Во-первых, я стал обладателем Explorer 4.6 LTD Birch clearcoat metallic, салон черный, "капитанские" сидения второго ряда; во-вторых, я заядлый BMW-вод. К Explorer присматривался давно - нравился дизайн, к тому же у меня нет распространенного предубеждения к марке. Но всякий раз, решив менять предыдущую BMW, я не мог решиться сменить марку и тип. Снова брал BMW, хоть и не топ-вариант, но новую. Вот теперь появилась возможность купить вторую машину. Осуществил старую мечту. Не жалею. Увидел то, что ожидал. Вкратце о плюсах и минусах:
Плюсы: дизайн - честный, благородный, солидный, полное соответствие формы и содержания. Никаких уступок гламуру. Двигатель - в меру современный, тянет, звучит как надо. Управляемость - для внедорожника на 5, а с учетом цены на 5++. Комфорт и оснащение - в этой комплектации почти оптимальны. В салоне тихо. Музыка вполне приличная.
Минусы: Проработка деталей - на троечку, по сравнению с BMW вообще дрова. Ляпов просто море, начиная от жеваного металла внутренних кузовных панелей (например, проем пятой двери, подкапотное пространство), висящих и болтающихся проводков в моторном отсеке, и так далее до грубо обрезаных панелей обивки салона, простеньких материалов, экономии на датчиках диагностики (уровень масла щупом надо мерять, например), а также при таких габаритах мизерное количество мест для хранеия мелких вещей, а еще вентиляционные решетки в салоне без регулировки интенсивности обдува (только направление), а если включить днем фары (а это теперь за городом и у нас обязательно, а в Скандинавии всегда), то подсветка музыки переходит в ночной режим и ничего не видно.... можно долго продолжать. Подвеска жестковата, но для меня это почти плюс, т.к. это плата за управляемость. Тормоза какие-то туго-ватно-скользкие. Возможно, эффект новой машины и поправка на универсальные шины. С другой стороны, при пустом весе в 2300 кг, такие тормоза приучают ездить аккуратнее и не уповать на мертвые тормоза в последний момент (ох, грешен этим на BMW). Стеклоочиститель оставляет большие грязные сектора (правда, по сравнению с BMW, где очищается процентов 98 площади стекла). Боковые зеркала плохо захватывают "вширь", кроме того, подрезаный внутренний нижний угол каждого зеркала мешает парковаться "по поребрику".
Еще один минус - отношение Ford Motors к этой модели в России. Комплектациии только крупно-пакетные, заказать машину почти нереально (бери из того, что привезли). Ни в одной комплектации нет противотуманок! Элементарная шторка багажника на заказ месяц из Штатов, 8600 рублей причем. В инструкции для двигателя 4,6 предписано масло SAE 5W20 - у нас ни один дилер такого никогда не видел, дали на всякий случай на доливку 5W30, с пожеланием не доливать, благо (благо?) межсервис 10000 км. Кстати, люк - очень хорошая вешь. У меня сейчас BMW без люка, реально не хватает. А в Explorer хоть и маленький, но есть!
Несколько раз встречал мнение, что Explorer едет не хуже, чем Х5 предыдущей серии. Может, и чуть похуже. И антураж не тот. Но: Х5 предыдущей серии уже не выпускают. Х5 новой у нас стоит что-то от 110 000 USD, не говоря об угоняемости, страховке и пр. Если финансы позволяют - BMW ueber alles (не забывая об очень достойных Audi, Mercedes, Porsche; владельцы Ferrari и Rolls-Royce этот пост не читают). Если не очень - Explorer - то, что надо. Особенно, если покупаете только новые машины. Особенно, если есть вторая машина легковая - полетать или для города (расход у Explorer по городу расстраивает). И еще, харизма. У Explorer есть. Это не Lexuyotassan - угождаю всем от блондинки до десантника. Explorer - Машина. Правда, в Штатах их домохозяйки очень любят. Но это плюс их домохозяйкам, а не минус Explorer.
Чуть подробнее по поводу расхода. Минимум по Финляндии-Швеции-Норвегии - 12л, причем 80% пробега магистрали, где 120 - максимум, зато рельеф полу-горный; по Питеру - 20-22 летом, до 25 зимой. Когда на радостях гонял, за 27 переваливало. Сейчас гоняю только на седане БМВ с ручкой, там укладываюсь в 14 по городу. Чудес не бывает. Коллега купил Джип Коммандер 5,7 хеми. В отличие от меня не гоняет вообще, а имеет 25 минимум. Дизельный Гранд-Чероки шефа привозит 17 по городу. У машин с автоматом, такими объемами, габаритами и массой расход и должен быть 12-15 трасса, 18-25 город.
Ксенон я ставить не пытался. Почитал рассказы американских владельцев и умельцев (а они там большие любители улучшать машины) на explorerforum.com. Вкратце так: оригинального ксенона на эту модель нет, а те, что есть из хорошего неоригинала, в любом случае имеют американское распределение света, то есть высокорасположенный американский ксенон будет здорово слепить встречных у нас (да и там тоже слепит на узких дорогах). На официальных Эксплорерах для РФ специально ставят европейские фары, но только галогеновые. У описанных на форуме ксенонов отмечены всякие проблемы типа конфликта с компьютером, перегрева арматуры фары, невозможности мигнуть дальним (там вроде как ближний образуется заслонкой, перекрывающей часть пучка дальнего, а привод не может прыгать). Я не особо напрягался на эту тему, просто дозаказал отдельно противотуманки (в Штатах это около 100 долларов и заказывается сразу при покупке, а у нас под 20 килорублей с установкой и заменой переключателя фар и ждать поставки больше месяца), немного больше света стало. Свет, конечно, не ахти, но у меня на БМВ тоже галоген стоит, он не сильно лучше светит, при этом гораздо быстрее загрязняется, я уже привык. В темноте по грязи не гоняю, вот и все. Как вариант, для сугубо загородной езды, можно поставить люстру на багажные дуги, правда менты могут докопаться.
Отдельно остановлюсь на теме управляемости и устойчивости Эксплорера (и машин вообще). Когда проектируется автомобиль, резина подбирается по нескольким критериям, один из важнейших звучит примерно так - при возникновении боковых ускорений (поперечных сил в поворотах, от бокового ветра, на склонах) сопротивление шин боковому сносу (скольжению) не должно приводить к опрокидыванию, т.е. цепкость резины в поперечном направлении должна иметь определенный предел, иначе машина может в повороте или при заносе опрокинуться вокруг пятна контакта, как будто колесо налетело на препятствие. Конечно, не так все просто, любое грамотное проектирование это поиск компромиссов, но рекомендуемые изготовителем типоразмеры колес основаны в значительной степени именно на этом принципе. Особенно это касается внедорожников, минивэнов, SUV и прочих ТС с высоким центром тяжести. Поэтому не стоит менять штатные колеса на что-то "пошире и пониже профилем" не изучив этот вопрос серьезно. Попросту, если поставить более цепкие колеса без внесение изменений в шасси (жесткость элементов подвески, в основном), то можно элементарно "сделать уши", особенно с учетом того, что такие колеса ставят не только для красоты, но и чтоб гонять лучше было. Я уже не говорю про такие "мелочи", как вылет колеса и плечо обкатки, которые при произвольной замене колес может меняться в недопустимых пределах, полностью меняя поведение машины.
Поскольку у нас грамотного тюнинга на американские машины нет, то я бы не советовал заниматься самодеятельностью, то есть ставить диски и шины, отличающиеся по параметрам от рекомендованных заводом. Причем для дисков важно соблюдать не только диаметр и ширину, но и вылет (я уже не говорю про размеры крепежных и центрующих отверстий).
Что касается управляемости и поведения на дороге Эксплорера вообще, то хочу добавить одно личное впечатление. Летом совершил двухдневный марш-бросок из Гетеборга в Норвегию, провинция Телемарк. В этом Телемарке фантастически красивые места - горы, озера, леса, скалистые обрывы, водопады. И соответствующие ландшафту дороги - узкие серпантины; асфальт по европейским меркам не очень; обочин нет - с одной стороны гранитная стена, с другой обрыв или вода. Отбойники даже не везде есть, например если обрыв заросший лесом, то отбойника нет, типа далеко не улетит. Местами дороги такие узкие, что не разъехаться, повороты слепые. Одно радует - красота кругом и машин мало. Ехал ударно - туда и назад за два дня с ночевкой, почти 2 тысячи километров получилось, из них километров пятьсот серпантинов. Расход вышел примерно 12 л/100 км за поездку, вообще не устал, еще бы ехал и ехал, пожалел, что запланировал только два дня, надо было 3-4 и до Ставангера доехать. Машина вела себя очень хорошо, эти дороги для нее не проблема, подъемы-спуски, повороты все без напряга и все на максимально допустимой там скорости (по знакам от 50 до 70 км/ч, я больше, чем на 5 км старался не превышать, там штрафы дикие). Правда, один раз на очень узкой дороге у меня сзади повис норвежец на Е-39, пропустить было негде, я выжимал допустимый максимум, но когда появилось расширение, я его пропустил и он ушел вперед так, что через два поворота я его уже не видел. Нарушал он километров на 20 в час. Так что там, где Эксплорер даже с нарушением мог идти реально 70-90 максимум, тот шел за сотню, и только в самых крутых "языках" падал до 50-60. Все-таки БМВ и явно местный, все повороты знает. Очень был наглядный пример, как со стороны выглядит та разница, которую я ощущаю изнутри пересаживаясь из машины в машину.
Но в целом, повторюсь, управлялась машина на этих доргах отлично, даже позволяла шустрить и обгонять даже. На одном очень длинном и крутом спуске с "языками" передо мной тянулись две Вольво (одна из Германии, другая из Швеции). Туристы эти были ну уж очень Вольво-драйверами, километров 30-40 тащились. Я дождался одного более-менее просматриваемого участка и обогнал их на кик-дауне, но тут же пришлось очень резко тормозить перед языком. Вписался на пределе, словил кайф и погнал дальше вниз нарушая главное горное правило - не пользоваться тормозами. Короче, когда спустился до озера (а это километра 2-3 еще получилось) и вышел фотографировать пейзажи, палеными тормозами воняло как от фуры с заклинившими колодками, только что дым не шел. Я даже слегка испугался, полдороги впереди, а я тормоза подпалил. Никаких проблем. Эффективность ни на секунду не снизилась, остыли, вонять перестали и как ни в чем ни бывало. На БМВ после таких историй я диски, бывало, менял - бить начинали, коробились.
Explorer - хорошая машина. У меня стаж автомобилиста лет 30, разбираюсь. Это как в искусстве - разные направления, и в каждом свои шедевры. Explorer не шедевр, конечно, но очень-очень достойный образец. Более того, после рафинированного инжиниринга BMW (а BMW в этом превосходит ну почти всех), такая машина, как Explorer что-то вроде прогулки босиком по траве после туфель Gucci на паркете, или хороший техасский стейк на барбекю в лесу после устриц bellon на шелковой скатерти при галстуке и ни-ни....
P.S. My other car is BMW 525i (manual).
Прим.
Drom.ru: отзыв публикуется с любезного разрешения автора!