А вот и снова я! Почему снова? По тому, что я уже писал отзыв, но про Toyota Prius NHW-10, т.е. про первый серийный гибрид в мире.
Для тех, кто не читал и впервые хочет познакомиться с гибридами – советую прочитать, все стандартные вопросы и заблуждения, типа: «А как часто нужно менять батарейки?» - рассмотрены.
Ссылка:
Отзыв о Toyota Prius
В общем кто читал наверное поняли, что опять будет много текста, который далеко не все осилят.
Итак, теперь я конкретно, что называется, «подсел» на гибриды: пересел с 10-го кузова (после ~2,5 лет владения) на 20-й, да и сомневаюсь, что теперь когда-то куплю обычный автомобиль. Собственно моя судьба в этом плане далеко не редкость в России, ОЧЕНЬ многие люди пересаживаются с 10-х на 20-е, а также с 11х на 20-е, при этом мало кто пересел с 10-го на 11-й, наверное ещё меньше народу купив гибрид смогли с него «слезть» (по моим наблюдениям с гибридов слезают как правило турбоводы, ну турбо – тоже определённая тема для определённой группы людей). Для тех, кто ещё сомневается что выбрать, карбюратор или инжектор, гибрида или обычный авто: как вы думаете, почти 3х лет владения машиной и около 65 тыс км. порбега достаточно, чтобы сделать вывод хорошая и надёжная ли это машина?
Так как я имею достаточно обширный опыт эксплуатации гибридных авто (на первой проехал более 60 т. км., да и каталя на разных гибридах), то посчитал нужным написать не про прелести гибридов и конкретных моделей (про 20-й и так уже много написано другими), а конкретно сравнить всю линейку Приусов (10, 11, 20). Как не странно, но более поздние модели чего-либо обычно с рядом преимуществ над предыдущими имеют и ряд недостатков, так получилось и с Приусом-2. Вообще я тут частенько буду употреблять слова Приус-1 (10, 11 кузова, седаны) и Приус-2 (20-й кузов, хетчбэк). Для тех, кто не совсем в курсе, 10-й кузов выпускался с 1997 по 2000, 11-й с 2000 по 2003, с 2003 по н.в. выпускается 20-й.
Начнём.
Приус-1 – это седан, по моему мнению с сильно выраженным «женским» дизайном, визуально смотрится маленьким снаружи (хотя это не так) и большим внутри (это так).
Просто как дополнение – народ её путал с Фокусом-1 (передок чем-то похож), один раз даже умудрились назвать Логаном (в профиль что-то есть, но Логан – топором сделанный, а Приус вылизан).
Приус-2 – хэтчбэк, дизайн уже более усреднённый, машинка имеет дизайн женско-мужской или просто молодёжный, т.е. лично мне на нём психологически ездить не так «позорно», как было на Приусе-1. Снаружи машина смотрится больше, внушительнее что ли, её уже не так «прессуют» на дорогах Москвы, т.е. уважения больше. Однако ещё нужно затонироваться, чтобы не было видно, что правый руль, тогда я думаю «прессовать» совсем перестанут (Ведь Фокуса не прессуют). Внутри места однозначно больше, особенно для ног задних пассажиров.
Путают сами наверняка догадались с чем – с Нисаном Премьерой. Да и я, честно говоря, когда «боковым» зрением в зеркалах наблюдаю Премьеру, сразу перевожу взгляд в зеркало и смотрю: а не Приус ли там едет? :).
Так вот седан или хэтчбэк? Это конечно каждому своё. Мне лично больше по душе седаны, хотя у меня из 6 машин, которые были, седаном была только одна: Приус-10.
В Приусе-20 сразу выплыл главный, по моему мнению, недостаток хетчей – это отчётливо слышный шум от летающих по багажнику вещей, а также не дай Бог мгновенно проникнет и запах. Многие скажут, что в багажнике ничего не возят, но позвольте, огнетушитель + банка воды 5л. мне кажется должны быть всегда в машине, так вот именно они при поворотах и торможениях устраивают там такие перекатывания, что просто становится неприятно. Купил 2 метра липучки, огнетушитель закрепить в углу удалось, а вот 5л. воды липучка не всегда может выдержать (замечательно зацепляется за обшивку багажника, но большие перегрузки конечно не выдерживает). Есть конечно и плюс – это загрузка габаритных грузов через багажник, но это мне лично редко нужный плюс, а вот минус пока достаёт ежедневно.
Багажник!
Багажник в 1-м Приусе был все-таки достаточно вместительным, не смотря на его визуально маленькие размеры. И главное – он был коротким (и высоким), т.е. можно было из любого угла что-либо достать не залезая с головой в багажник и не пачкая брюки о задний бампер. То, что он вместительный я проверил при путешествии из Москвы в Крым в кол-ве 4х человек, каждый имел по чумодану или спортивной сумке + 3 полных пакета еды в дорогу :). Всё вместилось в багажник. Каталог выдаёт 390л. Загружали мы всё постепенно, а вот когда на таможне нас попросили всё вытащить и поставить на стол, то от кучи вещей мы были в шоке, а точнее стола нам не хватило, хоть и ставили одно на другое. Когда вещи лежали на столе, ни кто бы и подумать не смог, что они влезут в тот багажник, а ведь влезали. Я не говорю про стандартные запасы технической воды, брезент, набор инструмента в дорогу и т.п. Ну что тут сказать, багажник был всётаки не маленьким и его объём использовался максимально полезно.
В 20-м всё наоборот: багажник НИЗКИЙ и длинный, к тому же закрывается шторкой. Т.е. для начала нужно открыть багажник, потом если что-то лежит не на самом краю нужно отстегнуть шторку, что-то достать, закрыть шторку, закрыть багажник… +2 операции по сравнению с седаном: открыл, взял, закрыл. Ещё в багажнике по углам есть 4 кольца для сетки, а это ещё +2 действия (отстегнуть, застегнуть сетку). Ну а так как конечной стадией пути обычно является остановка, то обычно что-либо положенное в багажник лежит в дальнем углу, упёршись от торможения в спинку заднего сидения, то приходится тянуться за этим чем-то и запросто можно измазаться о грязный авто. Ну и, допустим, мой САБ по моему глазомеру в багажник по высоте уже не влезет. Точнее он, конечно, влезет, но тогда «шторкой» багажник уже не закрыть, а меня это не устраивает. Хотя я думаю шторка с САБом всеравно будет издавать лишние ненужные звуки и дребезжания, так что в случае установки САБа её всё равно придётся удалить… Каталог выдаёт 408 литров, со шторкой или без не знаю, глазомером сложно судить. Да, в 20-м есть под дном дополнительная ниша, куда в принципе можно набок положить 5-литровую банку воды (из под омывайки) и даже не одну, но ёмкость эта в виде пластмассового поддона, положив туда знак аварийной остановки, насос и огнетушитель я услышал на ж/д переезде звуки как от игрушечного барабана :). В общем-то идея конечно хорошая, туда можно положить на пример сумку «набор автомобилиста» (аптечка+ огнетушитель + трос + знак), в общем что угодно, но оно должено быть в чём-то мягком обёрнуто или упаковано.
А, ещё кое-что… В седанах есть замечательная задняя полка, куда можно положить туже аптечку, туалетную бумагу на дальняке в конце-концов =) или что-либо ещё… Тут эту роль выполняет шторка, которая мягкая и постоянно сматывается и заматывается, по этому положить на неё ни чего не получится. Кстати на Приусах-1 на задней полке были воздуховоды, через которые воздух из салона попадал в батарею, а оттуда уже выходил на улицу, в общем это была вентиляция батареи. Кстати закрывать их нельзя, т.е. на них никаких шляп, журналов и т.п. лучше не класть. В 20-ке этот воздуховод сделали между спинкой заднего сиденья и задней дверью, теперь он только один, а не 2, как было раньше.
За то в 20-ке лучше всего раскладывается заднее сиденье. В 10-м кузове спинка вообще не откидывалась, в 11-м откидывается, но между салоном и багажником находится «бордюр» и всё портит (это батарейка). А вот в 20-м уже всё ровно.
Передняя панель (торпедо).
У 1-го приборка по середине, и всем всё видно, начиная от водителя, кончая всеми пассажирами. Вся панель (торпедо) собрана достаточно плотно и в принципе образует единое целое, т.е. всё на столько хорошо прилегает и прищёлкивается, что ни где ни чего не гуляет, не скрипит, не щёлкает… Хотя у некоторых пытается шуршать окантовка приборной панели, но это обычно решается её демонтажем и повторной установкой.
2-й Приус имеет приборку уже сдвинутую с середины в сторону водителя, соответственно тому, кто сидит рядом с водителем уже всей инфы не видно, в т.ч. весь спидометр видно не из всех положений. Получается это ещё и за счёт того, что приборка 20-ки какбы утоплена чтоли в тоннель. Кстати сделано это как-то хитро, с помощью зеркал и, по моему, это всего лишь оптический эффект. Ну это ни плюс, ни минус, так, особенность, хотя у кого крикливые жёны, то может это и плюс, если им, скажем, первую единичку на спидометре не видно, а она есть ;) (для праворулек). Торпедо имеет по более составных частей, да и бардачков в ней на 1 больше. Панель какая-то более пластмассовая, правда часть её толи покрыта, толи сделана из пластика, который часто используют в мобильных телефонах, на ощупь он какой-то резиново-мягкий, но на самом деле всё жёстко. Ухаживать за ним мне показалось не слишком лёгким, ибо на нём остаются ляпы, сухой салфеткой или тряпкой они не стираются, а от влажной салфетки остаются неравномерные разводы. Разводы, конечно, потом высыхают и вроде как всё становится чисто и ровно, но в процессе протирки не очень понятно где уже чисто, а где ещё надо протереть, ибо панель превращается в абстрактную картину какой-то мазни =), а сохнет она несколько минут. К тому же машина уже пришла с малец подсодранным покрытием с одной из кнопок бардачка. По характеру «повреждений» я предположил, что на машине ездила женщина с длинными ногтями и при открывании бардачка с кнопки ногтями и сдиралось покрытие. Отсюда я понял, что покрытие не стойкое к механическим воздействиям, а позже понял, что и к химическим тоже. Чтобы кнопка стала однотонной, я решил стереть со всей кнопки это покрытие. Воспользовался жидкостью для мыться стёкол (обычная пшыкалка для домашних стёкол) и тряпкой и покрытие элементарно сошло. Всё это меня немного напрягает, чувствую нужно очень бережливо относиться к этому покрытию, чтобы машина не потеряла вид и чтобы её ещё можно было продать. Первый раз я даже побоялся протирать торпедо влажной салфеткой, предназначенной как раз для протирки пластика в машине, думал слезет слой, но я рискнул, слой не слез :).
САМ САЛОН в Приусе-2 ШУМНЕЕ, чем в ПРиусе-1. Я не имею ввиду шумоизоляцию салона, я говорю именно про шумы, которые издаёт сам салон, преимущественно торпедо. Сейчас частенько встречается асфальт, содержащий в своём составе достаточно крупные камни (я его называю агрессивным асфальтом), и если при езде по обычным дорогам салон молчит, то при выезде на такой асфальт что-то где-то начинает «тикать» или издавать другие звуки. В принципе я у себя нашёл, что это замок перчаточного ящика (открывается и закрывается путём нажатия на крышку ящика) и одна из составных частей торпедо (которая вставлена у маленького треугольного окошка, серого цвета). В общем машину нужно будет в этом плане каким-то образом дорабатывать, а ведь неприятно. Уплачена не малая сумма, а получена машина, в которой надо что-то делать со сверчками. Неприятно. Ну и 2-й момент относится более к хэтчам. Если сидеть сзади, то слышно, как толи шторка, толи что-то ещё сзади пытается тоже как-то прозвучать под ухом.
Многие знают, что в 20-ке нет прикуривателя. В подлокотнике внутри есть «розетка», которую и можно назвать прикуривателем, только она закрыта крышкой, а самой накаливающейся фишки нет. Но проблема не в этом, ибо я всё равно не курю, а саму фишку можно купить в автомагазине. Проблема в том, что я подключаю в машине навигатор, могу включить выносной телевизор, и втыкать внутри подлокотника не удобно. Мало того – розетка находится на самом дне подлокотника, соответственно он всегда должен быть пустым, иначе ничего не воткнуть. Мне вообще логика японцев порой напоминает женскую логику (дамы не обижайтесь), вот они что-то делают, вроде полезное, но делают как-то не в том месте и не так. Эту розетку можно было с тем же успехом сделать где-то внизу, в ногах, ну я не знаю, в том же подлокотнике, но СНАРУЖИ, но не внутри же.
Салон.
Салон П-2 по сравнению с П-1 тоже имеет минусы. Сейчас появилась «мода» на всех новых авто такого класса внедрять побольше пластика, и, скажем, на всяких там ФФ2, КИА CEED ну и других последних моделях обшивки дверей ПОЛНОСТЬЮ пластмассовые, т.е. реальный жёсткий, дубовый пластик. Так сделали и на П-2, правда верхняя часть обшивки опять-таки сделана из этого «хай-тек» пластика, а подлокотник двери мягкий, но картины это не меняет. Т.е. на вид оно конечно смотрится нормально, особенно на фото, но привык я к мягкому на ощупь ;).
В Приусе-1 обшивки были ещё с тех времён, когда машины были более добротные, но уже начинали портиться. Т.е. там обшивка дверей- это что-то типа кож.зама или как это назвать, в общем если нажать, даже проминалось, т.е. было мягонькое, а в П-2 дубовый пластик. Что касается сидений Приуса-2 – мне они показались более удобными (во всяком случае водительское).
В П-2 наконец-то сделали передний подлокотник на петлях. В первом вместо петли была пластмассовая полоска (экономия?), которая работала на излом (как в коробочках из под конфет на пример “tic-tac”) и рано или поздно крышка подлокотника отваливается. По этому владельцам Приуса-1, у кого ещё крыша не отвалилась, советую как можно меньше ею пользоваться. Да, подлокотник стал выше, теперь на него можно удобно положить руку (в П-1 он был вровень с сидениями и это было не удобно в пути, за то легко можно было пересесть с водительского сидения на пассажирское, если выйти нужно через дверь на другой стороне машины). Хотя в П-1 у многих подлокотник нарощен до нормальной высоты, Тойота даже продавала специальную «подушку» для этого, но всёравно видно, что это что-то инородное, особенно если цвет не в тон.
О да, в П-2 наконец сделали подсветку бардачка. Молодцы, прогресс, в 2003 в 11-м кузове её ещё до сих пор не было (офигеть, 2003 год и нет подсветки бардачка, хотя она уже более 10-и лет присутствует в нашемарках), а в 20-м уже сделали. Правда подсвечивается только 1 бардачёк из 2-х (нижний).
В салоне по моим ощущениям всё-таки тише, чем в П-1. Это касается и колёс и двигателя. Вообще шум в салоне на прямую зависит от покрытия, по которому машина едет и в зависимости от «агрессивности» асфальта меняется В РАЗЫ, что говорит о плохой шумке от колёс. Точнее шумка В СВОЁМ КЛАССЕ авто в принципе самая обыкновенная, ну может чуть лучше, чем у продающихся у нас ФФ2 и им подобных. На пример при езде по только что уложенному чёрному асфальту в салоне царит тишина, а, скажем, при езде по давно уложенному или уж тем более по «агрессивному» стоит достаточно громкий шум резины, хотя что он громкий и не заметишь, пока внезапно не заедешь на отрезок нового асфальта :). Просто вот едешь-едешь, вроде всё устраивает, потом батц, заехал на только что уложенный асфальт и такое впечатление, что резко оглох… Потом отрезок кончается, и вот только тогда ты понимаешь, что это не Мерседес S-класса ;) (утрирую).
Освещение салона, на этот раз, не в виде 1-го плафона на всех, как это было в Приусе-10, а уже для передних и задних пассажиров своё освещение, при чём передний плафон имеет 3 лампы, т.е. 1 общая и 2 индивидуальных.
Фары.
Головной свет на Приусе-2 без всяких сомнений ощутимо лучше 11-го кузова, и тем более 10-го, у которого фары более «мутные», чем у 11-го. По этому праворулькам обязательно нужно будет хотябы повернуть лампочки, чтобы не слепить встречных, ибо на впереди идущих машинах чётко видна полоса света и «обратные галки». Кстати на Приусе-2 уже начали ставить штатный ксенон (не все комплектации естественно).
Удобно, что при включении габаритов на приборной панели теперь загорается соответствующая лампочка. Неужели догадались сделать. Раннее как понимать включены габариты или нет было не понятно. Включаются они поворотом конца рычажка поворотников, но, скажем, в темноте совсем не понятно было включил габариты или нет, или включил фары или нет. Дело в том, что дороги в Москве освещённые и по свету фар не увидишь работают они или нет, тем более по такому плоховатому свету, как у Приуса-1, а панель горит всегда. Да, возможно придираюсь, но я считаю, что индикация включенного света быть должна.
Из удобства в 20-ке появился ещё один режим работы фар – AUTO. Т.е. машина сама в зависимости от освещённости включает или выключает фары, в общем «датчик света». Лично я этой функцией не пользуюсь, так как езжу всегда с ближним. Возможно, в яркие солнечные дни переведу фары в этот режим, чтобы они сами включались в тоннелях. Кстати теперь габариты или фары забыть выключить не получится. При выключении машины и открытии водительской двери фары или габариты тухнут, а при следующем старте всё возвращается на свои места. Удобно.
Колёсья.
Да-да, колёса – это та ещё «головная боль» для приусоводов :).
У Приуса-1 был редкий размер, который большинству владельцев найти в продаже в России не удавалось: 165/65/R15”. Во многих магазинах говорили, что такой размерности не существует, на чём я разок и выиграл бутыль пива :), ведь машина у меня по началу ездила на колёсах, на которых пришла с Японии и выйдя к машине с продавцом шин я ему доказал, что такая резина всё таки есть. Да и резина достаточно низкопрофильная была, по этому собственно она быстро на наших дорогах померла: поочерёдно на 3х колёсах у меня появились грыжи, а 4-е до сих пор зачем-то лежит на балконе. Есть ещё конечно и американская размерность под 14”, но б.у. штатные диски такого диаметра купить практически не реально (а новые слишком дороги), да и большинство машин приходили всётаки на 15 дюймовых колёсах, по этому 14” до сих пор большого распространения на П-1 не получил. А нештатное диски на Приусы, так уж завелось, ставят редко.
У Приуса-2 размерность уже получше: 185/65/R15. Такую резину уже не составит труда найти. На комплектациях Touring идут колёса 195/55R16 и нет запаски, вместо неё аптечка для колёс, считаю за минус. Но это далеко не первая машина без запаски, на пример БМВ тоже некоторые модели выпускает без запасок. Но на дальняк без запаски ехать страшно.
Под капотом.
Сделаю предисловие, что мне капот показался больше, чем у Приуса-1, ну сама крышка капота, но при этом она легче. Слышал, что капот и 5-я дверь в целях экономии вроде как веса сделаны из алюминия. Не скажу, что капот невесомый, но он явно легче. Кстати до сих пор так и не сделали пневмо-подпорки, т.е. нужно открыть капот и подставить кочергу. СкАжите класс не тот? Но вдеь на ВАЗ-2110 так сделали и ничего ;). Может конечно вес экономили, не знаю… Вот на ФФ2 тоже кочергу нужно подставлять. Странно. Может от этого уже отказались? Может это небезопасно?
Под капотом классическая Приус-компоновка, т.е. если смотреть под капот, то слева ДВС, справа коробка, над ней инвертер, рядом расширительный бачёк и т.п. Конечно малец изменён корпус инвертера, бачков и т.п… Но что меня поразило – расширительного бачка для ДВС теперь как бы нет, т.е. он есть, но расположен в верхней части радиатора. В общем проверить уровень охлаждайки теперь не так просто. Мало того, что стенки бочка не особо прозрачные, особенно если грязные (а бачёк практически за решёткой радиатора, так что грязнится постоянно), так и бачёк этот в таком дуратском месте, что нужно как-то хитро туда заглядывать, да ещё и желательно просветить стенку бачка фонариком, чтобы увидеть уровень. В общем контроль охлаждайки я считаю сделали отвратительным.
В 11-м кузове существует проблема – выход из строя помпы охлаждения гибридной части (в Приусах две системы охлаждения). В 10-м такой проблемы не было, в 11-м она появилась, в 20-м вроде как получилось нечто среднее, т.е. вроде как помпы так активно не ломаются, но, в общем-то, менять уже меняли, но не так повально, как на 11-х.
Также в 11-х существует некая проблема с коробками, т.е. если вы или ваш предыдущий хозяин не следили за своевременной заменой масла, при чём в 11-м лучше при замене снимать поддон и чистить его, то можно внезапно обнаружить помирающую коробку. В принципе эту проблему можно назвать проблемой больной головы хозяина, но всё же 10-й кузов относится к этой проблеме более пофигистично, по этому на разборках не проблема купить рабочую коробку от 10-го (как и помпу), а вот для 11-го уже сложнее. В 20-м, опять же, получилось нечто среднее по надёжности, т.е. коробка также критична к замене масла, но в принципе не так резко на это реагирует. В общем при покупке любого гибрида я бы всем посоветовал !сразу! заменить масло в коробке и не медлить ни дня!
На дороге.
Приус-1 – больше городской автомобиль или для спокойной, «семейной» езды за городом. У него достаточно большая валкость в поворотах, после 120 динамика уже доставляет некоторые проблемы при обгонах «через встречку». Подвеска при наличии 4-х человек в машине на скорости опять-же за 100-120 не особо справляется с «волнами» на дороге, частенько на волне может качнуть «до упора». Но не смотря на это всё мне его крейсерской скоростью показалась цифра 120. На этой скорости можно ехать вполне комфортно и долго, а периодически на позволяющих участках не проблема дать и 150. В принципе на пустой машине с комфортом можно ехать вплоть до максималки, но об активных «гонках» на трассе с перестроениями точно лучше забыть, да и скорость ощущается прилично. Ну в общем обычная гражданская машина.
Приус-2 рулится на много лучше, его уже так не заваливает в поворотах. Динамика ощутимо возросла, этот может и шлифануть на сухом чистом асфальте, правда сразу срабатывает анти-букс, который тут, кстати, работает по другому алгоритму. Если на Приусе-1 заметив пробуксовку скидывается крутящий момент и тут же набавляется обратно, то в 20-ке «заминка» гораздо длительнее, и чаще всего в самый неподходящий момент. Допустим выскакиваю из двора налево в плотный поток, т.к. выскочить надо быстро, то и газ жмёшь прилично, а раз жмёшь прилично, то она пробуксовку сделает, а раз сделает, то скинет момент, потупит (а машины то несутся), потом только даст обратно. На секундомере это, наверное, длится не более 1 сек., но для мозга этого вполне достаточно чтобы глядя на несущийся автокран опИсаться :). В общем антибукс на 2-м Приусе более какой-то задумчивый, хотя страху в мозг добавлял и 1-й Приус (правда в основном при «проскакивании» зимой. Но это не единственное отличие. Если в 1-м Приусе анти-букс будет без конца давать и скидывать момент пока мы держим газ, т.е. попросту «газовать» колесом, то 20-й, поняв, что дело-дрянь может вообще прекратить крутить колёса, т.е. сделать пару раз «вжик» и усё. Чтобы возобновить попытки к движению придётся отпустить газ и нажать снова, но в общем история скорее всего повторится. Это всё к вопросу о проходимости и зиме, видимо в этом плане 20-ка если встанет и не дай Бог подзароется, то выехать будет сложнее. Кстати на ПРиусе-1 не проблемой было выехать «в раскачку». Ещё в 20-м кузове при срабатывании анти-букса начинает моргать лампочка, на П-1 такой не было. На самом деле штука всё-таки полезная, если бы меня сейчас предоставили выбор с анти-буксом или без, я бы выбрал с ним. Но выбора всё равно нет, ибо из-за особенностей конструкции анти-букс идёт без исключения на всех ПРиусах.
Кстати вернёмся к рулению. В Приусах стоит электро-усилитель руля, так как в момент глушения ДВС естественно ГУР не будет работать. В общем на ПРиусе-1 руль абсолютно пустой и слишком лёгкий. Практически ни какой обратной связи. В Приусе-2 руль уже более загруженный, на месте крутится потяжелее, за то более информативный. Главный же минус ЭУР перед ГУРом для обычного ездока – это кол-во оборотов руля «от упора до упора». Если на ГУРе это обычно 2-2.5 оборота, то на ЭУРе это 4-4.5 оборота. При интенсивном рулении (парковка, дворы) напрягает наматывать обороты.
Гибридная силовая установка.
В гибридах уже не стОит употреблять понятия, как ЗАВЕДЕНА машина или ЗАГЛУШЕНА, корректнее употреблять слова ВКЛЮЧЕНА машина или ВЫКЛЮЧЕНА.
Так вот при включении Приуса-1 ВСЕГДА заводился ДВС, если он потом не нужен, то он глушился. В ПРиусе-2 всё иначе. Машину включаем, а ДВС молчит. Если он НУЖЕН, то он заведётся. Т.е. всё наоборот. Я считаю это более правильный алгоритм.
Ещё отличие, что у ПРиуса-1 чтобы ДВС выключился, то он должен быть прогрет. В 20-ке это уже не обязательное условие, так что если выключена печка и кондей, то заводиться ему для прогрева самого себя уже не требуется. Тоже экономия.
Вообще забегая вперёд скажу, что расход у 20-ки при бОльшей динамике всётаки ниже. Я думаю не мало улалось сэкономить на изменении алгоритмов работы гибридной силовой установки.
Не смотря на то, что гибриды – это смесь обыкновенного авто на ДВС с электромобилем, всё равно это всегда был больше авто с ДВС, чем электромобиль. Однако большинство людей до сих пор задают вопросы: А сколько она может километров проехать на батарее? Повторюсь ещё раз: ПОКА ещё в гибридах основную роль играет ДВС, а электро-тяга всего лишь помощник. Так вот чем более новый Приус, тем больше он отвоёвывает звание электромобиля :). Т.е. 11-й ездил чисто на электро по более 10-го, а 20-й уже ощутимо больше ездит чисто на электро, чем 11-й. Т.е. на Приусе-1 чтобы нормально тронуться со светофора, а не как гружёная лесом фура, приходилось двигателю заводиться и помогать, т.к. чисто электро с той батареей не мог обеспечить такой разгон и нужно было выбирать или плавно набирать скорость на электро-двигателе, или чуть придавить и нормально разогнаться на ДВС + электро. По этому практически всегда при старте со светофора ДВС заводился (у меня по крайней мере). Если нужно ехать во дворе на пример или в пробке, там ускоряться некуда, по этому машина спокойно едет чисто на электро. Так вот 20-ка уже может обеспечить «среднее ускорение в потоке», чтобы ни кто сзади не нервничал, при этом ДВС заводиться не будет. Лично у меня ДВС на 20-ке заводится на 30-40 км/ч в обычном режиме, где-то на 50 км/ч, ну на 10-15 км/ч если немного куда-то опаздываю, если реально опаздываю, то ДВС заводится сразу. А вот на 10 и 11 у меня ДВС заводился сразу, если я не в пробке или не во дворе плетусь. В общем электромобиля в 20-ке стало больше.
Тормоза.
Те, кто хотябы раз ездили на Приусе-1 знают, какие там острые тормоза. Не смотря на то, что большинство Приусов с барабанными задними тормозами, Приус-1 тормозил поразительно остро и цепко, да и вообще ход педали там был очень небольшой, что только прибавляло эффект. Дело в том, что Приус тормозит не только колодками, но и ещё электро-двигателем, работающим во время торможения в режиме генератора. Так вот происходит «совместное» торможение до определённой скорости, после чего полная остановка производится чисто за счёт колодок. Мне кажется в переходный момент колодки автоматически немного дожимаются, чтобы компенсировать убранное торможение генератором, из-за чего у многих в конце торможения было проблемой остановить Приуса плавно. Т.е. банально где-то после ~10 км/ч при равномерном торможении внезапно машина тормозила более интенсивно, что не очень-то отражалось на комфорте. Я к этому быстро привык и просто приотпускал в определённый момент педаль тормоза.
Приус-2 тормозит совершенно иначе, я бы даже сказал хуже. Ход педали там больше, уже нету проблемы остановиться так, как запланировал, но и нет той остроты и цепоксти… Если на ПРиусе-1 останавливаешься порой раньше, чем задумал, то на Приусе-2 после Приуса-1 всё наоборот, можно остановиться и позже, чем казалось :). Ну конечно это всё в пределах разумного, т.е. у меня пока ещё всегда оставался запас по нажатию на педаль, но вот остроты и цепкости тормозов мне после П-1 не хватает. Тормоза на Приусе-1 мне нравились больше. С другой стороны, скорее всего я просто привык к чрезмерно острым тормозам Приуса-1 и человек, пересевший с другого авто посчитает тормоза превосходными, но я-то пересел с ПРиуса-1, так и пишу, как вижу :). Ну и если сделать замеры, наверняка Приус-2 должен останавливаться не хуже, но мне кажется наоборот.
Динамика.
Эээм. Динамика – штука интересная. В общем на Приусе-2 если не смотреть на спидометр, то она вроде бы такая же, но если посмотреть, то оказывается, что во-первых скорость на нём уже не так ощущается, т.к. километры там бегут гораздо резвее и не замечаешь, что уже и 100 перешагнул, а особенно после 120 динамика на 1-м и 2-м Приусах – небо и земля. Ну в общем как и с тормозами, цифры говорят, что машина резвее и быстрее, а сидя за рулём этого по началу не ощущаешь :). Да и если на 10-м Приусе в морозы (ниже -5…-8) динамика первое время ограничивалась путём компьютерного решения не перегружать батарею, пока она не прогреется, то на 11-м порог температуры ограничения несколько сдвинут вниз (около …-15…-20), а у 20-го вроде как этого нет вообще. Не знаю на сколько это полезно для батареи, возможно в Приусе-1 слишком осторожничали, но в 10-м кузове это ограничение иногда мешало.
Музыка.
Аккустика в Приусе-2 я считаю лучше, особенно если это JBL (зависит от комплектации). Штатно идёт 4 динамика в дверях и 2 твиттера на передних дверях в районе зеркал (в П-1 твиттеров не было), т.е. можно сказать 6 колонок. Магнитолы на П-2 бывают разные, бывают с чейнджером на 6 дисков и мини-дисками, бывает с обычным CD и кассетами, в общем как только не бывает, вроде как после 05 года пошли mp3. Из плюсов – чейнджер если штатный, то он встроен прямо в магнитолу, а не вынесен отдельным устройством куда-то в перчаточный ящик или в подлокотник или под сидение (в П-1 в перчаточный ящик). До сих пор не понимаю, почему японцы не начнут вставлять туда и DVD, ведь дисплей есть и дисплей не маленький, при наличии ТВ-тюнера вообще проблем нет… а не вставляют и всё.
«Фичи».
Ну фичей в П-2 не стало меньше, их стало только больше :).
Сразу бросается в глаза, что руль теперь имеет множество кнопок (их множество зависит от комплектации авты). Там есть управление аудио, ТВ (если есть), управление климатом, обогревы переднего (обдув) и заднего стекол, блютус (если есть), нави (если есть). Конечно все кнопки, которые есть на руле, продублированы тем или иным способом на панели или дисплее, так что выход их из строя не лишает машину функций.
Просто офигенно удобная штука – это камера заднего вида. Позволяет подъезжать к препятствиям на расстояние 10 см без какого-либо страха удариться об него. Обзор назад у ПРиуса не очень, на пример если подъехать без камеры задом к другой машине, потом посмотреть на камеру, то можно спокойно ещё 30-40 см подъехать по камере, т.е. в тесных парковках и т.п. очень экономит время. Правда шлагбаумы не видно, так что будьте аккуратны, я чуть не снёс один :).
Автопарковка – штука интересная, но не нужная. Помню приехал во двор, хотел показать как она работает знакомому. Так вот пока тыкал по дисплею и программировал куда заехать парковке, в «окно» заскочила другая машина и заняла место :). Потом я приноровился и стал щёлкать быстро, но мне не хватает разрешающей способности толи камеры, толи дисплея. Т.е. при параллельной парковке к бордюру на пример не очень понятно при выставлении квадратика «залез» он краем на бордюр или нет. Это становится понятно только когда уже парковка началась и машина подъехала поближе… То-же самое с парковкой задом к бордюру между машин: не понятно квадратик залез на препятствие или нет. По этому казалось бы всё ОК, а начинаешь ехать и видишь, что квадратик всё таки стоит не так и машина сейчас наедет на препятствие.
Система курсовой устойчивости (VSC) – есть не во всех комплектациях, если она есть, то !не! отключается. Говорят штука полезная, но как и анти-букс, эта система тоже делает машину очень гражданской и в случае желания подрайверить она этого не даст.
Ещё полезно, что подсветка приборки и дисплея (кстати дисплей в 20 явно больше) изменяется автоматически в зависимости от освещённости на улице. В ПРиусе-1 при включении габаритов/фар подсветка пригасала. Нужно это для того, чтобы в тёмное время суток яркие дисплеи не «били» по глазам. Но я, на пример, люблю ездить со светом в любое время суток, а в светлое время суток при приглушённой подсветке плохо видно или вообще не видно что там на дисплеях, по этому постоянно приходилось включать свет, потом менять подсветку на дневной режим. В 10-м Приусе это делалось сложнее всего: там отдельно нужно было нажатием кнопки изменить подсветку приборки, а подсветка дисплея менялась нажатием ещё 3-4 кнопок. В приусе-11 всё завязали на одну кнопку и делалось в одно нажатие. На 20-м подсветка меняется автоматически, но всё равно есть возможность менять её и кнопкой, хотя это мне пока не пригодилось.
Блютус. Сравнить можно только то, что в Приусе-2 он как опция встречается достаточно часто, а в П-1 его штатно не бывает :). Используется как Hands Free для мобильного телефона. В принципе удобно, но только если один в машине, иначе приватность разговоров нарушается (для меня это чаще всего критично). Есть там и записная книжка, можно набирать телефоны прямо оттуда, но только стоя на месте, при езде активными остаются только кнопки быстрого набора. При звонке на дисплее отображается номер. В общем в принципе можно телефон не доставать. Однако бывают и такие казусы: недавно был на шашлыках, включил музыку, чтобы веселее было. Сижу, кручу шашлык, звонит телефон, беру трубку и в телефоне тишина. Тут я замечаю, что музыка уже не орёт, подбегаю к машине, а мне там: «Алё, Але…!!!». В общем блютус то работает и за пределами машины :).
Кнопка отпотевания/обогрева переднего стекла – вообще тема. В принципе она выполняет функцию «крутилки» на климате в любой машине поставить поток на стекло и включить вентилятор помощнее, но тут это в сто раз удобнее. Т.е. едем, стекло начало припотевать, нажимаем кнопку на руле, стекло моментально отпотевает, нажимаем 2-й раз чтобы отключить… когда кнопка нажата на приборке также загорается индикация. Стекло отпотевает очень быстро, а главное не нужно отрывать руки, чтобы переключить обдув на стекло и увеличить обороты вентилятора, машина всё делает сама. Главное, что для пассажиров это всё делается незаметно и у меня уже спрашивали: а это она сама обогревы включает??? Кстати кнопка внутрисалонной рециркуляции воздуха тоже на руле и тоже удобна. Теперь при появлении чадящего транспорта не нужно судорожно тянуться к этой кнопке куда-то к панели, она прямо под пальцем на руле.
Климат. Не знаю считать это за «фичу» или нет, но климат в 20-ке управляет не только заслонками тёплого и холодного воздуха и оборотами вентилятора печки, а также теперь сам выбирает направления обдува. С одной стороны это удобно, с другой, если я не согласен с климатом, что он хочет мне дуть в ноги, я говорю ему дуть в ноги и на стекло, он сразу выходит из авторежима полностью. По моему мнению нужно было сделать отдельный авторежим для направления потоков и для поддержания температуры в салоне, как это и сделано в других авто, а то если я хочу сам выбрать направление потока, то мне тогда самому придётся следить за силой обдува. Косяк в общем. Хорошо хоть в авторежиме выключение кондея не приводит к отключению этого режима =).
Режим Электромобиля. Вообще, в ПРиусах машина сама думает на чём ей ехать и постоянно меняет режимы в зависимости от езды (электро, электро+бензин, бензин), т.е. у человека права выбора нет, да и если бы был, то слишком уж сложно было бы на ней ездить. Но вот в ПРиусе-2 сделали кнопочку EV, которая «заставляет» машину ехать в режиме электромобиля. Но сей режим работает при нормальном заряде батареи, при скорости до 60 и не при сильном нажатии на газ. Как только один из параметров выходит за «допуски» этот режим автоматически отключается и машина работает так, как ей нужно. В принципе режим полезный. Можно сесть в машину и уехать абсолютно без палева. На пример если гараж внутри Вашего коттеджа, то ночью можно уехать и ни кто не заметит, да и дом-гараж не будет пропитываьтся отработанными газами. В основном этот режим в России используют в пробках для бОльшей экономии. Т.е. машина то ничего не видит, по этому не может знать когда и что произойдёт в ближайшее время, по этому не всегда делает то, что надо бы делать. На пример может заводить двигатель, когда это в принципе не нужно, она это конечно поймёт и заглушит его через секунду, но получится заводился он зря… Вот в таких случаях режим полезный. Но кнопки этой нет на американках. Этот режим в США запретили за то, что машина двигается беззвучно и создаёт опасность для пешеходов, ведь машина становится незаметна при движении сзади на пример. Для слепых вообще незаметна.
Итак подведём итоги. Распишу минусы и плюсы Приуса-2 по сравнению с Приусом-1.
Минусы:
1. Слышно что происходит в багажнике (минус хетчбэка).
2. Багажник маленький по высоте (при закрытой шторке).
3. Розетка (прикуриватель) в неудобном месте.
4. Слишком «пластмассовый» салон.
5. Сверчки в салоне.
6. В комплектациях Touring нет запаски.
7. Уровень ОЖ контролировать неудобно.
8. Анти-букс более задумчивый и неудобный если застрять.
9. Менее острые и цепкие тормоза.
Плюсы:
1. Задние сиденья раскладываются в ровную поверхность.
2. Подлокотник теперь нормальной высоты и на петлях.
3. Есть подсветка бардачка.
4. «Электромобиля» в 20-ке стало больше.
5. Шумка салона лучше.
6. Подвеска бардачка и салона лучше.
7. Динамика ощутимо лучше.
8. Головной свет фар лучше.
9. Размерность колёс более распространённая.
10. Подсветка дисплеев меняется автоматически в зависимости от освещённости на улице.
11. Мульти-руль, камера, блютус.
12. Музыка получше.
13. Кнопка отпотевания лобового стекла.
14. При выходе из машины фары или габариты выключаются сами.
Как видите, плюсов конечно больше, чем минусов, но и минусов не мало. Вообще когда я начал писать этот список, то по началу минусов набралось больше, только потом плюсы взяли своё :).
Общий вердикт таков, что конечно, если есть возможность взять Приус-2, то лучше взять его. Но по моему мнению разница в цене между Приусом 1 и Приусом 2 гораздо больше, чем разница между этими двумя машинами. Т.е. я считаю, что разница в цене должна быть меньше. Конечно же, в силу разных годов выпуска не малую часть разницы составляет и то, что машина всё таки годом новее и, как правило, имеет пробег поменьше, если бы не этот аспект, то я бы назвал цены на 20-е кузова вообще неадекватными (ведь цены за японца в Москве часто выходят за 500 т.р., тогда как 11-й можно купить за 300).
Многие люди послушают, поудивляются какая чудная машина, вроде думаешь вот человек, понимает, а потом ошеломляют фразой: «Ну и зачем тебе этот геморрой за такие деньги?». Т.е. основная масса людей не понимает за что идёт такая переплата, плюс ко всему они до сих пор уверены, что у гибридов полно проблем с сервисами, батарейками и вообще это как и было сказано выше – геморрой. Мне уже не раз задавали вопрос или говорили: «Лучше бы взял Марк-2», «Она таких денег не стоит», «А чего не взял что-нибудь посолиднее, за эти деньги большой выбор машинок получше», «Лучше взять новый Фокус»… В общем народ реально удивляется за что такие деньги. И когда я еду по дороге, люди думают, что еду на какой-то не дорогой жужжалке (тем более пр. руль). Ну ладно, с Приусом-1 не так обидно было, ибо и стоил он 200 тыс., но тут стоимость 500 тыс., а мнение окружающих о тебе такое, что едешь на дешёвке… в общем тоже обидно, потрачена куча денег (не забываем, 500т.р. за 4х-5 летку), а в глазах окружающих ты на какой-то геморройной дешёвой машине, а водитель – идиот, заплативший за это всё кучу бабла. Вот в глазах гибридоводов, когда ты с ними пересекаешься на дороге, вот там ты выглядишь да… ;)… а всё по тому, что они знают какая замечательная вещь гибрид и сколько она на самом деле стОит у нас.
В общем наш народ до сих пор не готов к гибридам и я теперь понимаю Тойоту, которая не собирается в ближайшие годы поставлять в Россию гибриды, а именно Приусы. Народ просто не готов за них платить. Я заплатил, но заплатил скрипя зубами. Если бы цена была на 100т.р. меньше, я бы посчитал её адекватной и заплатил бы с радостью, а на сколько адекватна цена конкретно для Вас – определять лично Вам…
P.S. На этой машине я собираюсь отъездить достаточно большое кол-во времени. Реальное желание сменить появится разве что когда выйдет Приус с дизельным ДВСом, если конечно такое будет :), но я надеюсь.
P.S.2. К сожалению все фото с комментами не влезли, ограничение всего на 10 фото =(.