Подходящий транспорт для панков, анархистов, нигилистов, антиглобалистов, а то и просто хулиганов и дорожных пиратов — он должен быть особенным, вызывающим, радикально брутальным и гипертрофированным. Серийная автопродукция такого дать не может, поэтому единственным решением стал кастомайзинг, причем в его самых непредсказуемых, нетривиальных и даже угрожающих формах, с которыми на дорогах общего пользования не покажешься. Именно таким проектам посвятил часть своей жизни Роман Никитин, создавший целую коллекцию подобных агрегатов.
С «железом» Роман работает давно, причем в свое время это было отдушиной в основном виде деятельности — в качестве свадебного фотографа. Как он сам поясняет, фотография хоть и увлекала, но желание мастерить технику в неординарном ключе однажды победило.
И вот гараж и грубый тяжелый металл все же перевесили радугу воздушных шариков, цветов и нарядов. Переделывал мототехнику, в том числе макси-скутер, из которого получился «невероятный халк» с видом трицикла. Без всяких блестяшек, лоска и утонченных деталей, поскольку в ход пошли старые водопроводные трубы и другие железяки со свалки. Это уже вполне серьезно тянуло на Mad Max Style, в том числе с точки зрения законности — мальчишеские «покатушки» по городским улицам сказались на отношениях с гаишниками.
А народное признание в этом направлении деятельности случилось в 2013 году, когда к автошоу Роман соорудил первый автомобиль. Участь жертвы постигла старенький универсал Toyota Carina Surf (1983 года издания). Находившийся в семье и доживающий свой век «японец», конечно, никак не предполагал таких с ним перемен. Роман «уделал» автомобиль так, что родной конвейер его бы точно не узнал. Чего только стоила одна лишь переделка в пикап с колесной схемой 6х2, ну и всякое «навесное», конечно, тоже прилагалось.
Кстати, любопытный факт: о фильме «Безумный Макс», как и об одноименном направлении стайлинга, Роман узнал от посетителей выставки — как-то не довелось на тот момент познакомиться с данной картиной (к тому же из этого ряда ему больше по вкусу «Смертельные гонки»). Да и само направление в то время у нас еще толком не было освоено. Конечно, идеи подпитывались из каких-то источников: и собственных (шестиколесный пикап когда-то был нарисован еще в школьной тетради), и фантастических литературных произведений, например, установку прожектора на корме навеяли сцены из книг Круза.
За свой пикап Роман тогда взял приз и решил, что к следующей выставке подготовит еще что-нибудь эдакое. В дело пошел уазик: этот кондовый внедорожник буквально на глазах стал превращаться в нечто агрессивно-спортивное. Рамка лобового стекла и передние двери от седана Toyota Crown 131 уже сделали часть облика, самодельная носовая и задняя части, боковые панели кузова, разная деталировка завершали образ.
Если бы чуть доработать в определенном ключе, на вид получился бы ралли-рейдовый прототип, например, УАЗа Хантер. А то и просто фантазия на тему «каким мог быть уазик будущего». Но в итоге с машиной не сложилось ни то, ни другое, ни третье. После пробных выкатов еще на недоделанной машине интерес к собственному проекту как-то угас, он был заброшен и вскоре разобран. Однако старания автора и в этом случае не остались без внимания — иначе, наверное, не случилось бы продолжения.
На творческом фронте наступила заминка (какие-то мелкие работы не в счет), которая продлилась несколько лет, с отъездами, и могла вовсе поставить крест на увлечении. Но вдруг поступило неожиданное предложение: группа людей заинтересовалась не только темой Mad Max, но и возможностью устроить в этом стиле пробег. Понятно, вдали от цивилизованных накатанных маршрутов. И это были не просто слова и мысли — по сути, большой заказ на кастомные проекты. Грубо говоря, ситуация выглядела так: вот тебе тачки и деньги, делай с ними что хочешь. И тачки — не какие-то старые уазики, а вполне респектабельные внедорожники: Toyota LC 100, Nissan Armada, Toyota Tundra…
Можно только предполагать, какой букет эмоций испытал Роман. Если до этого приходилось иметь дело с техникой, которую не жалко выбросить, то здесь надо было резать по живому довольно дорогие машины. Нюансы, конечно, присутствовали. С одной стороны, полная свобода творчества, что для художника ценнее всего, с другой — нужно было следовать определенным задачам проекта.
Машины должны быть не просто на ходу, а оставаться в рамках стандартной для них или даже повышенной проходимости по бездорожью, с сохранением основной агрегатной базы (рама, двигатели, трансмиссия). А также соответствовать определенному комфорту. В частности, салон должен быть герметичным, с работоспособными кондиционером и отопителем, поскольку пробеги планировались как по степям солнечной Монголии, так и по льду зимнего Байкала.
Понятно, что работа захватила целиком и полностью. Надо сказать, что машины для столь амбициозного проекта, как и оргвопросы по самой гонке, готовили и решали также другие участники. И варианты были весьма интересные, например, кузов «восьмерки» на шасси «Волги», со свапом двигателя и так далее. Роману довелось развернуться в отношении нескольких моделей. Более того, по итогам первых выездов приходилось что-то дорабатывать или переделывать.
Не стал исключением и первый из этой серии образец — Toyota LC 100, работа над которым проходила в два этапа и заняла сравнительно долгое время, полгода. Все-таки в таком масштабе дела это был первенец, потребовавший большого напряжения сил. Подобно трансформерам из известной киносаги, мирный прилизанный автомобиль превратился в настоящую «угрозу человечеству», только времени на это потребовалось куда больше, чем в компьютерных кинокадрах.
В итоге «сотый» после необходимой липосакции облачился в «лоскутное одеяло» из металла — внешние панели скроены из кусков и заплаток, все на клепках, а снаружи сварной каркас из просверленного профиля. Своеобразная переломанная форма с двумя пилонами, «запаской» на боковине, турбины, внедорожные «лапти» и получившаяся ширина в 2,7 метра придали всему вид настоящего предводителя «банды» постапокалипсиса. Для устрашения облика из числа специфичных внешних аксессуаров планировались и дымовые установки, но обошлось без них.
Второе в этом ряду сооружение таит в себе шасси и часть кузова полноразмерного внедорожника Nissan Armada. На первый взгляд, получился «мегамолот», однако функционально машина задумывалась скорее как мобильная «тыловая» поддержка. Поскольку модель предназначена для рынка США, то с учетом американских запросов к комфорту проект тоже развивался в эту сторону.
За внешним кубическим оформлением с применением маскировочной сетки, что издалека напоминало инопланетный укрепрайон, в первоначальном варианте скрывалась уютная «кают-компания» с расчетом на восемь человек. С обустройством барной стойки, холодильника, кальянной, аудиосистемы, соответствующей подсветки. И с условием, чтобы можно стоять в полный рост. Но потом все же внутреннее убранство было изменено и переделано — машина утратила «интендантскую» должность и стала двухместной, хотя надстройка почти не изменилась.
Еще в том личном списке значится парочка пикапов Toyota Tundra, как нетрудно догадаться, разделивших разную ипостась. Одна Тундра сначала примерила совершенно нетипичный для классического стиля «Мэд Макс» наряд. По сути, автомобиль укутался в кокон, представляющий собой некую аппликацию из геометрических фигур оранжевого цвета. Эта идея возникла именно в переосмыслении как самого названия автомобиля (Тундра), так и образа зимнего Байкала.
На фоне сурово-пронзительного неба, ослепительного снега и хрустального льда хотелось противопоставить силу в яркой оболочке, которая могла бы расколоть и даже растопить это древнее царство седого старика. Но когда состоялся выезд в реальных условиях, стало ясно — что-то не то, поэтому в дальнейшем машина была переделана, обрела выразительный, но более традиционный вид, с обилием хрома и так далее.
Вторая Тундра изначально приняла на себя причудливую, но все же настоящую постиндустриальную внешность, к тому же осталась узнаваемой. Издали ее можно было принять за передвижную мастерскую с шиномонтажом в составе — этакую боевую «техничку». Однако подвешенные на корме колеса были не «запасками» для команды (ну разве что в крайнем случае), а являли собой кинематическую схему с активно-декоративным характером — могли вращаться во время движения.
Вообще, Роман так комментирует свой подход к созданию этих образов: пока была такая возможность, практически без каких-то ограничений, хотелось попробовать максимально разное. И это речь только о полете мысли в области стайлинга, а ведь в этот огромный объем работ еще входили лифт и усиление шасси, замена отдельных узлов и прочие трудозатраты. Конечно, вся эта компания вполне претендовала на съемки в кино ничуть не хуже, чем «Дорогой ярости». Однако держаться им вместе не было суждено — после состоявшихся пробегов все тачки вместе с владельцами разъехались по разным городам и весям.
Сейчас у Романа идея фикс направлена все же не в сторону постапокалиптического хардкора, а в более гуманное и жизнеутверждающее русло. Есть большое желание реализоваться в некой просветительской роли — путешествиях, длительных перегонах, но в своеобразном формате. Для этого собрана начальная сумма и по случаю куплен старенький Икарус-543. Это небольшой автобус типа нашего «пазика». В отличие от известных венгерских лайнеров модель довольно редкая, в нашей стране о ней мало знают. Ценители такого раритета даже выражали свое мнение по поводу предстоящих планов — мол, такую вещь надо реставрировать аутентично.
Но, как говорится, пожелания совершенно не по адресу. Да, автобус будет восстанавливаться, но только с художественным переосмыслением. А конкретно так — из бывшей «маршрутки» делается автодом на свой вкус. Стилистика будет выдержана больше в харизматичных и выразительных направлениях Steampunk и Dieselpunk, то есть c клепками, трубами, полированным металлом и прочей атрибутикой на тему техники первой половины ХХ века. В салоне будет предусмотрено все для длительной автономии на колесах, а в кормовой части обустроена мастерская. Но и это еще не все замыслы. Сам автобус хоть и будет переделан, но так, чтобы он оставался в рамках закона — то есть подлежал регистрации и мог свободно перемещаться по дорогам общего пользования.
Более того, в данном проекте вызревает еще одна фишка-жемчужинка: на прицепе предполагается таскать какой-нибудь шоу-стоппер полностью оригинального исполнения, созданный в абсолютно индивидуальном и независимом стиле. Не исключено, что этот будущий «хвост» автокемпера будет рождаться и создаваться на ходу, точнее, в ходе путешествия. Ведь оно предполагается неспешным, с остановками в городах и селах, в общении с людьми, единомышленниками, в посещении каких-то мероприятий. Вот с приобретением новых знакомств, знаний, опыта, может, и будет создаваться или достраиваться шоу-стоппер, а вместе с ним и сам автобус.
Есть, конечно, еще одна цель, которая не дает покоя давно, а укрепилась с получением опыта последних лет — заявить о себе на международной арене. Пути намечены туда, где кастомайзинг — одна из составляющих образа жизни. Это Америка, а точнее, даже определенная точка на ее карте. Есть там своя «зона» паломничества — для верующих в свободу самовыражения и всех, у кого, говоря уже по-русски, руки растут из правильного места. Раз в год посреди пустыни штата Невада вырастает многотысячный город-призрак из автокемперов и палаток. И начинается фестиваль под названием Burning Man («горящий человек»), куда устремляются пилигримы со всего мира. Но не просто для общения — здесь можно и нужно выразить свое видение реальной или сюрреалистической действительности, главное, чтобы это была собственноручная работа.
Принято считать, что именно антиутопический боевик «Безумный Макс», первая часть которого вышла в 1979 году, сформировал идеологическую почву Mad Max Style и в целом дал такое название. Хотя тетралогия «Смертельная гонка» тоже отличилась подобным антуражем, тогда как первый фильм из нее появился еще в 1975 году. Впрочем, наверняка всему была предтеча?
Вероятно, источники зарождения такого стиля надо искать в ту пору, когда нынешняя цивилизация начала осваивать еще паровые машины, чьи ранние представители так пугали обывателей своим видом и шумом. Часть из них воплотилась в сравнительно изящные конструкции, даже воспетые в творчестве известных писателей («Паровоз стоял великодушный, громадный, теплый, на гармонических перевалах своего величественного высокого тела»), но похвастать таким отношением могли не все.
И действительно, когда люди глядели, к примеру, на «первобытные» паровые тягачи или экскаваторы, изрыгавшие «страх и ужас», у них невольно должен был возникать вопрос — как эти стальные мастодонты могут работать и тем более передвигаться без ущерба для окружающих?
Да что там «пароварки», когда и пионеры с двигателями внутреннего сгорания имели тот еще облик — даже обычные автомобили, что уж говорить об остальном. Так, если взять сельхозтехнику 20-30-х годов и позже, то в целом и отдельными элементами она способна нагнать жути и дать готовые решения для соответствующих арт-объектов современного авангардного искусства. Да и в других мирных сферах встречаются машины, способные заинтересовать и вдохновить в этом направлении.
Позже (точнее, в нынешнее время) появилась и соответствующая терминология, описывающая развитие той эпохи в свете современного искусства — такие направления, как Steampunk и Dieselpunk. Как объясняет популярная энциклопедия, эти жанры основаны на интерпретациях технологий, присущих человечеству с конца 19-го века и до середины 20-го.
Очевидно, что Mad Max Style использует парадоксальное сочетание разных форм и жанров, условно перемешивая всякие псевдоканоны, деспотию, регресс, приближение Судного дня и прочее. На первый взгляд, может создаться впечатление, что все идеи в этом направлении реализуются при помощи нехитрого инструментария по железу, но это не совсем так. Если просто что-то где-то отпилить и приварить, получится куча металлолома, тогда как задача — придать всему художественно осмысленный облик.
Кстати, в новой серии «Безумного Макса» («Дорога ярости») действующая «механизированная колонна» достигла некого апофеоза — разница с первыми вариантами очевидна. На подготовку изделий было затрачено немало времени и средств, притом они не только сполна отвечают данной философии, но и весьма зрелищно несут эстетику в духе «мощь и натиск».