Для начала отметим, что многое из сказанного В. Путиным пока нельзя проверить. К примеру, фразу «около 70% поставщиков комплектующих — это наши российские компании» мы сможем оценить только после публикации заключения по Аурусу в «Реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ». Опять же, время покажет, каким будет спрос на машины. Вероятно, поначалу количество «добровольно-принудительных» покупателей будет относительно большим, тем более что многие (Газпром, ЛДПР), не дождавшись начала промышленной сборки, уже поставили в свои гаражи кустарные образцы, изготовленные в НАМИ.
Совсем уж непонятно, кто и как посчитал для главнокомандующего степень локализации Aurus в 53%. Дело в том, что в процентах для всего автомобиля локализация считалась во времена действия договоров о промсборке по соответствующей формуле. Ныне этот параметр считается в баллах, притом в рамках этого расчета действительно определяют в процентах некоторые вспомогательные показатели, к примеру, процент штампуемых в России деталей от массы кузова и процент деталей, отштампованных из российского металла. По такой же схеме считается изготовление рамы, подрамников и подшипников (ступичных и в коробке передач), топливного бака, лакокрасочных материалов, радиаторов и газовых баллонов, но опять же только для того, чтобы определить количество баллов локализации.
Между тем некоторые тезисы В. Путина вполне поддаются анализу, к примеру: «Разработка автомобилей Aurus велась в тесном сотрудничестве с автопроизводителями и инжиниринговыми центрами как Европы, так и Азии. Это расширило возможности в приобретении новых знаний и передовых, во многом уникальных компетенций. Но сделано еще было все очень быстро». А вот еще одна цитата: «И двигатель создан новый, отечественный, и коробка передач, и алюминиевое литье освоено». Короче говоря, вооружимся текстами государственных контрактов, дополнениями к ним, актами приемки-передачи и попробуем составить общую картину по разработке проекта Aurus в его нынешнем виде, которая началась в 2013 году, как водится, с облика машины. После чего каждый из читателей сможет оценить речь президента самостоятельно.
С разрешения нашего коллеги Глеба Рачко воспользуемся выдержками из материала, подготовленного по итогам интервью с директором Центра стиля НАМИ Юрием Черненко для журнала Classic & Sports Car. Юрий вспоминает, что в начале 2013 года был объявлен конкурс, в результате которого на вторую стадию прошли только 28 работ (скетчи НАМИ, компании «Маруся Моторс», кузовного ателье Cardi «и даже итальянского Bertone»). «В апреле 2013 года комиссия на уровне Минпромторга отобрала десять вариантов. Победная десятка дизайнов попала в огромный красивый фолиант, переданный в Кремль: выбор президента пал на вариант от НАМИ авторства Алексея Чвокина».
История красивая. Между тем еще 25 февраля 2013 года НАМИ заключает договор с неким ООО ПО «ТеДиКон», которому поручает выполнить «комплекс работ по теме: ”Разработка стилистической концепции автомобилей с кузовом лимузин, микроавтобус, внедорожник, входящих в группу автомобилей, объединенных термином РОУТ ”». Из технического задания, сформированного НАМИ, следует, что стилистические решения должны быть исполнены «в ключе современных автомобилей представительского класса», в развитии «стилистических решений представительских автомобилей из истории России и СССР». За все это дело ООО ПО «ТеДиКон» получает 500 000 рублей, причем вперед! «Авансовый платеж в размере 100% от стоимости работ в течение 5 (пяти) банковских дней с даты подписания настоящего договора». При этом итоги конкурса, о котором говорил Черненко, подвели в июле, то есть уже после того, как к проекту был подключен «ТеДиКОН» и Путин выбрал «вариант Алексея Чвокина».
Со слов Юрия Черненко, Путин одобрил первый ходовой макет лимузина, доставленный ему в резиденцию Ново-Огарево 22 января 2014 года. На нем были отчетливо видны элементы стиля будущей машины: «высокая фальшрадиаторная решетка с вертикальными хромированными элементами, горизонтальные молдинги на передних крыльях и на бортах кузова». Всю эту красоту навесили на Mercedes-Benz S 500 1996 года выпуска, который НАМИ купил у частного лица по договору от 14 июня 2013 года. Кстати говоря, 9 октября того же года заключен договор на поставку новенькой автоматической коробки ZF 8HP90SW за 274 000 рублей. Видимо, на тот момент в институте еще не определились с типом «автомата».
Между тем официальным днем старта проекта можно считать 13 сентября 2013 года, когда глава правительства Дмитрий Медведев подписал распоряжение № 1642-р «Об определении единственного исполнителя государственного заказа на выполнение пилотного проекта по разработке и постановке на производство отечественных автомобилей, предназначенных для перевозки и сопровождения первых лиц, а также других лиц, подлежащих государственной охране». Согласно документу, «единственным исполнителем» создания машины на базе единой модульной платформы (ЕМП) и стал НАМИ. Спустя более чем через месяц, 23 октября 2013 года, Министерство промышленности и торговли РФ заключает с НАМИ государственный контракт № 13411.3408336.20.01. А теперь — внимание.
В тот же день институт НАМИ в рамках этого государственного контракта заключает еще несколько договоров, но уже не как исполнитель, а как заказчик. За 7 122 830 рублей сотрудники «Маруси Моторс» должны выполнить «анализ стилевых решений выбранных базовых концепций автомобилей седан и SUV на основе демонстрационных макетов в масштабе ¼». В качестве исходных данных «Маруся» получает проработанные стилевые решения в виде 2D-эскизов и 3D-моделей внешних поверхностей. Согласно техническому заданию, приложенному к договору, инженеры «Маруси» должны опираться на «сегмент рынка автомобилей класса F и G по европейской классификации». Требуется изучить уже выпускаемые легковые машины и внедорожники, а именно «основные компоненты стиля вышеописанных автотранспортных средств». Целью работы стала «разработка и визуальная оценка концепции стилевого решения» седана и внедорожника для премиум-линейки автомобилей. Предполагаемым результатом научно-исследовательской работы «является задел для обоснования перспективных направлений прогнозно-поисковых и прикладных работ, методов для достижения желаемого результата». На все про все «Марусе» дали… одну неделю — сдать работу нужно уже 31 октября 2013 года.
Точно такой же срок окончания работ проставлен и в договоре с неким ООО «Е.М.М.» (цена контракта — 11,3 млн рублей). От исполнителя требуется провести «обзор и предварительную классификацию рынка автотранспортных средств премиум-сегмента. Обзор параметров и базовых технических характеристик, необходимых для проведения последующего анализа и разработки ТЗ для опытно-конструкторских работ для автомобилей седан и внедорожник (SUV), обеспечивающих уникальное торговое предложение и преимущество по сравнению с автомобилями-конкурентами в премиум-сегменте». Работа должна содержать «обзор путей достижения превосходства текущего технического уровня по основным параметрам премиум-сегмента», «обзор целевой аудитории», «разделение АТС по основным рыночным сегментам», «обзор параметров и технических характеристик основных компонентов АТС (ДВС, трансмиссия, архитектура ЭСУ)». Ожидаемым результатом этой НИР помимо прочего должен стать «прогноз развития автотранспортных средств премиум-сегмента, основанный на выявлении новых тенденций и закономерностей». Мы видим, что уже на той стадии автомобили будущего «Кортежа» планировали к свободной продаже.
Итальянская Bertone, которая уже вроде как поучаствовала в конкурсе, тоже получает свой кусок пирога, причем куда более увесистый. Предметом договора с НАМИ, опять же от 23 октября 2013 года, становится разработка стиля проекта «Кортеж», «включающего в себя лимузин для президента России, микроавтобус и внедорожник». От итальянцев требуется «разработать 3D-модели внешних поверхностей», изготовить и поставить демонстрационные масштабные макеты всех трех моделей в масштабе 1:5. При этом НАМИ передают Bertone следующую информацию: концепцию стиля (видимо, тот самый «вариант Алексея Чвокина», на который указал Путин), «визуализацию лимузинов, внедорожников и микроавтобусов» (видимо, речь о результатах работы «ТеДиКона»), основные габаритные размеры и величину базы, информацию о «жестких» точках и пр. При этом к 6 декабря 2013 года должны быть готовы 3D-модели, а масштабные макеты — к 1 декабря. По этому договору итальянцы получают 415 000 евро, что по тогдашнему курсу составляет 17,4 млн рублей, и всю сумму НАМИ переводит авансовыми платежами.
Московскому университету «МАМИ», с которым договор заключается на следующий день, то есть 24 октября 2014 года, причитается всего 4 млн рублей. До 29 ноября 2013 года МАМИ должен «провести предварительную оценку стойкости конструкции кузова автомобиля к основным видам фугасного и баллистического воздействия» и «выдать рекомендации по возможной модернизации кузова в целях устранения факторов фугасного и баллистического взаимодействия». Исходными данными для проведения работ стали: «предварительное ТЗ на броневую защиту кузова» и «предварительные технические решения конструктивного исполнения кузова». На эти самые важные работы НАМИ отряжает куда меньше средств, чем на дизайн, а ведь, по логике, услуги МАМИ должны быть самыми дорогостоящими: одно дело изучить тенденции в сегменте рынка, и совсем другое — провести «моделирование газодинамической задачи подрыва безоболочечного взрывчатого вещества», «многовариантные расчеты для моделирования динамического напряженно-деформированного состояния кузова» и т. д. Однако, может быть, НАМИ заказывает это для чего-то другого, а не для будущего Aurus? Нет, именно для него, о чем свидетельствует текст договора: работы проводятся в рамках указанного выше государственного контракта.
20 ноября 2013 года НАМИ успешно сдает Минпромторгу первый этап работ, среди результатов которого мы видим: «функциональный пространственный посадочный макет для оценки рабочей позы автомобиля “Лимузин”», «2D-эскизы, 3D-модели, макеты в масштабе 1:5 стилистических решений экстерьера автомобиля “Лимузин”, в масштабе 1:4 автомобилей “Cедан” и SUV», а также «видеоролики, визуализирующие стиль автомобиля в движении». При этом НАМИ получает от государства уже 80 млн рублей! Второй этап Минпромторг принимает 10 декабря: не без помощи подрядчиков НАМИ определился в том числе и с «путями достижения и превосходства технического уровня» будущих машин «по основным параметрам». Появляется здесь и техническое задание на опытно-конструкторские работы по будущим Аурусам и их основным компонентам. По второму этапу НАМИ получает 270 млн рублей.
6 февраля 2014 года происходит примечательное событие. НАМИ размещает заявку на выполнение опытно конструкторских работ, точнее, «инженерно-консалтинговых работ по проекту “Кортеж”», оцененных в 464 440 евро. Перечислим самые интересные положения технического задания, из которого видно, что наряду с НАМИ над проектом вовсю и очень широко работает «Маруся Моторс». Исполнитель должен изучить «возможности ограничения веса и стоимости», «проверить расположение пяточной точки и посадочных мест в представленной НАМИ/Marussia компоновке и дать рекомендации НАМИ», «консультировать по основным компонентам и компоновке пассажирских мест для выработки концепции платформы НАМИ/Marussia», «определить профили и антропометрические параметры пользователей (пропорции тела, пол, возраст, размеры тела) для целевых рынков Европы и Китая», «проверить эргономичность задних сидений и дать предложения по седану, внедорожнику и удлиненному седану», «проверить эргономичность водительского кресла», создать «первый черновой проект основного макета компоновки седана + внедорожника НАМИ и автомобилей Marussia», при этом все исходные данные для первой концепции компоновки НАМИ должен предоставить исполнителю до 31 марта 2014 года. Вот интересное замечание: «в рамках исследований эргономики будет рассматриваться европейское и китайское население».
От исполнителя ждут: «первичного описания концепции днища кузова, как можно лучше соответствующей концепции платформы», «первичную концепцию верхней части кузова и приблизительную идею устройства дверей и крыши в седане НАМИ (главного автомобиля)», «создание первого варианта конструкции днища кузова в соответствии со стратегией платформы автомобилей НАМИ/Marussia», «разработки/оптимизации основной структуры днища кузова для достижения основных функциональных целей (прочность при ударе, жесткость)». А вот еще интересное замечание: «серьезные проблемы компоновки основных компонентов (двигатель и трансмиссия, шасси, топливная система, выхлопная система и т. д.) должны быть разрешены до середины марта». На такой важнейший этап НАМИ отводит исполнителю полтора месяца номинально, а фактически — меньше. При этом ТЗ содержит еще ряд неординарных работ вроде создания «матрицы сложности платформы», включающей определения «количества стандартных и уникальных деталей по всем производным моделям». Но интересно во всем этом другое: закупка была признана несостоявшейся по причине отсутствия заявок… Нам трудно квалифицировать эту попытку: то ли она была продиктована искренним желанием найти, то ли еще чем-то, ведь согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок, подписанному уже на следующий день после размещения заявки, то есть 7 февраля, «к окончанию срока подачи котировочных заявок не была подана ни одна заявка».
Как бы то ни было, 28 февраля 2014 года НАМИ и Минпромторг заключают еще один государственный контракт № 14411.1616718.20.01 с названием почти как у первого: «НИОКР ”Разработка и постановка на производство отечественных автомобилей на базе единой модульной платформы, обеспечивающей создание автотранспортных средств, предназначенных для перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране”. Шифр “ЕМП”». Акт сдачи-приемки по первому этапу «Разработка эскизного проекта» был подписан 22 июля 2014 года. За это НАМИ получил от Минпромторга 918 550 000 рублей, то есть почти один миллиард. Акт сдачи-приемки по второму этапу «Разработка технического проекта» стороны подписали 28 ноября 2014 года, за что НАМИ получил уже почти 2 млрд рублей, а точнее — 1 974 450 000 рублей.
Есть ли у нас интересные детали? Да. Перечислим некоторых крупных «исполнителей и соисполнителей работ». Среди зарубежных компаний это Magna Powertrain, Magna Engineering, GKN Land System, Robert Bosch, Continental, EDAG, Porsche Engineering, TRW, Brembo, Bertone, Pininfarina, Harman, FEV, Ricardo, Magneti Marelli, Valeo, Hella и другие. Собственно, подкованный читатель, да и просто автомобилист, который самостоятельно занимался ремонтом своей машины, прекрасно представляет себе, чем занимаются эти компании. Пока отметим, что за Porsche Engineering остался мотор V8, что, кстати, отметил и Юрий Черненко в упоминавшейся беседе с Глебом Рачко. В этом смысле референты президента Путина, которые готовили ему речь для открытия сборки Аурусов в Особой экономической зоне «Алабуга», сработали не лучшим образом, подсунув ему фразу про «отечественный двигатель».
В какой мере коробка — отечественная, это отдельный разговор, отметим только, что она формально осталась за фирмой «КАТЕ», где генеральным директором трудится Нагайцев Максим Максимович, сын бывшего гендиректора НАМИ Нагайцева Максима Валерьевича, при котором все эти события и разворачивались. Другое дело, что в создании Ауруса действительно участвовал не один десяток отечественных компаний, среди которых — КАМАЗ, УАЗ, «ОКБ Аэрокосмические системы» и даже «Ё-Инжиниринг». В общем, неудивительно, что из 2,893 млрд рублей по этому государственному контракту 2,288 млрд пришлись на оплату привлеченных партнеров. Что касается НАМИ, фонд оплаты труда планировали на уровне 160 млн рублей с тем расчетом, что «среднемесячная зарплата одного сотрудника составит ориентировочно 80 000 рублей». Негусто, прямо скажем, за набор уникальных знаний и компетенций, впрочем, еще со времен СССР инженеры-автомобилестроители много не зарабатывали… Судя по «Расшифровке затрат по статье “Фонд оплаты труда с налогами”», эта сумма — «грязная». Для примера приведем некоторые «грязные оклады». Самым высокооплачиваемым стал, понятно, «Начальник проекта» в единственном числе с зарплатой в 150 000 рублей. Под «начальников участка» зарезервировали пять кадровых единиц и по 125 000 в месяц на каждого. «Ведущему конструктору» отрядили 120 000, «научному сотруднику» — только 100 000. На ставки «ведущего инженера» и «ведущего инженера-конструктора», куда планировали набрать по 12 человек, положили всего по 80 000 рублей. За вычетом налогов получаются крохи: и стоило пять лет осваивать высшую математику, теоретическую механику, сопротивление материалов, теорию машин и механизмов и кучу спецпредметов, чтобы зарабатывать меньше, чем московский таксист?..
Пять миллионов рублей зарезервировали на командировочные расходы: 767 000 рублей — по России, остальное — на заграничные поездки. Но это — только для первого этапа проекта по этому госконтракту, на второй этап отвели еще 10 «лямов», из которых на РФ планировали потратить менее 400 000.
Но, конечно, эти затраты несопоставимы со стоимостью разработки, и здесь мы опять видим запараллеливание процессов. К примеру, эскизные проекты по двигателю V12 были заказаны фирмам Ricardo, AVL, FEV, притом что оценивала работу иностранцев «Бауманка». На это ушло 75 млн. Направление «кузов» съело еще 200 млн: эскизным проектированием кузова базовой платформы занимался EDAG и сразу несколько наших фирм — ФГБОУ ВПО СПбГПУ, «Лаборатория “вычислительная механика”», «Политех инжиниринг» взвалили на себя «разработку элементов каркаса кузова и конструктивных элементов бронирования». Перепал подрядик и одиозному «Ё-Инжинирингу» — «разработка эскизного проекта MPV и SUV»!
На втором этапе работы суммы возросли, к примеру, с 5 млн рублей, выделенных на маркетинг на первом этапе, сумма поднялась до 43,5 млн. LMS получила свою долю за «отчет о бенчмаркетинге», GFK — за «отчет о carclinic», агентство JATO — за «анализ ТТХ и спецификации выбранных моделей конкурентов». Ей богу, я бы дорого дал за то, чтобы посмотреть на эти «исследования». «Направление ДВС» на втором этапе съело уже 340 млн — те же компании трудились над техническими проектами по V12, которые все так же оценивала «Бауманка».
Еще до окончания работ по второму государственному контракту НАМИ начал подыскивать «автомобили-доноры для агрегатоносителя шасси в рамках проекта “ЕМП”». Вот заявка на Audi Q7: требовался экземпляр с бензиновым мотором V8 выпуска 2006-2009 годов. Желающих поставить такой образец за 925 000 рублей не нашлось и покупка не состоялась. А вот еще две заявки на Audi Q7. На них выделяют уже по 1,5 миллиона. Первый «закупаемый автомобиль-донор предназначен для постройки на его базе ходового макета автомобиля SUV». И далее: «при изготовлении ходового макета будет использоваться основание кузова автомобиля-донора с силовыми элементами, включая моторный щит с установленными на основании кузова силовыми агрегатами, трансмиссии, компонентов шасси, в том числе подвески, рулевого управления и тормозной системы. Системы, обеспечивающие работоспособность двигателя и трансмиссии, как и система электрооборудования и электронные системы шасси, остаются от автомобиля-донора». Второй Audi Q7 планируют пустить на MPV. Это, напомним, октябрь 2015 года.
В мае 2015 года НАМИ размещал заявку на закупку BMW F01 760i/Li, отрядив уже 3 миллиона, в июне — на закупку Mercedes-Benz Viano/Vito, для которого нашли только миллион. Само собой, полным ходом изучали и зарубежные агрегаты, в том числе и коробки: институт размещал заявки на мерседесовский 9G-Tronic, на «автоматы» от BMW, Audi, Volvo, в том числе и с двумя сцеплениями… А вот контракт в полмиллиона рублей на поставку «блока управления ДВС Motec M182», а вот «Центр автомобилей и тракторов НАМИ» возжелал в рамках проекта «ЕМП» раздаточную коробку с «постоянным задним приводом и подключаемой по требованию передней осью при помощи электронно-управляемой многодисковой фрикционной муфты (on demand, ATC, x-drive)», которую для Аурусов в итоге спроектирует упомянутая Magna. Кстати говоря, многие наши коллеги, присутствовавшие, как и мы, на презентации Aurus Senat на Московском салоне в 2018 году, обратили внимание на знакомые контуры сидений. И действительно, вот заявка НАМИ от февраля 2016 года на закупку восьми комплектов сидений Audi A8 — передних правых по артикулу 4H1 881 020 F и передних левых по артикулу 4H0 881 019 D. «Цвет и материал обивки: не имеет значения. Комплектация: с максимальным количеством регулировок положения сидений, наличие функции вибромассажа и вентиляции не обязательно».
Однако вернемся к государственным контрактам по модельному ряду на платформе «ЕМП». 5 декабря 2014 года, то есть спустя несколько дней после закрывающего акта-приемки передачи по второму контракту, Минпромторг и НАМИ заключают третий, самый крупный контракт № 14411.1616718.20.02., который обошелся налогоплательщикам в 8 051 000 000 рублей (то есть чуть более 8 млрд). Назывался этот контракт так же, как и второй, только шифр работ поменяли с «ЕМП» на «ЕМП-ОКР». Удивительно, но первый акт приемки-передачи по нему подписали уже 19 декабря, то есть спустя менее чем две недели. Заказчик получил: проект экспериментально-производственной базы для изготовления прототипов и комплектующих проекта «ЕМП», технические требования к специальному оборудованию экспериментально-производственной базы, кроме того, была закуплена часть «специального оборудования». 29 апреля 2015 года по акту № 2 принимают рабочую конструкторскую документацию на «Прототип А автомобиля “Седан”», утвержденные «стилевые эскизы автомобилей, 3D-компоновку платформы и 3D-компоновку автомобиля “Седан”», но главное, появляется «макет в масштабе 1:1 автомобиля «Седан». 30 июня по акту № 3 принимают очередную дозу документации на прототип А, при этом готова и часть документации на «Седан» и «Лимузин» в специсполнении, то есть бронированные. Вместе с тем появляются прототип А коробки, прототип А двигателя, первые изготовленные детали по прототипу А двигателя, изготовленный агрегатоноситель шасси, макет в масштабе 1:1 автомобиля «Лимузин». Ко 2 октября 2015 года помимо уже знакомых нам пунктов НАМИ подготовил исследование по «анализу путей реализации разработки коммерческого автомобиля для продажи на открытом рынке», детали кузовов прототипов А автомобилей «Седан» и «Лимузин» в специсполнении, виртуальный прототип. 18 декабря НАМИ сдает Минпромторгу акт двух стадий испытаний АКП, протоколы первичных испытаний двигателя, макет в масштабе 1:1 микроавтобуса, протоколы испытаний агрегатоносителя, «концепцию обеспечения запчастями и гарантией». Для версии, предназначенной к продаже на открытом рынке, подготовлена «маркетинговая концепция нового продукта», «описание потребительской ценности», «список уникальных потребительских свойств», «концепция продвижения автомобиля на рынок», скетчи и рендеринг двух выбранных вариантов стиля, макеты экстерьера и интерьера в масштабе 1:1 (в двух вариантах), отчет по аэродинамике, посадочный макет и технический отчет результатов его оценки, результаты проверки цифрового макета, сорсинг-план на поставщиков инжиниринговых услуг и закупку комплектующих, концепция технологии и производства.
31 мая 2016 года заказчик принял макет внедорожника в масштабе 1:1 — как в варианте для продажи на открытом рынке, так и для использования государственными службами, еще несколько прототипов А седана. Кроме того, разработчики финишировали со второй стадией испытаний прототипа А двигателя. 31 августа 2016 года НАМИ сдал еще несколько прототипов А седана и комплект рабочей конструкторской документации на прототип В автомобиля «Седан». С учетом результатов испытаний прототипа А была проведена калибровка математических моделей, изготовлен прототип №1 А автомобиля «Лимузин» для продажи на открытом рынке. Наконец, 23 декабря 2016 года подписан Акт № 8 сдачи-приемки этапа № 5 по третьему госконтракту между Минпромторгом и НАМИ. Здесь появился уточненный перечень оборудования и инвестиций для серийного изготовления автомобиля категории М1 для продажи на открытом рынке, предварительный бюджет капитальных вложений, результаты комплексного анализа продукта, прототипы двигателя и прототипы автомобиля. По автомобилям для госструктур видим такие позиции, как «прототип № 2 автомобиля “Лимузин”», «ходовой макет (мул) автомобиля “Микроавтобус” в доработанном кузове автомобиля “Седан”, прошедшего испытания», «утвержденная финальная версия бизнес-плана проекта», «стратегия дилерской сети по всем автомобилям семейства» и т.д.
Короче говоря, «Разработку и постановку на производство отечественных автомобилей на базе единой модульной платформы, обеспечивающей создание автотранспортных средств, предназначенных для перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране» Минпромторг посчитал законченной. В рамках проекта был изготовлен и прототип коммерческого автомобиля для продажи на открытом рынке. Мы не будем подсчитывать средства, вложенные в проект, это тема отдельного разговора, тем более здесь уже официальными документами не обойтись. Отметим лишь, что несомненным бенефициаром проекта стал НАМИ, который капитально отремонтировал здания, положил асфальт на дорогах дмитровского полигона, получил уникальнейшее испытательное и производственное оборудование, которое, правда, непонятно где теперь пригодится, равно как и те самые приобретенные «компетенции» российских инженеров, о которых сегодня говорят с самых высоких трибун.
Возвращаясь к тезисам президента. Действительно, к проекту были привлечены сотни подрядчиков и тысячи специалистов по всей стране, но возникает законный вопрос: а не правильнее было бы потратить эти колоссальные силы на проекты для массового покупателя, то есть для нас с вами, а не для нескольких лиц, «подлежащих государственной охране», и на тех чиновников и олигархов, которые, стараясь угодить Товарищу Первому, отталкивая друг друга, рванут за Аурусами? Разве у нас мало действительно народных автомобильных проектов, которые не состоялись исключительно из-за отсутствия финансирования? У нас таких проектов тьма-тьмущая, один «Русский Прадо» чего стоит… И почему бы эти вожделенные «компетенции» не формировать в процессе создания именно таких, нужных людям автомобилей, почему нам непременно нужны проекты циклопических масштабов, к которым как нельзя лучше подходит шутка Владимира Владимировича о том, что разница между комической стороной вещей и их космической стороной зависит от одной свистящей согласной?
Дабы не выйти за рамки автомобильного ресурса, на сегодня мы откланиваемся и отметим, что тема создания Ауруса еще далеко не исчерпана…