— Этой весной что-то совсем тихо, — констатирует Сергей. — Покупатели не звонят и не пишут. Может, вы возьметесь за продажу Тойоты?
Отказать не мог, хотя вновь окунаться в мутные воды нынешнего авторынка было боязно. Ведь Сергей ждет от меня результата — продажи машины. И не по бросовой, а по очень даже рыночной цене. А как этот результат обеспечить, если ситуация с продажей б/у техники буквально непредсказуема: цены падают, спроса нет, ориентиры размыты… Видимо, чтобы эта Тойота продалась, должно произойти какое-то чудо.
Кубик, но не Рубика
И вот маленькая, квадратная Тойотка стоит в моем гараже. Точнее, под навесом, так как ремзона все еще занята полусобранным Rover 75. Я тут давеча при сварочных работах едва его не спалил… а заодно свой гараж и соседние постройки. Но благо возгорание было потушено. Эту поучительную историю расскажу в следующей серии блога, а сейчас внимательно обследуем Passo.
Год выпуска — 2015, оригинальный пробег — 87 000 км. «Литровый» мотор на 69 л.с. Сергей — единственный владелец в России, он сам покупал эту машину в Японии в 2020 году, с пробегом 13 000 км, сам таможил, сам перегонял в Москву. Сразу после покупки установил итальянское газовое оборудование (на фига на Passo газ?). Все это добавляет автомобилю привлекательности, однако более четырех лет местной эксплуатации все же дают о себе знать.
Так, при проезде «лежачих полицейских» слышен негромкий стук в передней подвеске. Через адаптер газового оборудования подкапывает охлаждающая жидкость. На ветровом стекле трещина в зоне обзора, от стойки до стойки. С таким стеклом на учет машина не встанет. Фары помутнели. Колесные диски поедены коррозией, а сами шины не комплектом, а парами. Есть летний комплект колес… но это заводская штамповка с почти изношенными шинами и тремя оригинальными колпаками. Салон немного чумазый, однако налет грязи поверхностный, без въевшихся в обивку пятен.
В истории машины было одно ДТП — левый бок притер грузовик. Вины Сергея в этом нет, за рулем был другой водитель. Однако сей факт всплывает во всех отчетах, да и визуально следы прошлого ремонта уже проявляются на кузове. Это, пожалуй, самый тяжелый «кирпич» в истории Passo, который тянет его ценник вниз.

При этом вид у Тойотки есть. Вымытый кузов блестит на солнце, бросающихся в глаза изъянов на нем нет. Вдобавок солидный статус машинке придает глубокий фиолетовый перламутр, меняющий оттенок в зависимости от освещения. Сам по себе окрас, конечно, шикарный… но, на мой взгляд, такой больше подошел бы Альфарду или Лексусу, а не мультяшному Passo. А так создается ощущение, что родители, одев ребенка в вечерний смокинг, отправили его в булочную.
Важно заметить, что особых вложений в эту Тойоту не предусматривалось изначально. Можно потратиться по мелочи на подготовку, но в серьезные ремонты вроде замены лобового Сергей вкладываться уже не готов. Проще снизить цену. В нынешних реалиях — абсолютно верное решение!
Покраска колес
Как-то раз один из читателей спросил: почему, взяв на перепродажу очередной автомобиль, я фотографирую его грязным? На самом деле я делаю первый фотоотчет покупки в том виде, в котором она мне досталась. Грязная — значит грязная. В дерьме, а было и такое, значит, будут фото какашек. Причем, дабы сохранить первозданный вид автомобиля для первой фотосъемки, мне иной раз приходится ждать подходящей погоды или освещенности, чтобы сделать нормальные снимки. Все это время автомобиль будет стоять в гараже в том же состоянии, в котором попал ко мне. Даже захламленные салон и багажник не будут разбираться. Иначе читатель просто не увидит всей полноты картины. Такие вот тонкости ведения блога.
Однако в этот раз, глядя на покрывшиеся волдырями колесные диски, не удержался — взялся их надраивать еще до того, как пробежался вокруг Passo с фотокамерой, делая общие снимки. Если что, три дня их скоблил! Сначала хорошенько помыл, не забыв очистить внутренние полки дисков от грязи. К слову, толщина грязевых пластов, налипших один на другой, составляла не менее сантиметра, что для такой легкой машинки весьма чувствительно. Вот почему Тойотка, разогнавшись до «сотни», начинала немного вибрировать. Теперь все ровно.
После сушки убрал с литья повреждения с помощью кораллового диска и набора проволочных насадок. Затем зачистил наждачками разной зернистости, пока наконец не затерлись риски. Продувка воздухом, оклейка скотчем, обезжиривание, покраска.
Было/стало
Креплю колеса нормальными гайками вместо старых, покрытых ржавчиной. Эх, сюда бы декоративные колпачки… но их нет. Точнее, есть — один. Еще два нашлись у продавца из Сибири по цене 750 рублей за штуку. Но пока доедут…
Чистка салона и багажника
У Passo гениальная планировка салона. С ровным полом, с полочками, подстаканниками, широким подлокотником и очень удобными креслами с мягкой обивкой. Все на своих местах, ничего лишнего. К слову, грязь с сидений с покрытием, похожим на велюр (это же велюр?), удаляется легко и без разводов после высыхания. Но требует повышенного расхода моющей пены — на очистку двух рядов небольших, в общем-то, сидушек, у меня ушло три баллона, по тысяче рублей каждый. Ну и конечно, это мокрое дело потом долго сохнет.
Было/стало
Лысый напольный ворс, который укладывают в салоны японских малолитражек, мне уже ночами снится. Драишь его драишь носиком пылесоса, а мусор к нему будто приклеился. Думаешь, что ж вы, япона мать, сэкономили?!
В багажнике другая проблема — газовый баллон, установленный в нишу «запаски». Он чуть выше уровня пола, из-за чего донышко отсека оказывается приподнятым. По краям образовались щели. А еще донышко болтается туда-сюда, как детские качели. Но и это еще не все, барабанная дробь… у этой Тойотки нет «запаски»! Ну то есть она где-то есть, например, в гараже Сергея, но не в багажнике Passo. Класс!
Чистка моторного отсека
Тут лишь смахнул пыль с черных пластиковых деталей. Дело не в лени, а в правильном состоянии моторного отсека и самого двигателя. Когда те начисто вымыты — радуется глаз, но чувствуется подвох, что вместе с грязью смыли и масляные подтеки. Грязный же мотор вызывает сомнения в надлежащем уходе. Мотор Passo сухой и слегка запыленный дорожной отработкой. На мой взгляд, это самое естественное состояние силового агрегата. И вмешиваться в это естество не стоит.
Течь антифриза устранил подтяжкой хомута, хотя, скорее всего, этого хватит ненадолго. Однако трогать силуминовый адаптер с тонкими стенками побоялся, сломается, и что тогда? Долил охлаждающей жидкости.
Полировка кузова и фар
Вблизи Passo не выглядит таким уж нарядным. Фары помутнели, на кузове множество мелких и средних царапин — обычное дело для темных цветов кузова без должного ухода.
Было/стало
По-хорошему, для устранения царапин средней глубины нужна более абразивная паста, в моем же арсенале есть только финишная 3000-я, которая уберет с ЛКП примерно 70% повреждений. Поэтому иду на хитрость, проходя кузов повторно восстановителем цвета. Цветной полимер заполняет остатки незаполированных углублений, делая покрытие ровным, чистым и блестящим.
Было/стало
На этот раз в уровне надраенности кузова я, похоже, превзошел самого себя. На солнце Тойотка сверкает так, что аж глаза слепит. Фары прозрачные, как слеза, колеса серебристые… Обивка сидений без пятен, пластик блестит, а чего стоят светлые ворсистые коврики, добавившие салону Passo уюта. Совсем другой автомобиль! Иными словами, все готово, пора выходить на продажу.
Было/стало
Сколько стоит Passo?
На начало апреля ситуация с Passo на рынке такова: ценники стартуют от 670 тысяч рублей и тянутся до 1,3 миллиона за свежепригнанные экземпляры в отличном оснащении. Большинство объявлений старые, со сроком более двух-трех недель, то есть — рынок стоит. При этом самый недорогой лот за 670 тысяч — это вовсе не дно рынка, а версия 2013 года, с мотором 1,3 литра (95 сил), климат-контролем и сенсорной магнитолой, в состоянии явно лучшем, чем наш Passo. Владелец пишет, что весь кузов в родной краске, за исключением одного порога. Вот тебе и ориентир…
— Если хотите продать машину, стартовый ценник должен быть ниже 700 тысяч, — говорю Сергею. — Нравится нам это или нет, но таковы реалии сегодняшнего авторынка. Иначе машина зависнет.
К счастью, Сергей меня слушает. В том числе потому, что при самостоятельной продаже его ценник опускался до 720 тысяч и это не принесло результата. За месяц он уже прощупал почву и знает, что ценник выше 700 тысяч не работает. Поэтому наш стартовый вход в 697 тысяч — среднее арифметическое между теми, кто не видит падения рынка, и теми, кто уже чухнулся и сливает свои тачки по нижнему срезу для данной модели.
Пошла жара?
Начало продаж обнадеживающее: просмотры прут вверх, количество добавлений в избранное увеличивается, есть сообщения и даже звонки от покупателей. После почти полного отсутствия интереса к Sandero Stepway повышенная активность вокруг праворульного Passo, отъездившего по России около пяти лет, даже ставит меня в тупик. Я, на минуточку, целую статью выпустил о том, что продажи б/у техники практически заглохли, тут же на тебе, покупатели покоя не дают и даже собираются приехать на осмотр. Как в старые добрые времена!
Однако буквально за несколько дней покупательская активность снижается почти до нуля. К концу первой недели продаж ситуация с Passo точно такая же, как и с Sandero: не звонят, не пишут и на осмотр не приезжают. Впрочем…
— Алло, машинка вроде симпатичная, готовы приехать на осмотр.
Через пару часов вокруг Passo собирается небольшая компания молодых людей, приехавших из Твери. Главный у них некто Павел, при этом машина выбирается для девушки, недавно получившей права, которая находится тут же… и немного сомневается в том, что сумеет адаптироваться под правый руль.
— Мне кажется, будет сложно, — сопротивляется она покупке праворульной «японки».
— Ничего не сложно, — хором отвечает компания. — Все то же самое. Мы же на «прулях» ездим!
Мне кажется странным, что человек, для которого покупается машина, не имеет права голоса. Может, мнение будущей владелицы тоже стоит учитывать? Для примера, когда покупалась машина для моей супруги, она и только она выбирала свой будущий автомобиль. Он должен нравиться прежде всего ей, а не мужу, подругам и тем более автоподборщику. В мои же задачи входило: а) отсеять из списка хотелок жены проблемные модели с ненадежной техникой; б) найти экземпляр в отличном состоянии. В итоге был куплен Kia Sportage lll, на котором супруга ездит уже около трех лет.
Но вернемся к осмотру Passo, точнее, непосредственно к Павлу.
Поколение Nah
У меня полярные чувства к этому персонажу. Павел взялся подобрать автомобиль для своих знакомых, и в качестве подборщика его работа мне нравится. Парень все делает правильно… но до чего же бестактно.
— Почему не сказали по телефону, что не вы владелец автомобиля?!
— Что это меняет? Вы будете оформляться напрямую с владельцем. И рассчитываться тоже будете с ним. Я в эти дела не вмешиваюсь: моя задача — найти покупателя.
— Что меняет?! Если бы мы знали об этом заранее, не приехали бы.
Павел считает меня обманщиком. Пришлось объяснить юноше, что от покупателей ничего не скрываю… Но и лишнего не болтаю, потому что каждый может интерпретировать информацию по-своему. Задавайте правильные вопросы, получите честные ответы. Был ли задан вопрос про владельца автомобиля? Нет! Ни по телефону, ни при осмотре. Я сам вам об этом сказал. Так что нет, Павел, я вас не обманывал. Вы просто не задали нужный вопрос.
Дальше — больше…
— В салоне, на правой задней стойке кузова, топорщится обивка. Ее явно вскрывали, не знаете почему?
— Нет. Владелец тоже не в курсе, при нем обивка не вскрывалась. — Сергей находится со мной на прямой связи, поэтому все щекотливые моменты уточняю у него.
— Можно вскрыть обшивку, чтобы осмотреть металл изнутри? — ошарашивает Павел.
— Хм… Ладно, попробуйте, только ничего не сломайте и потом верните, как было.
К слову, металл под обивкой девственно чистый, повреждений по правому борту не было.

Далее повторное прощупывание кузова толщиномером, долгая проверка всех подвижных частей салона, светотехники, прочих электропотребителей и наконец пробная поездка. На местечковой дорожке даже пускаю Павла за руль, но с оговоркой: под вашу ответственность, любое повреждение — сразу покупка. Понимая это, Павел ведет аккуратно.
— Какая последняя цена?
У нас с Сергеем уже есть финальная сумма, ниже которой он не хотел бы опускаться — 680 тысяч. Ее и озвучиваю.
— 670 тысяч, — не унимается Павел.
— Ну… давайте ни вам, ни нам — 675 тысяч — понимая, что пять тысяч не сделают погоды ни одной из сторон.
— Нет, 670 и не больше.
И вновь после небольшого совещания с Сергеем мы идем покупателям на уступки, — ладно, согласны на 670 тысяч. Однако компания из Твери после долгой дороги решает съездить перекусить. Тут я с ними согласен, на голодный желудок важные покупки лучше не совершать. А где-то минут через 40 мне прилетает сообщение, что тверичане пересмотрели свою цену, и теперь она составляет 650 тысяч. А идите-ка вы… обратно в Тверь.
Мне интересно, некая беспринципность в финансовых вопросах — это отличительная черта всего поколения молодых людей до 25 лет или приехавшая компания во главе с Павлом все же особенная? Вот и Сергей в явном недоумении от поведения потенциальных покупателей. — Да, как-то некрасиво вышло, в моей практике никогда такого не было.
Шахматная партия
Играете в шахматы? Я так себе шахматист, но, даже не будучи гроссмейстером, отлично понимаю, что партия с тверской компанией еще не окончена. Тойотка им понравилась, я это вижу. Поэтому не удивляюсь, когда спустя несколько дней Павел снова выходит на связь.
— Согласны на 650?
С ответом не спешу, просто ставлю Сергея в известность, что компания из Твери не отвалилась и по-прежнему заинтересована в покупке Passo. Будем держать их в резерве. Меж тем почти за три недели торгов новых предложений не появилось — полная тишина. К тому времени и у Сергея меняется ситуация, его свежекупленная в Японии Honda Freed проходит таможню, нужны деньги. Пора проявлять активность.
Как-то ночью, проехав за трое суток маршрутом Москва — Первоуральск — Екатеринбург — Иваново — Москва, возвращаюсь домой разбитый, уставший и несдержанный. В таком состоянии вываливаю на Павла все свои претензии к нему… У нас получился долгий, но конструктивный диалог, в ходе которого были урегулированы почти все вопросы касаемо продажи Passo. К сожалению, повышения цены мне добиться не удалось по вполне банальной причине — Павел выполняет заказ покупателя и денежными средствами не распоряжается. Хотя его мнение и влияет на итоговую цену автомобиля.
Я также в данной ситуации — исполнитель, поэтому просто транслирую полученную информацию владельцу Тойоты.
— Увы, Сергей, больше 650-ти мне из них выбить не удалось. Иных предложений у нас пока нет. Продать Passo дороже можно, но когда это произойдет, никто не знает. Решайте.
Уже на следующий день мы повторно встречаемся с тверской компанией для заключения сделки. Сергей и его супруга предупреждены, что наши оппоненты, скажем так, непоследовательны, по ходу сделки возможны неприятные сюрпризы и нам всем стоит запастись терпением.
Как в воду глядел. Оформление документов то и дело откладывается, сначала из-за повторного осмотра Тойотки, затем из-за повторной же пробной поездки, повторной проверки документов, сверки номеров, еще одного тщательного осмотра всего… Дай Павлу волю, так он опять начнет машину разбирать. Однако Сергей, видя затянувшийся процесс, берет ситуацию в свои руки.
— Так, давайте оформлять документы и разъезжаться, мне пора.
Только после этого токсичная компания наконец получает ключи от Passo, а мы деньги. Ух, можно выдыхать!

Волшебное слово — Toyota
Пожалуй, стоит признать, что компания из Твери во главе с Павлом переиграли нас с Сергеем. Они разыграли партию как по нотам и дожали нас в цене. Сам Павел отлично разбирается в реалиях нынешнего авторынка и не хуже меня понимает, что в условиях засухи свои правила диктует тот, у кого на руках деньги, то есть — покупатель. Молодец Павел, хотя и с многочисленными оговорками.
Но есть один нюанс… За те три недели, что Passo висел на сайтах, был продан всего один такой же автомобиль. Та самая 95-сильная версия 1.3 с одним перекрашенным порогом. Остальные участники рынка остались на своих местах. Более того, на тот момент у большинства из них даже не изменились ценники. Упрямые продавцы, видимо, ждали экономического чуда. Но его не случилось.
Майские же ценники на Passo C30 — это совсем другая история. Теперь такие Тойотки того же 15-го года стоят от 500 тысяч, более старые машины — еще меньше. Это обвал! Мы же с Сергеем потираем руки — успели…
Виделся тут как-то со знакомым «перекупом».
— Привет, чем занят?
— Да ничем. После того как на последней машине ушел в минус почти на 100 тысяч, уже два месяца ничего не покупаю. Сейчас для «перекупов» рынок просто опасен. А у тебя как?
— Да вот, продал праворульную Тойоту Passo, дней за двадцать.
— Да ладно?! Фига ты даешь, я свою последнюю машину три месяца продавал.
Однако удивление может возникнуть лишь у тех, кто не знаком с подробностями продажи. По факту меня был всего один звонок от заинтересованного покупателя, всего один осмотр, который спустя две недели и привел нас к продаже Passo. И случилось это всего по двум причинам: первая — продаваемый автомобиль носил марку Toyota, которая обладает в нашей стране непоколебимым авторитетом и способна в некоторых ситуациях даже поспорить с кризисом рынка. Вторая — Сергей опустился в цене. Ну и немножечко повезло.
Советую и вам снижать цену, если действительно хотите продать свой автомобиль. Сейчас только низкий ценник способен разогреть аппетит покупателя — это по-прежнему мощный аргумент. Пожалуй, даже мощнее, чем прежде, так как многие продавцы, не желая уступать, провоцируют ситуацию, когда по каждой модели появляется просто фантастический разброс цифр. Даже у рестайлинговой малютки Passo С30 ценовая дельта составляет около 800 тысяч. Так что не теряйте время, пользуйтесь ситуацией. Продолжение следует…
Бонус трек
Бесконечность... В математике — это воображаемая величина, ничем не ограниченное множество или точка, удаленная от начала координат на бесконечное расстояние. В философии — понятие, обозначающее безграничность и беспредельность как в бытовом, так и в познавательном смысле. А в простонародье — то, что не имеет конца или предела. Но отсутствие окончания у бесконечности вовсе не означает, что у нее нет начала. Есть! Это абсолютно реальное место на карте, имеющее название и координаты. Я был там. Видел, где начинается бесконечность, и смотрел вдаль, пытаясь познать необъяснимое… Мурманская область, полуостров Рыбачий, берег Северного Ледовитого океана.
Особая благодарность Дарье Мещеряковой за обложку микса