6-литровым «восьмиклапанником» (87 л.с.) на «механике» стоил всего 339 800 рублей! На данный момент этой комплектации максимально соответствует Classic (на литых дисках, с кондиционером и передними электростеклоподъемниками) за 761 500 рублей.
Цена в 2014 году — 353 800 рублей
Цена в 2022 году — 818 900 рублей
Рост цены в рублях — 465 100 (131%)
Легендарный советский внедорожник — ВАЗ-2121, «Нива», Lada 4x4, который нынче принято величать Niva Legend — уже почти 45 лет на конвейере и не собирается своих позиций сдавать: в прошлом году старушка «Нива» заняла почетное 15-е место во всероссийском автомобильном рейтинге продаж с результатом почти в 26 000 проданных машин. Да, «начинка» у Legend сейчас немного иная — ряд незначительных конструктивных изменений, новый салон и кондиционер в «жирных» версиях. Но, по сути, это та же «Нива» со старинным 1,7-литровым мотором (83 л.с.) и гудящей «раздаткой», за которую в базовой версии Classic (со стальными дисками и без кондиционера) нынче просят 818 900 рублей. Такая же «голая» Lada 4x4 в 2014 году предлагалась за 353 800 рублей — чуть дороже Гранты!
Цена в 2014 году — 911 000 рублей
Цена в 2022 году — 2 703 000 рублей
Рост цены в рублях — 1 792 000 (197%)
Формально Nissan в России пока остается, хотя их завод в Шушарах под Санкт-Петербургом остановлен так же, как и расположенные там же предприятия Hyundai и Toyota. Помимо этого закрыт экспорт автомобилей из-за границы, а это означает, например, что жизнь нового «привозного» Pathfinder на российском рынке оказалась очень непродолжительной. Но мы поговорим о более скромном, но очень популярном в России кроссовере, входном билете в мир Nissan — Qashqai. Даже в прошлом году, на излете своей карьеры (в Европе уже продается новое третье поколение модели), локализованный Кашкай забрался на 20-е место в России — 20 474 экземпляра. В этом же цена на переднеприводный Qashqai в простенькой комплектации SE (тканевый салон, 17-дюймовые диски, галогеновые фары, кондиционер, все подогревы, круиз-контроль, датчики дождя и света, парктроники) с мотором 2,0 л (144 л.с.) и вариатором выросла до 2 703 000 рублей. Такая же версия SE была и у дорестайлингового в 2014 году Кашкая, но стоила она меньше миллиона — 911 000 рублей.
Цена в 2014 году — 557 900 рублей
Цена в 2022 году — 1 534 900 рублей
Рост цены в рублях — 997 000 (175%)
Переходим в формат очень популярных в России «бюджетных» седанов иностранных компаний. Уже пять лет подряд звание заграничного бестселлера в нашей стране достается Rio — одной из самых доступных моделей Kia: у «корейцев» на данный момент самый длинный модельный ряд в России, есть даже «малыш» Picanto, который в «базе» все же дешевле, чем Рио. Но что в наше время значит «бюджетный седан»? За Rio с начальным 1,4-литровым (100 л.с.) мотором и «автоматом» в версии Comfort просят аж 1 534 900 рублей! Автомобиль прошлого, третьего поколения (сейчас — рестайлинг четвертого) в такой же комплектации и с тем же двигателем 1.4 MPI в 2014 году можно было купить всего за 557 900 рублей.
Цена в 2014 году — 1 199 000 рублей
Цена в 2022 году — 3 201 000 рублей
Рост цены в рублях — 2 002 000 (166%)
Еще один кроссовер уже не из «бюджетных» — Mazda CX-5, который является локомотивом продаж марки Mazda в России, занимая 21-ю строчку в общем российском рейтинге за прошлый год с результатом 19 828 штук. Все CX-5 для нашего рынка сейчас производятся на предприятии Mazda Sollers Manufacturing Rus, на котором сборка кроссовера была налажена еще в 2012 году. Но правильнее говорить «производилась», ибо Sollers свою деятельность на территории России в данных обстоятельствах свернул, но сайт компании работает, цены на нем есть, и «живые» машины все еще можно найти. Если в 2014 году СХ-5 первого поколения в самой популярной версии с двигателем 2,0 л (150 л.с.), «автоматом» и полным приводом в комплектации Active стоил 1 199 000 рублей, то сейчас РРЦ на такой же автомобиль установлена на уровне 3 201 000 рублей, а в список оснащения входят тканевый салон, светодиодные фары, двухзонный «климат», электропривод зеркал, круиз-контроль, литые диски R17, аудиосистема с шестью динамиками).
Цена в 2014 году — 1 248 000 рублей
Цена в 2022 году — 3 035 000 рублей
Рост цены в рублях — 1 787 000 (143%)
Кроссовер, спрос на который всегда стабилен и при этом очень высок: даже в «неурожайном» 2021 году в России удалось реализовать 38 441 Toyota RAV4, что позволило ему замкнуть «десятку» всероссийского статистического списка и стать самым популярным кроссовером среднего класса в нашей стране (выше RAV4 забрались только гораздо более «бюджетные» Creta и Duster — четвертое и восьмое места). В 2019 году на нашем рынке дебютировал «Равик» последнего, пятого поколения (вскоре его ждет обновление), и сегодняшние цены — как раз на подобные машины: полноприводный RAV4 с минимальным 2,0-литровым мотором (150 л.с.) и вариатором в средней комплектации Comfort (светодиодные фары, двухзонный «климат», камера заднего вида, электропривод багажника, цветной центральный дисплей без навигации, подогрев передних сидений, руля и форсунок омывателя) сейчас на сайте стоит 3 035 000 рублей. В 2014 году, конечно, были какие-то различия в оснащении, но сути они не меняют: цена на такой же RAV4, но предыдущего еще поколения, была установлена на отметке 1 248 000 рублей.
Цена в 2014 году — 1 149 000 рублей
Цена в 2022 году — 3 289 000 рублей
Рост цены в рублях — 2 140 000 (186%)
Напоследок дадим слово японской компании Mitsubishi, которая пока так и не объявила об уходе с российского рынка, более того, сохраняет работоспособность своего сборочного предприятия в Калуге, на котором выпускают Pajero Sport и Outlander. О последнем, как о более популярном, и поговорим, ибо автомобиль уникальный в нашем обзоре: сейчас он производится в том же самом третьем поколении, хотя и пережил с 2014 года целых три обновления! Это за границей уже вовсю продают «Аут» четвертой генерации, нам же его не видать. Тем не менее Outlander — один из первых локализованных автомобилей, производство которого в России стартовало еще в 2012 году. Спустя два года — на нашей критической отметке 2014 — цена за полноприводную, «верхнюю» для мотора 2,0 л (150 л.с.) и вариатора модификацию Invite составляла 1 149 000 рублей. Сейчас такой же, но обновленный Outlander оценивается в 3 289 000 рублей, а в комплектацию входят галогеновые фары, тканевый салон, подогревы руля, передних сидений и лобового стекла, литые диски R16, рейлинги, однозонный «климат», круиз-контроль и мультимедиа без навигации.
Возможно, после прочтения этого материала вы заинтересуетесь, почему в нем нет ни одного «китайца». Ответ прост: с 2014 года модельная гамма всех производителей из Поднебесной обновилась кардинально, не оставив нам шанса. Единственный долгожитель, добравшийся до наших дней — это рамный внедорожник Haval H9, который с 2019 года производится на пока остановленном заводе под Тулой. Но и он недотягивает до наших рамок: в России он появился только во второй половине 2015 года. Всех же остальных моделей Haval, как и Chery, и Geely, в 2014 году попросту не было, китайская экспансия началась чуть позже и теперь может закрутиться с новой силой.
Ну и наш неутешительный итог: за восемь лет после 2014 года автомобили подорожали беспрецедентно. Если взять средний процент по нашему исследованию, то и он составит целых 149,2%, что означает ровно 2,5-кратное увеличение цены. Понятно, что при подсчете по валютному курсу все выглядит не так плачевно. Понятно и то, что самое большое влияние на ситуацию оказали события последнего месяца, но сути это не меняет: зарплаты мы получаем в рублях, и, я уверен, у подавляющего большинства населения России они точно не выросли за это время в 2,5 раза…