Рассказываем о самом важном.
Самое крупное (и неприятное) изменение, которое может ждать водителей в 2025 году — рост суммы штрафов за наиболее массовые нарушения ПДД, их предполагается повысить в 1,5–2 раза. Судя по всему, власти отказались от изначальной идеи издать полностью новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), но не от плана по росту суммы штрафов. Новая инициатива формально пока что не принята, но в Госдуме уже пообещали поддержать ее, причем заработать поправки должны прямо с 1 января 2025 года.
Как хотят повысить штрафы:
Кроме того, власти собираются изменить скидку за оперативную оплату штрафа: разрешить водителям оплачивать не 50% суммы наказания, а 75%, но в течение большего времени — 30 дней вместо 20. Если принять во внимание последнюю меру, то выйдет, что фактически штрафы вырастут не в полтора раза, как может показаться на первый взгляд, а в два раза и больше. Однако справедливости ради отметим, что последнее повышение штрафов в РФ было более 11 лет назад, и за прошедшие годы воспитательный эффект наказания сильно снизился из-за инфляции. Также добавим, что и с учетом повышения штрафы в России остаются относительно невысокими по сравнению с другими странами — как соседними, так и дальним зарубежьем, даже если взять во внимание более высокие доходы «у них».
Еще один блок нововведений, который может заработать в 2025 году, касается полиса ОСАГО. Во-первых, Госдума уже приняла в первом чтении законопроект, который увеличивает штраф за езду без полиса «автогражданки». За первое нарушение водителей предлагается наказывать штрафом 3000 рублей (а не 500 рублей, как сейчас), а за повторное — 5000 рублей (вместо нынешних 800 рублей).
Во-вторых, с 1 марта 2025-го полис ОСАГО исключат из списка обязательных документов, которые собственник автомобиля обязан предъявить в ГАИ для регистрации транспортного средства.
В 2025 году при смене собственника автомобиля можно будет сразу же снять его с учета. Для этого потребуется отправить соответствующее заявление через «Госуслуги». Правда, действовать это будет только для тех, кто подписал электронный договор купли-продажи на «Госуслугах» или заверил его у юриста. Сейчас автомобиль снимают с учета по истечении десяти дней.
В-третьих, ожидается, что с 1 марта проверка полисов ОСАГО заработает в автоматическом режиме — то есть наличие страховки будут проверять с помощью камер. Правда, к этой части изменений до сих пор есть вопросы. Так, буквально год назад нам обещали, что система заработает в 2024 году, но этого так и не произошло. Почему? Причина именно в статье 12.37 КоАП, которую нужно было изменить, чтобы водителей не штрафовали за отсутствие полиса чаще, чем раз в сутки. Прошел год, а воз и ныне там. Так что можно надеяться (или приходится сожалеть?), что в марте 2025 года нововведение в полную силу не заработает. Но, возможно, будет проведен какой-то масштабный эксперимент.
В-четвертых, в новом году должен заработать единый полис «автогражданки», действующий сразу в двух странах — Российской Федерации и Республике Беларусь. Его разрабатывали еще с 2023 года, а начало работы было запланировано на осень 2024 года. Но что-то пошло не так, не успели, и запуск единого ОСАГО для двух стран перенесли на 1 января 2025 года. По крайней мере именно такая дата определена в изменениях в Федеральный закон «Об ОСАГО», которые были приняты Советом Федерации 27 ноября. Строго говоря, речь идет даже не об отдельном полисе, а о возможности купить расширение обычного договора, которое будет распространяться на соседнее государство. При этом приобрести такое расширение можно будет только у страховых компаний из РФ и РБ, и они же будут выплачивать компенсацию в случае ДТП.
Целый ряд инициатив относительно ОСАГО активно обсуждается. Например, в Госдуме предложили увеличить границу максимальных выплат в случае вреда жизни и здоровью потерпевшего с 500 000 рублей до 650 000 рублей, а имуществу — с 400 000 рублей до 520 000 рублей. А вместе с этим в РСА предлагают разрешить ремонтировать автомобили по ОСАГО с использованием запчастей б/у. Оба предложения могут также принять в 2025 году, хотя подчеркнем, пока это только предложения.
А еще в 2025 году водителям стоит готовиться к изменениям в правилах дорожного движения. Один из блоков поправок сейчас активно продвигает Минтранс. В ведомстве считают, что нужно более четко бороться с использованием гаджетов за рулем. Так, согласно инициативе Минтранса, с 1 марта 2025 года в России может заработать измененный пункт 2.7 ПДД, согласно которому запрещено будет «пользоваться во время движения каким-либо устройством, не предусмотренным конструкцией транспортного средства и требующим использования рук или отвлечения от управления транспортным средством во время движения, за исключением случаев использования его функций без применения рук для целей определения маршрута движения». В отличие от данной сложной формулировки, сейчас ПДД запрещает только пользоваться «телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук». Если поправки примут, под запрет попадет не только просмотр видеороликов и фильмов с телефонов и планшетов, установленных на передней панели, но и, например, использование электронных сигарет и вейпов. Кстати, обычных сигарет данный запрет не коснется, ведь это не техническое устройство.
Другой блок изменений затронет правила стоянки. Прежде всего, в ПДД может появиться новый знак — 5.18.1 «Место стоянки транспортных средств оперативных служб» и соответствующая разметка — 1.27. Как можно понять из названия, власти хотят легализовать те самые «красные прямоугольники», которые уже давно существуют во многих дворах, но часто игнорируются водителями. Хотя ни форма знака, ни сама разметка пока официально не утверждена, а в интернете гуляют только неофициальные изображения.
Также в Минтрансе предлагают изменить правила стоянки электромобилей. Стоять на парковке с табличкой «Зарядка электромобилей» будет разрешено только на время самой зарядки, а не вообще, как сейчас.
Наконец, еще одна часть поправок в ПДД будет посвящена средствам индивидуальной мобильности (СИМ). К примеру, в определении СИМ будет сказано, что это транспортное средство предназначено для движения только одного человека. Пользователям СИМов официально разрешат ездить по полосе для велосипедистов, а в жилой зоне — практически везде. Также им запретят пользоваться звуковым сигналом для принуждения пешеходов уступить им дорогу, а при опережении пешеходов их скорость не должна будет превышать 10 км/ч. Наконец, для СИМов и велосипедов сделают парковки со специальным знаком и обяжут пользователей оставлять свои транспортные средства только там. Как будут работать все эти нормы на практике в случае принятия — большой вопрос, но по крайней мере власти уделили внимание этой теме.
Вишенкой на торте изменений, которые ждут водителей в новом 2025 году, станет поднятие транспортного налога. Поскольку этот налог рассчитывается на региональном уровне, пока известно, что эта мера затронет москвичей — именно в столице одобрили соответствующие поправки. Как пояснили в Московской городской думе при принятии соответствующего решения, ставки налога не индексировались более десяти лет, поэтому пришла пора их поднять.
Изменения распространяются не на все автомобили, а только на определенные категории. У владельцев каких автомобилей поменяется ставка:
Новое повышение будет не последним: власти столицы пообещали ежегодно индексировать ставки, но не более, чем на 10% в год. При этом Мосгордума сохранила все существующие льготы как для граждан, так и для организаций, в том числе для владельцев электромобилей.
Тут нелишним будет вспомнить, что когда-то давно власти неоднократно делали заявление, что уже скоро налог будет заменен повышенными акцизами на топливо. Ради этого в 2018 году акцизы даже подняли дважды за год. Транспортный налог впоследствии так и не был отменен.
Но как вы думаете, что нас еще ждет в 2025 году? Правильно, новое поднятие акцизов на бензин и дизельное топливо — на 4,7%! Ставка акциза для бензина 5-го экологического класса составит 15 755 рублей за тонну (сейчас — 15 048 рублей), а для дизельного топлива — 10 915 рублей за тонну (сейчас — 10 425 рублей). И это повышение тоже будет не последним! Похожее увеличение ставок запланировано и на 2026, и на 2027 годы. Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что такие меры напрямую повлияют на цену топлива в рознице. Хотя насколько именно подорожает бензин и дизель в 2025 году, пока прогнозировать не спешим — уж больно высоким остается фактор неопределенности.
Несмотря на не самый оптимистичный список изменений, пожелаем водителям в 2025 году всего самого лучшего! Желаем вам мощных моторов, полного бака, захватывающих и интересных путешествий, только надежной техники и близких людей рядом. И конечно, ни гвоздя ни жезла!