Обычно люди начинают отзыв с поиска машины. Я об этом распространяться особо не буду, сурфа не хотел - знал о прожорливости, о тесном салоне, хотел делику, но получилось как получилось. Домашние настояли на джипе, в итоге взяли джип. Что ж, я тогда имел довольно смутное представление о том, какой же должен быть джип.
1. Джип.
Конец марта 2007-го года. Потеплело до -30, запели воробьи. Во дворе, сверкая в лучах яркого весеннего солнца стояла моя новая машина. В самой простой комплектации, с виду не битый, на новой резине, с салоном, натертом полиролью он мне даже понравился. Понравился он мне еще больше, когда я немного прокатился по двору. Двор у меня был тогда, прямо скажем, почти как танковый полигон, и ежегодно я на своем спринтере вынужден был выискивать новые фарватеры въезда и выезда. За мной, по этим фарватерам, ездила вся дворовая пузотерная братия. И вот я на джипе. Пофиг лужи и ямы, я пронесся по колдобинам и понял - о такой машине я мечтал.
Я вырос в лесу. С двух лет ставлю палатку, разжигаю костер мокрыми спичками и лучше сплю с комарами, чем без них. Поэтому джип должен был доставлять меня очень далеко в лес, куда путь на спринтере мне был заказан, но куда очень хотелось. К своей заветной цели я шел долго и аккуратно, ибо машина все-таки стоила полмиллиона и просто так царапать ее в лесу и топить в колее не хотелось. Поэтому испытание на внедорожность я начал с малого: весной по целине на протоке, потом песок, потом раскисшая дорога на дачу, затем - в лес. В маленькой луже, в которой я не застрял бы даже на спринтере, я засадил сурфа по самые, как говорится, яйцы. Поскольку у нас была лопата, топор и водка, мы безуспешно самозакапывались часа три, пытались вагиться за дырки в литье, но под конец сдались.
Я не буду долго рассказывать, как мы полночи вызывали эвакуацию у службы автоспасения, ибо сотовый в лесу мало-мало, но ловил. Предлагали ниву, но я склонялся к чему-нибудь с лебедкой. Приехал 131-й зил с лебедкой. Он сходу полез в то же болото, где сидел я, и рюхнулся туда всем передком. Передок у него, как оказалось, не работал. Так же, как и лебедка. На утро, изрядно помудохавшись, мы вырвались из лесу, и я понял, что с джипом надо что-то делать. Впрочем, я отъездил так еще полтора года.
2. ГПС-ориентирование "Автопрофи", или первая кровь.
Морозным утром начала ноября 2008-го года джиперы нашего славного городка собрались закрыть очередной внедорожный сезон. Я, собравшись с парой своих кентов, решил попытать удачу, ибо организаторы заявляли, что "в классе стандарт трасса будет легкой и непринужденной, машины не пострадают!". Машина пострадали...
Папа моего одноклассника, который тоже поехал на то мероприятие на новом прадике, говорят, плакал, когда сын рвался вперед через валежник и заросли молодняка, но на предложения отказаться сквозь зубы только отвечал: езжай вперед. Они до сих пор выступают, но на другой машине. А я остался верен сурфу.
Сурфу досталось. Я исцарапал ВСЕ, что смог, погнул пороги, шоркнул бампер, уханькал салон... Отступать было некуда. Из-за неопытности мы заняли какое-то там место в тройке с конца, но в целом вылазка удалась.
3. Я всего лишь хотел, что зад был чуть повыше.
Только и всего. Слишком мягкие пружины задка пробивались на раз, меня это устраивало мало, так как я чаще езжу груженным, чем порожняком. Всплакнув о ранах, полученных на ориентировании и покурив интернет, было решено зад немного приподнять. Были куплены две передние пружины от 80-ки, порезаны, загнуты и установлены. Машина стала выглядеть бодро, но... Но, проклятое но: перед стал слишком низким. И я поднял перед, установкой усиленных пружин от прадика-араба, кои были заказана с экзиста. Теперь перед был выше зада! Еще пара вечеров в гараже - и сзади стоят те же пружины от 80-ки, но срезал я с них не полтора, а полвитка, и заменил аморты на 80-шные. Попутно решил пару технических вопросов с тормозными шлангами, это было легко. Впрочем, передние пружины быстро просели, и я вернулся к первому варианту лифта. Теперь я лифтован, теперь я ниибаццо внедорожник! - думал я, радостно потирая ладони.
4. Кенгкеме-трофи, или все только начинается.
Мы тут на мерзлоте живем, знаете ли. На вечной. 300 метров сплошного льда до талого грунта. Так вот летом, когда солнышко припекает, на 62-й параллели оттаивает к августу чуть больше полутора метров грунта. К 11 июня 2009 года оттаило, наверно, сантиметров 50. А мы поехали в трофи. По условиям трофи стандарты как бы идут вместе, друг другу помогают и вроде как особых проблем не испытывают... Из внедорожных аргументов у меня была пара цепей на задние колесы. Если бы не они, мы бы вообще с Кенгкеме не вышли...
Сильно описывать трофи не буду. Мы ехали, застревали, снова ехали, снова застревали. Где сами выходили, где нас вытаскивали, где гать делали. Из четырех стандартов мы единственные, кто дошли до финиша без лебедки. Если учесть, что весной, по снегу, мы в ориентировании взяли третье место из десяти (и это при том, что при спуске с горы срезало болты шаровой, и мы потратили полтора часа на ремонт), то результат весьма неплохой.
Три дня мы спали... Не было ни мыслей, ни желаний, ничего не было. Машина куском грязи стояла посреди двора дачи, ожидая ремонта. Я взялся за нее только на следующие выходные. Ничего критичного, кстати, не сломалось, тогда как в лесу недвижимыми монументами остались с десяток уазов на 35-й колесах, обвешанные хайджеками, лебедками и сандтраками, у которых или сцепление сгорело, или раздатка пополам, или мост передний крякнул... А я перебрал стартер, почистил щетки генератора, почистил залитый в луже салон, выкинул погнутые пороги и забыл про тюнинг до зимы. Да, осенью я сгонял на Байкал и обратно.
5. ДжЫп.
К внедорожному сезону-2010 я подготовливался серьезно как никогда. Имея за плечами обширный опыт, доступ в тырнет и некое наличие наличности в кармане, я обзавелся несколькими приятными для оффроада вещами. Но для того, чтоб это все применять на практике, машину нужно было немного доработать.
Собственноручно были изготовлены: силовые пороги, труба под задний бампер и площадка под лебедку, которая прячется под штатным бампером. Условие установки 33-х резины без лифта кузова было соблюдено установкой назад тех самых длинных пружин, которые я забраковал еще два года назад, стоек от 215-го сурфа на перед, усиленных передних пружин. На крышу поставил лыжи от ноаха, на них - дополнительный свет и крепление джека. Не учел только одного - чрезмерный угол передних приводов.
На чемпионат я пошел без лебедки, так как в спорте мне ловить было нечего. Знатно покапавшись в грязюке два дня, на третий один привод не выдержал и развалился. Причина - при вывешивании передней подвески пыльник заламывало, и он попросту соскакивал со стакана наружного шруса. Хлебнув грязюки, шрус жил ровно 5 километров. Поскольку соревнования заканчивались, ремонт не представлялся целесообразным, и мы слили этап, решив не тратить зря силы. В итоге - третье место, а могло быть запросто первое. Урок мною усвоен не был, я решил что это недостаток пыльника. К осени порвал еще две гранаты...
Техническое решение было таковым: стойки укоротил на 2 см, опустил передний дифф на дюйм (погоды это все равно не делает, сразу отказался), но самое главное: изготовил под верхние рычаги отбойники. Теперь при выходе подвески вниз она упиралась не верхней шаровой в пружину (а это при 4-дюймовом лифте неизбежно), а рычагом на отбойник, спасая и шаровую, и пыльник. Четырехэтапное осеннее закрытие сезона я выиграл почти шутя без единой поломки.
6. Дальше что?
Осенью я оглянулся назад. Сколько километров бездорожья (не только в соревнованиях, я вообще люблю прокатиться туда, где нет дорог) я намотал неизвестно, но только единственный раз меня пришлось эвакуировать - когда сломалась лебедка и порвало передний мост. Сурф в 185-м кузове при всей его гламурности и несерьезности Джипом быть может. Я шел к этому три долгих года. Ни единого нарекания на двигатель, коробку и раздатку - механизмы работают на славу. Слабая передняя подвеска - ну, на 33-х катках рвать колею на время это вам не телок по проспектам катать. Даже при таком раскладе лишь через 4 года я пришел к необходимости замены сайлентблоков, неужели ненадежная подвеска?
Из стандарта я выжал все. Дальнейшее продвижение теперь возможно на порядок более глубокой модернизацией автомобиля для офф-роада и кое-что я уже начал. Увидимся весной, надеюсь к тому времени у меня будет сааавсем другая машина.
Эпилог.
Меня часто спрашивают: а не жалко?! А я отвечаю: не жалко! родился джипом, так будь им! Машина должна работать на все свои 100%, иначе зачем она тебе?