В голой теории и без учета отдельных регионов широта предложения может показаться едва ли не бескрайней. В районе миллиона рублей можно подобрать премиальных «немцев». Скажем, BMW в лице легковушек 1, 3, 5 и 7 серий. И кроссоверы X3 и X5. За редким исключением это машины 2000–2007 годов выпуска. То же касается Mercedes-Benz — C, E и S классов и разных переходных жанров (B-Class, CLK, M-Class и т. д.). Попадает в этот бюджет и Audi — начиная от компактного A3 и заканчивая кроссоверным флагманом прошлых лет Q7.
Фольксвагены и Шкоды за ту же сумму, понятно, будут моложе. И также дают возможность выбора моделей всей линейки, за исключением последних.
Не говоря уже о Rapid и Polo.
«Бюджетники» вообще тот случай, когда за указанный бюджет можно подобрать максимально свежий автомобиль. В случае с Hyundai Solaris и Kia Rio гипотетически в каком-нибудь регионе найдутся трех-четырехлетние экземпляры.
Сюда же отнесем и разные Лады, среди которых, например, Гранта в эти деньги укладывается даже новой. И Renault, причем включая Дастеры и Каптюры.
Другое дело, что целесообразность покупки 15–20-летнего премиального «немца» сейчас особенно вызывает вопросы. А бюджетные модели — это выбор на любителя, готового мириться с простотой и урезанным функционалом. По крайней мере, последние как-нибудь еще раз попытаемся подобрать. На другой чаше весов — «правый руль», который хотя и обретает популярность на западе страны, все-таки в основной своей массе остается прерогативой жителей Дальнего Востока, Сибири, Урала. Увы, круг «беспробежек» значительно сузился. И в первую очередь это касается самых популярных моделей, которые после введения санкций на гибриды стали еще более востребованными. Например, Corolla Fielder, среди которых с «б/п по РФ» сравнительно недавно за миллион можно было выбрать универсал третьего поколения. Нынче подобный проблематично найти даже после местной эксплуатации.
Уложиться в такой бюджет год назад или чуть раньше удавалось и подбирая Toyota Wish. После того как он заменил запрещенный Prius Alpha, значимость этого вэна выросла, и за максимальные 1,1 млн. сейчас неважно бы с пробегом, не важно каким.
На местах уже проблематично обнаружить востребованные Honda Freed и Freed Spike первого поколения.
И даже чисто утилитарные Probox/Succeed общее удорожание автомобилей оставило за бортом этой ценовой категории.
А вот Vitz без пробега все-таки остался «в зоне доступа». Есть еще ряд моделей. Пары из них мы коснемся, о других скажет Александр Тюменев.
Покупка автомобилей из массового сектора, когда-то приобретенных у дилеров, тоже остается актуальной. Имеются в виду Toyota Corolla, Avensis и Camry. Nissan Tiida и Teana. Honda Civic и Accord. Ford Focus и Mondeo. Плюс «японцы» и «корейцы» второго плана, не говоря уже кроссоверах старых поколений, которые мы пока вынесем за скобки. Правда, найти стоящий экземпляр среди десятилетних и старше машин — это нужно здорово постараться. Мы попробуем.
Ford Focus, 2012 год, 1,6 л, заявленный пробег 147 000 км, 980 000 рублей
Летом прошлого года хэтчбек и универсал 2012–2013 годов мы находили за 720 000 и 640 000 рублей. Сейчас, как видим, рост цен в этом конкретном случае — 30–50%. Впрочем, именно этот Focus по нынешним меркам сравнительно неплох. Так, по кузову возникают претензии к правым дверям, задней левой двери и заднему крылу. Но там Александр нашел лишь косметически восстановленные панели.
Кроме этого, невооруженным глазом на кузове обнаруживается скол на фонаре и царапина.
Руль мы нашли перешитым, однако в целом салон нельзя назвать грязным и изношенным.
Владелец сообщил, что недавно поменял пакет сцеплений. Для Focus это актуальная операция. Работа же двигателя нашего специалиста оставила удовлетворенным. По его словам, обычно эти моторы со временем работают неровно. А нам на наших «выборах» как-то попадался Focus с двигателем, у которого, судя по всему, пробило прокладку ГБЦ.
Так что в данном случае, принимая во внимание ситуацию на рынке, этот Focus можем рекомендовать к покупке.
Toyota Camry, 2006 год, 2,4 л, заявленный пробег 372 000 км, 1 050 000 рублей
Опять же, полтора года назад Camry в кузове XV40 2006–2007 годов мы находили за 845 000 и 895 000 рублей. А если заглянуть еще дальше, в осень 2021-го, то окажется, что седаны такого возраста стоили в пределах 650 000–800 000 рублей. Camry 2010–2011 годов оценивались тогда в 950 000–1 150 000. В последнем случае был шанс присмотреть относительно неплохой экземпляр. При этом за 1,1–1,15 млн. удалось бы найти и модель в кузове XV50. Сейчас за миллион с лишним предлагается Toyota с видимыми внешними повреждениями.
Помимо этого Александр находит следы ремонта на заднем правом крыле. А заднее левое даже резалось. Но еще хуже, что эта Camry серьезно получала в правый борт. После той аварии пришлось восстанавливать порог.
И пилить центральную стойку крыши. Интересно, что после ДТП как минимум справа сохранилась (или была восстановлена?) шторка безопасности.
Состояние интерьера вполне соответствует пробегу. Это касается и кожаных, и пластиковых деталей.
Водительского сиденья и соответствующей карты двери.
Зато двигатель неожиданно шепчет и не дымит. Совсем. Оказывается, недавно откапитален.
Это обстоятельство не более чем ложка меда. С другой стороны, вам ездить или важен внешний вид? Тут надо понимать, что восстановленные повреждения могут иметь последствия в виде облезающего лака и ржавчины. А повреждения силовой структуры еще хуже.
Honda Fit, 2014 год, 1,5 л, гибрид, заявленный пробег 214 000 км, 990 000 рублей
Летом 2023-го мы смотрели точно такой же Fit 2014 года — за 785 000 рублей и с пробегом на 100 000 км меньше. На этом хэтчбеке километраж 200к+ заметен.
К тому же салон местами грязный.
А кузов попадал в мелкие аварии. Передний бампер, стоящий не по месту — это, безусловно, ерунда. Но у этого Fit красилась вся левая боковина.
Капот до сих пор требует покраски. Плюс лобовое стекло в трещинах.
Двигатель работает штатно. Александр дополнительно отмечает, что здесь не шумит выжимной подшипник сцеплений, который вместе с пакетом «сцеп» в этой гибридной силовой установке Honda — слабое место.
К слову, Fit еще один претендент на номинацию «беспробежный автомобиль за миллион». Правда, по сравнению с 2023 годом хэтчбеков третьего поколения среди этого предложения минимум. Больше машин второй генерации.
Toyota Fielder, 2012 год, 1,5 л, заявленный пробег 229 000 км, 1 080 000 рублей
Вы помните недалекие еще времена, когда Fielder 2010–2012 годов стоил в пределах 600 000–700 000 рублей. Более того, в прошлом году даже в дилерском trade in можно было найти машину текущего поколения 2013 года за 950 000. В том и другом случае речь тоже шла об автомобилях с местным пробегом. Однако посмотрите, насколько изменились цены. При этом годы дают о себе знать — когда-то привлекательные машинки с небольшими пробегами наматывают километры и даже без ДТП теряют былой лоск. Например, у этого универсала только бампер, опять же, установлен с зазорами. Да на заднем левом крыле был вмятина, сейчас зашпатлеванная и покрашенная.
Моторчик еще не исчерпал свой ресурс. На таком пробеге (если он реальный, а проверить это инструментально нельзя) способен быть живым вариатор.
Тем менее Александру этот Fielder не нравится. Говорит, обшарпанный какой-то и снаружи, и внутри. Если же абстрагироваться от личных впечатлений, то, пожалуй, не самый худший вариант. Хотя пробег и девять лет на местных дорогах… Нужно исследовать более пристально.
Honda Fit, 2012 год, 1,3 л, гибрид, заявленный пробег 118 000 км, 985 000 рублей
Еще недавно «беспробежным» считался автомобиль, пусть и дошедший из Приморья в регионы своим ходом, однако потом вставший на продажу. На местном рынке, стоянке, в гараже — неважно. Главное, что не эксплуатирующийся. Сейчас определение «без пробега» стало условностью. Перед введением Японией санкций и повышением утильсбора потребитель массово вкладывался деньгами в «праворульки». И теперь имеется какое-то количество машин, не поставленных на учет и считающихся «беспробежными». Тут имеем дело именно с таким экземпляром. Зашел в страну в июне 2023 года с пробегом 107 000 км. Находился в Уссурийске, а осенью 2024-го пришел в Сибирь.
Пробег похож на правду. Во всяком случае, состояние салона можно признать близким к новому.
Моторчик, очевидно, тоже чувствуется себя отлично. И, что добавляет баллов этому поколению Fit, в качестве основного агрегата трансмиссии на нем используется надежный у Honda вариатор.
Кузов действительно по классическому выражению продавцов «не бит, не крашен». Единственный его недостаток — выгоревшая на солнце крыша, что особенно отчетливо видно на ее правой боковине.
Видимо, уже будущий владелец будет решать — эксплуатировать так или красить. В целом же этот Fit пока лучший изо всех отсмотренных автомобилей и оправдывает статус «без пробега». Ну а то, что прошлом году подобный «хэтч» действительно «только из Японии» можно было взять за 750 000–800 000 рублей, это нынешние рыночные реалии.
Nissan Note, 2019 год, 1,2 л, заявленный пробег 120 000 км, 1 100 000 рублей
Очередной пример того, что автомобиль куплен еще летом 2023-го и лишь недавно добрался до Сибири. Не поставлен на учет и, похоже, эксплуатируется ограниченно. Общее состояние интерьера вполне соответствует декларируемому пробегу.
Как и работа двигателя.
Скорее всего, еще в Японии этому Note косметически восстанавливали обе двери по левому борту. Не очень приятно, но и не критично.
Ноуты, естественно, тоже подорожали. Приведем такой пример — в августе прошлого года мы смотрели четырехлетний автомобиль за 1 098 000 рублей. Но дело в том, что то был Note в востребованной версии e-Power. Сейчас за такую сумму гибридный Nissan удастся приобрести лишь на Дальнем Востоке. 1,1 млн. за чисто бензиновую модификацию — это дорого, поскольку такое исполнение особой популярностью не пользуется.
Александр Тюменев:
— На мой взгляд, в нынешних обстоятельствах самый оптимальный вариант покупки — заказ из Японии и оформление сразу на себя. За миллион еще можно кое-что подобрать, не замахиваясь, впрочем, на бизнес-класс. Но в любом случае все эти Vitz, Freed, Sienta, Fielder, Fit и Fit Shuttle, Solio, Tank/Roomy обойдутся дешевле, чем в регионах. И тем более будут в большинстве случаев в лучшем состоянии.
В некоторых ситуациях можно даже рассчитывать на приобретение более крупных моделей. Скажем, Honda Stream, по которому также реально уложиться в 1,1 млн.
Из местного предложения можно, пожалуй, подбирать «непроходные» гибриды, у которых обязательно смотреть остаточную емкость тяговых батарей на сканере.
Наконец, если невмоготу ждать доставку из Японии, то на местах стоит смотреть и автомобили, вывоз которых оттуда разрешен. Как видим, в продаже еще хватает «праворулек», ввезенных до 1 августа 2023 года, до того, как подняли ставки утильсбора. Признаться, недавно заявление о том, что машина без пробега, а на самом деле ее не смогли сразу продать и она вовсю эксплуатируется, вызывало иронию и вопрос. Ну какая это «беспробежка»? Теперь на фоне выросших цен и скудности нормального предложения такие автомобили уже начинают казаться чем-то типичным и дающим лучший выбор, чем ввезенные несколько лет назад. Другая характерная тенденция времени — покупка завезенных по новому «утилю» машин с оформлением их у нотариуса как залога. Иными словами, продавец как будто бы берет деньги в долг у покупателя и оставляет ему в залог автомобиль, что подтверждается нотариально. А покупатель спустя год после пересечения машиной границы регистрирует ее на себя. Для последнего пока не вижу каких-то рисков в этой схеме. Для продавца тут все, как в случае с продажей по доверенности — приходящие штрафы, ответственность за ДТП и т. д. Тем не менее на это идут и профессиональные продавцы, и те, что привозили автомобили разово.
«Левый руль» в этом ценовом сегменте, я считаю, свое отжил. Тем более если он разошелся по регионам из Москвы или Питера. Например, у Focus сгнивают задние арки. У Camry активно ржавеют чашки передних амортизаторов. Это только пример того, что не сразу заметно.
Безусловно, можно долго искать и что-то в хорошем состоянии найти либо наткнуться случайно. Но я бы не делал на это большую ставку. Да, по конкретным моделям иногда удивляешься, что еще попадаются «вполне ничего» (пример — Focus). А по другим я давно не встречал чего-то, что рекомендовал бы к покупке. Это, скажем, Camry в кузове XV40. Огромные пробеги, «масложор», аварийность — вот во что превратился хит Toyota. Его до сих пор заказывают посмотреть или подобрать. Глянуть — гляну, но подбирать не возьмусь — практически бесполезное дело. А ведь встречаются же и XV30 за миллион. Седанам уже по 20 лет, а их продавцы туда же!
Что касается техники отсмотренных машин, то по двигателям сложно найти какие-то критические проблемы в хондовских LDA, LEB, тойотовском 1NZ. Тем более если они минимально эксплуатировались в России.
Серия AZ просто умотана годами, километрами и, как правило, множеством владельцев.
Ниссановский HR12DE «только из Японии» тоже еще достаточно ресурсен. Однако вариатор Jatco — проблемный.
Хотя сам Note мне очень нравится — в первую очередь простором сзади.
Остальные вариаторы и «автомат» Camry, в общем-то, по-разному надежны. Правда, могут иметь возрастные болячки, усугубляемые нерегулярным обслуживанием.
«Роботы» Honda и Ford по части механической трансмиссии не вызывают нареканий. Как обычно, подводит сцепление. При постоянной городской эксплуатации после 100 000 км, иногда и раньше, нужно быть готовым вложить в ремонт минимум несколько десятков тысяч рублей. Что при цене автомобиля в миллион и масштабе работ выглядит довольно обременительно.
Закончу пессимистично. Все-таки не питайте надежду приобрести модель C, D и тем более E класса за миллион рублей или около того. Даже с правым рулем это будет крайне трудно. Тут, как и во многих других ситуациях с ограниченным и невеликим бюджетом, опасно задавать себе высокую планку — хотеть что-то побольше и статуснее. Ну или закладывайте в стоимость покупки возможное восстановление основных агрегатов и, не исключено, устранение гнили и некачественных кузовных ремонтов. Так что лучше брать что-то покомпактнее, может быть, двухобъемное и с минимальным пробегом по РФ.