В принципе, жулики действуют по достаточно примитивным схемам, распознать которые несложно. Другое дело, что их «клиенты» как будто сами хотят обманываться, не замечая очевидные маркеры.
1. Цена на автомобиль значительно ниже рыночной.
Немного отойдем от аукционной повестки и поговорим сначала о том, как попадаются на удочку мошенников страждующие купить японский автомобиль. Объявления-«заманухи» — типичный алгоритм работы жуликоватых продавцов. Если рыночная цена автомобиля, к примеру, два миллиона, то ни при каких обстоятельствах похожий по характеристикам и состоянию не будет стоить ни 1,8, ни тем более 1,5 млн. Многие люди почему-то свято верят, что уж они-то точно обманут рынок и обязательно вытянут свой счастливый билет. Но так не бывает.
С большей долей вероятности вам скажут, что вот именно такого автомобиля, что был представлен в объявлении, уже нет, но можно выбрать другие, не менее замечательные. Здесь есть уловка, но еще нет обмана — просто повод насторожиться и быть внимательнее. А вот если действительно предлагают привезти автомобиль по цене значительно ниже рынка, то это с большей долей вероятности либо кидалово, либо поставка автомобиля, скажем, восстановленного после ДТП, с серьезными техническими проблемами или радиационным фоном.
Если речь идет о поставке на заказ, то есть простой способ убедиться, что в объявлении всего лишь фотографии, которые никогда не превратятся в «живой» автомобиль — рассмотреть внимательно и саму машину, и фон сзади. Японские номера? Видно характерную японскую улицу и японские вывески? Вычеркивайте, это не вариант, реальная машина должна находиться уже в России или хотя бы в японском порту, и на ней, скорее всего, не будет номеров, а задний фон на фото должен быть уже другой.
Стоит просто определиться с рыночной стоимостью такого автомобиля — как по реальным объявлениям на Дроме (отсекая низ рынка), так и по калькуляторам в интернете (набрав в поисковике «стоимость автомобиля на аукционах в Японии»). Подобный калькулятор скоро появится и на Дроме.
2. Фирма-однодневка.
Вернемся к аукционам. Многие агентские договоры на покупку автомобиля с аукционов Японии сейчас заключаются дистанционно. Но в любом случае нужно насторожиться, если поставщик — не юридическое лицо. Если «юрик» — разузнать, когда зарегистрирована фирма, как давно арендует помещение. Эти данные несложно найти в интернете, можно также позвонить собственнику здания, расспросить соседей. Запросите учредительные документы. ИП, зарегистрированное месяц назад и снимающее офис в здании две недели? Без сайта и бэкграунда в виде длительной истории постов и отзывов в соцсетях (например, ВКонтакте)? С большей долей вероятности это фирма-однодневка, лучше с ней не связываться. Завтра от нее и след исчезнет. Вместе с деньгами клиентов, разумеется.
Дмитрий Клатаевский, компания «Япония Транзит» (Владивосток)
— У нас были вопиющие случаи, когда клиентов обманули от имени нашей компании. То есть говорили, что они региональные представители нашей фирмы, но договор был составлен на компанию-однодневку, которая затем растворилась. В таких случаях надо обязательно проверять все положения договора (печать, реквизиты) и сделать звонок в головной офис на предмет подтверждения полномочий «регионального представителя». Важный маркер: серьезные компании не принимают оплату на банковскую карту, только на расчетный счет.
Серьезные поставщики работают на рынке долго, имеют множественные (в том числе и нелицеприятные) отзывы на различных ресурсах и в соцсетях. Даты, количество и «качество» комментариев (односложные восторженные отзывы, скорее всего, сделаны на заказ) также легко проверить.
Респектабельность офиса в данном случае значения не имеет — это может быть просто умение «пустить пыль в глаза».
3. Сомнительный договор.
Предлагается заключить договор на покупку автомобиля на аукционе и его поставку частным лицом или свежеиспеченным ИП? В договоре в качестве реквизитов прописаны данные частного лица, а то и вовсе 16 цифр банковской карты? Сразу прекращайте общение, разворачивайтесь и уходите. Перед вами жулики или фирма-однодневка. А если даже фирма солидная, привлекайте юриста, чтобы он прочитал договор на предмет разных «подводных рифов». В договоре обязательно должны быть прописаны:
4. Предоплата, привязанная к стоимости автомобиля.
Предоплата за автомобиль при заключении договора покупки на аукционе не взимается! То есть — сначала совершается сделка на аукционе, а потом уже клиент оплачивает автомобиль.
Порядок такой: компания берет залог (который полностью или частично должен быть возвращен, если она не найдет устраивающий покупателя вариант) — это стоимость ее операционной работы. Затем клиенту любым удобным способом (e-mail, мессенджеры, sms) отправляют варианты покупки согласно заданным параметрам. Варианты подбираются, пока клиента какой-то не заинтересует. И только после того как выбор сделан и оператор в Японии нажал заветную кнопку «купить», в течение, как правило, трех дней нужно внести сумму стоимости автомобиля в Японии и накладных расходов (доставка на погрузку и перевозка морем).
Как правило, перевод денег в Японию — забота клиента. Продвинутые компании берут это на себя, но тут надо обращать внимание, по какому курсу и с какими комиссиями. В прочих случаях клиенту выдается инвойс, в котором указана цена автомобиля и все расходы по Японии, а также реквизиты японской компании (таких фирм, занимающихся покупкой и поставкой автомобилей в Россию из Японии, совсем немного, примерно полтора десятка).
Перевод денег и конвертация могут стать для клиента банковским квестом и серьезными незапланированными расходами. Оптимальный вариант — открыть брокерский счет, купить валюту на бирже по курсу, близкому к ЦБ, перевести на обычный счет и уже с него отправить деньги валютным переводом на счет компании в Японии. Да, сложно, не быстро и требует определенной финансовой грамотности, да и банков, которые позволят совершить подобные операции физическим лицам, совсем мало. Обычно же клиент просто идет в банк и просит сделать валютный перевод по реквизитам с дополнительными расходами на конвертацию и комиссию. В небольших городах это может стать серьезной проблемой, многие банки не берутся за подобные операции, а курс продажи валюты и комиссия за перевод могут быть существенно выше среднего.
5. Цена автомобиля выше рынка.
Крупная (более половины рынка продаж на аукционах) сеть японских аукционов USS закрыла свою статистику около десяти лет назад. В последние пару лет требования к неразглашению такой информации ужесточились, найти аукционную статистику в открытом доступе сложно. Так что недобросовестный продавец может запросто завысить цену сделки, просто «нарисовав» нужные цифры в инвойсе — документе на оплату лота. Как это проверить? Если речь идет об USS, то можно сделать запрос в USS_бот (в Telegram или WhatsApp), указав (на латинице) название аукциона и номер лота. В большинстве случаев это срабатывает. Честный продавец обязательно по клиентскому запросу сделает фото экрана, где видны ключевые моменты покупки: дата, номер лота, цена продажи. Но и это не гарантия — при желании и умении скан можно «подрисовать».
Если вы соблюдали правила покупки, озвученные выше — поздравляем: через пару месяцев (или все четыре — логистика сейчас непредсказуема) вы получите свой желанный автомобиль. Если же нет — все очень печально. Готовьтесь погрузиться в пучину проблем с плохо прогнозируемым исходом.
1. Недобросовестный продавец, наживающийся на процессе сделки.
Такие компании откровенно не кидают, но наживаются на процессе сделки. Рассмотрим типичные ситуации — вариации этого сценария.
А) Невозвращаемый залог.
Как мы уже говорили, залог оплачивается при оформлении заказа на покупку и заключении агентского договора. Для добросовестных продавцов — это оплата за все этапы работы, включая передачу автомобиля заказчику или отправку до места назначения. Для недобросовестных — способ сравнительно честного отъема денег. Договор составляется так, что купить автомобиль невозможно (к примеру, цена значительно ниже рынка), а срок ограничен, скажем, 30 днями. Покупателю предлагают заведомо неприемлемые варианты ровно до того времени, пока не истечет срок договора, и залог «сгорает». Юридически все безупречно.
Важный маркер: добропорядочные фирмы возвращают залог полностью или в значительной степени.
Б) Завышенные расходы при доставке до порта Владивостока.
Стандартные расходы по доставке до владивостокского порта (тариф C&F) сейчас находятся в пределах (зависит от стоимости автомобиля) 135 000–200 000 рублей. Жуликоватые фирмы их значительно увеличивают — как за счет завышения, так и накрутки вымышленных услуг «спецхранения», «спецдоставки», «Императорского налога», «своего места на корабле» и других придуманных платежей. Важно, чтобы расходы по доставке до порта были прозрачны и прописаны в договоре.
В) Таможенные платежи.
Жуликоватые компании начинают «доить» клиента после покупки. Доходит до того, что могут сделать удивленные глаза и сказать, что в сумму договора не включены платежи по таможенным сборам: «Два миллиона за автомобиль вы заплатили, а теперь еще необходимо добавить 800 000 на таможенные платежи». Клиент в шоке, так как думал, что сумма в договоре включает таможенную очистку. Но вынужден где-то искать эти деньги, иначе просто не получит свой автомобиль.
Как правило, все заботы по растаможке автомобиля берет на себя таможенный брокер. Квитанции о таможенных платежах должны выписываться на собственника автомобиля и оплачиваться им через Сбербанк. Тарифы можно просчитать на сайте «Все о таможне». Компания-поставщик может оплатить также услуги Склада временного хранения/СВХ, и услуги таможенного брокера и расходы по получению Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства/СБКТС. Во второй половине сентября 2022 года сумма таких расходов в районе 55 000-60 000 руб.
Дмитрий Забора, руководитель компании-импортёра CarWin (Владивосток):
— Откровенных мошенников — тех, кто открыто кидает или обманывает клиентов, совсем немного. Другое дело — «накрутить» чек, это встречается довольно часто. Здесь все должно быть максимально открыто, и в первую очередь — корректный и доступный калькулятор на сайте, где прописаны все расходы. Второй момент — по какому курсу и как будут переводиться деньги. Многие фирмы, чтобы привлечь покупателя, считают цены по курсу ЦБ, а клиент потом сам решает вопросы по переводу денег по более высокому курсу и с банковскими комиссиями. Третий момент — стоимость доставки по России. Фраза «свой автовоз» часто означает то, что доставка будет дороже, чем у транспортных компаний.
2. Изначально никто ничего покупать не собирался.
Тут все ясно: аферисты чистой воды. Получив деньги с клиента за якобы приобретенный автомобиль исчезнут без следа в один не очень прекрасный момент.
Что делать при последнем сценарии? Честно говоря, шансы получить свои деньги минимальны. Некоторые идут в полицию. Есть вероятность, что если заявлений на одну компанию будет много, возбудят уголовное дело. И даже поймают мошенников, такой случай зафиксирован. Но взять с них нечего, а если случится невероятное и будет какое-то имущество, то взыскать его будет крайне проблематично из-за множества других исков.