Компанию Xiaomi основал в 2010 году китайский предприниматель Лэй Цзюнь, в настоящее время он является ее гендиректором и главным спикером, лично анонсирует и представляет ключевые новинки.
Лэй Цзюнь родился 16 декабря 1969 года в городе Сяньтао провинции Хубэй, его родители были простыми низкооплачиваемыми учителями, но как могли поощряли тягу сына к электротехнике и электронике, позволяя ему вволю возиться со старыми радиоприемниками и заниматься изобретательством. В 1987 году после окончания школы Лэй Цзюнь поступил на факультет информатики Уханьского университета, где проявил незаурядные способности в области программирования, в том числе в части создания вирусов и программ борьбы с ними — этой теме был посвящен диплом, с которым Лэй Цзюнь выпустился из университета в 1991 году.
Еще будучи студентом, Лэй Цзюнь начал зарабатывать деньги с помощью своих знаний и способностей, оказывая услуги в области шифрования данных и программирования в среде DOS и Windows, он также написал несколько книг на эти темы. В спорах с однокурсниками Лэй Цзюнь предсказал бурное развитие искусственного интеллекта, что в начале 1990-х многим казалось утопией, а сегодня стало реальностью. После окончания университета Лэй Цзюнь переехал в Пекин, в 1992 году начал работать в компании Kingsoft (крупный китайский производитель программного обеспечения и компьютерных игр), где прошел путь от рядового инженера до генерального директора, параллельно занимаясь другими проектами. Например, в 2000 году Лэй Цзюнь запустил книжный онлайн-магазин Joyo.com, который в 2004 году продал за 75 млн долларов американской компании Amazon.
В 2007 году Лэй Цзюнь покинул Kingsoft и стал инвестиционным предпринимателем, начал вкладывать заработанные деньги в различные перспективные стартапы. К тому времени Лэй Цзюнь уже много раз побывал в США, в легендарной Кремниевой долине штата Калифорния, которая поразила его своим творческим потенциалом. В том же 2007 году Лэй Цзюнь купил первую модель смартфона iPhone компании Apple, разработанную в Кремниевой долине, но собранную в Китае. Зарубежные компании тогда контролировали бóльшую часть китайского рынка мобильных телефонов, используя при этом дешевую местную рабочую силу, чтобы снизить себестоимость своей продукции. Клеймо «сделано в Китае» вызывало в мире в основном негативные ассоциации как синоним плохого качества. Лэй Цзюнь хотел это исправить и доказать миру, что Китай может не только качественно собирать чужие смартфоны, но и делать свою электронику мирового уровня. К 2010 году Лэй Цзюнь дозрел до того, чтобы открыть свою компанию по производству смартфонов. 6 апреля 2010 года компания Xiaomi была официально запущена, ее соучредителями стали другие успешные китайские менеджеры и предприниматели, в том числе Линь Бин — бывший технический директор Google.

Подробно описывать эволюцию компании Xiaomi мы не будем, потому что материала по этой теме столько, что хватило бы на целую книгу — один только исторический раздел официального сайта компании насчитывает более тридцати глав, все они доступны на английском языке. За четырнадцать с половиной лет существования Xiaomi Лэй Цзюнь сотоварищи выстроили огромную мультибрендовую экосистему, производящую широчайший ассортимент товаров народного потребления: ноутбуки, планшеты, телевизоры и ТВ-приставки, аудиотехнику, электросамокаты, утюги, фены, вентиляторы, пылесосы, часы, очки, сумки, умные двери, разнообразную кухонную технику, бытовые инструменты, канцтовары, предметы интерьера и многое другое. Ядром бизнеса были и пока остаются смартфоны, которые компания производит под материнской маркой Xiaomi и двумя суббрендами — Redmi и POCO.



Собственная мобильная операционная система Xiaomi, изначально называвшаяся MIUI, в 2023 году переименована в Xiaomi HyperOS, она сделана на базе Android, а не написана с чистого листа, как операционная система HarmonyOS компании Huawei. Пути развития Huawei и Xiaomi вообще оказались очень разными: Xiaomi не находится под санкциями со стороны США и других западных стран, хотя попытки подвести ее под них предпринимались не раз. Лэй Цзюнь, в отличие от основателя Huawei, не состоял и не состоит в Коммунистической партии Китая, но взаимодействует с ней как один из ведущих представителей частного китайского бизнеса и помогает умножению общественных благ в понимании КПК, за что получил несколько государственных наград.
30 марта 2021 года Лэй Цзюнь объявил о создании автомобильного подразделения Xiaomi и намерении инвестировать в него 10 млрд долларов. Китай тогда вместе со всем остальным миром переживал настоящий электромобильный бум, диверсификация бизнеса Xiaomi в эту сторону казалась вполне логичным решением. Спустя три года, а именно 28 марта 2024 года, первый электромобиль Xiaomi поступил в продажу — им стал крупный седан SU7 с довольно атлетичными формами, слегка напоминающими Porsche Taycan.

В 2023 году началось глобальное замедление спроса на электромобили, в Китае оно вылилось в ожесточенную ценовую войну между производителями «электричек», почти все они вслед за смещением фокуса потребительского интереса либо уже добавили в свои модельные линейки plug-in гибриды, либо собираются сделать это в ближайшее время. На таком фоне дебют Xiaomi в автобизнесе с элекроседаном можно было бы счесть довольно рискованным предприятием, но старт Xiaomi SU7 оказался на удивление удачным, автомобиль пользуется ажиотажными спросом, его можно смело назвать главной новинкой китайского автопрома 2024 года.



Успеху SU7 способствовали широкая известность бренда Xiaomi как производителя стильных и высокотехнологичных гаджетов и тот факт, что это первый электромобиль от производителя смартфонов. Да, компания Huawei пришла в автобизнес раньше, а именно в 2021 году, но Huawei не производит машины под собственным брендом и не владеет заводами — уникальную бизнес-модель Huawei в приложении к авторынку мы разбирали в отдельном большом материале. Xiaomi не только не побоялась выпускать электромобили под своим основным брендом, но и сама производит для него многие ключевые комплектующие — например, силовые модули HyperEngine, в которых объединены электромотор, редуктор, инвертор и блок управления. Батареи для своих электромобилей Xiaomi пока покупает у компаний BYD и CATL.

Завод по производству электромобилей у Xiaomi тоже свой, выстроенный с нуля в Пекине, но поскольку в Китае молодым компаниям трудно получить от государства лицензию на производство автомобилей, Xiaomi договорилась с автоконцерном BAIC и начала выпуск электроседана SU7 под его лицензией, то есть это было обычное юридическое прикрытие, а не контрактная сборка. Уже в июле Xiaomi получила собственную лицензию автопроизводителя и рассчитывает в следующем году существенно увеличить производственную мощность своего завода в связи с подготовкой к дебюту второй и последующих моделей.


У фотографии на матрасе есть и второй, скрытый смысл — это тонкий троллинг Илона Маска, который в 2018 году ночевал в спальном мешке рядом с конвейером завода Tesla в калифорнийском Фримонте: американская компания тогда осваивала массовое производство седана Tesla Model 3, столкнулась с огромным количеством технологических трудностей и находилась на грани краха.
Xiaomi наращивала производство SU7 тоже не без проблем, некоторые владельцы первых экземпляров жаловались на некачественную сборку, глюки в электронике, посторонние шумы и перегрев тормозов. Декларируемые спортивные амбиции Xiaomi SU7 кажутся сильно преувеличенными, по части доводки шасси китайскому электроседану еще далеко до Porsche Taycan, а установленный в октябре топ-версией Ultra рекорд Нюрбургринга (6 мин. 46,874 сек.) — это пример довольно лукавого пиара: в рекордном заезде участвовал прототип Xiaomi SU7 Ultra, а не серийная машина. У прототипа другое, более эффективное аэродинамическое оперение, облегченный кузов, гоночная подвеска и обутые в слики колеса.
Прямого обмана в показательном выступлении прототипа Xiaomi SU7 Ultra на Нюрбургринге нет, прототип действительно стал на Северной петле самым быстрым автомобилем с четырехдверным кузовом, вот только в официальной таблице рекордов германского автодрома класса автомобилей с четырехдверными кузовами нет. Дирекция Нюрбургринга совершенно справедливо поместила Xiaomi SU7 Ultra Prototype в класс прототипов и предсерийных машин, где он занял четвертое место после Porsche 919 Hybrid Evo (5 мин. 19,546 сек.), Volkswagen ID.R (6 мин. 05,336 сек.) и Lotus Evija X Hypercar (6 мин. 24,047 сек.).
Сравнивать время круга прототипа Xiaomi SU7 Ultra с временем круга серийного Porsche Taycan Turbo GT with Weissach package (7 мин. 07,55 сек.), как это делают некоторые СМИ, совершенно некорректно, но, разумеется, свою порцию хайпа на этом компания Xiaomi получила.
По состоянию на конец октября Xiaomi реализовала в Китае 90 516 машин, официальных поставок в другие страны пока нет, но сотни, если не тысячи машин идут на экспорт неофициальными путями. На одном из седанов Xiaomi SU7 ездит гендиректор компании Ford Джим Фарли и буквально не может оторваться — изучает, так сказать, передовой опыт китайских конкурентов. Любопытно, что система Xiaomi HyperOS в седане SU7 пока не переведена на другие языки, то есть российские владельцы и топ-менеджер Форда вынуждены пользоваться китайской версией, но все как-то более-менее справляются.
Разумеется, прибыли Xiaomi Automotive Technology пока не приносит и еще долго не будет приносить. На каждом проданном SU7 компания сейчас теряет порядка 5000 долларов, то есть продает их себе в убыток, чтобы застолбить место на рынке. Пока ей это неплохо удается: как автопроизводитель Xiaomi входит в пятерку самых успешных молодых независимых китайских автомобильных компаний наряду с Huawei, Leapmotor, Li Auto, Nio и Xpeng. Под независимыми мы понимаем компании, не находящиеся под контролем давно работающих на рынке крупных автоконцернов, таких как BYD, Chery, Geely, SAIC, Dongfeng, Changan, FAW, Great Wall, GAC, JAC и тот же BAIC.
Второй моделью Xiaomi, судя по распространяемым китайскими СМИ шпионским снимкам, будет электрический кроссовер с дизайном а-ля Ferrari Purosangue, его премьера ожидается в первой половине 2025 года. Известно, что Лэй Цзюнь купил себе Ferrari Purosangue и, видимо, ему нравится стиль этого кроссовера, но прямых заимствований, конечно, не будет, сходство между Ferrari Purosangue и второй моделью Xiaomi будет примерно таким же, как между Porsche Taycan и Xiaomi SU7.
Третья модель Xiaomi тоже уже мелькает в закамуфлированном виде на китайских дорогах — это довольно вместительный семейный кроссовер с plug-in гибридной силовой установкой, его выход на рынок ожидается в 2026 году, но это пока неофициальные сведения.
Сама компания Xiaomi и лично Лэй Цзюнь представили в середине ноября прототип нового шасси с активной подвеской и четырехмоторной силовой установкой, максимальная совокупная мощность которой составляет 2054 л.с.! 48-вольтовые электрогидравлические актуаторы могут практически мгновенно и независимо друг от друга поднимать и опускать каждое колесо. Рулевое управление реализовано по проводам, то есть у руля нет механической связи с колесами, нужный угол поворота каждого колеса вычисляет электроника. Тормоза тоже управляются по проводам, педаль тормоза лишь отдает команду на замедление. Мощность на каждое колесо дозируется индивидуально. В итоге можно получить образцовую маневренность и превосходную плавность хода в любых дорожных условиях, но публику в таком шасси, разумеется, больше всего привлекают трюковые возможности. Лэй Цзюнь, в частности, показал, как оснащенный экспериментальным шасси Xiaomi SU7 совершает танковый разворот на месте и танцует, словно какой-нибудь лоурайдер, отрывая от земли одновременно все четыре колеса.
Xiaomi обещает скачкообразный прогресс при смене поколений своих моделей, демонстрация перспективного шасси должна убедить в этом публику, хотя тормоза и руль по проводам вызывают известные страхи, не каждый потенциальный покупатель морально готов к прогрессу такого сорта.
В общем, видно, что Xiaomi пытается быть на острие технических инноваций, хочет приятно удивлять клиентов, создавать вау-эффекты, выпускать много машин и много на них зарабатывать. Автобизнес Xiaomi пока находится в начале пути, но старт, надо признать, выдался очень бодрым, многие конкуренты могут такому только позавидовать.