Тюнинг бюджетного автомобиля — есть ли в нем смысл? Взять что-нибудь подороже и быть как все или тешить свое самолюбие недорогим эксклюзивом — вечные вопросы и куча нюансов. Один из главных — к кому обратиться за доработками? Посмотрим, что предлагают, живы ли вообще придворные тюнинговые ателье ВАЗа и УАЗа, и какие есть альтернативы.
Компания из Тольятти уже более двадцати лет занимается доработкой ВАЗов. Начиналось все с мощных и люксовых модификаций «десяток». Сейчас тюнеры работают над двигателями Гранты и механическими коробками для Lada 4х4. Отдельное направление — производство пикапов ВАЗ-2329.
Новинка от «Супер-Авто» — двигатель 1,8 л, полученный путем доработки стандартного ВАЗ-21127 (106 л.с., 148 Нм). Новый мотор выдает 117 л.с. при 5800 об/мин, а максимальный крутящий момент 164 Нм достигается при 4200 об/мин. Рост рабочего объема получен не расточкой цилиндров, а заменой коленчатого вала, шатунов, поршней и доработкой маховика. Коленвал с увеличенным радиусом кривошипа и шатуны поставляются из Италии. Все ради лучшей динамики без увеличения расхода топлива. Как и многие западные коллеги по тюнинговому бизнесу, «Супер-Авто» применяет технологию «один мотор — один мастер». На сборку одного двигателя уходит около восьми часов.
Доплата — гуманная. Для новой Гранты это 35 000–37 000 рублей в зависимости от модификации. Доработка займет пять дней. Доступен подобный тюнинг и владельцам подержанных Грант, правда, в работу берут только автомобили с пробегом не более 15 000 километров. Цена выше — 45 000 рублей, и ждать придется в два раза дольше. Заказывать и забирать свою тюнинговую «ласточку» придется напрямую в Тольятти. Соглашения с дилерами Лады у «Супер-Авто» пока нет.
В отличие от ушедшей на покой Гранты Спорт, которая была доступна только в кузовах седан и хэтчбек, донором для тюнинга в «Супер-Авто» может быть Гранта в любом типе кузова и в любой комплектации, но исключительно с МКПП. Идеальный выбор — Granta Drive Active c подвеской от отделения Lada Sport. С учетом стартовой цены в 640 900 рублей за автомобиль 2020 года выпуска, получаем около 700 000 за доработанный седан. Конкуренты? Новых со схожей мощностью и ориентацией на спорт — ни одного. Из свежего б/у — если только Volkswagen Polo GT с турбомотором мощностью 125 л.с., «роботом» и всеми сопутствующими этому сочетанию проблемами.
Пикапы и спецавтомобили на базе Нивы — давний проект «Супер-Авто», доставшийся в наследство от обанкротившейся в 2011 году фирмы «Моторика». Но их производство на данный момент приостановлено. АвтоВАЗ прекратил поставку сборочных комплектов для сборки ВАЗ-2329.
Тюнингеры нашли своеобразный выход из положения. «Супер-Авто» предлагает своим клиентам ВАЗ-2329, подвергнутые глубокому капремонту с использованием только новых комплектующих. Кузов окрашивается полиуретановым составом Raptor. Устанавливается доработанный двигатель 1,8 л мощностью 93 л.с. вместо стандартного 1,7 л (83 л.с.). Коробка получает дистанционный привод управления механизмом переключения передач с короткими ходами и рычагом, перенесенным ближе к водителю. По желанию можно добавить электронное управление раздаткой, усилить подвеску, лифтануть кузов, поставить шноркель, экспедиционный багажник и прочее.
Цена — от 630 000 рублей за капитально отремонтированный пикап без пробега, выпущенный, согласно ПТС, в 2012 году. Гарантия — шесть месяцев. Это чуть дешевле, чем стоили год назад новые ВАЗ-2329. Близкий по цене конкурент — только УАЗ-пикап. В плюсах у него большая грузоподъемность (725 кг против 600 кг у ВАЗ-2329), но цена минимум 839 900 рублей. Если пройтись с этой суммой по рынку подержанных пикапов, то либо тот же УАЗ, либо придется углубиться в изучение как минимум пяти-шестилетних Mitsubishi L200, SsangYong Actyon Sports и Nissan NP300.
Дочерняя компания АвтоВАЗа, выпускающая внедорожники под знакомым каждому «нивоводу» именем Бронто. Когда-то это было самостоятельное предприятие. Сейчас так называется топовая версия Lada 4x4 (от 742 900 рублей) с усиленной подвеской и самоблокирующимися дифференциалами спереди и сзади. Это эволюция разработки Бронто, известной ранее под именем «Рысь». Последняя жива до сих, но отличается от заводской Lada 4x4 Bronto лишь внешним обвесом и возможностью заказать эксклюзивный многоцветный окрас кузова.
Куда интереснее вариант Бронто «Рысь»-Пикап. «Вис-Авто», в отличие от коллег из «Супер-Авто», продолжает их выпуск. Среди всех родственников классической Нивы у этого вездехода самая длинная колесная база — 2850 мм, что на 150 мм больше, чем у пятидверного ВАЗ-2131. Схема трансмиссии прежняя, а вот подвеска немного изменилась: спереди осталась независимая пружинная, сзади вместо пружин поставили рессоры. Вариантов исполнения четыре. Двух- или пятиместная кабина может сочетаться с открытой бортовой платформой либо вариантом с жесткой надстройкой. Это самый настоящий фургон. Грузоподъемность в любом случае — 640 кг. Двигатель — стандартный 1,7 л мощностью 83 л.с. в паре с 5-ступенчатой «механикой».
Список опций обширен — синхронизированная раздаточная коробка, передние дисковые тормоза, кондиционер, анатомические сиденья и разнообразные внедорожные аксессуары. Для изготовления каждой «Рыси» «Вис-Авто» заказывает на заводе «черный» (то есть неокрашенный) кузов и занимается сборкой на своих мощностях. Срок производства — около двух месяцев. Гарантия — 35 000 км или один год. Цены — от 747 900 рублей. Дороже конкурента от «Супер-Авто», но зато речь о новом автомобиле, пусть это и стоимость пикапа с дорестайлинговым салоном. Сейчас«Вис-Авто» готовится к производству машины с доработанным интерьером, как у последней версии Lada 4x4. По словам представителя дилера «Вис-Авто», цены подрастут примерно на 5%.
Эксклюзив от Бронто — болотоходы «Марш» на пневмоколесных движителях сверхнизкого давления. В основе не знающего преград монстра доработанная рама УАЗа. Раздаточная коробка оборудована межосевым дифференциалом, а передний и задний мосты имеют самоблокирующиеся межосевые дифференциалы винтового типа и колесные бортовые редукторы. Коробка передач и раздатка — от Лады 4х4, как и двигатель, чей крутящий момент повышен до 150 Нм. От Нивы же и кузов, который прикреплен к раме через подушки из эластичной резины. Клиренс — чудовищные 480 мм. Максимальная скорость по дорогам с твердым покрытием — 70 км/ч. На воде — 3 км/ч. Рабочее давление в шинах можно менять в диапазоне от 0,35 до 0,6 кг/см².
«Игрушка» для заядлых рыболовов, охотников и других лиц, промышляющих или работающих в труднодоступной местности, стоит минимум 1 500 000 рублей. Выбор кузовов впечатляет — трех- и пятидверный универсал, пикапы с открытым или закрытым кузовом. В списке опций все, что пожелает душа и позволит кошелек. Срок производства — от трех месяцев.
Конкурентов у «Марша», с одной стороны, немало. С другой, большинство таких «вездепроходимцев» — это некий аналог трактора на огромных колесах. Например, тюменский снегоболотоход «Тундра» Т-1, который стоит от 260 000 рублей. Моделей, совмещающих легковой комфорт с возможностью отправиться на край земли, куда меньше, и стоят они дороже. Ближайший конкурент «Марша», ТРЭКОЛ-39041, представляющий собой болотоход на базе УАЗа Хантер, стоит от 2 300 000 рублей.
В 2015 году УАЗ завел себе придворное ателье по доработке автомобилей, которое назвали Ателье специального назначения (АСН). Доработке подверглись Patriot и Hunter. Для Патриота подготовили три спецверсии — «Трофи», «Анлимитед» и «Экспедишн». Старый боец Hunter удостоился двух — «Победная серия» и «Трофи».
Patriot в модификации «Трофи», доступный только с бензиновым мотором, получил 16-дюймовые диски, особую отделку салона и эксклюзивный цвет кузова. Из реально полезного — дополнительная защита коробки передач, раздатки и усиленная защита рулевых тяг. Hunter «Трофи» доработали аналогичным образом. Patriot в исполнении «Анлимитед» был ценен в первую очередь наличием зимнего пакета, куда входили электрообогрев лобового стекла, дополнительный отопитель салона, подогрев задних сидений и аккумулятор повышенной емкости. Плюс особый окрас кузова и пара внешних украшательств, включая 18-дюймовые колеса. Версию «Экспедишн» оснастили багажником на крыше, радиостанцией с выносной антенной, защитой рулевых тяг, лестницей в задней части кузова и литыми 16-дюймовыми дисками.
Победная серия Hunter была посвящена 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Внедорожник получил раскраску в стиле фильма «В бой идут одни старики», защиту рулевых тяг и комплект аксессуаров в военном стиле. Предполагалось, что эта версия станет для Hunter прощальной. Коллекционеры уже потирали руки, рассчитывая спустя годы нажиться на перепродаже. Но УАЗ, видя неугасающий интерес к старому вояке, решил оставить Hunter на конвейере.
Сейчас никаких данных о деятельности Ателье специального назначения нет. В модельном ряду УАЗа есть целых пять спецверсий — три вариации Патриота плюс экспедиционные Хантер и «Буханка». Доработки однотипные — эксклюзивные цвета вплоть до кислотно-зеленого, шильдики, колеса и несколько опций из стандартного каталога. Выделяются лишь экспедиционные версии Хантера и «Буханки». В отличие от аналогичной версии Патриота тут есть блокировка дифференциала заднего моста, защита рулевых тяг, силовые обвесы, лебедки и прочие вещи, нужные там, где дорог нет и не предвидится. Имеет ли АСН к ним отношение и жива ли еще сама идея придворного ателье, которое так и не предложило настоящего, оригинального тюнинга, — неясно.
Может, дилеры предлагают что-то интересное и по-настоящему эксклюзивное? Заслуживающих внимания предложений мало. Для Lada все обычно ограничивается установкой «музыки», шумоизоляцией и прочими незамысловатыми «допами». Технический тюнинг редок, но встречается. Например, питерский дилер «Интей» готов доработать любую вазовскую модель. К Ниве предлагается обвес и улучшенная подвеска, остальным — все, что душе угодно — вплоть до чип-тюнинга. За 4500 рублей обещают раскочегарить Vesta 1,8 л со стоковых 122 до 150 л.с. Возьмутся и за другие моторы, но прирост за ту же стоимость будет меньше. Цены на остальные работы обсуждаются только на месте.
Интересных предложений для УАЗа тоже немного. Например, казанский дилер «Кайрос» предлагает установку задних дисковых тормозов на любую модель УАЗа. Не совсем тюнинг, зато реальная польза для владельцев загородных домов — монтаж снегоотвала. Комплект, включающий также лебедку на 4,5 тонны с радиоуправляемым пультом, обойдется примерно в 65 000 рублей. Доработки интерьера в перечне тюнинговых услуг дилеров почти не встречаются. Покупателям Хантеров и «Буханок» они не особо нужны, а предлагать что-то для Патриота не имеет большого смысла. Его список опций и без того выглядит впечатляюще.
В итоге в большинстве случаев все тюнинговые силы брошены на улучшение внедорожных навыков. Обвесы, блокировки, лифт кузова, защита агрегатов, резина, лебедка, вывод сапунов трансмиссии, хабы в передний мост, дополнительный свет и прочие внедорожные радости. Удовольствие не из дешевых. Например, подобный комплекс, под названием Profi для Хантера, заказанный у дилера «Торгмаш» (один из пионеров отечественного тюнинга, ранее специализировавшийся на Lada), обойдется почти в 400 000 рублей, если отказаться от камуфляжной окраски. То есть с учетом стартовых цен на новый внедорожник (комплектация Fleet — 752 000 рублей, версия «Классик» — 767 000 рублей) получаем практически паритет по цене с новым экспедиционным Хантером, который стоит от 1 014 900 рублей. Список позиций у заводской и тюнинговой версии во многом схож. Во втором случае есть вариативность по комплектующим, можно самому контролировать процесс, попутно попросив устранить многочисленные стандартные уазовские косяки. Какой бы из Хантеров вы ни выбрали, конкурентов ему нет. За исключением УАЗа и Лады, подготовленных внедорожников за миллион просто не найти, даже если смотреть среди подержанных десятилетних экземпляров.