— Надо понимать, что газета «Ёмиури», в которой прошла информация о возможных ограничениях экспорта, — серьезное издание! Полагаю, что такая публикация — это желание прощупать реакцию общества и бизнеса на вероятность такого рода запрета. Интересовался у японских партнеров, какой отклик вызвала новость. Пришел к выводу, что она в первую очередь взбудоражила российских предпринимателей и обывателей. Безусловно, успокоили слова секретаря кабмина Японии. Сам лично сомневаюсь, что такие санкции введут именно 1 августа. Все-таки за две-три недели подобные ключевые для рынка решения не принимаются. А вот, скажем, к концу года — почему бы и нет? Косвенно на реальность планов указывает грамотно приведенный объем двигателей — не от 2,0 л, а от 1900 куб. см. Ведь все «двушки» — это какие-нибудь 1986 или 1995 куб. см. И все модели с ними окажутся под запретом.
Мне кажется, что в условиях текущей политической ситуации это обязательно произойдет. Более того, считаю, что вслед за Японией такие шаги предпримет и Южная Корея.
Тем не менее если после первой новости наша компания приостановила прием заявок на модели с двигателями указанного объема, на гибриды и электромобили, то на следующий день после заявлений японского чиновника мы возобновили работу в полном объеме. Будем ждать новостей и действовать уже по факту.
— Пытался найти высказывания Хирокадзу Мацуно в японском первоисточнике. Обнаружил два варианта. Первый приведен в российских СМИ — «наша страна не конкретизировала содержание допсанкций». Второй более обнадеживающий — «вводить эти санкции не будем». С другой стороны, на мой взгляд, это же все отвлекающие фразы. Сегодня не будем, а завтра решение приняли. Так что высказывания секретаря кабмина на наше решение не повлияли — на данный момент автомобили этих категорий мы в работу не берем.
А теперь давайте представим, что запрет все же ввели. Что будет с теми машинами, которые куплены на аукционах, попали под санкции, но еще не вывезены из Японии. Выпустят ли их? И если нет, то покупатели потеряют свои деньги?
— Мы потому и прекратили прием заявок, что вывоз этих машин из Японии в случае принятия запрета будет под большим вопросом. Все будет зависеть от формулировки и трактовки закона. Если автомобили все-таки не смогут пересечь таможню, то останется единственный вариант — перепродажа их на аукционах. Это, в общем-то, обычная практика. Последний раз сравнительно массово мы ею пользовались в марте–апреле прошлого года, когда плавали курсы валют. Клиент покупал автомобиль, предполагая, во сколько он обойдется после таможенной очистки в России. А потом оказывалось, что нужно доплатить неоправданно много. Если отказывался от машины, то терял предоплату. Если соглашался на приобретение другого автомобиля, то нес иные расходы. Покупку нужно выставить на аукцион, что требует транспортных затрат. Там она наверняка продастся по меньшей цене. Конечно, бывают исключения. Например, покупали на аукционе с жесткими правилами, а затем ее получилось выставить на продажу на более лояльном к техсостоянию. Или это какая-то редкая модель/комплектация/исполнение. Долго искали и при перепродаже есть шанс, что уйдет подороже. Но я бы на такие подарки особо не рассчитывал.
— Перепродажа автомобиля всегда будет с дисконтом. Те модели, что популярны у нас, как правило, не востребованы в Австралии и других странах, куда уходят «праворульки». Кроме того, потребуется дополнительное время — выставить на аукцион, продать, купить что-то другое, доставить в порт. И это в том случае, если клиент согласится на такой обмен. А если он приобрел, к примеру, трехлетний дизельный Prado? На что он будет готов его поменять? Ведь, согласитесь, что не на десятилетний Fielder. Между тем из Японии в Россию деньги не вывести.
Тогда, может быть, «правый руль» удастся ввезти через некие третьи страны? В интернет-среде назывались, например, Китай и Южная Корея.
— Через эти страны — точно нет. Они сами не приобретают бэушные «японки». Поэтому поток машин туда даже не то чтобы вызовет подозрения — будет ясно, кто их конечный получатель. Если теоретически предположить такой вариант, то японские власти быстро перекроют этот канал. Да и не пойдут на такие нарушения санкций ни Китай, ни Корея, ни какие-то другие цивилизованные страны. Из ближайших, где покупают «праворульки», на ум приходит только Монголия. Гипотетически через нее возможно. Вопрос только в том, готов ли будет клиент переплачивать, скажем, $1500–2000 и ждать несколько месяцев.
— Первыми странами, через которые можно организовать «параллельный импорт», напрашиваются Киргизия и Казахстан. Но там запрещен правый руль. Через Эмираты далеко. Через Монголию проблематично. И согласен, что вряд ли какие-то государства, через которые вероятны поставки, пойдут против санкций.
Введенный запрет, разумеется, сильно изменит российский рынок подержанных автомобилей. Давайте проанализируем, насколько сократятся поставки автомобилей из Японии и какие популярные модели мы потеряем.
— Подсчитывали, сколько мы потеряем. Думаю, что в реальности будет 60–65%. Некоторые модели, которые потеряем, из-за возросшей стоимости не пользуются популярностью уже сейчас. Это, к примеру, Toyota Land Cruiser Prado и Alphard.
По этой же причине не очень берут Nissan X-Trail.
И не особо на данный момент заказывают «электрички». Привозим буквально три-четыре машины в месяц.
А вот потерю популярных вэнов Toyota Noah/Voxy, Nissan Serena и, не исключено, Mitsubishi Delica и Mazda Biante покупатель заметит.
Вместо них будут брать 1,5-литровый турбовый Honda Stepwgn, который и без того сейчас очень востребован.
Возможно, начнет пересаживаться на немолодые уже минивэны Toyota Isis и Wish.
Санкции выкосят ряд популярных крупных кроссоверов — Toyota Harrier, RAV4, Subaru Forester. Разве что в отношении последнего ждем, когда «проходной» станет версия с 1,8-литровым мотором, представленная осенью 2020 года.
Вариантом станет Honda CR-V с той же «турбополторашкой». Останутся компактные «паркетники» — Subaru XV, Honda Vezel, Toyota C-HR.
Наверняка будут заказывать Toyota Corolla Fielder двух последних поколений и разные небольшие «вэнчики» вроде Honda Freed.
От себя добавим, что по легковушкам можно будет выбирать среди Honda Civic, Subaru Impreza и Levorg.
Останутся ввозимыми Toyota Axio, Corolla и Honda Jade.
Иными словами, наш рынок отрежут лишь от отдельных классов. Другое дело, что из-за предполагаемого запрета гибридов потребитель в рамках востребованных моделей лишится популярных бензоэлектрических модификаций.
— Российский автовладелец давно распробовал гибриды и среди всех версий выбирает именно их. Это касается небольших хэтчбеков/компактвэнов — Honda Fit, Fit Shuttle, Toyota Vitz.
Отдельные модели — Honda Vezel, Nissan Note — покупают практически всегда с электросоставляющей. Тот же Vezel в чисто бензиновом варианте в Японии попадается редко.
А Toyota Prius, Prius Alpha и Aqua вообще исключительно гибридные. Так что при вводе санкций все эти любимые в народе модели перестанут быть доступными.
Видимо, мы будем брать что есть. Вот, скажем, имеется крайне непопулярный Mitsubishi RVR, которых мы привозим штук десять в год. Зато у него нет версий Hybrid и единственный 1,8-литровый двигатель. Чем в возможных грядущих условиях не вариант (еще один — Eclipse Cross с 1,5-литровым турбомотором, — прим. авт.)?
В результате после прикидок и вычитания всех этих моделей мы получили потенциальные минус 75% сегодняшних объемов продаж. Впрочем, конкретно наша компания к подобному развитию событий готова. Помимо бэушек мы ввозим в страну новые китайские автомобили. И знаете, на данный момент объемы поставок того и другого уже сравнялись.
Стоит сказать, что на рынке пошли в массы новые модели, которые останутся доступны и в случае принятия запрета. Это, например, Toyota Raize с 1,0- и 1,2-литровыми моторами или Mazda CX-30. Правда, в последнем случае только с 1,8-литровым дизелем.
С другой стороны, такие модели, как новый Note и Kicks, нужно брать до очередных санкций. Хэтч и «паркетник», выпускающиеся с 2020 года, лишены чисто бензиновых модификаций — только e-Power.
Цены в регионах поползли вверх, что следствие не столько дискуссий о запрете, сколько поправок в схему уплаты утильсбора. Продавцы машины не «замораживают». Однако наличное предложение здорово проредили. Поскольку в любом случае рост цен неизбежен.
Стоимость автомобилей во Владивостоке после таможенной очистки и всех оформлений:
Автомобили | Стоимость в первой декаде марта 2023 года, руб. | Стоимость в третьей декаде июля 2023 года, руб. |
Nissan Note e-Power 2019 г. | 950 000–1 350 000 | 920 000–1 450 000 |
Toyota Prius 2008–2009 гг. | 850 000–1 125 000 | 1 080 000–1 200 000 |
Honda Fit 2019 г. | 900 000–1 200 000 | 980 000–1 300 000 |
Toyota Corolla Fielder 2010–2011 гг. | 780 000–950 000 | 910 000–1 150 000 |
Honda Freed 2019 г. | 1 150 000–1 750 000 | 1 250 000–1 750 000 |
Toyota Noah/Voxy 2015–2016 гг. | 1 300 000–2 000 000 | 1 500 000–2 400 000 |
Honda Stepwgn 2019 г. | 1 500 000–2 000 000 | 1 550 000–2 680 000 |
Toyota Alphard/Vellfire 2019 г. | 2 900 000–4 200 000 (2019 г.) | 3 000 000–4 550 000 |
Toyota Harrier 2019 г. | 2 150 000–2 750 000 | 2 150 000–3 000 000 |
Nissan X-Trail 2019 г. | 1 450 000–2 150 000 | 1 650 000–2 300 000 |
TLC Prado 2019 г. | 2 950 000–3 750 000 | 3 200 000–4 150 000 |
Toyota RAV4 2019 г. | 1 950 000–2 900 000 | 2 150 000–3 000 000 |
Subaru Forester 2019 г. | 1 900 000–2 550 000 | 2 300 000–2 850 000 |
Honda CR-V 2019 г. | 2 050 000–2 800 000 | 2 300 000–3 000 000 |
Honda Vezel 2019 г. | 1 550 000–1 850 000 | 1 650 000–2 200 000 |
UPD от 28.07.2023: Новость о запрете экспорта из Японии б/у автомобилей с двигателями объемом свыше 1900 куб. см, гибридов и «электричек» подтвердилась.