Вызывает некоторые вопросы сам выбор объекта производства: дело в том, что жизненный цикл этого кроссовера на излете. М6 — это самая старая модель в линейке Haval, и представительство всячески продвигает ее на российском рынке: наши объезды московских дилеров в конце лета — начале осени показали, что прямую скидку в размере 100 тысяч предлагали только на М6 и ни на какие другие модели Haval. В Китае в этом году продажи М6 снижаются: в сентябре кроссовер нашел на 75% меньше покупателей, чем год назад, а в целом с января по сентябрь 2024 года — на 70% меньше, чем за то же время в прошлом году. В среднем в месяц сбыт на родине у М6 сейчас составляет около тысячи машин. При этом вся марка Haval в целом на домашнем рынке «растет отрицательно»: в сентябре 2024 года она потеряла 39% по отношению к сентябрю 2023 года, а в целом за первые восемь месяцев — 33%. Эта тенденция наметилась уже как несколько лет: в сентябре 2024 года китайским дилерам было отгружено 30,9 тысячи Хавейлов всех моделей, а ведь когда-то в месяц только H6 расходился в таком объеме! Неважно идут дела и у других брендов Great Wall: Ora падает по году на 41%, Wey — на 6,6%, правда, у последнего случаются спорадические всплески. К примеру, в сентябре он прибавил аж 150%. Самым стабильным в семействе Great Wall остается и популярный у нас Tank: с января по сентябрь он вырос на 47%.
А как чувствует себя Haval M6 в России? Оказывается, в сентябре на учет встали 3603 кроссовера М6, то есть в 3,6 раза больше, чем в Китае! Исходя из сказанного, нетрудно догадаться, что российский рынок имеет для Haval М6 прямо-таки чрезвычайное значение. Думаем, не ошибемся, если предположим: М6 продолжают выпускать в Китае только благодаря спросу в России, ведь три четверти изготовленного там идет на наш рынок!
Однако как обстоят дела с российской сборкой? Мы уже много раз писали, что по условиям Специального инвестиционного контракта российский завод Great Wall был обязан освоить выпуск кроссовера М6 еще в 2023 году. Это условие выполнено: в 2023 году М6 российской сборки поступил к дилерам. Однако объемы остаются небольшими: из 27 998 образцов М6, вставших на российский учет с января по сентябрь 2024 года, на предприятии в Тульской области выпущено только… 1070 штук, из них в 2024 году — 858. Таким образом, в этом году на российскую сборку пришлось менее 4% от проданного — остальное завозят из Китая. Судя по всему, российскому офису Great Wall приходится поддерживать выпуск в России исключительно для отчетности по СПИКу. Правда, формально о российской сборке в Минпромторге не знают: дело в том, что в Государственной информационной системе промышленности отсутствуют данные о локализации Haval M6. «Тульская торгово-промышленная палата» не проводила экспертизу производства Haval M6 по той причине, что эта процедура бессмысленна: партии М6, которые выпускают на заводе в Тульской области, просто не имеют локализации или сколько-нибудь значимой локализации, которую можно было бы номинировать в баллах по Постановлению Правительства РФ № 719 от 17 июля 2015 года.
Возникает законный вопрос: а почему М6 до сих пор не освоили в России со сваркой и окраской кузовов? Китайцы не виноваты: они бы и рады, но на предприятии в Тульской области просто-напросто физически нет места: сейчас там варят кузова для Jolion, F7, Dargo и вдобавок налаживают (или уже наладили) сварку для кроссовера H3 — суть тот же самый Джолион, только в другой обертке. Еще в феврале 2022 года «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» вышел на проектную мощность первой очереди, которая составляет 80 000 машин в год. При этом только с января по сентябрь 2024 года на учет встали 70 657 Хавейлов, изготовленных в России в 2024 году!
Короче говоря, с производством Haval M6 остается один вариант — контрактная сборка на стороне. Какой тут выбор площадок? Кажущаяся широта разнообразия — это лишь оптический обман. Если исключить заводы, которые оказались под санкциями, из всего перечня остается лишь ПСМА с «Автомобильными технологиями». Дело в том, что только здесь оказалось возможным в сжатые сроки восстановить цикл по сварке и окраске кузова. Кстати, некоторые наши собеседники сказали, что проект по контрактной сборке М6 очень хотел получить АВТОВАЗ, у которого с уходом (надеемся, временным) французов упала не только загрузка линий по сварке, окраске и сборке, но и загрузка штампово-прессового производства — ведь именно здесь выпускали практически всю номенклатуру кузовных деталей для Логана, Сандеро и той же Lada XRAY, спроектированной на платформе В0. Однако сотрудничество с АВТОВАЗом оказалось невозможным из-за санкционных рисков.
Итак, российский офис Great Wall размещает производство Haval M6 на внешней площадке вынужденно, из-за отсутствия возможности варить кузова для этой модели на заводе в Тульской области. Однако по какому методу будут производит эти кузова в Калуге? Напомним, что кузова фургонов серии K0 (Citroen Spacetourer, Peugeot Traveller и их грузовые версии) здесь варили по методу CKD-2: на ПСМА поступали крупные подсборки, уже сваренные на французском предприятии Sevel Nord. При сборке электроника сама позиционировала эти узлы, а от оператора требовалось лишь грамотно поработать сварочными клещами. Таким образом, вероятность перекоса была нулевой. Кузова Mitsubishi Outlander здесь варили уже по циклу CKD-3 (японские заготовки, приходящие в Калугу, были уже не такими крупными), а кузова седанов Citroen C4 — вообще без использования заграничных подсборок.
Теперь — важный момент. Поскольку тип сварки никоим образом не влияет на количество локализационных баллов, предположим, что для сборки H6 будет восстановлен именно процесс CKD-2. Вот лично я бы сделал именно так. Во-первых, это проще и быстрее, во-вторых, инвестиций в перезапуск с проектированием и изготовлением новой оснастки радикально меньше, чем для других более сложных процессов. Правда, здесь еще возникает вопрос готовности китайского завода поставлять сваренные кузовные подсборки в нужном виде, стоимости организации логистики и другие бизнес-факторы, которые находятся вне нашего поля зрения. В общем, не будем мутить воду и скажем честно: мы пока не знаем, каким методом в Калуге будут сваривать кузова для M6. Но узнаем!
А будет ли налажена российская штамповка? С одной стороны, такой опыт у Great Wall в России есть — на самом заводе имеется небольшой прессовый цех. Кроме того, часть кузовщины «холодным» методом производят на московском предприятии «Альфа Аутомотив Техноложиз», которое в 2022 году перебазировалось с бывшей территории ЗИЛа в Бирюлево. Однако с учетом неясной (для стороннего наблюдателя) длительности жизни проекта мы вряд ли можем с уверенностью говорить о желании менеджмента Great Wall организовывать штамповку в России, тем более что можно нахлебаться с качеством российской стали (если только не везти сталь из Китая), да и на выпуск и отладку штамповой оснастки нужны месяцы. Впрочем, не исключим, что холодная штамповка навесных элементов — крыльев, кузова, крыши — все-таки пойдет, тем более что готовые штампы можно привезти с китайского завода, если они, конечно, не сильно изношены.
Собственно, по нашим данным, сварка и окраска начнутся не сразу: на февраль 2025 года намечен старт пока только отверточной сборки DKD. Стало быть, готовые машины доберутся до дилеров к середине — концу марта. А вот с середины лета планируется запустить уже полный цикл. А что с объемами? По этому поводу у нас информации нет, но, думаем, не ошибемся, если предположим: ежемесячный выпуск запланирован на уровне около 3,5 тысячи машин, то есть на уровне текущего сбыта.
Кстати, обратим внимание, что проект не свернули вопреки фактическому запрету китайского правительства на развитие местной сборки в ряде стран, в том числе и в России. Напомним, что этот запрет был сформулирован в сентябре. Впрочем, формально Great Wall следует этой просьбе, потому что ПСМА — это не собственный завод. Вместе с тем Great Wall остается частной компанией, правда, с сильным влиянием на нее государства. Напомним, что в июне 2019 года лично Си Цзиньпин разговаривал с В. Путиным пытаясь уговорить его на приемлемые условия СПИКа для «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» — и не уговорил. Именно из-за этого отменили торжественное (и дистанционное) разрезание ленточки главами двух государств при открытии предприятия. Впрочем, мы уже много раз описывали ту историю, повторяться не будем.
А теперь — наше любимое упражнение: рассчитаем, сколько рублей в виде утилизационного сбора будет платить российский покупатель Haval M6 после начала производства кроссовера по полному циклу в Калуге? Для начала прикинем возможный уровень локализации. Вероятнее всего — со сваркой, окраской, ГЛОНАССом и всякой мелочовкой удастся выйти на уровень около 1200–1300 баллов. С учетом очередной индексации утильсбора в 2025 году его размер для автомобилей с ДВС рабочим объемом от литра до двух вырастет с нынешних 556 200 рублей до 667 400 рублей. При этом целевой уровень локализации для полной компенсации утильсбора с 1 января поднимается с нынешних 2567 баллов до 3700. Стало быть, при локализации в 1200–1300 баллов в цене Haval M6 калужской сборки «утиль» составит 433 810 рублей. Впрочем, такой размер «утиля» не означает, что китайцы не будут хотя бы частично компенсировать его за счет своих внутренних ресурсов.
Еще моменты: кто будет заявителем на ОТТС и в чей СПИК пропишут М6 уже калужской сборки? На них и некоторые другие мы ответа пока не знаем. Самое главное, что это благое производственное начинание дает куда больше оснований для оптимизма в части дальнейшей судьбы калужского завода ПСМА, чем прежде. По крайней мере, проект с Haval позволит продержаться предприятию до тех пор, пока не будет налажена сборка знакомых российскому потребителю «каблуков» B9 (Citroen Berlingo и Peugeot Partner) — и тоже по полному циклу. Пока не поставлен крест и на запуске Peugeot 4008 (так в Китае называется «наш» Peugeot 3008). Наконец, не исключен вариант, что кроме Haval у «Автомобильных технологий» появится еще один инвестор.