Об электронном паспорте транспортного средства читайте здесь и здесь
Для начала уточним, что переход с бумажного на электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС) был запланирован давно: еще в августе 2014 года Россия, Белоруссия и Казахстан подписали соглашение «О введении единых норм паспорта ТС, паспорта самоходной машины и других видов техники и об организации систем электронных паспортов». 22 сентября 2015 года Коллегия Евразийской экономической комиссии утвердила «Порядок функционирования систем электронных паспортов». Окончание переходного периода с бумажных ПТС на электронные было намечено на ноябрь этого года. Но по техническим причинам срок был продлен — в том числе и потому, что портал, созданный под крылом госкорпорации Ростех, время от времени сбоит: администрация регулярно выкладывает график «технических работ», предупреждая, что проведение операций в указанный промежуток времени ведет к потере данных.
Между тем по состоянию на 9 декабря 2020 года в России оформлено более 1,68 миллиона ЭПТС, с ежедневным приростом в несколько тысяч. Белоруссия отказывается от бумаги не так активно — только 4620 ЭПТС, а вот Казахстан, Киргизия и Армения, входящие в Евразийский экономический союз, пока вовсе не начали выдачу ЭПТС. К слову, попутно с ЭПТС был начат переход и на электронное Одобрение типа транспортного средства — сертификата, позволяющего продавать машину в России: на начало декабря выдано уже более тысячи новых ЭОТТС. Как и ЭПТС, электронный сертификат на автомобиль можно получить в любой из указанных стран, и действует он также на территории всего ЕвразЭС. Напомним, что все страны ЕвразЭС попутно образуют и единую таможенную зону, где товары перемещаются беспошлинно.
Итак, все ЭПТС хранятся в «Автоматизированной системе электронных паспортов», и разработчики утверждают, что в отличие от бумажного ПТС электронный документ «нельзя потерять». Данные, представленные в ЭПТС, делятся на две группы — основные и дополнительные. Первая состоит из 13 пунктов и содержит сведения о типе транспортного средства и его отличительных признаках. Здесь же указан и статус документа. Скажем, если за автомобиль не уплачен утилизационный сбор, значит, у ЭПТС будет «незавершенный» статус. Если все данные внесены и утильсбор уплачен, ЭПТС становится «действующим». Если меняется тип транспортного средства, документ становится «погашенным», если автомобиль утилизируют — «утилизированным», и в крайнем случае ЭПТС могут аннулировать, если данные внесены некорректно.
А как же собственник транспортного средства — записан ли он в ЭПТС? Да, записан, но не в основной, а в дополнительной части! То есть автомобиль может сменить нескольких хозяев, а в ЭПТС может быть отмечен только первый в череде владельцев — организация, которая и оформила ЭПТС. В случае с покупателями автомобилей Volkswagen и Skoda — это юридическое лицо «Фольксваген Груп Рус», включающее калужский завод VW, а также представительства брендов Volkswagen, Skoda и Audi. Однако не возникнет ли проблем при первой же перепродаже машины? Дилеры на запросы автомобилистов наперебой выдают ответы, похожие один на другой: «Информация о собственнике в ЭПТС носит информационный характер, то есть не является юридически значимой, не принимается во внимание при регистрации транспортного средства в ГИБДД, при защите интересов в судах и не несет юридических последствий». Основным документом для регистрации автомобиля в ГИБДД теперь становится Договор купли-продажи.
Теперь давайте посмотрим, кто владеет автомобилем до того, пока он не будет приобретен в салоне дилера: здесь картина разнится от бренда к бренду. В пресс-службе Kia нам сообщили, что в ЭПТС на их автомобили первым собственником числится завод-изготовитель. Напомним, что все Kia, продающиеся в России, собраны на предприятии «Эллада Интертрейд» (дочерняя структура «Автотора»). Вторым после завода-изготовителя собственником машины Kia становится представительство Kia, то есть «Киа Моторс Россия и СНГ». Третьим идет официальный дилер Kia, и лишь четвертым — конечный покупатель. Такая же длинная цепочка возникает и по автомобилям Peugeot, Citroen и Opel, собранным на заводе «ПСМА Рус» в Калуге, хотя, в отличие от «Kia-Автотора», сборка в Калуге не контрактная: PSA владеет двумя третями в этом предприятии.
Между тем не всегда российский завод-изготовитель идет первым собственником. К примеру, в ЭПТС на автомобили Mazda первым хозяином числится «Мазда Мотор Рус», а вовсе не завод «Мазда-Соллерс» во Владивостоке. То же самое — по BMW: пресс-служба немецкого бренда сообщает, что первым хозяином идет не «Автотор» или его дочернее предприятие, где собирают BMW для России, а представительство «БМВ Русланд Трейдинг», которое и продает машину дилеру. В российской пресс-службе Porsche нам уточнили, что «Порше Руссланд» выпускает и оформляет ЭПТС с 1 декабря 2020 года. Далее на основании дилерского соглашения прописывает в ЭПТС второго собственника — дилера, третьим становится покупатель. Пресс-служба Toyota: «”Тойота Мотор” оформляет ЭПТС на импортируемые и произведенные автомобили. В этих ЭПТС “Тойота Мотор” фигурирует как первый владелец независимо от места их сборки». В общем, мы видим, что у каждого бренда сформирована своя цепочка собственников, последним из которых и становится конечный покупатель.
И вот с конца прошлого года в Минпромторг стали массово поступать жалобы от новых владельцев Volkswagen, Skoda, Lada, Renault, Nissan, данные по которым не были занесены в ЭПТС в раздел «Иные сведения, носящие информационный характер». Проще говоря, в паспорте транспортного средства владельцем оставалась фирма, которая выпустила ЭПТС. Как вы уже поняли, для новых автомобилей, официально реализованных в России, это или завод-изготовитель, или импортер. Министерство сначала исправно отвечало возмущенным владельцам, а затем выпустило разъяснение за подписью замминистра Александра Николаевича Морозова, который, собственно, и отвечал в Минпромторге за переход с бумажного на электронный ПТС.
Министерство опирается на два документа: «Правила формирования дополнительных сведений, носящих информационный характер, указываемых в разделе “Иные сведения, носящие информационный характер” электронного паспорта транспортного средства» и Федеральный закон «О персональных данных». В документе сказано: «Если лицо, изъявляет желание на внесение данных о себе в электронный паспорт и добровольно предоставляет для этого необходимые сведения, содержащие в том числе и персональные данные, а также дает согласие на обработку своих персональных данных, такие данные (сведения) должны быть внесены в электронный паспорт». Так, отлично, а кто должен вносить? Читаем далее: «сведения о последующем собственнике вносятся в ЭПТС совместно прежним и новым собственником». Далее — самое интересное. «При наличии желания нового (последующего) собственника внести данные о себе в ЭПТС, отказ прежнего собственника (например, организации-изготовителя, дилера, продавца) в выполнении таких действий нарушает права нового собственника в части, касающейся закрепленных законодательно принципов добровольного, свободного и обоснованного волеизъявления субъекта права». И наконец: «защита нарушенных прав может быть осуществлена новым собственником в судебном порядке». Тем же документом Минпромторг информировал «дилеров и иных лиц, уполномоченных на продажу производимой техники, о необходимости соблюдения прав нового собственника».
Ну уж если Минпромторг рекомендует недовольным идти в суды, грех не сходить, вот только к кому предъявлять претензии? Для начала уточним, что о своем желании быть прописанным в качестве собственника покупатель должен сообщить продавцу лично. При этом если в ЭПТС в качестве владельца уже прописан дилер — это однозначно ответственность дилера, что попутно с разъяснением Минпромторга нам подтвердили в пресс-службах перечисленных брендов. BMW: «Третьим владельцем автомобиля BMW становится покупатель, назначение которого как нового собственника находится в зоне ответственности дилера». Toyota: «Дилер может внести данные конечного покупателя в ЭПТС, если этот дилер подключен к “Системе электронного паспорта” и конечный покупатель дал согласие на внесение своих данных в ЭПТС. Насколько нам известно, большинство дилеров вносят данные конечных покупателей в ЭПТС с их согласия». Mercedes-Benz: «При переходе права собственности от АО “Мерседес-Бенц РУС” в рамках сделки купли-продажи компания вносит информацию о новом собственнике в систему электронных паспортов по его желанию». В случае немецкого бренда — это важное уточнение, потому что представительство «Мерседес-Бенц РУС» еще и продает машины физическим лицам.
Наиболее подробный ответ мы получили от коммерческого директора «Мазда Мотор Рус» Марины Занаревской: «У дилера есть техническая возможность внесения конечного клиента в ЭПТС только после полной оплаты автомобиля поставщику и только по желанию клиента. Клиенту (физическому или юридическому лицу) необходимо самостоятельно и предварительно пройти процедуру саморегистрации на портале “Системы электронных паспортов”, чтобы дилер имел возможность найти его в СЭП (по ИНН или СНИЛС) и сменить собственника (с дилера на клиента)». А вот наш собеседник в представительстве Chery уточнил, что не в курсе, вносит ли дилер данные покупателя как собственника, или нет: «Для этого дилер должен иметь отдельный ПК и спецоборудование. Не знаю, сколько наших дилеров это делает».
Итак, резюмируем. Если вы купили автомобиль и хотите числиться в ЭПТС как владелец — сообщите о своем желании дилеру и предоставьте все необходимые данные. Если дилер откажет со ссылкой на то, что он не подключен к СЭП или что его самого не прописал владельцем импортер или представительство, — смело грозите судом, потому как, согласно приведенному выше разъяснению Минпромторга, вносить следующего владельца должен предыдущий. Кстати говоря, на сайте Минпромторга в общем доступе размещен документ с длинным названием: «Реестр уполномоченных органов (организаций) и организаций-изготовителей, включаемых в национальную часть единого реестра уполномоченных органов (организаций) государств — членов Евразийского экономического союза и организаций — изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники». В этом перечне мы видим все автомобильные представительства.
В завершение пройдемся по ответам пресс-служб тех брендов, на которые покупатели жаловались за невнесение их данных как владельца. В Renault нам сообщили, что «”Рено Россия” подключена к системе электронного паспорта и работает с ее функционалом в полном объеме. Компания вносит всю необходимую информацию о продаже автомобиля дилеру». Как мы понимаем, фраза «необходимую информацию» не означает внесение данных в поля «Иные сведения, носящие информационный характер». Между тем некоторые покупатели еще летом самостоятельно решили с Renault этот вопрос. Из пресс-службы Lada нам ответили: «Мы ничего не вносим и не управляем электронным ПТС». Что касается «Фольксваген Груп Рус», с которого и началась история этого материала, пресс-служба подтвердила нам, что «в настоящее время не вносит данные последующих собственников», и от дальнейших комментариев отказалась.