После разразившегося в 2015 году дизельгейта концерн Volkswagen и одноименная компания взяли ускоренный курс на электрификацию с расчетом на то, что новые «зеленые» модели загладят вину VW за прошлые ошибки и махинации с вредными выбросами дизельных двигателей. Для массовых электромобилей нового поколения была разработана собственная платформа MEB (расшифровывается как Modulare E-Antriebs-Baukasten), первой серийной моделью на ней стал герой нашего рассказа — Volkswagen ID.3.
Официальная премьера ID.3 состоялась в сентябре 2019 года, но предзаказы на него Volkswagen начал принимать загодя, в мае того же года — обычно так делают стартапы и компания Tesla, а главой Volkswagen в то время был Герберт Дисс, считавший Tesla основным ориентиром и разделявший многие взгляды Илона Маска. Volkswagen ID.3 презентовали как эпохальную модель, сравнимую по своему потенциалу с Beetle и Golf: мол, цифра 3 в индексе — это не только место в модельной иерархии, но и указание на то, что ID.3 должен стать третьей по исторической значимости фольксвагеновской легковушкой.
Серийное производство Volkswagen ID.3 на заводе в Цвиккау (Германия, земля Саксония) стартовало в ноябре 2019 года в присутствии тогдашнего канцлера Германии Ангелы Меркель. В том же месяце германское правительство объявило о запуске федеральной программы субсидирования продаж электромобилей, благодаря которой конечный потребитель мог сэкономить при покупке новой «электрички» до 9000 евро. Казалось бы, для триумфального успеха Volkswagen ID.3 все было готово, в 2020 году компания намеревалась выпустить 100 000 экземпляров этой модели.
Начало отгрузок Volkswagen ID.3 было запланировано на лето 2020 года — такой большой временной разрыв между стартом производства и выходом электромобиля на рынок сразу вызвал подозрение у ряда экспертов. В декабре 2019 года поползли слухи о том, что у ID.3 есть серьезные проблемы с программным обеспечением, а весной 2020-го немецкая пресса уже вовсю трубила о том, что завод в Цвиккау выпускает не электромобили, а «консервные банки», то есть «железо» без электронной начинки, потому что цифровая платформа для ID.3 все еще не готова.
Дело в том, что вместе с «тележкой» MEB концерн Volkswagen разрабатывал и полностью новую цифровую платформу с возможностью обновления программного обеспечения «по воздуху» (то есть через мобильный интернет). Но если с разработкой «железа» инженеры справились в срок, то программисты подвели. Руководство Volkswagen пыталось скрыть проблему, однако она оказалась слишком масштабной, особенно в свете того, какие большие ставки были сделаны на ID.3 и как сильно пиарщики разогрели публику. Энтузиасты и блогеры быстро нашли тайный склад под Лейпцигом, где компания накапливала «мертворожденные» электромобили, надеясь их оживить, как только программисты «допилят» софт.
17 июня 2020 года начались полноценные продажи Volkswagen ID.3, но живые машины компания пообещала покупателями лишь в сентябре, то есть фактически признала срыв первоначального графика поставок. Более того, компания была вынуждена объявить, что первые экземпляры ID.3 будут лишены части функций — например, проекционного экрана и смартфонных интерфейсов Apple CarPlay и Android Auto, эти функции планировалось активировать в начале 2021 года, после того как программисты доделают софт.
Увы, рыночный дебют Volkswagen ID.3 омрачили не только проблемы с бортовой электроникой. Первые экземпляры, попавшие в руки европейских журналистов осенью 2020 года, удивили кривыми стыками кузовных панелей и деталей салона, плохим качеством окраски, дешевыми и маркими материалами отделки. Мультимедийный сенсорный экран постоянно тормозил, на некоторых экземплярах не работали не только вышеозначенные функции, но и многие другие — например, навигационная система и камера заднего вида. Сам мультимедийный экран, как оказалось, расположен слишком далеко от водителя, пользоваться на ходу им неудобно. Сенсорный блок управления микроклиматом, сенсорные кнопки на руле и сенсорный блок управления светом тоже вызвали массу нареканий у экспертов и обычных потребителей.
Многие проблемы с качеством и программным обеспечением ID.3 компания Volkswagen решила довольно быстро — экземпляр, побывавший на тесте Дрома летом 2021 года, произвел хорошее впечатление, но рыночный дебют в любом случае оказался смазанным, информационный фон вокруг ID.3 на протяжении года был скорее негативным.
Вдобавок довольно скоро стало понятно, что дизайн Volkswagen ID.3 — это, мягко говоря, не эталон уровня Beetle и Golf. Электрический хэтчбек имеет тяжеловатый, почти однообъемный профиль и негармоничную ломаную подоконную линию, передок получился каким-то натянутым, с глуповатой «полуулыбкой» на бампере. В общем, ни снаружи, ни внутри Volkswagen ID.3 не производит впечатление целостного продукта — ездить можно, шасси настроено добротно, по-фольксвагеновски, но вау-эффекта ID.3, как правило, не производит и умиления не вызывает.
В 2020 году Volkswagen выпустил 64 259 экземпляров ID.3 вместо ожидаемых 100 000, в 2021-м — 73 738, в 2022-м — 83 432, эти цифры косвенно говорят о спросе (глобальной статистики продаж по моделям Volkswagen не публикует). Помимо завода в Цвиккау хэтчбеки ID.3 сегодня в небольших количествах собирают так называемая Стеклянная мануфактура в Дрездене (своего рода завод-выставка) и совместное предприятие SAIC-VW в китайском Антинге (входит в состав Шанхая). Конечно, невыполнение производственного плана можно списать на глобальный дефицит микрочипов, вот только кроссовер Volkswagen ID.4 на той же платформе MEB в 2021 году был произведен в количестве 134 319 штук, в 2022-м — 207 934 штук, хотя надо уточнить, что в отчете за 2022 год Volkswagen дает общую цифру по кроссоверам ID.4 и ID.5 (это, по сути, технически идентичные модели, просто ID.5 отличается от ID.4 купеобразным профилем).
Есть статистика продаж электромобилей от независимого ресурса CleanTechnica: она показывает, что в прошлом году Volkswagen ID.3 не вошел в Топ-15 самых популярных в мире электромобилей, зато вошел ID.4 с результатом 174 092 проданных экземпляра — это шестое место в списке, первое занял кроссовер Tesla Model Y — продано 771 300 штук.
Статистика CleanTechnica по Европе за 2022 год показывает, что ID.3 занял пятое место в списке самых востребованных «электричек»: продано 53 287 штук. Первое место занял Tesla Model Y (138 373), второе — Tesla Model 3 (91 257), третье — Volkswagen ID.4 (68 409), четвертое — Fiat 500e (66 732). Fiat 500e по всем основным техническим характеристикам проигрывает ID.3 и не сильно дешевле «немца», зато с дизайном у него полный порядок, народ его обожает.
Скоропостижный рестайлинг призван поправить рыночную карьеру Volkswagen ID.3 — обновленный хэтчбек представили 1 марта текущего года. Прежде всего компания значительно улучшила качество отделки интерьера: на смену жесткому маркому пластику в местах касаниях рук пришли мягкие поверхности, в том числе обитые веганской кожей с контрастной прострочкой. Переделан дизайн дверных карт и передних кресел (они теперь с интегральными подголовниками). Материалов животного происхождения в ID.3 нет, обивочная ткань на 71% состоит из переработанного пластика. Сенсорные кнопки, к сожалению, остались, хотя Volkswagen уже принял принципиальное решение от них отказаться — на новых моделях их не будет.
Мультимедийный экран в ID.3 после обновления не стал ближе к водителю, но стал крупнее — 12-дюймовый вместо прежнего 10-дюймового. Изменена структура меню, облегчен доступ к наиболее востребованным функциям, при этом часть функций активируется по подписке — порочная практика, которая, к сожалению, встречается все чаще (подписка на подогрев сидений у BMW, например, уже стала притчей во языцех). С точки зрения производства это удобно: все машины оснащены по большей части одинаково, но покупатель, у которого, например, нет денег или необходимости в климат-контроле, будет возить его как балласт.
Наружные изменения — это новый, менее игривый на вид передний бампер с боковыми направляющими воздуховодами, которые позволили уменьшить коэффициент аэродинамического сопротивления Сх с 0,27 до 0,263. С капота исчезла поперечная декоративная черная накладка и появились продольные ребра — передок визуально стал длиннее, а общий облик ID.3 — менее однообъемным. Декора стало меньше: больше нет точечного орнамента на передке и задних стойках кузова, исчезли декоративные шильдики с передних крыльев, секции задних фонарей на багажной двери теперь рабочие, а не фальшивые.
Новшеств по части техники нет, но выбор модификаций сокращен до двух: обе имеют единственный электромотор на задней оси с пиковой отдачей в 150 кВт (204 л.с.) и 310 Нм, а разница сводится к полезной емкости батарей: у ID.3 Pro она составляет 58 кВт⋅ч, у ID.3 Pro S — 77 кВт⋅ч, максимальный запас хода на одной зарядке по циклу WLTP — 426 и 546 км соответственно. В будущем выбор силовых установок расширится, появятся менее мощные и менее дальнобойные модификации, а также топовый хот-хэтч ID.3 GTX.
Минимальная цена обновленного ID.3 в Германии без учета субсидий — 39 995 евро, поставки начнутся ближайшей осенью. Почему нужно так долго ждать, не очень понятно — возможно, очередная оттяжка связана с тем, что осенью выпуск ID.3 должен освоить головной завод Volkswagen в Вольфсбурге. С учетом текущего спроса и объемов выпуска ID.3 подготовка для него четвертой производственной площадки кажется абсурдным решением, но, возможно, оно объясняется тем, что с других заводов ID.3 уйдет и компания просто хочет таким образом сократить издержки на его производство.
Решение о запуске Volkswagen ID.3 в Вольфсбурге компания объявила в декабре прошлого года вместе с решением продлить жизнь платформы MEB. В 2021 году руководство VW объявило о намерении в 2024 году начать перевод всех электрических моделей концерна на новую модульную платформу SSP (Scalable Systems Platform), то есть платформа MEB должна была послужить основой всего для одного поколения «электричек». Но разработка платформы SSP, к сожалению, сильно затянулась — в основном из-за IT-подразделения Cariad, которое делает интегрированную операционную систему следующего поколения для всех марок концерна. Программисты опять подвели VW, а ответственность за срыв графика в итоге понес глава концерна Герберт Дисс — летом прошлого года он был уволен, на его место из компании Porsche пришел Оливер Блюме.
На фоне кризиса в подразделении Cariad руководство немецкого концерна запустило программу модернизации платформы MEB для выпуска еще одного поколения массовых электромобилей, обновленная платформа будет называться MEB+, она ляжет в том числе в основу нового компактного кроссовера класса VW Tiguan — его планируют запустить в производство в 2026 году на заводе в Вольфсбурге. От платформы MEB первого поколения MEB+ будет отличаться стандартизированными аккумуляторными ячейками собственного производства, которые изначально разрабатывались для платформы SSP, увеличенным запасом хода на одной зарядке (до 700 км) и повышенной до 200 кВт максимальной мощностью зарядки. У сегодняшних MEB-моделей она 170 кВт, но 200 кВт — это все равно мало на фоне некоторых конкурентов. Например, платформа E-GMP от Hyundai Motor Group, которая разрабатывалась примерно в то же время, что фольксвагеновская MEB первого поколения, изначально рассчитана на 800-вольтовую архитектуру и 350 кВт мощности зарядки (у платформы MEB — 400-вольтовая архитектура).
У платформы MEB будет также упрощенная версия MEB Entry для наиболее доступных электромобилей концерна VW: она предусматривает только один электромотор на передней оси и простенькую заднюю полузависимую подвеску с поперечной торсионной балкой. В середине марта Volkswagen представил построенный на платформе MEB Entry концептуальный хэтчбек ID. 2all, в серийную модель он превратится в 2025 году и будет стоить в базовой комплектации менее 25 000 евро.
ID. 2all интересен тем, что в нем компания Volkswagen постаралась исправить абсолютно все просчеты, которые были допущены при разработке ID.3, в первую очередь дизайнерские. ID. 2all чуть меньше, чем ID.3 (длина — 4050 мм и 4261 мм соответственно), но при этом выглядит солиднее благодаря классическим пропорциям, ярко выраженному двухобъемному профилю, прямой подоконной линии и рельефным колесным аркам.
В салоне ID. 2all нет сенсорных клавиш, а управлять мультимедийной системой можно с помощью шайбы на центральном тоннеле — прежде VW такое решение не использовал, а ведь оно давно доказало свою эффективность, на ходу шайба удобнее, чем сенсорный монитор. Из-за того, что корма в ID. 2all почти ничем не занята, багажник у него больше, чем у ID.3, — 490 и 385 л соответственно, вдобавок ID. 2all имеет 50-литровый тайник под подушкой заднего сиденья. Получается, что ID. 2all более стильная, более практичная, более удобная по части эргономики и гораздо более дешевая модель, чем ID.3, и вот у нее как раз есть все шансы стать хитом — тем самым новым Жуком и Гольфом.
Карьера ID.3 пока далека от завершения, интересно посмотреть, как пойдут у него продажи в ближайшие годы и как Volkswagen будет их объяснять. На наш взгляд, оглушительного успеха уже не получится, и списать это на глобальный дефицит микрочипов и прочие объективные обстоятельства не выйдет, потому что вокруг полно гораздо более успешных электромобилей, в первую очередь марки Tesla, которую Volkswagen мечтает обойти.
Вообще, тот факт, что электромобили Tesla сейчас доминируют в Европе, должен заставить европейских автопроизводителей сильно задуматься. Volkswagen уже начал подавать первые признаки «отрезвления», работает над ошибками и стал более внимательно относиться к мнениям покупателей, чего Tesla, к слову, почти не делает. Успех Tesla — это отдельная большая история, как-нибудь мы ее непременно расскажем.
ID.3 Pro | ID.3 Pro S | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип | Хэтчбек | |
Количество мест/дверей | 5/5 | |
Двигатель | ||
Тип | Синхронный электромотор переменного тока на постоянных магнитах | |
Расположение двигателя | Сзади поперечно | |
Мощность, кВт (л.с.) | 150 (204) | |
Крутящий момент, Нм | 310 | |
Номинальная емкость батареи, кВт•ч | 62 | 82 |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, пружинная (McPherson) | |
Задняя | Независимая, пружинная (многорычажная) | |
Тормоза | ||
Передние | Дисковые вентилируемые | |
Задние | Барабанные | |
Размеры, объем, вес | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4261х1809х1562 | |
Колесная база, мм | 2770 | |
Объем багажника, л (VDA) | 385 | |
Размер шин | 215/45 R20 | |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 160 | |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 7,3 | 7,9 |
Максимальный запас хода на одной зарядке по циклу WLTP, км | 426 | 546 |