Начнем с главного инфоповода: в первом квартале 2024 года Tesla, согласно ее официальному отчету, реализовала в мире 386 810 электромобилей, что на 8,5% меньше продаж в январе–марте 2023 года. Прежде каждый квартал у Tesla с точки зрения продаж был лучше соответствующего периода предыдущего года. Разрыв между количеством произведенных и проданных машин в первом квартале 2024 года тоже настораживает: произведено 433 371 шт. (–1,7% по сравнению с производством в январе–марте 2023 года) — получается, что более 45 000 электромобилей Tesla оказались не востребованы рынком.
Продажи и чистая прибыль (убыток) компании Tesla в период с 2011 по 2023 год
Год | Кол-во проданных автомобилей, шт. | Чистая прибыль (убыток), млн долларов США |
2011 | нет данных | (254) |
2012 | 2650 | (396) |
2013 | 22 477 | (74) |
2014 | 31 700 | (294) |
2015 | 50 557 | (889) |
2016 | 76 230 | (773) |
2017 | 103 084 | (2241) |
2018 | 245 240 | (1066) |
2019 | 367 500 | (775) |
2020 | 499 550 | 721 |
2021 | 936 172 | 5519 |
2022 | 1 313 851 | 12 556 |
2023 | 1 808 581 | 14 997 |
Чистая прибыль компании Tesla в первом квартале 2024 года составила 1 129 млн долларов против 2 513 млн в первом квартале 2023 года, то есть сократилась более чем наполовину (55%).
В середине апреля Tesla объявила о намерении сократить более 10% своих сотрудников по всему миру, а это порядка 15 000 человек. Прежде компания вынуждена была проводить крупные сокращения лишь в процессе становления в 2008 году после запуска в мелкосерийное производство своей дебютной модели — спорткара Roadster первого поколения на платформе Lotus Elise.
В начале апреля агентство Reuters со ссылкой на инсайдеров сообщило, что Tesla отказалась от проекта бюджетного электромобиля с ценой в 25 000 долларов, который планировалось вывести на рынок в 2025 году, и будет вместо него разрабатывать беспилотное такси. Илон Маск называл информацию Reuters враньем, но через несколько часов после этого объявил о намеченной на 8 августа 2024 года премьере роботакси. Судьбу бюджетного электромобиля Илон Маск и другие руководящие сотрудники Tesla комментируют очень обтекаемо, то есть прямого опровержения тому, что утверждает Reuters, компания не дала. Задать уточняющие вопросы некому, ведь еще в 2020 году Илон Маск волевым решением упразднил пиар-отдел компании Tesla.
Представьте себе, Tesla — единственная в капиталистическом мире крупная компания, у которой нет отдела по связям с общественностью. Дело в том, что Илон Маск не доверяет прессе, дает интервью только симпатичным ему персонажам вроде американского комика Джо Рогана, болезненно и агрессивно реагирует на критику — в общем, часто ведет себя, как высокоактивный социопат. Главным источником новостей о компании Tesla за рамками официальных квартальных отчетов для инвесторов и презентаций являются реплики Илона Маска в купленной им в 2022 году социальной сети Twitter (ныне соцсеть X), причем эти реплики идут вперемежку со скабрезными мемами и демотиваторами, словно аккаунт Маска ведет какой-нибудь трудный подросток.


Впрочем, надо признать, что и СМИ не обманывают ожиданий главного инновационного предпринимателя планеты Земля: не имея возможности работать с компанией Tesla официально, журналисты крупных деловых изданий вынуждены пользоваться неофициальными каналами — инсайдами и утечками, а информация такого рода, как правило, мутная и выставляющая компанию в очень невыгодном свете.
В мае 2023 года немецкая газета Handelsblatt опираясь на полученные от инсайдеров 100 гигабайт данных с серверов Tesla, опубликовала большое расследование. В нем говорится о том, что разработка полного автопилота Tesla FSD (Full Self-Driving) идет гораздо хуже, чем пытается представить компания в своих официальных презентациях: электромобили Tesla, на машинах которых установлена бета-версия FSD, слишком часто попадают в аварии и подвергают людей смертельной опасности — в полученных Handelsblatt данных есть сведения о более тысячи реальных ДТП с участием электромобилей Tesla, находившихся в режиме автопилота.
В том же расследовании Handelsblatt сообщает, что Илон Маск руководит компанией Tesla в авторитарном режиме и требует от сотрудников результата любой ценой: форсированная разработка автопилота состоит в том числе в профессиональном отфутболивании клиентов, жалующихся на его некорректную работу. Tesla старается не давать письменных ответов на вопросы недовольных клиентов, предпочитая отвечать устно, чтобы в случае чего было проще отвертеться в суде, — все-таки далеко не каждый записывает все разговоры с компанией, а письмо с неадекватным ответом хранится на сервере почтового сервиса по умолчанию.
В июле 2023 года британское информагентство Reuters подтвердило справедливость выводов немецких коллег из Handelsblatt, опубликовав собственное расследование на основе инсайдерских данных. Reuters утверждает, что в течение примерно десяти лет компания Tesla обманывала своих клиентов по поводу реального запаса хода ее электромобилей, а именно завышала его, чтобы сделать свои машины более привлекательными. Клиентов, заваливавших компанию жалобами по этому поводу, обрабатывала специальная команда кризис-менеджеров, задача которых состояла в том, чтобы заболтать проблему и убедить недовольных клиентов с помощью заранее написанных скриптов, что с их машинами все в порядке. По версии Reuters, внедрение обманного алгоритма расчета остаточного запаса хода санкционировал лично Илон Маск, так что неудивительно, что он с тех пор, мягко говоря, плохо относится к Reuters.


В сентябре 2023 года в свет вышла книга «Илон Маск» известного американского биографа Уолтера Айзексона — он работал с компанией Tesla абсолютно легально, с ее разрешения, лично общался с Илоном Маском и ключевыми сотрудниками компании, в том числе с шеф-дизайнером Францем фон Хольцхаузеном. Эта книга лишний раз доказала то, что и так было давно известно: Илон Маск буквально одержим идеей автопилота. Из книги Айзексона мы узнали, что бюджетный электромобиль Tesla изначально задумывался как полностью беспилотный, без руля и педалей.
Первый релиз своего автопилота компания Tesla выпустила еще в 2015 году как опцию для лифтбека Model S и кроссовера Model X — тогда это был всего лишь продвинутый адаптивный круиз-контроль, работавший только на автомагистралях. Первая смертельная авария с участием этого автопилота случилась в 2016 году, затем счет авариям разной степени тяжести пошел на десятки, сотни и тысячи — увы, такова цена форсированной разработки системы и беспечности клиентов Tesla, понимающих слово «автопилот» буквально, некоторые даже умудрялись спать за рулем во время поездок. На самом же деле и на момент запуска в 2015 году, и сегодня автопилот Tesla с юридической точки зрения является вспомогательной системой второго уровня по классификации SAE, требующей постоянного контроля со стороны водителя.

Илон Маск рассчитывал выпустить полноценный автопилот, который позволил бы клиентам Tesla легально и безопасно спать за рулем, к 2020 году, но, разумеется, не смог выполнить это обещание. Почему полноценный автопилот невозможен на текущем уровне развития технологий, законодательства и общественной этики, мы подробно и с примерами рассказывали в большом материале, вышедшем в начале 2022 года. Этот материал ничуть не устарел, прошедшие с момента его публикации события лишь подтвердили справедливость изложенных в нем тезисов: мировой автопром все более скептически оценивает возможность коммерческого запуска полного автопилота, но только не Илон Маск.
Технически автопилот Tesla FSD уже сегодня способен полностью самостоятельно проехать маршрут практически любой сложности, но сертифицировать его на третьем и более высоких уровнях по классификации SAE компания Tesla не может, а значит, не может выключить человека из процесса управления, водитель по-прежнему обязан все время следить за дорогой.


Из книги Уолтера Айзексона мы узнали, что в начале текущего десятилетия Франц фон Хольцхаузен и другие ключевые руководители Tesla после долгих переговоров убедили Илона Маска не настаивать на концепции полностью беспилотного бюджетного электромобиля, раз уж разработка автопилота сильно затянулась, и выпустить младшую модель с традиционными органами управления, но с крутым дизайном. Еще в начале этого года Илон Маск обещал, что бюджетная Tesla за 25 000 долларов выйдет на рынок в 2025 году, но потом что-то случилось и он резко поменял свое мнение.
Если верить инсайдерам, все работы по бюджетной модели с рулем и педалями остановлены, Илон Маск вернулся к первоначальной революционной концепции и требует от команды беспилотное такси. Каким будет это такси, узнаем 8 августа, но надо понимать, что нам, скорее всего, покажут прототип, а не серийную модель. Во всяком случае, прежде Tesla действовала именно так: сначала показывала прототип, а через несколько лет — серийную машину. Прототип спорткара Tesla Roadster второго поколения представили еще в 2017 году, а серийной версии нет до сих пор, она появится в лучшем случае в 2025 году.

Долгая разработка новинок — одно из главных слабых мест компании Tesla. По сути, свой триумф она пережила благодаря всего двум массовым среднеразмерным моделям — седану Model 3 и кроссоверу Model Y. Бюджетная модель за 25 000 долларов должна была укрепить лидерство Tesla в электромобильном сегменте мирового авторынка, но вот беда — в прошлом году на мировом авторынке начался спад спроса на электромобили. На этом фоне Tesla стала главным инициатором ценовой войны между производителями электромобилей, особенно ожесточенные бои идут в Китае, но даже с помощью агрессивного демпинга и других мер стимулирования спроса, вроде беспроцентной рассрочки, Тесле пока не удается остановить снижение продаж. За первые три месяца этого года Tesla, по данным CAAM (Китайская ассоциация автопроизводителей), реализовала в Китае 132 420 машин, что на 3,6% меньше продаж в первом квартале 2023 года.
Китайские конкуренты Tesla сейчас спешно переключается с электромобилей на plug-in гибриды, что идеально соответствует текущей конъюнктуре и дает хороший результат. Продажи компании Li Auto, которая изначально сделала ставку именно на plug-in гибридные, а не полностью электрические кроссоверы, продолжают расти: в первом квартале этого года она продала в Китае 80 402 автомобиля — на 52,9% больше, чем в первом квартале 2023-го.


Под руководством Илона Маска Tesla скорее умрет, чем начнет производить гибриды, а ценовую войну с китайскими производителями электромобилей Tesla просто не тянет: какой смысл выпускать на рынок электромобиль за 25 000 долларов, если BYD уже предлагает его аналоги за 10 000–12 000 долларов? Судя по всему, Илон Маск понял, что состязание с «китайцами» в цене и скорости охвата мирового рынка дешевыми электромобилями он проиграет, поэтому его решение отказаться от запуска младшей модели за 25 000 долларов представляется вполне рациональным. Tesla всегда выезжала за счет инноваций, вот только беспилотное такси — это, к сожалению, не та инновация, которую в обозримой перспективе можно продать и заработать деньги. Сама по себе идея прекрасная, просто мир и его инфраструктура к ней не готовы.
Полный автопилот — не единственная странная идея фикс Илона Маска. В 2017 году он запустил The Boring Company — землеройный стартап, занимающийся строительством электромобильного метро. Изначальная задумка Маска поражает воображение, он презентовал электромобильное метро как идеальное средство борьбы с пробками: крупные города, по мнению Маска, должны иметь густо развитую сеть подземных тоннелей, в которых в беспилотном режиме и со свистом будут мчаться в нужном направлении электромобили Tesla. Такая сеть метротоннелей предполагает наличие пересадочных узлов между линиями и лифтов для машин, а еще ее планировалось связать с сетью высокоскоростных вакуумных тоннелей Hyperloop (это тоже детище Илона Маска), чтобы можно было путешествовать не только в черте города, но и между городами. Ключевой пункт бизнес-модели The Boring Company состоит в том, что тоннели электромобильного метро намного ýже (3,65 м в диаметре), чем традиционные железнодорожные, что позволяет значительно увеличить скорость их прокладки и уменьшить стоимость.


Концепцию The Boring Company опытные метростроевцы и урбанисты раскритиковали еще на старте — мол, дорого, неэффективно и небезопасно. Тем не менее летом 2021 года The Boring Company запустила в Лас-Вегасе первую коммерческую линию длиной 2,7 км, в которой практически сразу же стали образовываться пробки из электромобилей — как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Несмотря на это, власти Лас-Вегаса решили дальше развивать сеть электромобильного метро — хотя бы потому, что это необычный и прикольный аттракцион, которого больше ни у кого нет, а Лас-Вегас это в принципе про аттракционы и развлечения. Проекты электромобильного метро в других городах так и не были реализованы. Hyperloop в прошлом году и вовсе обанкротился, ни одну его линию так и не запустили, куча денег потрачена впустую.
Еще один ресурсоемкий проект Илона Маска с туманными перспективами — Tesla Bot, он же Tesla Optimus, человекоподобный робот-помощник, использующий наработки компании Tesla в области искусственного интеллекта и автономного вождения. Несколько таких роботов уже работают на Гигафабрике Tesla в Техасе и выполняют вместо людей различные нехитрые операции. В перспективе роботы-помощники, по задумке Илона Маска, должны появиться в широкой продаже по цене около 20 000 долларов за штуку и избавить человека от тяжелой и рутинной работы. Потенциальный объем рынка таких роботов исчисляется десятками миллиардов штук и, соответственно, десятками триллионов долларов прибыли, но проблема здесь та же, что и с автопилотом — невозможность легализации на текущем уровне технологий, законодательства и общественной этики.
Любопытно, что Илон Маск одновременно боится искусственного интеллекта (конкретно восстания машин, как в фильмах «Терминатор») и вкладывает сотни миллионов долларов в его разработку — так устроен мозг визионера. При этом будущее Маск видит в довольно узком коридоре возможностей, периметр которого он сам очертил. Все, что находится за пределами этого периметра, Илон Маск считает ересью и пустой тратой времени. Например, он решительно отвергает водородные автомобили как альтернативу батарейным электромобилям, потому что водородные автомобили могут взорваться. Аэромобили как альтернатива электромобильному метро Маску тоже не нравятся — мол, они могут упасть на голову…
23 апреля во время телефонного общения с инвесторами в привязке к публикации финансового отчета за первый квартал 2024 года Илон Маск с нескрываемым раздражением уходил от вопросов по поводу судьбы бюджетного электромобиля за 25 000 долларов. Из пространных ответов Маска можно сделать вывод, что некие новые более доступные электромобили у Tesla все-таки будут — и довольно скоро, но как производные от уже существующих платформ и лишь с частичным заимствованием технологических решений у новой платформы, которая разрабатывалась с прицелом на бюджетную модель и роботакси.
Также из конференции Tesla 23 апреля стало понятно, что компания все еще рассчитывает на рост: новые модели должны помочь ей в ближайшие годы выйти на уровень производства в 3 млн машин в год, тогда как в 2023 году Tesla произвела 1,85 млн машин.
Весной прошлого года Tesla, анонсируя строительство Гигафабрики в Мексике, где будет внедрен инновационный модульный принцип сборки, позволяющий сократить производственные расходы на 40%, объявила о намерении к 2030 году выйти на уровень производства в 20 млн машин в год — с позиций сегодняшнего дня эта цель кажется совершенно недостижимой.

На некоторых участников и сторонних наблюдателей конференция Tesla 23 апреля произвела тягостное впечатление, потому что стало ясно, что автопром в его нынешнем виде Илону Маску не интересен. Он не хочет бороться с «китайцами», «корейцами» или компанией Volkswagen — это все задачи не его масштаба. По-настоящему Маск оживлялся лишь при разговорах об искусственном интеллекте и его сияющих, как ему кажется, перспективах. Прагматичных инвесторов он добил следующей репликой: «Если вы воспринимаете Теслу как автомобильную компанию, это в корне неверно, и если вы задаете неправильные вопросы, то не можете получить правильных ответов. Если кто-то не верит, что Tesla может решить проблему автопилота, ему не следует быть ее инвестором».
По нашему скромному мнению, имеющиеся на сегодняшние день данные указывают на то, что компанию Tesla ждут трудные времена, так как у нее нет внятного плана развития с конкретными задачами и сроками их выполнения, но есть несколько утомленный текучкой гендиректор, живущий в своем фантастическом мире. Тем не менее опыт прошлых лет показывает, что в критических ситуациях Маск может пойти на уступки и принимать здравые решения, так что хоронить Теслу точно не следует — не та ситуация.
Возможно, если Tesla перестанет гнаться за масштабами производства и долей рынка и решит удовлетвориться статусом нишевого производителя крутых электромобилей с кучей уникальных фишек, которых нет у конкурентов, то жизнь, что называется, наладится, автоматом отпадут многие вопросы и вызовы. Нержавеющий пикап-амфибия Cybertruck, новый Roadster с ракетными ускорителями и ураганной динамикой — это интересное начало для большого будущего и, возможно, оно намного ближе, приятнее и безопаснее, чем мир, управляемый искусственным интеллектом.